Урок обществознания в 10 классе «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»

4
2
Материал опубликован 2 March 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

/data/files/u1488437993.pptx (Социальные нормы и отклоняющееся поведение)

Тема: Социальные нормы и отклоняющееся поведение (Урок обществознания в 10 классе)

Цели:

Образовательная: рассмотреть понятия социальные нормы, формальные, неформальные санкции, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение.

Развивающая: привить умения сравнивать, прослеживать причинно-следственные связи, Обобщать.

Воспитательная: воспитывать навыки социального поведения.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Рассмотрение нового материала

3.1 Социальные нормы.

Вопрос к классу (Сл. 2):

-Что такое «норма»? (Учитель выслушивает ответы учащихся). Кто придумывает нормы и зачем они нужны? (Ответы учащихся).

Систематизируем ответы учащихся и формулируем определение.

Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

(Сл.3)Работа со схемой в учебнике (с. 154). Вместе с классом рассматривается каждая социальная норма. Приводятся примеры.

Делается акцент на различиях правовых и моральных социальных норм. Как правило, ученики знают эти различия и дают четки ответ: «Правовые нормы закреплены в законах, обеспечиваются силой государства. Мораль несёт оценочны характер, нарушение встречает общественное осуждение».

(Сл. 4)Рассматривается классификация видов социальных норм.

--Кроме рассмотренных социальных норм существуют и другие виды социальные нормы:

- По способу регулирования различают писанные и неписаные социальные нормы. К писанным социальным нормам относят формально зафиксированные, например, в конституции, уголовном праве и других нормативно-правовых актах, соблюдение которых гарантируется государством. Неписаные закреплены лишь традициями, обычаями и т.д.;

- По степени обязательности: побуждающие, запрещающие, императивные, рекомендательные.

- По масштабу: общечеловеческие, национальные, классовые, групповые;

(Сл. 5) Рассмотрение отличий социальных норм от других видов норм.

- Существуют различные нормы, например, технические или биологические. Как вы думаете, чем они отличаются от социальных? (Ответы учащихся). Т.е. это правила обращения с природными и техническими объектами. Социальные нормы регулируют отношения в самом обществе, между людьми. Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает знание социальной нормы и ее осознание, мотив и само действие.

(Сл. 6) Рассмотрение способов регулирования социальных норм.

(Сл. 7-8) Выполнение заданий по теме.

3.2 Социальный контроль. Работа с текстом (с.155-157)

Работа со схемой в презентации Сл.9-10.

- Что такое социальный контроль?

- Как работает социальный контроль?

- Каким бывает социальный контроль?

- Что такое санкции?

- Приведите примеры формального и неформального социального контроля.

- Что такое самоконтроль? Что является наиболее важным в процессе самоконтроля?

Вывод: важнейшими элементами социального контроля являются социальные нормы, общественное мнение, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль.

(Сл 12-13) Выполнение заданий по теме.

3.3 (Сл. 13) Отклоняющееся (девиантное) поведение – социальное поведение, несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе. Т.е. это поведение, которое кажется не привычным или не понятным обществу. Оно может быть положительным и отрицательным. Негативные отклонения от социальных норм проявляются в преступлениях, аморальных поступках. Позитивное, направлено на преодоление устаревших норм или стандартов и связано с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы. Это может быть героизм, серхтрудолюбие, инициатива, талант, гениальность и т.д.

(Сл. 14) Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном в русле представлений о девиации как результате аномии, т.е. процесса разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

-инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);

-ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;

-ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);

-бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).

Особенно опасны социальные отклонения как массовые явления: преступления, алкоголизм, наркомания, религиозны фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм – все это наносит урон человечеству.

(Сл. 15) Работа с текстом стр. 158-159.

- Каковы же причины девиантного поведения? (ответы учеников)

- Что лежит в основе каждой из этих причин? (ответы учеников)

- Почему по вашему биологические причины девиантного поведения были подвергнуты критике?

(Сл. 16) Рассмотрение делинквентного поведения.

Вопрос к классу:

- Рассмотрите изображения на слайде. Как вы можете их прокомментировать?(ответы учащихся)

Совокупность противоправных проступков, или преступлений (мошенничество, хищения, взятки и т.д.) называется делинквентным поведением.

3.4 Объяснение пункта «Преступность»

(Сл. 17) Выполнение задания

Подведение итогов.

Д/з: Прочитать параграф 14, выполнить задания к параграфу.

Использованные источники:

-Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под.ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. – М. : Просвещение, 2014. – 335 с.

-Обществознание: Новый полны справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд.перераб. и доп. – М. : АСТ: Астрель, 2016 . – 542 с.

-Материалы с сайта ФИПИ: www.fipi.ru

Предварительный просмотр презентации

Социальные нормы и отклоняющееся поведение Урок 19

Социальные нормы Что такое «норма»? Кто придумывает нормы? Зачем они нужны? Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Виды социальных норм Социальные нормы Обычаи и традиции Правовые нормы Моральные нормы Эстетические нормы Политические нормы Религиозные нормы Правила этикета

Виды социальных норм По способу регулирования Писанные Неписанные По степени обязательности исполнения Побуждающие Запрещающие Императивные Рекомендательные По масштабу Общечеловеческие; Национальные; Классовые; Групповые; Межличностные

Отличие социальных норм от других видов норм Чем биологические, технические и медицинские нормы отличаются от социальных? Обращение с техникой Обращение с химическими веществами Обращение с природой Социальные нормы регулируют отношения между людьми.

Способы регулирования людей социальными нормами

Задание Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) социальная норма 2) санкции 3) эксперимент 4) гипотеза 5) добрый поступок 6) свободный выбор

Задание Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ ВИДЫ НОРМ А) правила, сохраняющиеся на 1) этикет протяжении веков и указывающие, 2) корпоративная норма как вести себя в повседневной жизни 3) закон Б) детальные правила вежливого поведения 4) обычай В) правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения

Социальный контроль Социальный контроль социальные санкции социальные нормы Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Социальный контроль Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. Санкции Позитивные Негативные Внутренний (Самоконтроль) Внешний Формальный Неформальный

Задание Установите соответствие между видами социального контроля и иллюстрирующими их конкретными примерами. ПРИМЕРЫ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ A) молодые люди 1) моральные нормы уступили место в вагоне метро 2) правовые нормы пожилой паре Б) водитель в положенный срок прошел технический осмотр своего автомобиля B) сын-школьник признался родителям в получении «двойки» Г) гражданка Н. оформила доверенность на управление принадлежащей ей автомашиной племяннице Д) М. решила помочь подруге подготовиться к олимпиаде по истории Е) директор школы созвал заседание попечительского совета

Задание Установите соответствие между отдельными санкциями и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. САНКЦИИ ТИПЫ САНКЦИИ A) Премирование 1) формальные санкции Б) слава 2) неформальные санкции B) почёт Г) увольнение Д) штраф Е) презрение

Отклоняющееся (девиантное) поведение Отклоняющееся (девиантное) поведение – социальное поведение, несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Типология девиантного поведения инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения; ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения; ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения; бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые. Р. Мертон

Причины девиантного поведения Биологические; Психологические; Социологические.

Девиантное и делинквентное поведение Джулио дель Торре. Детская драка Преступление и наказание. Ф.М. Достоевский. Иллюстрация

Задание Установите соответствие между видами отклоняющегося поведения и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ A) молодой человек собирает 1) позитивное коллекцию старинных дверных 2) негативное замков, в его коллекции уже более 300 экземпляров Б) предприниматель Н. открыл в своём родном городе музей крестьянских промыслов, в котором в свободное от бизнеса время проводит экскурсии для посетителей B) футбольный болельщик во время матча выстрелом петарды нанёс травму вратарю команды-соперника Г) граждане Н. и П., отмечая уход в отпуск, злоупотребили алкоголем и устроили драку на своём рабочем месте Д) 12-летняя М. выиграла международный конкурс исполнителей оперы и начала выступать в местном театре Е) 16-летнего гражданина П. после победы на международной олимпиаде по математике зачислили на механико-математический факультет МГУ

Домашнее задание Прочитать параграф 14, выполнить задания к параграфу.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Презентация интересная.Но вы указываете,что урок для 10 класса.Учебник пишете для 11 класса

30 March 2017

Прошу прощения за ошибку, к сожалению не могу исправить.

4 April 2017