12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Румянцева Людмила Васильевна162

Современные технологии в работе педагога: дидактический синквейн.

(Румянцева Л.В., учитель-логопед МАОУ Белостолбовская СОШ,                        г. Домодедово, Московская область)

  Речь является одной из важнейших функций человека. Благодаря речи формируются высшие формы познавательной деятельности, понятийное мышление. Значение слова – это обобщение, а значит является не только единицей речи, но и единицей мышления. Речь и мышление развиваются независимо друг от друга, но в процессе психического развития ребёнка возникает новая функция – речемыслительная деятельность, речевое мышление.

 Другая важнейшая функция речи – общение, создание специфических, характерных только для человека, социальных контактов.

 Речь регулирует поведение ребёнка, способствует осознанию и планированию различных видов деятельности, как индивидуальной, так и коллективной. Таким образом, речь необходима на всех этапах жизни человека: ребёнку для правильного формирования личности и обучения, взрослому для социального и профессионального роста.

 В настоящее время отмечается тенденция к росту речевой патологии. Это связано с различными факторами: биологическими, экономическими, социальными. Жизнь современных людей протекает при больших скоростях, мощных  информационных потоках, в быстро меняющихся социальных условиях. Общение через Интернет приводит к уменьшению личного общения. Зачастую люди не слышат голоса друг друга, заменяя его на текст в мессенджерах. Речь становится более быстрой, краткой, деловитой, лишённой яркости, эмоциональности. Уровень речевой компетенции определяется по словарному запасу ребёнка, его умению актуализировать слова в самостоятельной речи. «Бедная» речь взрослых, преимущественное общение с гаджетами, а не с родителями, приводит к замедлению речевого развития у детей, низкому уровню речевой компетенции.

 Опыт работы показывает, что современные дети, даже не имеющие речевой патологии, часто затрудняются в подборе слов, используют слова в неправильном значении (смешивают одежду, обувь и головные уборы или животных, птиц и рыб), заменяют название обобщающим словом или, наоборот, не могут подобрать обобщающее слово, название части предмета заменяют названием целого. Большие затруднения дети испытывают при составлении словосочетаний и предложений именно из-за подбора нужных слов.

 Обучение в школе предъявляет высокие требования к речи учеников: дети пишут сочинения и изложения, выступают с докладами и презентациями, сдают экзамены. Успех устного ответа на уроке тоже зависит от правильности и богатства речи.

 Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.  Синквейн в переводе с французского языка обозначает «пять строк».  При этом написание каждой строки подчиняется определённым правилам.

 Правила построения синквейна (1 вариант).

Первая строка стихотворения – его тема. Представлена она всего одним словом и всегда существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих её. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

Третья строка – три слова. Это глаголы, относящиеся к теме синквейна, характеризующие её. 

Четвёртая строка – это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составитель высказывает своё отношение к теме. Это может быть предложение, составленное учеником самостоятельно, или крылатое выражение, поговорка, пословица, цитата, обязательно на заданную тему.

Пятая строка – одно слово, которое подводит итог, обобщает. Чаще всего это синоним к теме стихотворения.

При создании дидактического синквейна допустимы незначительные отклонения от основных правил: можно изменять количество слов в той или иной строке или части речи, оговорить конкретное количество слов в составленной фразе. Все правила нужно оговаривать и уточнять заранее.  

 Для школьников важно уметь составлять предложения, делать выводы, выделять главную мысль. Здесь можно применить другой вариант построения синквейна.

 Правила построения синквейна (2 вариант).

Первая строка стихотворения – его тема, существительное.

Вторая строка – два слова,  прилагательные, описывают тему.

Третья строка – три слова, глаголы, характеризуют тему. 

Четвёртая строка –  предложение, составленное учеником самостоятельно, которое подводит итог, обобщает, выражает идею данного существительного; или крылатое выражение, поговорка, пословица, цитата на избранную тему.

Пятая строка – предложение, объясняющее личное отношение составителя к данной теме. Это всегда фраза, составленная учеником самостоятельно.

 Работу по составлению синквейна нужно вести поэтапно.

1). Сначала обязательно повторить схему, оговорить все условия. Это могут сделать либо учитель, либо ученики. Можно записать схему на доске, например:

1 – С                                 Или                1 – С

2 – П+П                                                   2 – П+П

3 – Г+Г+Г                                               3 – Г+Г+Г

4 – идея.                                                  4 – Я (моё мнение).

5 – Я (моё мнение).                                5 – обобщение, итог.

2). Выбрать слово и обязательно уточнить его значение, если слово многозначное или возможны различные толкования (часы – механизм или время, класс – помещение или люди).

3) Обязательно уточнить, что подбираемые прилагательные и глаголы должны быть согласованы с существительным-темой.

4) Дети предлагают разные варианты прилагательных и глаголов, важно выбрать самые подходящие, самые точные слова. Если дети затрудняются в подборе слов, необходимо задавать наводящие вопросы.

5). То же самое с предложениями. Дети предлагают различные варианты, нужно выбрать самое удачное, характеризующее предмет наиболее полно.

6) Личное отношение дети высказывают каждый своё, учителю необходимо скорректировать синтаксическое построение, не навязывая своё мнение.

7). Записать в тетрадь: 1-4 строки одинаково, 5 – может быть разной или 1-3 и 5 строки одинаковые, 4 – у каждого своя (в зависимости от варианта написания синквейна). Например:

Весна.

Ранняя, холодная.

Пришла, залила, расцвела.

Весна – красивое время года.

А дальше – варианты.

а) Я люблю весну.

б) Весной у меня день рождения.

в) Весной день рождения моей мамы.

г) Весной мы празднуем День Победы.

д) Весной бывает Пасха (ребёнок посещает воскресную школу).

8) Составленный синквейн нужно обязательно прочитать вслух чётко, внятно, с выражением. Читает кто-то из детей.

 

Считается, что синквейн возник в начале ХХ века в США под влиянием японской поэзии. Тогда имели значение количество слогов в каждой строке и расстановка ударений. В дальнейшем, именно для развития речевых навыков, американскими психологами был разработан дидактический синквейн, который основывался не на слоговой, а на смысловой и синтаксической заданности каждой строки.

 Дидактический синквейн развивает как умение подбирать нужные слова, так и умение выделять наиболее существенные элементы в объёме информации, кратко и по существу формулировать выводы. Составляя синквейн, обучающийся реализует свои интеллектуальные и творческие качества. Кроме того, удачно составленный синквейн имеет яркую эмоциональную окраску. Например, синквейны о школе, составленные учениками 4 класса, посещающими логопедическую группу по преодолению нарушений письма и чтения. (Примечание: синквейн составляли в классе вместе с учителем-логопедом. Слова и предложения обсуждали вместе. Каждый учащийся записал в тетрадь то, что посчитал нужным.) Получилось следующее:

(1) Школа.                                                  (2) Школа.

Большая, светлая.                                 Большая, светлая.

Учимся, играем, смеёмся.                    Учат, заставляют, мучают.

В школе много друзей.                         В школе много детей.

Я люблю школу.                                    Я не люблю школу.

 Тему для синквейна можно взять любую, любое слово-существительное, исходя из речевых возможностей участников. Синквейн можно написать о своём классе, временах года, домашнем питомце, праздниках, родителях литературных или исторических героях. В литературе по данной теме приведены примеры составления синквейнов на уроках литературы, русского языка, истории, а также биологии, химии, физики, математики и даже физкультуры. 

  Окно.

Большое, светлое.

Освещает, защищает, радует.

Я люблю смотреть в окно на небо и облака.

Окно – полезная вещь.

(Примечание: это самое первое стихотворение, составленное обучающимися 4-го класса, посещающими логопедические занятия по преодолению нарушений письма и чтения, после объяснения правил построения синквейна.)


 Приём «дидактический синквейн» универсален. Его можно применять у детей дошкольного возраста при изучении лексических тем. Например:

Кукла.

Красивая, нарядная.

Играем, радуемся, бережём.

Моя кукла самая красивая.

Игрушка.

  В школе можно составить синквейн практически на любом этапе урока. Это зависит от желания учителя (у учеников желание, как правило, есть всегда, так как эта работа вносит разнообразие в любой урок). Интересно составить пятистишие на занятиях во время внеурочной деятельности.

 На любом этапе группового и подгруппового логопедического занятия – организационный момент, ход занятия или его окончание – есть место для составления синквейна.

 На индивидуальных занятиях по исправлению звукопроизношения можно составить синквейн из слов, насыщенных нужным звуком. Эту работу можно провести с ребёнком на занятии или задать на дом. Например: автоматизация звука Л (составлен ребёнком 6,5 лет вместе с мамой дома).

Лиса.

Ловкая, ласковая.

Ловит, лает, лазает.

Лиса – сказочная плутовка.

Лесное животное.

 Синквейн можно использовать как для индивидуальной,  так и для групповой работы; можно задать домашнее задание, проверить усвоение знаний на уроке, устроить соревнование. Вот какие пятистишия составили ученики 4 класса, прочитав сказку Б.Корнилова «Как от мёда у медведя зубы начали болеть».

Медведь. – 1 место.                                         Медведь. – 3 место.

Довольный, нарядный.                                   Старый, больной.

Пляшет, чистит, бережёт.                               Украл, убежал, заболел.

Здоровые зубы – здоровое тело.                    Плохие зубы – плохое здоровье.

Всегда ухаживай за зубами.                           Мы знаем, как ухаживать за зубами.


Медведь. – 2 место.                                          

Глупый, жадный.                                  

Объелся, заболел, заплакал.                

Береги зубы смолоду.                           

Мы чистим зубы каждый день.           


 Помимо составления синквейна, существуют и другие варианты работы с этой формой. Их можно применять, когда схема пятистишия уже хорошо усвоена.

1. Синквейн-загадка: в пятистишии не указано первое слово. Прочитав стихотворение, дети должны угадать, о чём оно.

… (Облако).                                                        … (Солнце).

Белое, пушистое.                                               Яркое, горячее.

Летит, висит, меняется.                                     Освещает, согревает, обжигает.

Похоже на большую кучу ваты.                       Летом греет, а зимой – нет.

Люблю смотреть, как оно летит по небу.        Наше светило.

2. Допиши синквейн. Проанализировать стихотворение, определить недостающую часть и вписать так, чтобы не был нарушен смысл стихотворения (здесь интересно работать с многозначными словами).

3. Исправь синквейн, сделай лучше, подбери более точные слова. Например.

Лето.                                                       Лето (после исправления).

Жаркое, горячее.                                    Жаркое, весёлое.

Наступило, прошло, кончилось.          Радуемся, отдыхаем, играем.

Я люблю лето.                                        Я очень люблю лето.

Отдых.                                                     Каникулы! Ура!

4. Опираясь на синквейн, составь рассказ.

5. Синквейн-задача: включение в правила составления синквейна грамматической задачи (использовать максимальное количество однокоренных слов, все глаголы в 3-ей строке должны быть с приставкой раз- (рас-), все глаголы должны быть в прошедшем времени, все слова в 1-3 строках, а по возможности и в 4-й, должны начинаться на одну и ту же букву – синквейн-тавтограмма и т. д.) Такое усложнение способствует активизации мышления и внимания.

   Таблица. Грамматический синквейн (синквейн-задача).

Грамматическая задача

Образец синквейна

1

Составь синквейн, используя максимальное количество однокоренных слов.

Бег

Беговой, беглый.

Побежать, убежать, забежать.

Бег укрепляет здоровье.

Я хороший бегун. (Я быстро бегаю.)

2

Составь синквейн так, чтобы все(!) глаголы были в прошедшем времени.

Снег.

Пушистый, нарядный.

Выпал, полежал, растаял.

Я долго любовался на первый снег.

Зима (Зима пришла.)

3

Составь синквейн так, чтобы в глаголах 3-ей строки была приставка раз-(рас-).

Ученик.

Младший, старший.

Разучивает, раздумывает, рассуждает.

Мы – ученики 4Б класса.

Наш класс дружный и весёлый.

4

Составь синквейн так, чтобы все слова в первых 4-х строках начинались на одну и ту же букву (синквейн-тавтограмма).

Собака.

Седая, слепая.

Спит, сопит, скулит.

Старой собаке снится сон.

У меня есть собака – щенок овчарки.

5

Составь синквейн так, чтобы в предложениях были однородные члены.

Семья.

Дружная, добрая.

Живём, заботимся, любим.

Семья – это счастье и опора в жизни.

У меня большая семья – мама, папа, две сестры, бабушка и дедушка.



Необходимо выделить ряд неоспоримых преимуществ данного метода.

1. Является универсальным: просто использовать, не занимает большого количества времени, практически не требует подготовки, можно использовать на любом этапе урока, по любому предмету, в любом возрасте, как метод обучения и как игру.

2. Повышает интерес к изучению и повторению материала, мотивацию и самооценку.

3. Развивает речь, мышление (образное, аналитическое, критическое), воображение, умение чётко формулировать мысль.

4. Способствует применению полученных знаний для решения новых, нестандартных задач.

5. Позволяет реализовать личностные качества учащихся (интеллектуальные, творческие, коммуникативные, речевые), имеет выраженную эмоциональную окраску.

6. Ограничение количества слов и построчное выполнение задания развивают ориентировочные и регулирующие основы деятельности ребёнка.

7. Облегчает и стимулирует коммуникацию (между сверстниками, между учеником и учителем, между ребёнком и родителем).

8. Воспринимается как игра.


 Составляя синквейн, учащийся повторно обращается к содержанию изученной темы, что способствует более быстрому и качественному усвоению материала.

Чёткие правила построения синквейна  определяют для учащегося ориентировочную схему действий. Работая над пятистишием, учащийся проявляет и совершенствует не только интеллектуальные и творческие качества, но и коммуникативные навыки, выражает свои эмоции. Таким образом, работа над синквейном позволяет гармонично сочетать элементы трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностной, личностно ориентированной.

  Синквейн – это анализ и синтез информации, игра в слова, игра слов. Это поэзия, которая помогает творческому саморазвитию, внятному и красивому изложению своих мыслей. Это способ создания оригинальных стихотворений. Это неиссякаемый источник радости. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает всё большую популярность и всё чаще применяется в образовательном процессе.


Составление синквейна (выдержка из конспекта занятия по развитию речи, тема: «Хлеб», 2 класс, внеурочная деятельность).

Логопед: Сегодня мы обсуждали тему «Хлеб». Вспомнили, что вы знаете о хлебе, узнали новое на эту тему, послушали стихи, отгадали загадки, вспомнили сказки, где упоминается хлеб, пословицы про хлеб. Давайте составим синквейн про хлеб. Кто напомнит, что такое синквейн и как его составить?

Ученики. – Стихотворение из 5 строк: 1 – тема, 2 – 2 прилагательных, 3 – 3 глагола, 4 – моё отношение, 5 – обобщение темы. (Логопед пишет кратко схему на доске).

Логопед: – Правильно. Какая первая строка?

Ученики: – Тема. Существительное. Хлеб.

Логопед: – Какие прилагательные мы подберём к слову «Хлеб»? Какой бывает хлеб?

Ученики: чёрный, белый, вкусный, ароматный, жёсткий, батон, мягкий, чёрствый, невкусный, маленький, душистый, большой, плесневелый, буханка, круглый, длинный, с маслом …

(Примечание: сразу отвергаем «буханка, с маслом, батон» как существительные.)

Логопед: Вы назвали много разных слов, но эти слова можно сказать про другую еду. Например: плесневелый сыр, душистое масло. Нужно вспомнить те  качества, которые характеризуют именно хлеб. Мы об этом говорили. Из чего пекут хлеб? Почему хлеб чёрный и белый?

Ученики: – Из муки – пшеничной и ржаной.

Логопед: – Как прозвучит 2 строчка синквейна? Хлеб какой?

Ученики: – Пшеничный, ржаной.

Логопед: – Подбираем глаголы, уточняем действия (растим, едим, бережём, бросаем, печём, лакомимся, намазываем, нарезаем). Что запишем в 3 строке?

Ученики: – Печём, нарезаем, едим.

Логопед: – Что мы можем сказать про хлеб. Мы вспоминали много пословиц.

Ученики: –  4 строчка: Хлеб всему голова. (Вариант: Хлеб нужно беречь!)

Логопед: – Что такое хлеб? К чему он относится, как сказать более общим словом?

Ученики: – Еда (вариант: Пища. Радость. Удовольствие. Жизнь.)

Логопед: – Кто хочет прочесть стихотворение, которое у нас получилось?

Ученик:

Хлеб.                                                                Хлеб.

Пшеничный, ржаной.                                     Пшеничный, ржаной.                  

Печём, нарезаем, едим.                                  Растим, печём, едим.

Хлеб всему голова.                                         Я люблю хлеб с маслом.

Пища.                                                               Удовольствие.

 Логопед: – Мы сочинили чудесные стихотворения и стали немножко поэтами.


Библиография.

1. Баннов. А.М Синквейн: учимся думать вместе. М.Интуит, 2007.

2. Википедия.

3. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед»№5,2005.

4. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио, 2019.

5. О.Ю. Шпичка. Синквейн как приём технологии развития критического мышления. 2018.

Опубликовано


Комментарии (3)

Галина Владимировна, 04.06.20 в 17:14 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Пролубщикова Наталья Владимировна, 04.06.20 в 20:39 0Ответить Пожаловаться
Интересная публикация, спасибо!
Волкова Елена Леонидовна, 10.06.20 в 10:25 0Ответить Пожаловаться
Людмила Васильевна, огромное спасибо за статью! много нового и полезного узнала из нее. Попробую использовать Ваш опыт в работе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.