Специфика работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Специфика работы учителя-дефектолога с детьми
с ограниченными возможностями здоровья
Учитель-дефектолог - это специалист, который занимается обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.
Основной целью работы учителя-дефектолога является коррекция недостатков развития обучающихся и предоставление специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении ими адаптированной образовательной программы, обеспечение социально-психолого-педагогических условий для максимально полного интеллектуального развития детей школьного возраста.
Основное содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое и коррекционное. Помимо традиционных направлений работы дополнительно выделено аналитическое, которое определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программу коррекционно- развивающих занятий в соответствии с достижениями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Каждое из направлений в работе учителя – дефектолога в рамках ФГОС имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ.
Задачи:
-диагностика развития обучающихся, определение структуры и степени выраженности имеющихся у них дефектов;
-осуществление коррекционно – развивающей работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся;
-реализация общеобразовательных программ;
-содействие в приобретении знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития всеми участниками учебно - образовательного процесса.
Зачисление на занятия/коррекционно-образовательную деятельность к учителю-дефектологу осуществляется на основании решения ПМПК. Обязательно должно быть согласие родителей (законных представителей).
Количество детей, зачисляемых на занятие к учителю-дефектологу
На одного учителя-дефектолога должно приходиться от 6 до 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Предельная наполняемость группы детей, занимающихся у учителя-дефектолога, не более 20 человек.
Зачисление осуществляется на основе комплексной диагностики и изучения детей в индивидуальной и групповой деятельности.
Выпуск производится после результатов положительной динамики в освоении программы и общего развития ребенка.
Продолжительность занятия учителя-дефектолога
Основной формой дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.
Для оптимизации работы возможно объединять детей одной возрастной группы с единой нозологией (т. е. имеющих сходные по характеру и степени выраженности нарушения) в микрогруппы (2 – 3 ребенка) или группу не более 6 человек.
Продолжительность индивидуальных коррекционных занятий 20-25 минут. Перерыв между индивидуальными занятиями 5-10 минут.
Продолжительность групповых коррекционных занятий 30-40 минут (академический час). Перерывы между фронтальными занятиями составляют 10-15 минут.
Занятия с учителем-дефектологом проводятся по расписанию, составляемому самостоятельно специалистом с учетом учебного расписания учащихся, согласуются с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются в специальном порядке директором школы. Все занятия проводятся во внеурочное время.
На каждую группу обучающихся у учителя - дефектолога имеется рабочая программа на учебный год групповых и индивидуальных занятий. Темы (содержание) групповых и индивидуальных занятий отражаются в журнале учета посещаемости занятий у учителя - дефектолога
Направления коррекционной деятельности
Учитель-дефектолог выполняет рекомендации ПМПК.
Коррекционная работа в каждом случае планируется индивидуально, в соответствии с образовательным маршрутом, однако всегда преследует основные цели:
Работа по формированию полноценной коммуникативной речи у ребенка.
Стимулирование высших психических функций — мышления, памяти, произвольного внимания, восприятия.
Развитие у ребенка навыков и умений, характерных для данного возраста.
Максимально возможная коррекция отставаний в развитии.
Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений, основными из которых являются:
1 блок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Это блок, основным направлением которого является коррекция и развитие мелкой моторики.
2 блок «Формирование пространственно-временных отношений».
Основное направление данного блока направлено на:
- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
- развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.
При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
3 блок «Умственное развитие».
Направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.
4 блок «Нормализация ведущей деятельности возраста».
Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. Данное направление включает в себя: формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму); формирование функции программирования и контроля собственной деятельности; формирование желания довести работу до конечного результата.
5 блок «Формирование представлений о предметах и явлениях».
В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии:
- развитие представлений об основных свойствах предметов;
- формирование конкретных представлений и понятий о предметах окружающей действительности (обучение способу анализа объектов);
- формирование элементарных понятий на основе обучения способам словесного обобщения и классификации;
- обогащение словаря и развитие связной речи на основе наблюдений и предметно-практической деятельности.
- обогащение словаря и развитие связной речи на основе наблюдений и предметно-практической деятельности.
6 блок «Обогащение словаря и развитие связной речи».
Работа данного блока включает в себя:
- формирование умения составлять описательные рассказы по памяти и с использованием сюжетных картинок;
- формирование обобщения и классификации предметов по общим признакам и назначениям;
-формировать умение узнавать предмет по описанию;
- учить составлять предложение-описание;
- формирование умения составлять рассказ-сравнение по предметной картинке;
- формирование умения составлять рассказ с заданными словами и с определенным количеством слов.
7 блок «Готовность к восприятию учебного материала».
Этот блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.
8 блок «Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала».
Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.
Для повышения эффективности обучения учащихся создаются специальные условия:
1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
3.Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.
4. Вариативные приемы обучения:
-Повтор инструкции.
-Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)
-Речевой образец
-Демонстрация действий
-Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)
-Подбор по аналогии.
-Подбор по противопоставлению
-Чередование легких и трудных заданий (вопросов)
-Сравнение (чем похожи и чем отличаются)
-Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)
-Найди ошибку
-Группировка по общности признаков
-Исключение лишнего
-Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.
5. Создание ситуации успеха на занятии.
6. Благоприятный психологический климат на уроке, ситуация успеха.