Специфика работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

1
0
Материал опубликован 17 April

Специфика работы учителя-дефектолога с детьми

с ограниченными возможностями здоровья

Учитель-дефектолог - это специалист, который занимается обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Основной целью работы учителя-дефектолога является коррекция недостатков развития обучающихся и предоставление специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении ими адаптированной образовательной программы, обеспечение социально-психолого-педагогических условий для максимально полного интеллектуального развития детей школьного возраста.

Основное содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое и коррекционное. Помимо традиционных направлений работы дополнительно выделено аналитическое, которое определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программу коррекционно- развивающих занятий в соответствии с достижениями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Каждое из направлений в работе учителя – дефектолога в рамках ФГОС имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ.

Задачи:

-диагностика развития обучающихся, определение структуры и степени выраженности имеющихся у них дефектов;

-осуществление коррекционно – развивающей работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся;

-реализация общеобразовательных программ;

-содействие в приобретении знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития всеми участниками учебно - образовательного процесса.

Зачисление на занятия/коррекционно-образовательную деятельность к учителю-дефектологу осуществляется на основании решения ПМПК. Обязательно должно быть согласие родителей (законных представителей).

Количество детей, зачисляемых на занятие к учителю-дефектологу

На одного учителя-дефектолога должно приходиться от 6 до 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Предельная наполняемость группы детей, занимающихся у учителя-дефектолога, не более 20 человек.

Зачисление осуществляется на основе комплексной диагностики и изучения детей в индивидуальной и групповой деятельности.

Выпуск производится после результатов положительной динамики в освоении программы и общего развития ребенка.

Продолжительность занятия учителя-дефектолога

Основной формой дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Для оптимизации работы возможно объединять детей одной возрастной группы с единой нозологией (т. е. имеющих сходные по характеру и степени выраженности нарушения) в микрогруппы (2 – 3 ребенка) или группу не более 6 человек.

Продолжительность индивидуальных коррекционных занятий 20-25 минут. Перерыв между индивидуальными занятиями 5-10 минут.

Продолжительность групповых коррекционных занятий 30-40 минут (академический час). Перерывы между фронтальными занятиями составляют 10-15 минут.

Занятия с учителем-дефектологом проводятся по расписанию, составляемому самостоятельно специалистом с учетом учебного расписания учащихся, согласуются с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются в специальном порядке директором школы. Все занятия проводятся во внеурочное время.

На каждую группу обучающихся у учителя - дефектолога имеется рабочая программа на учебный год групповых и индивидуальных занятий. Темы (содержание) групповых и индивидуальных занятий отражаются в журнале учета посещаемости занятий у учителя - дефектолога

Направления коррекционной деятельности

Учитель-дефектолог выполняет рекомендации ПМПК.

Коррекционная работа в каждом случае планируется индивидуально, в соответствии с образовательным маршрутом, однако всегда преследует основные цели:

Работа по формированию полноценной коммуникативной речи у ребенка.

Стимулирование высших психических функций — мышления, памяти, произвольного внимания, восприятия.

Развитие у ребенка навыков и умений, характерных для данного возраста.

Максимально возможная коррекция отставаний в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений, основными из которых являются:

1 блок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Это блок, основным направлением которого является коррекция и развитие мелкой моторики.

2 блок «Формирование пространственно-временных отношений».

Основное направление данного блока направлено на:

- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);

- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

- развитие пространственного праксиса;

- развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3 блок «Умственное развитие».

Направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4 блок «Нормализация ведущей деятельности возраста».

Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. Данное направление включает в себя: формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму); формирование функции программирования и контроля собственной деятельности; формирование желания довести работу до конечного результата.

5 блок «Формирование представлений о предметах и явлениях».

В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии:

- развитие представлений об основных свойствах предметов;

- формирование конкретных представлений и понятий о предметах окружающей действительности (обучение способу анализа объектов);

- формирование элементарных понятий на основе обучения способам словесного обобщения и классификации;

- обогащение словаря и развитие связной речи на основе наблюдений и предметно-практической деятельности.

- обогащение словаря и развитие связной речи на основе наблюдений и предметно-практической деятельности.

6 блок «Обогащение словаря и развитие связной речи».

Работа данного блока включает в себя:

- формирование умения составлять описательные рассказы по памяти и с использованием сюжетных картинок;

- формирование обобщения и классификации предметов по общим признакам и назначениям;

-формировать умение узнавать предмет по описанию;

- учить составлять предложение-описание;

- формирование умения составлять рассказ-сравнение  по предметной картинке;

- формирование умения составлять рассказ с заданными словами и с определенным количеством слов.

7 блок «Готовность к восприятию учебного материала».

Этот блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8 блок «Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала».

Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Для повышения эффективности обучения учащихся создаются специальные условия:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3.Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения:

-Повтор инструкции.

-Альтернативный выбор  (из предложенных вариантов правильный)

-Речевой образец

-Демонстрация действий

-Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)

-Подбор по аналогии.

-Подбор по противопоставлению

-Чередование легких и трудных заданий (вопросов)

-Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

-Наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?)

-Найди ошибку

-Группировка по общности признаков

-Исключение лишнего

-Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

  5. Создание ситуации успеха на занятии.

  6. Благоприятный психологический климат на уроке, ситуация успеха.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации