Статья «Способы мотивации на средней ступени образовательной школы на уроках английского языка»
Способы мотивации на средней ступени образовательной школы на уроках английского языка.
Дикович В. Е., учитель английского языка
МБОУ СОШ №8 г.Юрги, Кемеровская область
Мотивация - процесс действия мотива. В свою очередь мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека. По данной теме так же существуют статьи, где авторы проводят исследования по уровню повышения активности учащихся, а также их заинтересованности по отношению к предмету. Доцент кафедры информатики и специальной техники Барнаульского юридического института МВД России, кандидат физико-математических наук В.А. Литвинов в своих работах описывает, что мотивацию учеников можно поднять с помощью использованию дедуктивного материала. Что повысить мотивацию изучения можно, внося исследовательский элемент, связанный с сопоставлением различных версий однотипных программных продуктов. По сути, нам предлагается тот же самый подход, что мы и хотим использовать, только на примере уроков информатики и прочих таких дисциплин. Только в данном случае автор предлагает повышать мотивацию за счет оттачивания мастерства на ранее изученном и более простом материале. Если провести мониторинг среди других источников по данной теме, то так же наблюдаем, что подобные исследования проводились в совершенно различных сферах по разным дисциплинам; от физической культуры до дисциплин медицинских Вузов.
Помимо этого были изучены статьи по схожей теме, в которой рассматривались способы мотивации успеха и боязни неудачи в структуре Вуза на примере студентов данного учебного заведения. Степанова Татьяна Владимировна, зам. директора по внеучебной работе в КузГТУ им.Горбачева, достаточно подробно рассмотрела и провела исследования в данной сфере, будучи на тот момент доцентом кафедры истории. Но предложенные ею методы не могут быть реализованы повсеместно, и больше подходят для Вузов, нежели для среднеобразовательных школ. Поэтому данный опыт нам не подходит для примера и для использования на практике.
Наличие имеющихся похожих работ доказывает, что проблема актуальна и по сей день, во всех сферах, а способы достижения результата - разнообразны, но однозначно выделить определенные методы и выявить их эффективность можно лишь на практике. Совершенно схожего материала нам так и не встретилось, поэтому было принято решение провести свое исследование по данной теме, используя его не только в теории, но и практике, применяя данное исследование конкретно для уроков английского языка или прочих уроков иностранных языков.
В данном случае возникла проблема малой заинтересованности подростков на уроках иностранных языков. В настоящее время английский дети начинают изучать в школах с 1го класса. Кто-то с ним уже до этого сталкивался в детском саде, кто-то в обучающих мультфильмах, книжках или энциклопедиях, узнавал от родителей. И тем не менее, ожидание первого урока английского языка всегда велико. Но что если представления и ожидания детей не оправданы? Тогда вся надежда на 5й класс, где дети переходят в старшие классы, новая атмосфера, новые учителя. Если же и здесь ученикам не смогли объяснить практическую важность иностранного языка (ведь это мы, взрослые, ее понимаем, а детям все нужно объяснять с примерами) или по какой-то причине не помогли привить интерес(постоянная смена учителей, класса или школы, дистанционное обучение, а не живое тоже как правило влияет на ослабление интереса у учащихся). По статистике 75% учеников теряют мотивацию и интерес к 8му году обучения именно к английскому языку.
Решение данной проблемы - использовать уже имеющиеся средства и методы, но несколько в другом формате, где ученик будет вовлечен в исследовательско-познавательный процесс посредством методов дедукции.
1. То есть если это говорение, то найти возможность в режиме онлайн слушать иностранную речь или пообщаться с носителем языка, задавать хоть простые, но вопросы.
2. Если это грамматика и лексика, то создать карточки, что наглядно будут объяснять ученикам разницу в использовании того или иного в речи.
3. Аудирование - использовать не просто готовые записи диалогов и текстов, заданий, а записывать необходимые слова, фразы, тексты самим или договариваться с носителями языка. Сейчас блютуз колонки есть у процентов 50 школьников, так почему мы не можем их тоже использовать?
4. А используя новые технологии и подключив к учебному процессу такие социальные сети как TikTok, Likee с их возможностями снимать видео и оформлять посты, можно показать детям как может пригодиться английский язык в повседневной жизни, что учебный процесс может быть увлекательным и интересным.
5. Аудирование, изучение новой лексики через прослушивание и заучивание песен на иностранном языке, но не тех, что по программе, а выбранных общим голосованием среди школьников, либо популярные известные, предложенные учителем.
В данном случае практическая работа и наше исследование проводится на 6-7 классах. В том возрасте, когда еще момент не упущен, и есть возможность возобновить ослабевающий интерес. И будет рассмотрен лишь 4 пункт.
Сложность обучению иностранного языка заключается в том, что в любом другом случае ученик может быть в качестве объекта изучения. В данном же случае ученик обязан быть субъектом, и вся инициатива в изучении языка должна исходить от самого ученика. Это математику мы можем понять на уроке и после хорошо решить самостоятельную. На уроках английского же крайне трудно за урок выучить все новые слова и после написать диктант на отлично. Необходима работа дома, важно самообучение ученика. Без этого весь процесс обучения рушится, так как школьник может понимать, как строятся предложения, как правильно задать вопрос, как ответить, но ему не будет элементарно хватать лексики, чтобы воплотить это в жизнь.
Свой опыт я беру не только из литературы и известных методик, но и из личного опыта по примеру моих учителей, педагогов, что обучали меня когда-то.
1. Обучение через шутку. То есть когда урок живой, что с учителем или педагогом можно и пошутить, а не только учиться. Тем более что через шутку всегда можно грамотно преподнести любую информацию. Даже новую тему. Даже те, что прослушали или проболтали пол урока шутку не пропустят, а небольшое упоминание, что эта шутка в полной мере раскрывает новую тему запомнится и отложится в подсознании. Данный способ отлично помогает вернуть утраченную концентрацию в классе, а также повысить интерес к предмету и уроку.
2. Любое объяснение сложных вещей должно быть понятно ребенку. Описание новой темы происходит с максимальным упрощением речи, а любой термин, что используется - тут же "расшифровыватся". Очень помогает в обучении классов, где разный уровень успеваемости или ниже среднего.
3. Лаконичность. Когда все строго по плану и по сути, каждая минута урока расписана. Такой метод важен в условиях сжатых сроков.
4. Обязательно уделять время на уроке не только учебной программе, но и сопутствующим темам, что помогли бы раскрыть картину другого "мира" в полной мере. Такой подход рождает интерес к предмету и познанию этого "другого" мира.
Век новых технологий требует новых подходов, новых взглядов даже в образовании. Было замечено, что все современные дети не выпускают из рук свои телефоны даже во время уроков. Как же обратить их внимание на себя и свой предмет? Правильно, “залезть” в этот самый телефон. Что если информация будет усваиваться через телефоны?
Далеко не все ученики средних школ малых городов видят смысл в обучении иностранным языкам и сдаче ЕГЭ, отсюда целью данного проекта стояло в первую очередь помимо мотивации научить говорению элементарному и пониманию английского языка. Социальная сеть была выбрана “TikTok”, так как на данный момент именно в ней “сидит ”большинство школьников, а не в “Likee” или “VK”. Ради данного исследования на первом уроке в сентябре данного учебного года был создан аккаунт в данной социальной сети с целью учебного процесса. Какой-либо другой информации там не содержится: домашние работы, видео с новыми словами и их произношением, оформленные правила; необходимый учебный материал: примеры разговорных фраз, факты об английской и американской культуре, тексты для аудирования, примеры карточек с темами монологов и диалогов. К примеру, как только класс изучает новые слова, после этого создаются картинки с новыми словами и переводом, монтируется видео, в котором данные картинки пролистываются поочередно. После необходимо на диктофон записать произношение данных слов, вставить звуковые файлы в видео и выложить в социальную сеть. Была замечена приятная особенность, что “TikTok” проигрывает любое видео по кругу, без каких-либо дополнительных действий. Подобная настройка как нельзя лучше подходит для изучения слов, ведь с ее помощью можно непрерывно вслушиваться и просматривать изучаемые слова.
Конечно, не все ученики подписались на меня и выучили все новые слова к следующему уроку, но каждому стало интересно, что же там такое, поэтому ученики просмотрели видео все и по несколько раз. И не только знакомые ученики, как выяснилось позднее. Подходили и с других групп и классов, говоря спасибо, что записали данное видео и помогаем им с легкостью изучать новые слова. Город маленький, поэтому данный эксперимент не остался без внимания. Сами ученики и их родители сделали отличную рекламу. Многие родители взяли себе на заметку данный аккаунт и видео для обучения детей в домашних условиях. Также был заметен результат и на практике: ученики, что обычно ничего не делали по английскому языку приходили и писали диктанты на положительные оценки, узнавали слова на слух. Родители сообщали, что начали замечать, что их дети сидят и слушают данные видео по несколько раз, проговаривая произносимые слова вместе вслух. Данное исследование проводилось и проводится в виде мониторинга, анкетирования и анализа по восьми классам: шесть классов шестых и два седьмых. Это примерно 130 человек. Видео в аккаунте набирают по 150-450 просмотров, хотя не указываются дополнительные хештеги, чтобы могли найти данный аккаунт и данные видео другие пользователи. Следовательно это просмотры лишь тех, кто знает лично об этом профиле или кто может спросить ссылку на данные видео. По опросу учащихся было выявлено, что больше половины не узнали голос своего преподавателя на записи, им понравилось, что слова произносятся четко и с выражением, а также легкодоступность к данным словам, их значениям и произношению.
Ученики заинтересовались исследовательской деятельностью и стали просить записать их на практикумы, помочь им подобрать какую-либо тему для их исследований. Родители благодарны, что у учащихся появилась не только мотивация и интерес к предмету, но и желание что-либо узнавать, изучать. Данный проект считаю успешным, ведь ему лишь чуть больше месяца, а результат уже виден, поэтому было решено данное исследование продолжить