Статья «Как повысить интерес детей к чтению?» (из опыта работы)
Статья является дополнением статьи «И взрослым и ребёнку нужна головоломка или Как использовать научно-популярную литературу в современном образовательном процессе»
В данной статье я покажу несколько способов повысить интерес детей к чтению в ходе изучения камчатской мифологии.
Мифы и сказки выбраны не случайно. Ведь именно они служили духовной опорой человечества на протяжении многих столетий. И они же дают богатейшие возможности для работы с детьми. Они как ничто иное подходят для детского мышления, поскольку оперируют не отвлечёнными, а конкретными, понятными детям категориями, очень образны, ярки и эмоциональны. При этом мифы - не беспочвенная игра фантазии, а осмысление реальных исторических событий, природных явлений и человеческих отношений. Книг на эту тему издано достаточно много, но их, на мой взгляд, надо не только читать, но и осмыслить, значит, нужна соответствующая методика.
Моя методика базируется на следующих видах деятельности:
1. проектная деятельность;
2. исследовательская деятельность;
3. личностно-ориентированная деятельность;
4. творческая деятельность
5. информационно-коммуникативная деятельность;
6. игровая деятельность.
Можно выделить несколько важных задач, которые решаются с их помощью:
1. Образовательная - знакомство с мифами коренных народов Камчатки, а, следовательно, с их историей, бытом, культурой, что способствует расширению кругозора и обогащению духовного мира учащихся;
2. Развивающая - развитие интеллектуальных и творческих способностей;
3. Воспитательная - формирование мировоззрения, развитие толерантности, повышение общей культуры.
Кроме того, она даёт возможность создать разнообразные методические пособия, с помощью которых процесс обучения станет более интересным. И которые можно использовать для обучения других ребят.
Если мы сеем доброе, разумное и вечное, то должен быть и результат этого посева. Поэтому главной особенностью моей методики является обязательный «готовый продукт» разнообразной творческой деятельности учащихся. Он может быть небольшим, он может быть объёмным, но он обязательно должен быть. Этот «готовый продукт» создаётся на основе учёта моих интересов, возможностей и интересов учащихся. Внимание при этом концентрируется на важных фактах, что даёт возможность лучше их запомнить. Она предполагает самостоятельную работу учащихся, которая в любой форме более эффективна.
В данной статье я хочу привести конкретные примеры и результаты такой деятельности.
*1. Самое простое - использовать материал книг для рисунков. Для рисунков можно использовать небольшие образные отрывки. Их можно отобрать самим. Можно это сделать детям. Темы тоже можно предложить самим или предоставить выбор ребятам. Главное, чтобы это было в системе. Приведу некоторые рисунки моих учеников. Чтобы рисунки работали, к ним нужно сделать небольшие аннотации.
Рисунки на темы мифов коренных народов Камчатки
Можно использовать другие возможности ребят: лепить, вышивать, делать аппликацию... Лишь бы работу делать на основании прочитанного и продуманного.
*2. Рисунки с аннотациями, в свою очередь, - источник для последующего изучения. Традиционными стали уроки, которые мы проводим совместно с А. А. Пономарёвой, учительницей географии и краеведения МКОУ СОШ № 1 по теме «Мифы коренных народов Камчатки». Они полностью базируются на детских рисунках, которые являются основой для инсценировок. Это гораздо интереснее, чем традиционные рассказ, лекция или беседа. Мне кажется, что, в определённых условиях, это лучше и ИКТ, о которых так много говорят, поскольку это активная форма. Литературной основой для инсценировок, с которой работают ученики, являются детские рисунки с небольшими аннотациями внизу, по которым и нужно составить инсценировку. Сами инсценировки готовились на уроке. Классического урока в 45 минут для этого вполне достаточно. Но можно это сделать и в ходе внеклассного мероприятия.
Этапы урока были следующие:
1. Объявление темы и возможные способы её изучения. Ученикам предоставлялась возможность выбрать способ. Во всех случаях они сами выбирали активный способ.
2. Разъяснение порядка работы: назывались мифы, показывались рисунки, предоставлялась возможность выбрать миф, который нужно было инсценировать.
3. Подготовка инсценировки: создавалась группа с необходимым количеством участников, происходило распределение ролей, проводилась репетиция.
4. Показ инсценировки. Обязательно кто-то говорил от автора.
5. Подведение итогов. Своё мнение высказывала каждая группа, не только учитель. Параллельно проводился и конкурс на лучшую инсценировку.
На уроке была свободная, непринуждённая, но и деловая обстановка. Дети работали, помогали друг другу, фотографировали, смеялись. Но самое главное – изучали материал. Всё было сделано за 45 минут. И с хорошим настроением и с хорошими оценками все разошлись по своим делам.
Мифы коренных народов Камчатки (репортаж с занятий)
*3. Работа на этом была не закончена. В качестве обобщающей работы был сделан календарь на 2018 год, который назывался «У ительменов мифов много…». В него вошли 12 рисунков ребят, которые в совокупности давали возможность представить мифологию коренных народов Камчатки. А календарь на 2020 год назван «Эй, ты, Кутха2, пронырливый ворон! Эта песнь о тебе родилась!» и состоит из детских рисунков на эту тему. Опять же, взятые вместе они дают возможность понять, что из себя представляет главное божество коренных народов Камчатки.
Календарь на 2018 год "У ительменов мифов много..."
Календарь на 2020 год "Эй, ты, Кутха, пронырливый ворон! Эта песнь о тебе родилась!"
*4. Камчатские мифы и сказки дают богатый материал для этических практикумов, которые можно использовать для осмысления этических и эстетических норм человеческих жизни. Это направление я называю «Мир человеческих отношений в зеркале ительменских мифов и сказок». В процессе учащиеся приходят к выводу, что нравственные ценности древних коряков и ительменов во многом похожи на современные. Именно тогда стали утверждаться многие нормы человеческих взаимоотношений, которые ценятся людьми до сих пор. И следовательно, задача человека на любом этапе поддерживать и передавать их дальше.
Приведу пример такого практикума. Сказка "Кутх и краб".
Задание:
1. Прочитать сказку «Кутх и краб» (в сокращении). Можно заранее индивидуально, можно на уроке по ролям, можно инсценировать.
Жил был Кутх с женой с Мити. Стал Кутх собираться на мыс. Сказал:
- Дай-ка, Мити, мою шапку, рукавицы и пояс!
Мити сказала:
- Ты, Кутх, коли хочешь, прямо сейчас отправляйся!
Пошёл Кутх на мыс. Дошёл да мыса. Морских зверей, которых встречал, пинал, говорил:
- Вот как с вами поступать надо!»
Ещё дальше пошёл, видит – морской краб спит. Стал он будить краба. А краб крепко спит.
- Эй, краб, проснись!
Открыл краб глаза и сказал:
- Я спать хочу, Кутх, не мешай мне!
Кутх сказал:
- Ладно, краб, вставай, довольно спать!
Встал краб. Кутх сразу сказал:
- Эй, краб, покатай меня!
Сел Кутх ему на спину, пошёл краб в море. А Кутх песню запел:
- По воде меня катают. Тебе, Мити, лучше дома посидеть!
Стал краб его катать, Кутх закричал
- Эй, краб, отпусти меня, утопишь!
Краб сказал:
- Зачем, ты Кутх, меня разбудил? Теперь ...
2. Выполните задания и ответьте на вопросы:
а) Какие качества, на Ваш взгляд, проявили Кутх и Краб у
б) Оцените поведение Кутха и поведение Краба
в) Продолжите сказку
г) Ответы внесите в таблицу
№ |
Вопросы |
Ответы |
|
1 |
Какие качества, на ваш взгляд, проявили Кутх и Краб? |
Кутх –
|
Краб -
|
2 |
Оцените поведение Кутха и поведение Краба |
Кутх - |
Краб - |
3 |
Продолжите сказку |
|
*5. Кроме того, можно и ва жно использовать естественное стремление учащихся к исследованиям. Ребят можно подвигнуть на очень серьёзную работу. Каждому можно подобрать то, что позволит ему наилучшим способом изучить материал: один может просто что-то нужное переписать, другой может переделать материал, третий нарисует, четвёртый наберёт материал на компьютере, пятый – отсканирует, шестой сделает обложку, седьмой принесёт нужную книгу из библиотеки или поработает в библиотеке с нужной литературой, восьмой посмотрит видеокассету и опишет нужный сюжет.... А ещё нужно поработать в интернете и отобрать нужный материал. Не менее важным является то, что в ходе такой работы формируются важные человеческие качества: коллективизм, ответственность, дисциплина, чувство патриотизма, развиваются творческие способности. А ещё очень приятно испытать чувство гордости за хорошо сделанную работу. Инициатором подобных работ может быть как сам педагог, так и учащиеся. Так были написаны учебно-исследовательские работы «Этюд о Вороне», «Легенда о Тылвале». К "Легенде о Тылвале" сделана газета.
Стенная газета "Легенда о Тылвале"
И как апофеоз всей работы в 2018 году была опубликована книга «Как появилась Камчатка (сборник творческих работ учащихся «Гуманитарной школы»)». Выросла эта детская книга из детского же вопроса. На одном из занятий по теме «Мифы коренных народов Камчатки» кто-то из ребят спросил: «А почему именно ворон, а не какая-либо другая птица, стала считаться творцом Камчатки?» Я предложила вместе поискать на этот вопрос ответ. Результатом этих поисков явился «Этюд о вороне», в котором дети изложили своё понимание этого вопроса. Логическим продолжением стала вторая часть – «Так появилась Камчатка», в которой мы попытались найти ответ на вопрос, а как же на самом деле образовалась Камчатка. Ведь не ворон же её действительно создал! Третьей и органической частью данной книги стали и другие работы детей разных лет о Камчатке: интеллектуальные игры, рисунки, стихи, фото, которые делались либо в ходе изучения краеведческого материала, либо в ходе участия в конкурсах. Кроме того, в качестве приложения в книге собраны материалы, которые дополняют и расширяют материал сборника: карты, легенды о географических объектах, мифы о вОроне-Кутхе, описания древних и современных растений и животных, произведения о вОроне, таблицы.
Первоначально сборник задумывался как обобщение нашей работы по изучению Камчатки, чтобы вновь пришедшие в объединение дети смогли воспользоваться плодами трудов предшествующих учеников, поскольку по интересующим нас вопросам в этом направлении информация была разбросана по разным источникам или её не было. Пользоваться ею было неудобно. По мере того, как проект реализовывался, стало понятным, что такой систематизированный сборник может пригодиться и другим детям и другим педагогам. Несмотря на то, что в настоящее время на Камчатке выпускается много краеведческой литературы, но она предназначена, в основном, для взрослых читателей. Детской литературы мало. Для школьников больше издаются сказки. Им не хватает краеведческой литературы, по которым они могут знакомиться с краем, в котором живут. Тем более, не хватает книг, развивающих интеллектуальные способности. Нет книг, написанных детьми. Благодаря осуществлению проекта дети Камчатки получили книгу, которую можно использовать не только для познавательного чтения, но и для развития своих интеллектуальных способностей. А педагоги получили методическое пособие, которое можно использовать как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.
Книгой может воспользоваться любой читатель, желающий лучше узнать Камчатку. Естественно, ребята не смогли дать настоящего глубокого научного анализа указанных проблем, но мне их детский взгляд был интересен. Надеюсь, что он будет интересен и другим.
В августе 2018 года началось распространение сборника. Книги были подарены Камчатской краевой научной библиотеке имени С. П. Крашеннинникова, краевой детской библиотеке имени В. Кручины, Мильковскому отделу Камчатского краевого объединённого музею, Центральной Мильковской библиотеке, библиотекам мильковских школ, Паланскому колледжу, Камчатскому колледжу технологии и сервиса, Усть-Камчатской школе, Ключевской школе. Передача книг в библиотеки и школы Камчатки будет продолжена.
Книга "Как появилась Камчатка (сборник детских творческих работ)"
Вот так, на мой взгляд, идя от простого к сложному, работая в системе, используя различные уровни деятельности, параллельно с этим пополняя методическую копилку, можно повысить интерес детей к чтению. Ни одну из показанных работ нельзя было сделать без чтения книги и работы над ней.
Все эти методы имеют универсальный характер. Они прекрасно подойдут к книгам по биологии, географии, истории, литературе и другим наукам.
ИСТОЧНИКИ
Балаян З. «Белый марафон» – М., «Детская литература», 1980.
Корякские и ительменские сказки (в обработке В. Столярова) – Петропавловск-Камчатский, Холдинговая компания «Новая книга», 2007
Описание земли Камчатской, сочинённое С. Крашенинниковым – Петропавловск-Камчатский, «Камшат», 1994
Дж. К. Ролинг. Гарри Поттер и Орден Феникса. – М., «Росмэн», 2004
Сказки и мифы народов Камчатки и Чукотки – М., «Главная редакция восточной литературы», 1974
Стеллер Г. В. Описание земли Камчатки – Петропавловск-Камчатский, Книжное издательство «Камчатский печатный двор, 1999
1. Дж. К. Ролинг. Гарри Поттер и Орден Феникса. – М., «Росмэн», 2004, стр. 237 2.Кутх 2. (у ительменов), Куткынняку (у коряков) – это главное божество коренных народов Камчатки, ворон, творец Камчатки.
Ковалева Галина Валентиновна
Воропаева Лилия Алексеевна
владимирович
Ватолина Светлана Анатольевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Воропаева Лилия Алексеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Воропаева Лилия Алексеевна
Стригачева Татьяна Николаевна
Воропаева Лилия Алексеевна