Комплексный подход в формировании мотивации детей на получение знаний (опыт работы педагога-психолога ДОУ)

29
0
Материал опубликован 19 August 2021 в группе

Статья

«Комплексный подход в формировании мотивации детей на получение знаний»

(опыт работы педагога-психолога ДОУ)


Кияйкина Наталья Федоровна

педагог-психолог

МБДОУ детского сада № 31 «Заря»

г. Пятигорска

Ставропольского края



Успех в учении – единственный источник внутренних сил,

рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

В. А. Сухомлинский

Крылатая фраза В. А. Сухомлинского на сегодняшний день актуальна для всех участников образовательных отношений дошкольного учреждения. Внутреннее состояние личности влияет на мотивацию к деятельности. Детский успех напрямую зависит от родителей и педагогов. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования мотивации на разнообразные виды деятельности, начинается с повышения профессиональных компетенций педагогов и просвещения родителей воспитанников.

Ничто не происходит, пока не начинается движение.

Альберт Эйнштейн

Дошкольная пора – это время активного движения, время познания окружающего мира, становления личности, раскрытия творческого потенциала через личный опыт и ведущую игровую деятельность. Отстраненность ребенка от процесса игры или занятия, бездействие и недостаточная активность дошкольника, отрицательные эмоции негативно влияют на его дальнейшее развитие и воспитание.

Подобные ситуации всегда настораживают педагогов, психолога дошкольного учреждения, так как все возникающие проблемы в воспитании, развитии детей тесно взаимосвязаны с созданными условиями, детско-родительскими отношениями и всевозможными травмирующими ситуациями прошлого или настоящего.

Зачастую недостаточная активность ребенка связана не с его недостатками в развитии, а с проблемой в низкой мотивационной готовности ребенка к процессу любого вида деятельности. И тогда наступает период для психолого-педагогической помощи: анализируются психоэмоциональные состояния, выявляются и устраняются причины. Взрослые и дети совместными усилиями добиваются положительных результатов.

Современный педагог, в реализации поставленных образовательных целей и задач, отшлифовывает свое педагогическое мастерство с помощью инновационных технологий, активизируя детей на любознательность к познанию мира, а также информируя и просвещая родителей воспитанников по всем актуальным вопросам.

Арсенал применяемых технологий очень велик!

t1629373411aa.png

Можно долго перечислять и описывать разные виды методов и приемов, использованных педагогом-психологом на практике в работе со всеми участниками образовательных отношений. Но, если у ребенка эмоциональное состояние не стабильно, имеются внутренние переживания и тревоги, если в семье не все благополучно и модель общения «взрослый-ребенок» требует коррекции, то интеллектуальной активности от дошкольников можно и не ждать в ближайшее время.

Дети, с внутренними конфликтами и стрессами, психологическими перегрузками, недостатками в проявлении любви близких людей и, наоборот, завышенными требованиями не направлены на получение знаний и изучение предметно-развивающей среды, какая бы она не была современная и инновационная. Проблемные дети не могут самостоятельно справиться с трудностями. Действенная психолого-педагогическая помощь осуществляется только в комплексе. Только вовлеченность взрослого в «мир ребенка», безусловная любовь и принятие, личный пример, активная позиция и вера в детский успех, тесное сотрудничество сможет повлиять на мотивацию дошкольника.

На мой взгляд, нет ребенка, которого нельзя было бы чем-то заинтересовать.

Для формирования гармоничной развитой личности необходима предметно-развивающая среда, в которой ребенок-дошкольник, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, развивается как личность. Организованное взрослыми пространство является мощным стимулом для развития и воспитания, но также данное развивающее пространство может оказать на ребенка противоположный эффект и затормозить его развитие.

Чтобы мотивировать ребенка к деятельности, помочь двигаться ему вперед, к получению знаний каждому взрослому следует обратить внимание сначала на эмоционально-личностную сферу проблемных детей. Очень важен внутренний мир ребенка, его психоэмоциональное состояние. Поэтому следует выявить проблемы детско-родительских отношений и внутри личностный конфликт, создать условия для детской мотивации (совместная деятельность, стимулирование интереса, поддержка и поощрение, предоставление свободы выбора, развитие «языка эмоций»).

Успех - дело тонкое! Только тот, кто усвоит простую формулу успеха, приложит усилия к самосовершенствованию себя и своих детей, достигнет положительного результата. Формула успеха проста: надо четко понимать «свое хочу», «свое могу» и то, что «надо». Самый мощный стимул в обучении – мысль и фраза личности о том, что «получилось»…

t1629373411ab.png

Взаимосвязь мотивации и повышение уровня обучения – секрет успеха личности!

Конфуций, древний мыслитель и философ, говорит, что надо «ощущать нехватку своих знаний». Тогда возникнет желание и стремление познавать и узнавать новое. Знаний много не бывает.

t1629373411ac.jpg

Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения. Только комплексные меры, а также сотрудничество всех участников образовательных отношений могут исправить данную проблему в современном образовании.


Источники

Интернет-ресурс:

1. Цитаты про мотивацию дошкольников.

https://yandex.ru/images/search?text=%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8E%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BA%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC&stype=image&lr=11067&source=wiz

2. Цитаты известных людей о важности знаний

https://zen.yandex.ru/media/id/5e81c3d180638b5760d46f2c/citaty-izvestnyh-liudei-o-vajnosti-znanii-uchenikam-vziat-na-zametku-5f4d707edb2e63608b7c6bdc

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.