Статья на тему «Менторинг (наставничество) наоборот: из опыта работы»
Статья «МЕНТОРИНГ (наставничество) наоборот: из опыта работы»
Логовских Татьяна Ивановна
МБОУ Шарчинская СОШ Тюменцевского района Алтайского края учитель технологии, ИЗО, высшая квалификационная категория
658587 Алтайский край Тюменцевский район село Шарчино, ул. 20 лет Октября 69
89619861937, e-mail: tatyana-logovskikh@yandex.ru
Наставничество (менторинг) это один из методов обучения персонала, когда более опытный сотрудник делится своими знаниями, умениями и навыками с неопытным новичком на протяжении определенного времени. Мне бы хотелось рассказать об опыте работы, который я приобрела в этом году. Я его назвала МЕНТОРИНГ (наставничество) наоборот.
Наставничество (менторинг) это один из методов обучения персонала, когда более опытный сотрудник делится своими знаниями, умениями и навыками с неопытным новичком на протяжении определенного времени. Наставничество зародилось и получило свое развитие в рамках групповой деятельности людей. Для людей освоить и обрести новые знания без наставников, было сложно во все времена, а в педагогике особенно. Наставниками назывались лучшие и опытнейшие учителя. [1] Полностью согласна с этим утверждением, именно так и было многие годы и в моей работе. Для меня наставником была и остается мой классный руководитель, хотя и у меня уже почти тридцатилетний опыт работы и для молодых педагогов приходящих в наш коллектив уже я становлюсь наставником, но сегодня мне бы хотелось рассказать об опыте работы, который я приобрела в этом году.
Цель работы – представить деятельность, ставшую источником обучения, воспитания, творческого взаимодействия учащихся, как средство развития и саморазвития не только учащихся, но и педагога.
Актуальность работы обмен практическим опытом между педагогами всегда необходим. Просто идти по наторенной кем-то дорожке, но всегда интереснее прокладывать свой маршрут и возможно, этот новый маршрут будет интересен и другим педагогам.
Вначале этого учебного года в нашу школу в 10 класс пришла новая ученица, Екатерина, переехавшая из соседнего района. Девочка скромная, умная, прилежная. Но как -то, все складывалось не так: сложности с новыми учителями, отношения в классе строить не с кем, три девицы-одноклассницы пришли в 10 класс что называется «отсидеться», классное руководство в этом маленьком классе дали педагогу «догрузив» к ее 11 классу. И почти полгода Екатерина как рак-отшельник боялась выглянуть из своей раковины. Получилось так, что на олимпиаду по технологии мне взять кроме нее было не кого, так как остальные отказались наотрез. И хоть в 10 классе уже нет технологии, стали мы потихоньку готовиться в свободное время, и я с удивлением узнаю, что Екатерина хорошо рисует, да не просто рисует, а закончила, детскую художественную школу, в своем районе. На муниципальном этапе олимпиады мои старшеклассники получили призовые места и почти полным составом, 6 человек. получили приглашение на региональный этап ВсОШ. Событие радостное, но и очень ответственное, представлять район в крае на ВсОШ нашей школе еще не приходилось. Начали опять подготовку, и сразу встал вопрос о творческом проекте, обдумывая какое направление выбрать для проекта, Екатерина решилась показать мне фото своей работы из ДШИ выполненной в технике художественная роспись. Такую технику росписи видеть мне еще не приходилось, называется она «кемеровская», но удивило меня еще и то мастерство, с каким было расписана разделочная доска. Но доска осталась у педагога, а работу нужно было представить на защите и сделать ее заново предстояло за полтора месяца. Конечно, скопировать бывшую работу было бы, наверное, быстрее, но, а как же интерес, познание нового? Чтоб интереснее было работать над проектом, подобрала для Кати не обычную форму доски, а круглую. Новая форма, новое расположение эскиза, новые элементы, все было для Кати в новинку, кроме техники. Много времени пришлось потратить, но работа получилась замечательная. За проект Катя получила 41,75 из 50 на региональный этап ВсОШ.
Далее ее работа на районном конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Сибириада -2021» получила 1 место. Международный конкурс фотографии, декоративного и изобразительного творчества «От народных истоков» так же 1 место.
Как только я взяла в руки Катину работу меня, как творческого человека, посетила мысль «хочу научиться этой технике росписи». Мысль эта меня просто преследовала, обратившись к Интернету, я поняла, что информации об этой сравнительно молодой технике росписи очень мало, учиться самостоятельно не получится. Попросить свою ученицу заниматься со мной, как-то было не очень удобно, и я пошла на небольшую педагогическую хитрость, решила предложить Кате поделиться своими умениям с моими семиклассниками, ну и меня поучить заодно. Как сложно было Кати принять решение, сколько было сомнений, и как она боялась, что у нее ничего не получиться. На уроке в 10 классе по предмету «индивидуальный проект», мы как раз разбирали виды проектов, и для примера познакомились с Катиным творческим проектом по росписи доски. Тут я и предложила ей не просто заниматься с ребятами, а создать социальный проект, участниками которого станут семиклассники, а она будет его разрабатывать и реализовывать. До конца учебного года у нас оставалось чуть больше трех месяцев. Над созданием проекта Катя трудилась 10 дней, провела анкетирование, разработала план занятий. Я помогла приобрести кисти краски, заготовки. Очень сомневалась Катя, что за такой короткий срок получиться научить ребят. Но конечно что бы ей помочь приходилось идти на маленькие хитрости. Изначально я обдумала наши действия и предложила взять в проект ребят хорошо умеющих рисовать, ограничившись 5 человеками. Объясняла я это высокой стоимостью материалов и сложностью приобретения специальных кистей, да и сама я не была до конца уверена в положительном результате этой задумки. Ученица будет наставником не только для ребят, но и для педагога. Такого еще в моей практике не было. Как все сложится, предугадать было невозможно, но от этого было еще интереснее. Чтобы придать большую значимость Катиному проекту предложила ей поучаствовать в региональном этапе конкурса «Лидер 21 века», отправив туда ее проект и самопрезентацию, в записи которой приняли участие ребята из группы.
Через месяц занятий ни Екатерину, ни моих семиклассников было не узнать, глаза светятся - у ребят от радости, что у них начали получаться элементы росписи, а у Кати от того, что у нее получается их научить. Отношения с ребятами складывались дружеские, атмосфера на занятиях была не принужденная, если что-то не получалось, ребята обращались за помощью друг к другу, и Катя всегда была рядом и готова была подойти, поправить и подсказать. Особый статус нашей наставнице в глазах ребят придавало еще и то, что их учитель сидела рядом с ними за партой и училась, как и они рисовать лепесточки и травку и у нее тоже не все с первого раза получалось.
.
Основная модель обучения в наставничестве является модель «Расскажи-Покажи-Сделай». Именно так и были построены занятия Кати с ребятами и со мной. И для того чтобы добиться результата не всегда наставником должен быть педагог, а иногда стоит педагогу стать учеником. Мы в этом убедились и доказали на собственном опыте.
Чтобы не дать Катиному интересу к ее творчеству угаснуть - так как это просто преступление, обладая такими умениями и навыками, не делиться ими, и не совершенствовать их - постоянно предлагала ей новые идеи, например, нашла дома электрический самовар и предложила попробовать расписать его, но для начала решили поработать с металлическим разносом, так как на металле Катя еще не рисовала. Пришлось отправиться по магазинам на поиски металлического разноса, так как металлическую заготовку для росписи можно было заказать только в Интернете и довольно дорого. Мы воспользовались рекомендациями из книги Спекторовой Н. А. «Кемеровская роспись: учеб. наглядное пособие», где узнали как можно самостоятельно подготовить заготовку для росписи. И опять творчество закипело.
Заканчивая работу над разносом, Катя работала уже и над исследовательской работой по истории кемеровской росписи для того, что бы принять участие в краевой научно-практической конференции «Мои первые шаги в науку» которую проводит Алтайский государственный институт культуры, с которым я как педагог, уже не один год сотрудничаю. Цель была уже конкретная - выступить там, так, что бы занять призовое место, так как для будущего поступления Катя решила выбрать именно этот ВУЗ по направлению «Художественно-декоративная роспись». Хотя еще вначале учебного года даже примерно не представляла, куда бы хотела поступать и роспись как будущую профессию не рассматривала, а к апрелю с профориентацией все уже было решено. На конференции Катя не только прекрасно выступила, но еще и поразила всех своими двумя работами, получила первое место. Почти одновременно защита этой же работы была отправлена (к сожалению, очное участие в последний момент отменили) на окружной этап краевого конкурса для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая» направление «Культурология», где тоже получила первое место.
.
Очень приятно было мне как педагогу услышать слова благодарности от родителей, за то, что их ребенок так изменился за этот год, она поверила в себя, свои силы, а таких высоких результатов у нее вообще за все годы учебы еще не было. При переезде родители переживали, как все сложится в новой школе, а теперь очень довольны и рады за своего ребенка. Конечно, были у нее 1 места за участие в выставках, проводимых в школе Искусств, за заочные и дистанционные конкурсы. А вот исследовательской деятельностью Катя до этого года не занималась и опыта участия в очных научно-практических конференциях не имела, а то, что можно соединить творчество и исследовательскую деятельность и в голову не могло прийти. Приехав с конкурса, Катя принялась за третью работу роспись часов в подарок для бабушки. Как-то в разговоре сказала, что эти три работы за год, это что-то. Просто до нынешнего года, после окончания ДШИ она год не брала кисти в руки, интерес к росписи как-то сам собой исчез. А сейчас все стало по-другому - ей хочется творить, хочется завершить проект с ребятами, и чтобы у них тоже получилось своими руками создать настоящее произведение художественно декоративного творчества. Проект Кати подходит к концу, сейчас ребята работают маслом и совсем скоро закончат свои работы. А в новом учебном году количество желающих принять участие в проекте уже утроилось. А нынешние ребята, не готовы остановиться на достигнутом, хотят совершенствовать свои навыки дальше.
Я как педагог научилась у своей ученицы-наставницы очень многому. Наш творческий союз оказался очень далеко идущим и взаимовыгодным. А для себя как для педагога я открыла еще одно направление в работе, объединив на этот раз творческую и исследовательскую деятельность, обязательно буду дальше работать в этом направлении. Мой предыдущий опыт работы в направлении социальное проектирование и творчество плавно перетечет в творческую и исследовательскую деятельность. Пришлось и мне как педагогу поработать и взяться за написание заявки для участия в конкурсе грантов Губернатора в сфере молодежной политики, а затем отправить заявку и на конкурс президентских грантов Ведь чтобы развиваться дальше, заниматься с ребятами, нужны дополнительные средства на материалы, заготовки. Теперь в нашей школе «Для творчества всегда открыта дверь», такое название мы дали нашему проекту. Став победителями первого конкурса Президентского Фонда Культурных Инициатив, грант мы получили и на его средства реализуем все задуманное. В рамках проекта я прошла обучение, став преподавателем по декоративно прикладному творчеству.
«Сегодня от педагога требуется непрерывный профессиональный рост, творческое отношение к работе, самоотдача. Настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания..» . [2] Не могу не согласиться с автором одной из статей о наставничестве. Новый опыт, приобретенный в качестве ученицы у моей наставницы десятиклассницы, мне очень пригодится в моей дальнейшей работе педагога. На мой взгляд, основы профессиональной компетентности педагога в том, чтобы никогда не останавливаться на достигнутом, быть готовым обучаться в любом возрасте, чтобы обучить других. Тогда педагог будет интересен и обучающимся и коллегам. И такая форма как наставничество очень подходит для этого процесса. Наставничество – это обоюдовыгодный процесс, и это совсем не значит, что один отдает, а другой получает, обе стороны получают новые знания и умения и обогащаются за счет друг друга в равной степени. Наставничество – это формула успеха!
Источники
1.Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2019 – 188 с. – ISBN 978-5-903427-97-0
3. https://ds05.infourok.ru/uploads/doc/084b/00076ed2-2c94f816.docx
4.Фото из личного архива.