Статья «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
Статья «Мотивация на обучение: виды и способы формирования,
модели внедрения».
«Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
В. А. Сухомлинский
Известно, что дети, поступая в первый класс, имеют огромное желание учиться. Им все интересно. Они с увлечением слушают, учатся читать и писать, решают задачи, рисуют, поют и любят школу и учителя. Но приходит пора отрочества, и желание и интерес куда-то пропадают; подросткам не всегда хочется идти в школу, все чаще приходится себя заставлять писать и читать, не хочется петь. Учителю хочется, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать, что подросток не хочет учиться, что он мог бы заниматься, а желания нет, нет интереса к учению, нет мотивации.
Остановимся кратко на мотивах учения:
Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения (овладение новыми знаниями, учебными навыками, самостоятельное приобретение знаний, метод научного познания, саморегуляция учебной работы, рациональная организация собственного учебного труда).
Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми (быть полезным обществу, понимание необходимости учиться, чувство ответственности, стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет).
Внешние мотивы стимулируют учебную деятельность, не связанную напрямую с ней (долг, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, давление родных, учителя, желание получить хорошую отметку, добиться похвалы учителя и т.д).
Внутренние мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью (интерес к процессу, результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей).
Мотивации к достижению успеха (ставят позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели).
Мотивация к недопущению неудачи (их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции).
Таким образом, мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения необходимых целей.
Этап мотивации учащихся к деятельности - один из главных этапов урока. Дети должны удивиться, а потом пойти вперёд. Ну, а если столкнулись с проблемным вопросом или с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть на любом этапе урока. Есть разные её приёмы. Приведу некоторые из них.
- Загадки, стихотворения, ребусы, которые подводят к теме урока.
Чтобы правильно считать,
Нужно знаки эти знать.
Десять их, но знаки эти
Сосчитают всё на свете.
Спорили как-то двое дробей:
Кто из них больше и кто же сильней?
Сколько получится, если подружатся?
Спорили долго - ответ не нашли!
В класс к нам за помощью дроби пришли.
- Так же использую приём «Лови ошибку!», где при объяснении материала, намеренно допускаю ошибку, или же ученики получают задание со специально допущенными ошибками.
- Использую опорные схемы, которые применяю в течение всего времени изучения темы. Помогают они и при повторении.
- Провожу нестандартные уроки: уроки – сказки, уроки – путешествия, уроки – соревнования, уроки - практикумы и другие.
- Обучающиеся выполняют презентации, составляют кроссворды, сочиняют сказки, стишки на математическую тему.
- Для опроса и закрепления использую кроссворды – филворды.
- Составляем интеллект – карты.
- Выполняем мини – проекты, творческие проекты.
С целью развития внутренней мотивации обучающихся, всегда объясняю, каким образом эти знания им пригодятся в будущем, стараюсь доказать, что предмет действительно будет полезен в их будущей профессиональной деятельности, открыть возможности практического применения полученных знаний.
И закончить свою статью я хочу словами С.А.Сухомлинского: « Я советую всем учителям: берегите детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в учении».
Литература и источники:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. - 321 с.
2. Учебная мотивация. Виды и уровни мотивов учения. Связь умственного развития и мотивации к учению https://kupildoma.ru/the-plot-and-garden/educational-motivation-types-and-levels-of-the-motives-of-learningsssss/
Тарасова Ирина Викторовна
Шишкина Людмила Николаевна
Чеботарева Ирина Вячеславовна
Шишкина Людмила Николаевна