Статья «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»

13
4
Материал опубликован 9 January 2023 в группе

Статья «Мотивация на обучение: виды и способы формирования,

модели внедрения».


                                                           «Все наши замыслы, все поиски и построения

                                             превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

В. А. Сухомлинский


  Известно, что дети, поступая в первый класс, имеют огромное желание учиться. Им все интересно. Они с увлечением слушают, учатся читать и писать, решают задачи, рисуют, поют и любят школу и учителя. Но приходит пора отрочества, и желание и интерес куда-то пропадают; подросткам не всегда хочется идти в школу, все чаще приходится себя заставлять писать и читать, не хочется петь. Учителю хочется, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать, что подросток не хочет учиться, что он мог бы заниматься, а желания нет, нет интереса к учению, нет мотивации.

t1673295014aa.jpg

Остановимся кратко на мотивах учения:



t1673295014ab.jpg

 Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения (овладение новыми знаниями, учебными навыками, самостоятельное приобретение знаний, метод научного познания, саморегуляция учебной работы, рациональная организация собственного учебного труда).

Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми (быть полезным обществу, понимание необходимости учиться, чувство ответственности, стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет).

Внешние мотивы стимулируют учебную деятельность, не связанную напрямую с ней (долг, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, давление родных, учителя, желание получить хорошую отметку, добиться похвалы учителя и т.д).

Внутренние мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью (интерес к процессу, результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей).

Мотивации к достижению успеха (ставят позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели).

Мотивация к недопущению неудачи (их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции).

Таким образом, мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения необходимых целей.


t1673295014ac.jpg


Этап мотивации учащихся к деятельности - один из главных этапов урока. Дети должны удивиться, а потом пойти вперёд. Ну, а если столкнулись с проблемным вопросом или с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть на любом этапе урока. Есть разные её приёмы. Приведу некоторые из них.

t1673295014ad.jpg

- Загадки, стихотворения, ребусы, которые подводят к теме урока.

Чтобы правильно считать,
Нужно знаки эти знать.
Десять их, но знаки эти
Сосчитают всё на свете.


Спорили как-то двое дробей:

Кто из них больше и кто же сильней?

Сколько получится, если подружатся?

Спорили долго - ответ не нашли!

В класс к нам за помощью дроби пришли.


t1673295014ae.jpg


- Так же использую приём «Лови ошибку!», где при объяснении материала, намеренно допускаю ошибку, или же ученики получают задание со специально допущенными ошибками.

t1673295014af.gif

- Использую опорные схемы, которые применяю в течение всего времени изучения темы. Помогают они и при повторении.


t1673295014ag.jpg


- Провожу нестандартные уроки: уроки – сказки, уроки – путешествия, уроки – соревнования, уроки - практикумы и другие.

- Обучающиеся выполняют презентации, составляют кроссворды, сочиняют сказки, стишки на математическую тему.

t1673295014ah.gif t1673295014ai.png

- Для опроса и закрепления использую кроссворды – филворды.

t1673295014aj.gif

- Составляем интеллект – карты.

- Выполняем мини – проекты, творческие проекты.t1673295014ak.gif

t1673295014al.gif

С целью развития внутренней мотивации обучающихся, всегда объясняю, каким образом эти знания им пригодятся в будущем, стараюсь доказать, что предмет действительно будет полезен в их будущей профессиональной деятельности, открыть возможности практического применения полученных знаний.

И закончить свою статью я хочу словами С.А.Сухомлинского: « Я советую всем учителям: берегите детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в учении».

t1673295014am.jpg




Литература и источники:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. - 321 с.

2. Учебная мотивация. Виды и уровни мотивов учения. Связь умственного развития и мотивации к учению https://kupildoma.ru/the-plot-and-garden/educational-motivation-types-and-levels-of-the-motives-of-learningsssss/




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная работа, Ирина Вячеславовна! Яркая, доступная, продуктивная! Успехов Вам!

17 January 2023

Ирина Вячеславовна, поздравляю с победой в конкурсе! Новых успехов, новых побед!

17 January 2023

Премного благодарна, сударыни, за Ваши комментарии. Желаю и Вам вдохновения, удачи в Ваших начинаниях! Людмила Николаевна, и от меня примите искреннее поздравление с победой в конкурсе!

17 January 2023

Огромное спасибо, взаимно!

18 January 2023

Похожие публикации