12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Земских Ксения Анатольевна1300
Люблю русскую литературу и много путешествую.
Россия, Санкт-Петербург, Колпино

Статья на тему «Опосредованные способы формирования личностных качеств у детей (несколько советов из опыта работы)».

Земских Ксения Анатольевна,

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа № 589 Санкт-Петербурга



Дети нас не слушают – они на нас смотрят. Эту истину следует не забывать каждому взрослому. Второй очевидный факт: процесс воспитания непрерывный, и любой внешний вызов способствует формированию личности. Вопрос только в том, на какую черту характера или особенность поведения повлияет этот элемент объективной реальности.

Роль учителя в процессе формирования личности ребенка, безусловно, важна. Это вторая после родителей величина, если мы попробуем измерить степень авторитетности. И если семья формирует ценностные установки, то учитель закладывает принципы. В таком контексте под понятием «учитель» можно подразумевать Наставника.

Учителя воспитывают не только прямыми указаниями и проведенными беседами. Назовем эти, несомненно, эффективные способы «урочными». Учитель воздействует и опосредованно: представляемым образом (модное среди маркетологов слово «личный бренд» здесь тоже уместно), способом решать каждодневные (в том числе и экстремальные) задачи, а также позитивным примером. Для гармоничного развития ребенка важно, чтобы действия родителей (ценности) и учителей (принципы) не противоречили друг другу.

Внешний вид. Первое на что обращает ребенок – это облик учителя: какие ассоциации возникают, можно ли доверять этому чужаку. Прежде всего, образ учителя должен быть честным, понятным и «земным», то есть очеловеченным.

Нельзя требовать от ребенка соблюдения дисциплины, если сам не нарушаешь её. Эта этикетная аксиома, к сожалению, до сих пор оспаривается доводами в пользу возрастного авторитета.

Однако учитель не должен быть «эталоном», он должен быть понятным и «живым». Идеальный манекен не сможет достучаться до детских сердец, потому что, с точки зрения ребенка, сам не имеет души. Поэтому, уважаемые коллеги, не бойтесь раскрыть одну из важных личных черт, пусть даже в мелочах. Имя домашнего питомца на брелоке, фенечка, сплетенная дочерью, – все это будет замечено и позитивно оценено. Ребенок увидит что-то близкое, а значит, вызывающее доверие.

Результат: быстрее сложатся доверительные отношения; видя особенности учителя, ребенку будет проще социализироваться и стать терпимее.

Личный бренд. Люди производят ровно такое впечатление, которое хотят производить. Личный бренд – это образ, который складывается о вас в профессиональном сообществе. Его основа – репутация. Главной особенностью личного бренда как явления можно назвать его рукотворность, то есть вы сами влияете на восприятие вашей личности окружающими.

В цифровую эпоху простым способом формирования личного бренда стало ведение социальных сетей, на страницах которых люди публикуют фотографии из жизни, свои мысли, описывают чувства и делятся информацией. Профиль в социальной сети – это новое «лицо» человека, и именно владелец решает, каким ему предстать перед виртуальными подписчиками.

Неформальное на первый взгляд общение в мессенджерах привлекает, а значит, воздействует на умы. Не зря популярных блогеров называют «инфлюенсерами» («влиятельными»). Эту нишу вы можете занять сами: создавая визуально гармоничный контент о своей жизни и работе, возможно, тяготах и, непременно, победах. Главный совет – избегайте снобизма. Блогинг – это работа, требующая внятного целеполагания, дисциплины и иногда самоцензуры.

Результат: «мягкое влияние», возможность передать какую-то идею интересным способом.

Подвиг каждый день. Ребенок ежедневно наблюдает, как учитель справляется с задачами, кажущимися ученику нерешаемыми. Учительский энтузиазм способствует осознанию детьми своих сил и возможностей. Обсудите с ними проблему, попросите совета. Так ребята поймут, что их мнение важно и станут активнее и бесстрашнее справляться с проблемами. Такой навык пригодится им в будущем.

Результат: ученик перестает бояться трудностей.

И в заключение хочется напомнить важный принцип: воспитывайте себя. Будем честными, если ребенок никогда не видел Вас с книгой, он не поверит, что читать интересно. Если сами не будете уважать ребенка, то и не сможете ему объяснить смысл этого понятия.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.