Материал на проверке

Статья по теме: «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»

1
0
Материал опубликован 2 January в группе

Статья по теме: «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»


Подготовила:

Дубровина Юлия Олеговна

Учитель начальных классов

Ярославль, 2024 год

t1735822152aa.png

Учителя начальной школы часто слышат от детей слова: «Я ненавижу русский язык, потому что у меня не получается», «Я не хочу делать домашнюю работу», «Я не люблю учиться в школе», «Мне в школе не нравится», «Мне лень» и многое другое. Даже родители, которые заинтересованы в учёбе своих детей, не могут добиться положительного отношения своего ребёнка к получению знаний. На фоне переживаний у родителей тоже возникает ряд вопросов: «Почему мой ребёнок не хочет учиться?», «Почему мой ребёнок не хочет ходить в школу?», «Почему ребёнок показывает высокие результаты по русскому, а низкие по математике?» и другие вопросы.

Иногда причины такого поведения учащихся могут быть разными. Например, у мамы нет свободного времени помочь ребёнку в выполнении домашнего задания, ученик не успевает учиться из-за огромного количества кружков/секций, ребёнку не нравится предмет, новый учитель, учитель отказывается помочь ученику в чём-либо и так далее. Важным составляющим является то, насколько мы, учителя, обращаем внимание на то, получает ли учащийся радость и удовольствие от процесса обучения или же нет? Разве это и не есть та самая мотивация к получению знаний? [1]

Для начала давайте ознакомимся «Что такое мотивация?», и «Какие виды мотивации бывают?».

Мотивация – это способ быстрого достижения цели, основанный на психофизиологическом процессе, который направляет поведение человека, способствует его активности и работоспособности. [2] Если говорить более простым языком, то мотивация — это всего лишь сила, которая побуждает человека действовать.

Существует несколько видов мотивации:

Внутренняя — это мотивация, которая исходит изнутри человека, например, хочу научиться играть в шахматы.

Внешняя — это мотивация, которая приходит от внешних факторов, например, похвала, денежное вознаграждение за хорошую работу.

Социальная — это мотивация, которая связана с желанием соответствовать ожиданиям окружающих, например, человек старается выполнить работу наилучшим образом, чтобы получить похвалу.

Мотивация достижения — связана с желанием достигнуть конкретных целей и результатов.

Интеллектуальная — это мотивация, которая связана с желанием узнать что-то новое, например, понять сложные задачи, выучить таблицу умножения, понять правило по русскому языку, которое не понимал все годы обучения.

Физиологическая — это мотивация, которая связана с физиологическими потребностями человека (еда, вода, сон, отдых). [3]

t1735822152ab.png
Схема 1. «Мотивация – это сила»

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников. Учитель должен помочь ученику двигаться вперёд, мотивировать его, пробуждать интерес к предмету и при этом наблюдать, получает ли учащийся радость и удовольствие от процесса обучения.

t1735822152ac.jpg

Для построения такого урока учителю помогут рекомендации:

материал урока должен быть интересен детям (аудио, видео сопровождение, презентация);

работа в группах и парах;

чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать;

позитивная психологическая атмосфера на уроке;

создание на уроке ситуации успеха для учащихся;

использовать метод «Соревнование» (потребность школьников к соперничеству, проявлению лидерских качеств);

хвалите ребёнка за его успехи и достижения в школе или успехах вне школы, можно рассказать об успехах при всём классе;

чаще планировать проектную деятельность;

использовать прием «Оратор» (за 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо);

использовать прием «Автор» (детям даётся установка – если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?);

использовать прием «Лови ошибку» (объясняя материал, учитель просит детей найти ошибку и исправить её);

ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Можно попробовать приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя кем или чем угодно из сказки или произведения, а потом попытаться пересказать эту историю от лица данного предмета;

приём «Да-нет». Учитель загадывает персонажа, а ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет»;

придумывать нестандартные приёмы повышения мотивации;

учащихся 1 класса можно мотивировать небольшими наклейками, призами, мотивирующими карточками.

t1735822152ad.png
Педагоги в школе делают огромную работу для того, чтобы развивать у детей учебную мотивацию. Этот процесс кропотливый, а иногда ещё и длительный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение различных типов уроков. А именно:

урок-упражнение (является самым распространённым);

урок-игра (открытие нового знания);

урок-встреча;

урок-путешествие (повторение или закрепление);

урок-викторина (контроль);

урок-исследование (практическая или лабораторная работа);

сюжетные уроки;

урок защиты проектной деятельности;

внеклассная работа (внеурочная деятельность).

Чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Также необходимо использовать в процессе обучения различные «обратные связи» между учителем и учащимся (это может быть взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т.п.), но самая главная «обратная связь» от школьника – это его успехи в учёбе и достижения, которые собираются в папке под названием «Портфолио». (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Цель портфолио в том, чтобы ребёнок научился отмечать свои успехи и работать над тем, что ещё не получается.

В ФГОС НОО зафиксировано, что портфолио необходимо для поощрения высокой учебной мотивации школьника, его активности и самостоятельности. С этим трудно не согласиться, ведь когда ребёнок видит свои достижения за несколько лет, сравнивает свой рост, это подталкивает ученика развиваться дальше. В папку с достижениями можно сложить работы творческого и контрольного характера, работу с карточками по русскому языку и математике, индивидуальную работу, странички прописей первоклассника, благодарности и грамоты за все года обучения в начальной школе.

Учащиеся начальной школы каждый день проходят нелёгкий путь открытия новых знаний, путь самосовершенствования, поэтому важно фиксировать успех ребёнка на каждом этапе его развития. Учебная мотивация является одной из значимых мотиваций в начальной школе, поэтому так важно, если не увеличить, то хотя бы сохранить учебную мотивацию учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено. Для этого необходима каждодневная работа не только классного руководителя, но и учителей предметников, и администрации. Ведь от количества успевающих учеников зависит престиж школы, зависит её наполняемость.

Только грамотный выбор методов и приёмов, их правильное сочетание, учёт методических особенностей использования  смогут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.

Источники

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/11/01/kak-povysit-motivatsiyu-mladshego-shkolnika-k-uchebe

https://www.sravni.ru/text/vidy-i-sposoby-motivaczii/?upd=true

https://blog.alter.ru/glossary/motivacija/

https://myintelligentkids.com/kak-motivirovat-mladshego-shkolnika-k-uchebe-psixologi-sovetuyut

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=картинки%20для%20презентации%20на%20прозрачном%20фоне%20медальки

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=картинки%20для%20презентации%20на%20прозрачном%20фоне%20русский%20язык

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=картинки%20для%20презентации%20на%20прозрачном%20фоне%20математика

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=картинки%20для%20презентации%20на%20прозрачном%20фоне%20школа


Приложение 1DOCX / 1.61 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.