Проблема адаптации детей к ДОУ и пути решения

21
15
Материал опубликован 24 June 2021 в группе

Статья «Проблема адаптации детей к ДОУ и пути решения»

(опыт работы)


Кияйкина Наталья Федоровна

педагог-психолог

МБДОУ детского сада № 31 «Заря»

г. Пятигорска

Ставропольского края


Успех зависит от скорости адаптации к новым условиям.

Джеффри Евгенидис


Крылатая фраза американского писателя на сегодняшний день является актуальной, так как современному человеку приходится быстро адаптироваться к новым условиям и изменениям во всех сферах жизнедеятельности.

Вот уже на протяжении нескольких лет система дошкольного образования продолжает активно развиваться в новых условиях, решая целый ряд проблем: кадровое и финансовое обеспечение, решение вопросов инклюзивного образования, оснащение современной предметно-пространственной развивающей среды и многие другие важные вопросы. Выделить самую важную проблему дошкольного образования очень сложно.

Каждое образовательное учреждение сталкивается с определенными проблемами и трудностями, по-своему находит пути их преодоления: кто-то успешно, а кто-то не совсем. Но, на мой взгляд, у всех дошкольных учреждений имеется самая главная общая проблема – это адаптация вновь прибывших малышей к условиям детского сада.

У каждого малыша наступает новая жизнь, когда он впервые входит в мир дошкольного детства. А начинается большая жизнь, как всегда, с адаптационного периода. Чтобы детский сад оказался для ребенка «светлым вторым домом», взрослым следует приложить много усилий.

t1624529631aa.jpg

Проблема адаптации детей к условиям детского сада возникла еще с самого начала существования дошкольных образовательных организаций. К большому сожалению, данный вопрос продолжает оставаться актуальным и на сегодняшний день. От успешности адаптационного процесса зависит вся дальнейшая жизнедеятельность и развитие малышей. Успешная адаптация ребенка к новым условиям позволяет личности быстро приобрести новый социальный статус и активно дальше познавать мир, гармонично развиваться.

В нашем дошкольном учреждении успешно выстроена система для благополучной адаптации детей к детскому саду. Предложенная родителям психолого-педагогическая помощь (адаптационная программа «Привыкай-ка») на протяжении нескольких лет эффективно подготавливала семьи к важному событию в жизни малышей.

С введением самоизоляции возникла трудность: как у детей, их родителей, так, в дальнейшем, и у воспитателей. Функциональность выстроенной системы подготовки детей к детскому саду была нарушена. Родители оказались неготовыми к получению дистанционных рекомендаций по подготовке детей к новым жизненным условиям. В силу разных причин взрослые не смогли самостоятельно подготовить на должном уровне своих детей к жизнедеятельности в детском саду (культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, режим питания, коммуникативные и игровые навыки, «язык общения»). Взрослые оказались неготовыми к дистанционному контакту для получения практических рекомендаций по решению возникших трудностей. И, как показала практика, процесс привыкания многих детей к новой обстановке намного усложнился и затянулся.

Анализ и коррекция процесса адаптации, активность и позитивность педагогов, последовательность и системность коррекции детско-родительских отношений, комплексный подход в решении актуальных вопросов способствовали успешному завершению процесса адаптации детей к ДОУ. Благодаря «скорости адаптации к новым условиям» каждой личности, профессионализму специалистов учреждения, тесному сотрудничеству с родителями, конструктивным методам взаимодействия всех участников образовательных отношений и инновационным технологиям трудности были преодолены.

Анализируя данный актуальный вопрос, следует вывод: при адаптации детей к условиям ДОУ необходима обязательная серьезная предварительная подготовка.

Пути решения проблемы адаптации состоят в следующем:

1. Повышение возрастного порога начала посещения ребенком ДОУ (3 - 4 года). С психологической точки зрения до 3 - 4 лет ребёнком должна "заниматься" мама (в идеале).

2. Повышение психолого-педагогических компетенций молодых родителей (родители являются законными представителями ребенка и ответственны за его развитие, и воспитание, особенно на начальном этапе).

3. Установка контакта с родителями до поступления в ДОУ (за 1 год) и мониторинг нервно-психического развития детей (для своевременной коррекционно-развивающей деятельности и устранения проблем в развитии, воспитании).

4. Ознакомление родителей с целевыми ориентирами дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка в младенческом и раннем возрасте). Приложение № 1.

5. Тесное сотрудничество и согласованность действий родителей и ДОУ.

Таким образом, чтобы избежать проблем и трудностей в адаптационный период, необходимо грамотно выстроить обязательную предварительную подготовку малыша к новым жизненным условиям. Последовательная и системная выработка единых требований к поведению ребенка, согласование модели взаимодействия «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» - важное условие, облегчающее его адаптацию. И тогда, самая важная проблема – процесс адаптации, успешно разрешится.


Источники

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

2. Интернет ресурс:

Цитаты про адаптацию детей к детскому саду.

https://yandex.ru/images/search?text=%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8E%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%BA%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%83&stype=image&lr=11067&source=wiz&pos=3&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0b7a%2F0009e301-72dbd4c2%2Fhello_html_md56bcad.jpg&rpt=simage



Приложение № 1.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  СТАНДАРТ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)


К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересную работу!

24 June 2021

Благодарю, Марина Юрьевна! Рада вниманию к публикации и первый отзыв!

24 June 2021

Статья достойна внимания! Прочитала с интересом!

24 June 2021

Светлана Николаевна, благодарю за высокую оценку и комментарий!

24 June 2021

Спасибо за полезный ресурс!

24 June 2021

Благодарю за отзыв, Галина Владимировна!

24 June 2021

Наталья Фёдоровна, спасибо за работу. Поделитесь, пожалуйста, опытом. Как вы устанавливаете контакт с родителями за год до поступления в сад?

24 June 2021

Благодарю, Анжела Викторовна, за внимание и отзыв! Хороший вопрос! Выработанная система подготовки детей к условиям ДОУ (по программе "Привыкай-ка") рассчитана на 7 месяцев (с ноября по май). Как правило, в октябре месяце на базе учреждения проводится общее родительское собрание для родителей будущих воспитанников, где обсуждаются все актуальные вопросы. Рассылку приглашений для родителей осуществить не сложно, так как многие родители имеют запрос на посещение детьми нашего учреждения (имеются родительские контакты). В 2020 - 2021 учебном году, как я уже озвучила в статье, функциональность данной услуги была приостановлена по известной причине. Что нам покажет осень 2021 года, посмотрим. Надеемся, что данная форма работы возобновит свою функциональность и принесет много пользы: как детям, так и взрослым.

25 June 2021

Спасибо за ответ! Да, сейчас трудно прогнозировать, но буду иметь ввиду такую возможность. Хотя конкретно нашему учреждению трудно понимать за год список будущих воспитанников. В нашем районе в шаговой доступности 4 (!) садика. Мы из окон друг друга видим). Конкуренция высока. Но такой подход может привлечь родителей.

25 June 2021

Наталья Федоровна, поздравляю с ПОБЕДОЙ в конкурсе!

28 June 2021

Благодарю за поздравление, Галина Валентиновна!

28 June 2021

Наталья Федоровна, поздравляю с победой в конкурсе педагогического мастерства!

29 June 2021

Благодарю за внимание и поздравление, Елена Владимировна!

29 June 2021

С ПОБЕДОЙ!

29 June 2021

Очень приятно Ваше внимание, Марина Юрьевна! Особенно хороши - эти нежные цветы! Благодарю!!!

29 June 2021