Проблема адаптации детей к ДОУ и пути решения
Статья «Проблема адаптации детей к ДОУ и пути решения»
(опыт работы)
Кияйкина Наталья Федоровна
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
г. Пятигорска
Ставропольского края
Успех зависит от скорости адаптации к новым условиям.
Джеффри Евгенидис
Крылатая фраза американского писателя на сегодняшний день является актуальной, так как современному человеку приходится быстро адаптироваться к новым условиям и изменениям во всех сферах жизнедеятельности.
Вот уже на протяжении нескольких лет система дошкольного образования продолжает активно развиваться в новых условиях, решая целый ряд проблем: кадровое и финансовое обеспечение, решение вопросов инклюзивного образования, оснащение современной предметно-пространственной развивающей среды и многие другие важные вопросы. Выделить самую важную проблему дошкольного образования очень сложно.
Каждое образовательное учреждение сталкивается с определенными проблемами и трудностями, по-своему находит пути их преодоления: кто-то успешно, а кто-то не совсем. Но, на мой взгляд, у всех дошкольных учреждений имеется самая главная общая проблема – это адаптация вновь прибывших малышей к условиям детского сада.
У каждого малыша наступает новая жизнь, когда он впервые входит в мир дошкольного детства. А начинается большая жизнь, как всегда, с адаптационного периода. Чтобы детский сад оказался для ребенка «светлым вторым домом», взрослым следует приложить много усилий.
Проблема адаптации детей к условиям детского сада возникла еще с самого начала существования дошкольных образовательных организаций. К большому сожалению, данный вопрос продолжает оставаться актуальным и на сегодняшний день. От успешности адаптационного процесса зависит вся дальнейшая жизнедеятельность и развитие малышей. Успешная адаптация ребенка к новым условиям позволяет личности быстро приобрести новый социальный статус и активно дальше познавать мир, гармонично развиваться.
В нашем дошкольном учреждении успешно выстроена система для благополучной адаптации детей к детскому саду. Предложенная родителям психолого-педагогическая помощь (адаптационная программа «Привыкай-ка») на протяжении нескольких лет эффективно подготавливала семьи к важному событию в жизни малышей.
С введением самоизоляции возникла трудность: как у детей, их родителей, так, в дальнейшем, и у воспитателей. Функциональность выстроенной системы подготовки детей к детскому саду была нарушена. Родители оказались неготовыми к получению дистанционных рекомендаций по подготовке детей к новым жизненным условиям. В силу разных причин взрослые не смогли самостоятельно подготовить на должном уровне своих детей к жизнедеятельности в детском саду (культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, режим питания, коммуникативные и игровые навыки, «язык общения»). Взрослые оказались неготовыми к дистанционному контакту для получения практических рекомендаций по решению возникших трудностей. И, как показала практика, процесс привыкания многих детей к новой обстановке намного усложнился и затянулся.
Анализ и коррекция процесса адаптации, активность и позитивность педагогов, последовательность и системность коррекции детско-родительских отношений, комплексный подход в решении актуальных вопросов способствовали успешному завершению процесса адаптации детей к ДОУ. Благодаря «скорости адаптации к новым условиям» каждой личности, профессионализму специалистов учреждения, тесному сотрудничеству с родителями, конструктивным методам взаимодействия всех участников образовательных отношений и инновационным технологиям трудности были преодолены.
Анализируя данный актуальный вопрос, следует вывод: при адаптации детей к условиям ДОУ необходима обязательная серьезная предварительная подготовка.
Пути решения проблемы адаптации состоят в следующем:
1. Повышение возрастного порога начала посещения ребенком ДОУ (3 - 4 года). С психологической точки зрения до 3 - 4 лет ребёнком должна "заниматься" мама (в идеале).
2. Повышение психолого-педагогических компетенций молодых родителей (родители являются законными представителями ребенка и ответственны за его развитие, и воспитание, особенно на начальном этапе).
3. Установка контакта с родителями до поступления в ДОУ (за 1 год) и мониторинг нервно-психического развития детей (для своевременной коррекционно-развивающей деятельности и устранения проблем в развитии, воспитании).
4. Ознакомление родителей с целевыми ориентирами дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка в младенческом и раннем возрасте). Приложение № 1.
5. Тесное сотрудничество и согласованность действий родителей и ДОУ.
Таким образом, чтобы избежать проблем и трудностей в адаптационный период, необходимо грамотно выстроить обязательную предварительную подготовку малыша к новым жизненным условиям. Последовательная и системная выработка единых требований к поведению ребенка, согласование модели взаимодействия «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» - важное условие, облегчающее его адаптацию. И тогда, самая важная проблема – процесс адаптации, успешно разрешится.
Источники
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
2. Интернет ресурс:
Цитаты про адаптацию детей к детскому саду.
Приложение № 1.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Белянина Светлана Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Галина Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Смирнова Анжела Викторовна
Кияйкина Наталья Федоровна
Смирнова Анжела Викторовна
Ковалева Галина Валентиновна
Кияйкина Наталья Федоровна
Елена Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна