Статья «Теория и практика дистанционного обучения учащихся на уроках географии»
«Теория и практика дистанционного обучения учащихся на уроках географии».
Учитель географии МБОУ СОШ №6 им. И.Т. Сидоренко г.Усть-Лабинск, Краснодарского края Румбешт Р.Ф.
За время работы в дистанционном обучении разработала свою систему подготовки и проведения уроков с использованием дистанционных возможностей интернет.
1.Среда https://learningapps.org
Создание интерактивных заданий в среде https://learningapps.org. Данный сервер позволяет выполнять различные виды заданий: кроссворд с использованием иллюстраций, классификация, хронологическая линейка, найти пару, викторина с выбором ответов, сортировка (карта), заполнить пропуски в предложении, игры различного вида и прочие.
Рис. 1 Диалоговое окно сервиса, где можно найти предмет, затем выбрать задание.
.
Рис.2. Диалоговое окно для выбора вида задания при создании дистанционной работы.
Все задания можно сохранять и классифицировать по классам, по темам. Кроме этого, ресурс содержит массу готовых заданий, выполненных другими педагогами по различным предметам. Если вас задание устраивает, то вы можете его сохранить в своих папках и работать с ними. Для выполнения работы учащиеся получают ссылку на задание и дистанционно решают. Недостатком ресурса является то, что программа только оценивает правильность или неправильность выполненной работы, но не ставит оценку. Результат работы – скриншот или фотография выполненного задания. Положительный момент – ресурс бесплатный, необходима только регистрация. Мною был создан аккаунт, где размещена подборка заданий для 5-11 классов, для подготовки к ГИА по географии.
Адрес аккаунта, где размещены интерактивные задания, созданные для работы в дистанционном режиме:
https://learningapps.org/user/Румбешт Роза
Рисунок 3. Аккаунт, где систематизированы задания по классам
Примеры заданий в данном ресурсе:
Интерактивное задание в сервисе https://learningapps.org/ об особенностях и свойствах земной коры.
Рис.4. Интерактивный пазл на тему «Свойства оболочек Земли» для 5-6 классов. Находится по адресу: https://learningapps.org/2258317
Рис.5 . Интерактивное задание на тему «Строение земной коры». Адрес задания: https://learningapps.org/2278737
Рис.6. Интерактивное задание на тему «Климат, климатические пояса», география, 7 кл., подготовка к ГИА. Адрес задания: https://learningapps.org/view2289444
Рис.7. Задание вида «Сортировка картинок». Определить страну и выбрать ее название. Адрес задания: https://learningapps.org/view4804080
Рис.8. Диалоговое окно для работы с картой, где ученик после выбора объекта (булавочки), выбирает название выбранной страны.
После выбора страны текст ставится на карту. Если выполнено верно, то при проверке текст выделяется зеленым цветом, красным – если неверно.
Рис.9. Интерактивное задания типа «Классификация» по географии на тему «Океаны».
Рис.10. Задание вида «Вставьте пропущенное слово, выбрав нужное из списка»
Рис. 11. Найти соответствие «Природная зона – название природной зоны»
2.Интерактивный ресурс – облако слов.
Следующий интерактивный ресурс, который помогает учителю в проведении дистанционных уроков – облако понятий.
Использование интерактивного сервиса https://wordscloud.pythonanywhere.com/ для создания облака понятий.Открыла для этот сервис недавно, понравилась простота работы и широкая возможность использования данного сервиса на уроках географии на период дистанционного обучения. Да и просто на уроках географии для закрепления, обобщения, создания образа географического объекта, явления. Облако понятий создаю сама, знакомлю с этим сервисом детей и затем они сами работать в данном приложении.
Примеры работ:
Поня
Рис. 12. «Понятие ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ»
»
Рис. 13. Задание: определить экономический район России.
Рис. 14. Задание: определить часть земли по облаку слов.
Рис. 15. Задание: определить материк по облаку слов.
Рис. 16. Задание: определить вид горной породы
Данный ресурс позволяет вовлекать самих учащихся в создание таких работ. Это закрепление материала, умение анализировать и систематизировать данные о географических объектах.
Ссылка на ресурс : https://wordscloud.pythonanywhere.com/
Рис.17. Диалоговое окно приложения.
Здесь можно выбрать цветовое решение облака, его форму и ввести понятия. Работа занимает немного времени, но весьма результативна.
На сайте Урок.РФ размещена статья по использованию ресурса и приведены примеры ученических работа. Адрес статьи: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_interaktivnogo_servisa_httpswords_175253.html
Работа в Якласс
При проведении уроков географии пользовалась образовательной платформой Якласс для проведения тестовой работы по готовым тестам или создании своих тестов. Платформа сама проверяет задания, формирует итоговую ведомость с оценками, позволяет посмотреть правильность решения каждого задания.
Рис.18. Окно приложения, где видны результаты работы учащихся, процент выполненного задания.
При создании теста учитель настраивает время на выполнение теста, количество попыток, время начала теста. Тест можно назначить всему классу или выборочно учащимся.
На сайте урок.рф размещен маршрутный лист для проведения дистанционного урока по географии в 7 классе на тему "Практическая работа по теме «Определение признаков и группировка по ним стран Евразии»" с использованием теста в Якласс. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/marshrutnij_list_dlya_provedeniya_distantcionnogo_urok_153303.html
3.Создание маршрутных листов.
В нашей школе для проведения уроков создаются маршрутные листы для проведения дистанционных уроков с учетом различных факторов: наличие или отсутствие технических возможностей учащихся, возможности использовать zoom. Маршрутные листы высылались в Воцапе учащимся или их родителям. Уроки проводились по маршрутному листу.
Приведу пример некоторых маршрутных листов:
Маршрутный лист для проведения дистанционного урока по географии в 10-11 классе на тему "Географические аспекты демографической и продовольственной проблем мира." - https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/marshrutnij_list_dlya_provedeniya_distantcionnogo_urok_084228.html
Маршрутный лист для проведения дистанционного урока по географии в 9 классе на тему Обобщение по Азиатской части России" - https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/marshrutnij_list_dlya_provedeniya_distantcionnogo_urok_083834.html
Маршрутный лист для проведения дистанционного урока географии в 7 класса на тему "Индия" - https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/marshrutnij_list_dlya_provedeniya_distantcionnogo_urok_091911.html
4.Подборка ссылок на видеоролики к урокам.
Для проведения дистанционных уроков пришлось искать обучающие видеоролики в интернете, так как в образовательной платформе https://resh.edu.ru/ не всегда можно было работать. Скорость интернета, технические ресурсы учащихся не всегда позволяла работать.
Существует очень нужный и полезный ресурс для учителя – это ИНФОУРОК. Адрес ресурса - https://infourok.ru/videouroki/geografija (география). При проведении уроков географии много брала уроков именно здесь. Длительность видеоурока соответствует нормам СанПин. Жаль, что не ко всем урокам имеются видеоролики.
Хочется подвести итог. Работая дистанционно, учитель открывает для себя огромный мир интерактивности в обучении, дистанционных возможностей интернета. Творчество, открытие новых возможностей и ресурсов помогает и сегодня при проведении уроков.
Горбачёва Марина Юрьевна
Румбешт Роза Фидаиловна
Наталья Алексеевна Яковлева
Румбешт Роза Фидаиловна