12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шабанова Алёна5793
И я без ложной скромности признаться не стыжусь, что я своей профессией Действительно горжусь.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Логопед и Я»
18

Статья «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями и педагогами ДОУ, как необходимое условие в развитии и обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования» (опыт работы)

Статья «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями и педагогами ДОУ,

как необходимое условие в развитии и обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования»

(опыт работы)

Шабанова Алена Александровна

учитель-логопед

МКДОУ ЦРР д/с № 501 «Медвежонок»

г. Новосибирска

В настоящее время все коррекционные педагоги говорят о том, что количество детей с речевыми нарушениями постоянно растёт, а почему, никто не может дать точный ответ. Современный темп, образ жизни и питание мамы, течение беременности, появление на свет, раннее развитие, сколько времени уделяли родители развитию своего малыша - всё это сказывается на развитии ребёнка. Также в современном обществе происходят большие изменения, которые затрагивают и систему дошкольного образования: работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ, меняется цель образовательной работы, повышаются требования к педагогическим работникам.

Возникает вопрос - как ребёнку с ограниченными возможностями здоровья помочь в дошкольный период адаптироваться в этой окружающей среде, преодолев свои нарушения и в школьную жизнь вступить с новым статусом.

t1625653302aa.jpg

Дети с особыми образовательными потребностями, это не только те, кто имеет отклонения в развитии, но и те, кому не уделяется должное внимание со стороны родителей и дети – билингвисты. В настоящий момент, в нашем ДОУ, применяется инклюзивное обучение, когда дети со статусом ОВЗ (дети с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с аутизмом) обучаются и развиваются по АООП, но находятся вместе с обычными детьми и перед педагогами ставится много задач, которые необходимо решить, чтобы достичь положительного результата.


Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Ведь до 7 лет ребёнок получает до 70% знаний, необходимой ему в жизни, именно в этот период он познаёт, развивается, обучается. Обладая высокой степенью пластичности функций мозга и психики, ребёнок имеет большой потенциал развития, реализация которого всецело зависит от непосредственного влияния взрослых, окружающих его, вот в этот возрастной период и необходимо оказать коррекционную помощь ребёнку с ОВЗ.

При систематической коррекционной работе с детьми с нарушениями речи у учителя-логопеда отмечаются следующие трудности:

Есть дети, которые с нежеланием идут на логопедические занятия (не проявляют интерес к организованной коррекционно-развивающей деятельности, демонстрируют поведенческий и речевой негативизм, не обнаруживают желания научиться говорить правильно);

Большинство родителей неохотно взаимодействуют с учителем-логопедом (обнаруживают недостаточное понимание целей и задач логопедической работы, не выполняют рекомендации, не серьёзно относятся к речевым нарушениям у детей, ссылаются на занятость);

Взаимодействие педагогов с учителем-логопедом не исчерпывает всех возможностей (воспитатели, музыкальный работник, педагог-психолог и педагог физического воспитания не всегда активно взаимодействуют, недостаточно понимают направления работы, не владеют основными навыками для успешной коррекционно-развивающей деятельности с детьми с нарушением речи).

В этой статье я хочу поделиться своим опытом по решению обозначенных трудностей.

Первое, с чего мы всегда начинаем, это, конечно работа с семьёй ребёнка. На этом этапе логопеду необходимо показать и доказать родителям важность и нужность оказания их ребёнку психолого-медико-педагогической помощи. Некоторые родители боятся статуса ОВЗ и категорически против того, чтобы взаимодействовать со специалистами, опасаясь того, что это отразится в документах и за их ребёнком сохранится, в их понимании, понятие «ненормальный». Далее предстоит плодотворно и слаженно работать, так как большую часть времени ребёнок проводит дома и только родители несут ответственность за своего ребёнка, а педагоги ДОУ должны оказать им помощь, так как обладают необходимыми для этого знаниями и умениями. Необходимо объяснить родителям важность совместного участия родителей и ребёнка в конкурсах, выставках проводимых для них, ознакомить с особенностями развития их ребёнка и дать необходимые рекомендации.

В период пандемии для взаимодействия с родителями остались: ведение индивидуальных тетрадей, выпуск памяток, буклетов, обновление стендовой информации, индивидуальные консультации, связь через мессенджер WhatsApp, организация тематических выставок, конкурсов. А открытые занятия, собрания, подгрупповые консультации перешли в онлайн режим, чаще при помощи площадок для проведения видеоконференций: Skype, Zoom.

t1625653302ab.jpg

Для формирования мотивации родителей я использую приём - «Почта для родителей» (стенд со специальными кармашками в раздевалке группы, где каждый маленький разноцветный кармашек закреплён за ребёнком и родители видят результат работы с их чадом по формированию правильного звукопроизношения и итогах конкурсов, выставок, проводимых учителем - логопедом, а также несколько больших прозрачных кармашков для информирования о теме недели и рекомендациях по их закреплению дома).

В ходе работы над формированием мотивации детей, также идёт включение родителей в коррекционный процесс. Мною было отобрано (из разных источников), придумано множество приёмов, о некоторых, наиболее результативных я хочу рассказать.

Первый приём, который я использую в своей работе – это «Наши успехи» (небольшой стенд в раздевалке группы, на котором изображены предметные картинки, закреплённые за каждым ребёнком и дорожка продвижения - введения в речь нарушенных звуков). Через активизацию основных потребностей ребёнка дошкольного возраста, а в частности: мотивы личных достижений, стремление к самоутверждению, соревновательный мотив, я развиваю интерес к коррекционно - развивающей деятельности. Задействовав эмоциональный компонент и зрительную опору, создаю ситуацию успеха и ощущение уверенности в собственных силах. Учу детей анализировать свою деятельность и видеть её результаты, что помогает стимулировать активность ребёнка.

Следующий приём, который также помогает повысить мотивацию – это «Праздник звука» (два стенда в логопедическом кабинете: на одном изображена лестница принятия решения (см. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/lestnitca_prinyatiya_resheniya_093735.html) - чтобы отмечать, на какую ступеньку ребёнок поднялся, на другом - изображение корон по числу детей, на которых изображены предметные картинки, закреплённые за каждым ребёнком (картинки те же, что и в раздевалке группы «Наши успехи», чтобы дети не путались), на которых появляются звуки, вызванные на занятии и цифра, обозначающая, на какой ступеньке стоит ребёнок в данный промежуток времени). Они дают возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Звук, который появляется на короне, задействует зрительную опору (сохранный анализатор у детей с нарушениями речи), помогает при автоматизации и введении данного звука в речь. Дети с нарушением речи обладают такой особенностью – как потребность в повышенном внимании, внимании со стороны взрослых, сверстников. Предложенный мною приём учитывает эту особенность и позволяет «искупать» ребёнка во внимании, созданная и подчёркнутая ситуация успеха побуждает ребёнка вновь и вновь достигать хороших результатов.

Ещё один приём - «Сундучок успеха» (в кабинке каждого ребёнка находится, украшенная родителями и ребёнком коробочка от использованного пакетированного чая, в которой появляются маленькие записочки, наклейки по результатам участия ребёнка в выставках, конкурсах, соревновательных командных играх, проводимых на уровне сада и не только, в которую можно положить игру-пазл, как оценка их деятельности за определённый период).

Также хочу познакомить с ещё одним интересным приёмом для формирования произвольной саморегуляции, что особенно важно для детей с ЗПР - «Карта сыщика» (картонка на которой изображена линия движения с препятствиями, на подобии игры-ходилки, по которой передвигаются предметные картинки, закреплённые за каждым ребёнком в течении занятия (картинки те же, что и в раздевалке группы «Наши успехи», чтобы дети не путались) ). Это позволяет зрительно оценить свои успехи при выполнении заданий, видеть конечную цель и постараться первым прийти к финишу (итогу занятия). Первые, достигшие цели, из кабинета после занятия выходят первыми, далее те, кто выполнят задание - пароль на выход.

В своей коррекционной работе, раз в месяц, с согласия родителей, для разнообразия и поддержания интереса к занятиям, по подгруппам использую компьютерные игры: Научный домик Шуры, Математика с Буренкой, Размышлялки, Домик времени и пространства Труни.

Второе важное звено, это взаимодействие учителя - логопеда с воспитателями, ведь очень большая нагрузка ложится на их плечи, так как их обучение ведётся одновременно и с детьми с нарушениями в развитии и с обычными детьми в одной группе, в одном образовательном пространстве. Перед воспитателем встаёт важный вопрос - как организовать весь процесс, чтобы не затормозить полноценное развитие одних детей и помочь развиваться другим. Воспитатель проводит все свои занятия со всеми детьми одновременно, лишь на занятия по подготовке к обучению грамоте и лексико-грамматические я забираю логопедических детей к себе в кабинет.

Поэтому, основным и важным направлением работы с воспитателями, является повышение их компетентности в вопросах речевого развития детей. Чем больше они понимают смысл своих обязанностей, тем лучше их выполняют. Разобраться в нюансах речевого развития детей позволяют многочисленные индивидуальные консультации, беседы на темы: «Основные направления работы воспитателя с детьми с ОВЗ», «Этапы речевого развития у детей», «Особенности детей с нарушением речи» и т.п. Присутствие воспитателей во время коррекционной деятельности, позволяет педагогам лучше познакомиться с методами и приёмами речевого развития детей.

Помощь в подборе игр в логопедический уголок так же положительно сказывается на повышении компетентности педагогов в вопросах речевого развития. Одним из результатов совместной работы с педагогами группы являются разработанные картотеки игр, упражнений на развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слуховой памяти, артикуляционной, дыхательной, мимической гимнастики и др. Очень важно помочь правильно организовать уголок уединения в группе для ребёнка с РАС и пополнить наглядностью группу (для детей с ЗПР и РАС должно быть визуальное расписание для формирования произвольной саморегуляции, азбука эмоций для формирования эмоционально - волевой сферы).

Беседы воспитателей и учителя-логопеда о каждом ребёнке (о его трудностях, успехах, других особенностях) помогают в понимании целей и задач коррекционной работы, способствует индивидуализации коррекционного процесса, педагоги лучше понимают специфику нарушений того или иного ребёнка, и подбирают специфические педагогические направленные на оказание помощи именно этому ребёнку. Одобрение и положительная оценка учителем-логопедом деятельности воспитателей положительно сказывается на желании педагогов работать с детьми и на стремлении к сотрудничеству. Педагогу важно слышать, что он на правильном пути, что его, именно его усилия, приносят ощутимый результат.

Одна из важных форм взаимодействия - это проведение логочаса, он должен быть проведён без дублирования моей работы, поэтому должно быть всё согласованно и обговарено. Проводится воспитателем во второй половине дня, он сам выбирает структуру, последовательность приёмов, исходя из коррекционных задач и особенностей детей. Первая часть проводится со всеми детьми с нарушением речи (7-10 минут), на вторую часть (20 минут), дети расходятся по центрам, где для них подготовлены игры, а воспитатель индивидуально приглашает к зеркалу для закрепления правильного звукопроизношения.

Ещё одна важная форма взаимодействия - это проведение совместных проектов: учитель-логопед, воспитатель и родители с детьми («По дороге к школе» - закрепление знаний по обучению грамоте, «Словесный калейдоскоп», «Речевая карусель» - закрепление лексической темы, «Незнакомые словечки» - развитие словаря детей).

Следующие важные звенья, это взаимодействие учителя-логопеда с педагогом –психологом, с музыкальным работником и педагогом по физическому воспитанию. В своей деятельности педагог-психолог стимулирует речевое, познавательное и личностное развитие, развивает высшие психические функции ребёнка, проводит тренинги уверенного поведения и создания положительного эмоционального настроя. Особенно много возможностей даёт пескотерапия. Музыкальный руководитель на общих и индивидуальных занятиях развивает и  формирует слуховое  внимание и слуховую память, оптико-пространственные представления, зрительную ориентировку на собеседника, координацию движений, умение  передавать несложный  темп и ритм дыхания и речи, развивает фонематический  слух. Во время проведения занятий развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки.

Инструктор по физической культуре решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развитие двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Во время проведения занятий идёт формирование схемы тела (пространство собственного тела, предметы относительно себя и друг друга), формирование пространственных и квазипространственных представлений, использует игры по стимуляции коры головного мозга через схему тела.

Очень интересно и продуктивно всем специалистам можно подготавливать и проводить тематические развлечения, праздники, открытые занятия, театрализации и занятия по логоритмике.

t1625653302ac.jpg

Также необходимо не забывать, что все звенья одной цепи должны быть связаны и перекликаться друг с другом именно тогда можно рассчитывать на то, что ребёнок с особыми образовательными потребностями сможет преодолеть свои нарушения и в школьную жизнь вступит с новым статусом. Именно поэтому у нас в саду есть педагогический консилиум, который собирается несколько раз в год: в начале года педагоги знакомят друг друга с результатами обследования, совместно определяются цели, задачи работы с каждым ребёнком на учебный год, составляется его ИОМ

(индивидуальный образовательный маршрут находится в ведении специалиста,закреплённого за этим ребёнком, за учителем - логопедом закреплены дети с нарушениями речи), в середине года отслеживается динамика и в конце года, после диагностики, оценивается результативность проведённой работы. В течении всего периода обучения ведутся тетради взаимосвязи учителя - логопеда со всеми специалистами.

И дети с ОВЗ и дети, не имеющие отклонений в развитии, хотят наиграться в дошкольном возрасте: хотят творить, рисовать, фантазировать, мастерить, общаться, развиваться, придумывать, чтобы прийти в школу, на новую важную ступень в образовании, чтобы учиться, узнавать новое и взрослеть. Поэтому не стоит их перегружать и постоянно включать в разные виды деятельности, необходимо во вторую половину дня выделить им также время и на самостоятельное творчество, игры с конструктором и организацию игр по своему замыслу. Основные, необходимые для него знания, он обязательно получит на специально организованных занятиях со всеми специалистами при их слаженной работе.

t1625653302ad.jpg


PS...В этом учебном году у меня были три подготовительных группы, в которых обучались 17 детей с ОВЗ (из них 3 ребёнка с ЗПР, 1 ребёнок с РАС), поэтому вся моя работа с детьми, родителями и педагогами в большей степени была направлена на подготовку детей к школе. Предлагаю несколько фото-отчётов.

t1625653302ae.jpg

t1625653302af.jpgt1625653302ag.jpg

Конкурс «Новогодняя буква» (воспитатели контролировали процесс выбора на логочасе из «волшебного мешочка» буквы и дальнейшее её изготовление с родителем и ребёнком)

t1625653302ah.jpg

Конкурс «Книжка - малышка моего имени» (при поддержке воспитателей, родители с детьми изготовили небольшие книжечки. Видео-информация по её изготовлению предоставлялась мной в групповые чаты WhatsApp)


t1625653302ai.jpg

Стенгазета «С Новым годом» (воспитатели контролировали процесс вырезания детьми картинок, раскрашивания букв на логочасе, мы с детьми на итоговом занятии за 1 полугодие оформили весь материал)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/stengazeta_s_novim_godom_172449.html

t1625653302aj.jpg

Выставка - конкурс «Игра будущего школьника» (родители совместно с детьми изготовили игры, которые после выставки пополнили логопедические уголки в группах)

t1625653302ak.jpg

Выставка пособий для родителей по подготовке детей к школе: подготовка к обучению грамоте, развитие мелкой моторики

Используемые источники:

1. Интернет ресурс: картинка 1картинка 2картинка 3картинка 4

2. Информация, полученная мной на МО учителей - логопедов ДОУ нашего района города Новосибирска.

3. Информация, полученная мной на вебинарах сайтов «Логоэксперт» и «Мерсибо».

Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (25)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 07.07.21 в 13:54 4Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный опыт!
Шабанова Алёна, 07.07.21 в 14:10 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание, Марина Юрьевна! Я сейчас в отпуске и за городом, не смогла предоставить больше фото отчётов моих пособий, так как в наличии нет. Также не могу публиковать фото с совместных занятий педагогов, так как от родителей согласия нет, а там лица детей!
Аладышева Татьяна Петровна, 07.07.21 в 14:05 3Ответить Пожаловаться
Понравился приём "Сундучок успеха". Просто и показательно. Спасибо!
Шабанова Алёна, 07.07.21 в 14:14 3Ответить Пожаловаться
Да, Татьяна Петровна, очень просто, а у детей столько радости! Они всегда ждут, когда появится новая там наклеечка.
Куликова Ирина Геннадьевна, 07.07.21 в 16:47 3Ответить Пожаловаться
Кажется, с Вашим опытом работы уже знакомилась. И снова отмечаю Ваши креатив и профессионализм. Вы неравнодушный человек, большая удача для для детей с особенностями развития, что попали в Ваши руки
Шабанова Алёна, 07.07.21 в 18:41 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое Вам, Ирина Геннадьевна за внимание ко мне! Очень приятно!
Шабанова Алёна, 07.07.21 в 18:41 2Ответить Пожаловаться
Благодарю, Наталья Алексеевна!
Кияйкина Наталья Федоровна, 07.07.21 в 17:22 2Ответить Пожаловаться
Полезный опыт работы!
Благодарю, Алена, за содержательный материал!
Шабанова Алёна, 07.07.21 в 18:42 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Федоровна за отзыв!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.