Статья «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями и педагогами ДОУ, как необходимое условие в развитии и обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования»
Статья «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями и педагогами ДОУ,
как необходимое условие в развитии и обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования»
(опыт работы)
Шабанова Алена Александровна
учитель-логопед
МКДОУ ЦРР д/с № 501 «Медвежонок»
г. Новосибирска
В настоящее время все коррекционные педагоги говорят о том, что количество детей с речевыми нарушениями постоянно растёт, а почему, никто не может дать точный ответ. Современный темп, образ жизни и питание мамы, течение беременности, появление на свет, раннее развитие, сколько времени уделяли родители развитию своего малыша - всё это сказывается на развитии ребёнка. Также в современном обществе происходят большие изменения, которые затрагивают и систему дошкольного образования: работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ, меняется цель образовательной работы, повышаются требования к педагогическим работникам.
Возникает вопрос - как ребёнку с ограниченными возможностями здоровья помочь в дошкольный период адаптироваться в этой окружающей среде, преодолев свои нарушения и в школьную жизнь вступить с новым статусом.
Дети с особыми образовательными потребностями, это не только те, кто имеет отклонения в развитии, но и те, кому не уделяется должное внимание со стороны родителей и дети – билингвисты. В настоящий момент, в нашем ДОУ, применяется инклюзивное обучение, когда дети со статусом ОВЗ (дети с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с аутизмом) обучаются и развиваются по АООП, но находятся вместе с обычными детьми и перед педагогами ставится много задач, которые необходимо решить, чтобы достичь положительного результата. | |
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Ведь до 7 лет ребёнок получает до 70% знаний, необходимой ему в жизни, именно в этот период он познаёт, развивается, обучается. Обладая высокой степенью пластичности функций мозга и психики, ребёнок имеет большой потенциал развития, реализация которого всецело зависит от непосредственного влияния взрослых, окружающих его, вот в этот возрастной период и необходимо оказать коррекционную помощь ребёнку с ОВЗ.
При систематической коррекционной работе с детьми с нарушениями речи у учителя-логопеда отмечаются следующие трудности:
•Есть дети, которые с нежеланием идут на логопедические занятия (не проявляют интерес к организованной коррекционно-развивающей деятельности, демонстрируют поведенческий и речевой негативизм, не обнаруживают желания научиться говорить правильно);
•Большинство родителей неохотно взаимодействуют с учителем-логопедом (обнаруживают недостаточное понимание целей и задач логопедической работы, не выполняют рекомендации, не серьёзно относятся к речевым нарушениям у детей, ссылаются на занятость);
•Взаимодействие педагогов с учителем-логопедом не исчерпывает всех возможностей (воспитатели, музыкальный работник, педагог-психолог и педагог физического воспитания не всегда активно взаимодействуют, недостаточно понимают направления работы, не владеют основными навыками для успешной коррекционно-развивающей деятельности с детьми с нарушением речи).
В этой статье я хочу поделиться своим опытом по решению обозначенных трудностей.
Первое, с чего мы всегда начинаем, это, конечно работа с семьёй ребёнка. На этом этапе логопеду необходимо показать и доказать родителям важность и нужность оказания их ребёнку психолого-медико-педагогической помощи. Некоторые родители боятся статуса ОВЗ и категорически против того, чтобы взаимодействовать со специалистами, опасаясь того, что это отразится в документах и за их ребёнком сохранится, в их понимании, понятие «ненормальный». Далее предстоит плодотворно и слаженно работать, так как большую часть времени ребёнок проводит дома и только родители несут ответственность за своего ребёнка, а педагоги ДОУ должны оказать им помощь, так как обладают необходимыми для этого знаниями и умениями. Необходимо объяснить родителям важность совместного участия родителей и ребёнка в конкурсах, выставках проводимых для них, ознакомить с особенностями развития их ребёнка и дать необходимые рекомендации. | |
В период пандемии для взаимодействия с родителями остались: ведение индивидуальных тетрадей, выпуск памяток, буклетов, обновление стендовой информации, индивидуальные консультации, связь через мессенджер WhatsApp, организация тематических выставок, конкурсов. А открытые занятия, собрания, подгрупповые консультации перешли в онлайн режим, чаще при помощи площадок для проведения видеоконференций: Skype, Zoom. |
Для формирования мотивации родителей я использую приём - «Почта для родителей» (стенд со специальными кармашками в раздевалке группы, где каждый маленький разноцветный кармашек закреплён за ребёнком и родители видят результат работы с их чадом по формированию правильного звукопроизношения и итогах конкурсов, выставок, проводимых учителем - логопедом, а также несколько больших прозрачных кармашков для информирования о теме недели и рекомендациях по их закреплению дома).
В ходе работы над формированием мотивации детей, также идёт включение родителей в коррекционный процесс. Мною было отобрано (из разных источников), придумано множество приёмов, о некоторых, наиболее результативных я хочу рассказать.
Первый приём, который я использую в своей работе – это «Наши успехи» (небольшой стенд в раздевалке группы, на котором изображены предметные картинки, закреплённые за каждым ребёнком и дорожка продвижения - введения в речь нарушенных звуков). Через активизацию основных потребностей ребёнка дошкольного возраста, а в частности: мотивы личных достижений, стремление к самоутверждению, соревновательный мотив, я развиваю интерес к коррекционно - развивающей деятельности. Задействовав эмоциональный компонент и зрительную опору, создаю ситуацию успеха и ощущение уверенности в собственных силах. Учу детей анализировать свою деятельность и видеть её результаты, что помогает стимулировать активность ребёнка.
Следующий приём, который также помогает повысить мотивацию – это «Праздник звука» (два стенда в логопедическом кабинете: на одном изображена лестница принятия решения (см. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/lestnitca_prinyatiya_resheniya_093735.html) - чтобы отмечать, на какую ступеньку ребёнок поднялся, на другом - изображение корон по числу детей, на которых изображены предметные картинки, закреплённые за каждым ребёнком (картинки те же, что и в раздевалке группы «Наши успехи», чтобы дети не путались), на которых появляются звуки, вызванные на занятии и цифра, обозначающая, на какой ступеньке стоит ребёнок в данный промежуток времени). Они дают возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Звук, который появляется на короне, задействует зрительную опору (сохранный анализатор у детей с нарушениями речи), помогает при автоматизации и введении данного звука в речь. Дети с нарушением речи обладают такой особенностью – как потребность в повышенном внимании, внимании со стороны взрослых, сверстников. Предложенный мною приём учитывает эту особенность и позволяет «искупать» ребёнка во внимании, созданная и подчёркнутая ситуация успеха побуждает ребёнка вновь и вновь достигать хороших результатов.
Ещё один приём - «Сундучок успеха» (в кабинке каждого ребёнка находится, украшенная родителями и ребёнком коробочка от использованного пакетированного чая, в которой появляются маленькие записочки, наклейки по результатам участия ребёнка в выставках, конкурсах, соревновательных командных играх, проводимых на уровне сада и не только, в которую можно положить игру-пазл, как оценка их деятельности за определённый период).
Также хочу познакомить с ещё одним интересным приёмом для формирования произвольной саморегуляции, что особенно важно для детей с ЗПР - «Карта сыщика» (картонка на которой изображена линия движения с препятствиями, на подобии игры-ходилки, по которой передвигаются предметные картинки, закреплённые за каждым ребёнком в течении занятия (картинки те же, что и в раздевалке группы «Наши успехи», чтобы дети не путались) ). Это позволяет зрительно оценить свои успехи при выполнении заданий, видеть конечную цель и постараться первым прийти к финишу (итогу занятия). Первые, достигшие цели, из кабинета после занятия выходят первыми, далее те, кто выполнят задание - пароль на выход.
В своей коррекционной работе, раз в месяц, с согласия родителей, для разнообразия и поддержания интереса к занятиям, по подгруппам использую компьютерные игры: Научный домик Шуры, Математика с Буренкой, Размышлялки, Домик времени и пространства Труни.
Второе важное звено, это взаимодействие учителя - логопеда с воспитателями, ведь очень большая нагрузка ложится на их плечи, так как их обучение ведётся одновременно и с детьми с нарушениями в развитии и с обычными детьми в одной группе, в одном образовательном пространстве. Перед воспитателем встаёт важный вопрос - как организовать весь процесс, чтобы не затормозить полноценное развитие одних детей и помочь развиваться другим. Воспитатель проводит все свои занятия со всеми детьми одновременно, лишь на занятия по подготовке к обучению грамоте и лексико-грамматические я забираю логопедических детей к себе в кабинет.
Поэтому, основным и важным направлением работы с воспитателями, является повышение их компетентности в вопросах речевого развития детей. Чем больше они понимают смысл своих обязанностей, тем лучше их выполняют. Разобраться в нюансах речевого развития детей позволяют многочисленные индивидуальные консультации, беседы на темы: «Основные направления работы воспитателя с детьми с ОВЗ», «Этапы речевого развития у детей», «Особенности детей с нарушением речи» и т.п. Присутствие воспитателей во время коррекционной деятельности, позволяет педагогам лучше познакомиться с методами и приёмами речевого развития детей.
Помощь в подборе игр в логопедический уголок так же положительно сказывается на повышении компетентности педагогов в вопросах речевого развития. Одним из результатов совместной работы с педагогами группы являются разработанные картотеки игр, упражнений на развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слуховой памяти, артикуляционной, дыхательной, мимической гимнастики и др. Очень важно помочь правильно организовать уголок уединения в группе для ребёнка с РАС и пополнить наглядностью группу (для детей с ЗПР и РАС должно быть визуальное расписание для формирования произвольной саморегуляции, азбука эмоций для формирования эмоционально - волевой сферы).
Беседы воспитателей и учителя-логопеда о каждом ребёнке (о его трудностях, успехах, других особенностях) помогают в понимании целей и задач коррекционной работы, способствует индивидуализации коррекционного процесса, педагоги лучше понимают специфику нарушений того или иного ребёнка, и подбирают специфические педагогические направленные на оказание помощи именно этому ребёнку. Одобрение и положительная оценка учителем-логопедом деятельности воспитателей положительно сказывается на желании педагогов работать с детьми и на стремлении к сотрудничеству. Педагогу важно слышать, что он на правильном пути, что его, именно его усилия, приносят ощутимый результат.
Одна из важных форм взаимодействия - это проведение логочаса, он должен быть проведён без дублирования моей работы, поэтому должно быть всё согласованно и обговарено. Проводится воспитателем во второй половине дня, он сам выбирает структуру, последовательность приёмов, исходя из коррекционных задач и особенностей детей. Первая часть проводится со всеми детьми с нарушением речи (7-10 минут), на вторую часть (20 минут), дети расходятся по центрам, где для них подготовлены игры, а воспитатель индивидуально приглашает к зеркалу для закрепления правильного звукопроизношения.
Ещё одна важная форма взаимодействия - это проведение совместных проектов: учитель-логопед, воспитатель и родители с детьми («По дороге к школе» - закрепление знаний по обучению грамоте, «Словесный калейдоскоп», «Речевая карусель» - закрепление лексической темы, «Незнакомые словечки» - развитие словаря детей).
Следующие важные звенья, это взаимодействие учителя-логопеда с педагогом –психологом, с музыкальным работником и педагогом по физическому воспитанию. В своей деятельности педагог-психолог стимулирует речевое, познавательное и личностное развитие, развивает высшие психические функции ребёнка, проводит тренинги уверенного поведения и создания положительного эмоционального настроя. Особенно много возможностей даёт пескотерапия. Музыкальный руководитель на общих и индивидуальных занятиях развивает и формирует слуховое внимание и слуховую память, оптико-пространственные представления, зрительную ориентировку на собеседника, координацию движений, умение передавать несложный темп и ритм дыхания и речи, развивает фонематический слух. Во время проведения занятий развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки.
Инструктор по физической культуре решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развитие двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Во время проведения занятий идёт формирование схемы тела (пространство собственного тела, предметы относительно себя и друг друга), формирование пространственных и квазипространственных представлений, использует игры по стимуляции коры головного мозга через схему тела.
Очень интересно и продуктивно всем специалистам можно подготавливать и проводить тематические развлечения, праздники, открытые занятия, театрализации и занятия по логоритмике.
Также необходимо не забывать, что все звенья одной цепи должны быть связаны и перекликаться друг с другом именно тогда можно рассчитывать на то, что ребёнок с особыми образовательными потребностями сможет преодолеть свои нарушения и в школьную жизнь вступит с новым статусом. Именно поэтому у нас в саду есть педагогический консилиум, который собирается несколько раз в год: в начале года педагоги знакомят друг друга с результатами обследования, совместно определяются цели, задачи работы с каждым ребёнком на учебный год, составляется его ИОМ | ||
(индивидуальный образовательный маршрут находится в ведении специалиста,закреплённого за этим ребёнком, за учителем - логопедом закреплены дети с нарушениями речи), в середине года отслеживается динамика и в конце года, после диагностики, оценивается результативность проведённой работы. В течении всего периода обучения ведутся тетради взаимосвязи учителя - логопеда со всеми специалистами. | ||
И дети с ОВЗ и дети, не имеющие отклонений в развитии, хотят наиграться в дошкольном возрасте: хотят творить, рисовать, фантазировать, мастерить, общаться, развиваться, придумывать, чтобы прийти в школу, на новую важную ступень в образовании, чтобы учиться, узнавать новое и взрослеть. Поэтому не стоит их перегружать и постоянно включать в разные виды деятельности, необходимо во вторую половину дня выделить им также время и на самостоятельное творчество, игры с конструктором и организацию игр по своему замыслу. Основные, необходимые для него знания, он обязательно получит на специально организованных занятиях со всеми специалистами при их слаженной работе. | ||
PS...В этом учебном году у меня были три подготовительных группы, в которых обучались 17 детей с ОВЗ (из них 3 ребёнка с ЗПР, 1 ребёнок с РАС), поэтому вся моя работа с детьми, родителями и педагогами в большей степени была направлена на подготовку детей к школе. Предлагаю несколько фото-отчётов.
Конкурс «Новогодняя буква» (воспитатели контролировали процесс выбора на логочасе из «волшебного мешочка» буквы и дальнейшее её изготовление с родителем и ребёнком) | |
Конкурс «Книжка - малышка моего имени» (при поддержке воспитателей, родители с детьми изготовили небольшие книжечки. Видео-информация по её изготовлению предоставлялась мной в групповые чаты WhatsApp) | Стенгазета «С Новым годом» (воспитатели контролировали процесс вырезания детьми картинок, раскрашивания букв на логочасе, мы с детьми на итоговом занятии за 1 полугодие оформили весь материал) https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/stengazeta_s_novim_godom_172449.html |
Выставка - конкурс «Игра будущего школьника» (родители совместно с детьми изготовили игры, которые после выставки пополнили логопедические уголки в группах) | Выставка пособий для родителей по подготовке детей к школе: подготовка к обучению грамоте, развитие мелкой моторики |
Используемые источники:
1. Интернет ресурс: картинка 1, картинка 2картинка 3, картинка 4
2. Информация, полученная мной на МО учителей - логопедов ДОУ нашего района города Новосибирска.
3. Информация, полученная мной на вебинарах сайтов «Логоэксперт» и «Мерсибо».
Горбачёва Марина Юрьевна
Шабанова Алёна
Аладышева Татьяна Петровна
Шабанова Алёна
Куликова Ирина Геннадьевна
Шабанова Алёна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Шабанова Алёна
Кияйкина Наталья Федоровна
Шабанова Алёна
Кияйкина Наталья Федоровна
Шабанова Алёна
Ковалева Галина Валентиновна
Шабанова Алёна
Ковалева Галина Валентиновна
Шабанова Алёна
Сорокина Светлана Валерьевна
Шабанова Алёна
Горбачёва Марина Юрьевна
Шабанова Алёна