Технологическая карта коррекционного занятия
На участие в Областном конкурсе методических разработок
в сфере образования детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития
Фамилия Имя Отчество | Маркова Лариса Петровна |
Должность | учитель |
Наименование образовательной организации в соответствии с уставом | Государственное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 12, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» |
Номинация | Сенсорное развитие |
Форма разработки | Технологическая карта |
Тема | «Голоса животных и птиц». |
E-mail для отправки результатов конкурса | larisa.p.1974@mail.ru |
Номер телефона | +7 9623158627 |
Министерство образования и молодежное политики
Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат № 12, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
г. Екатеринбург.
Методическая разработка: технологическая карта коррекционного занятия
«Голоса животных и птиц».
Разработал учитель: Маркова Лариса Петровна
г. Екатеринбург
Технологическая карта коррекционного занятия «Голоса животных и птиц»
Коррекционный курс: «Сенсорное развитие».
Класс: 1 (второй год обучения).
Тема занятия: «Голоса животных и птиц».
Тип: обобщение изученного материала.
Цель: развитие слухового восприятия неречевых звуков (на материале голосов знакомых животных (кошка, собака) и птиц).
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание себя как ученика;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- формирование навыков сотрудничества учитель-ученик.
Предметные:
- формирование умения узнавать и показывать животных и птиц на картинках, видеофрагментах, игрушках;
- формирование умения узнавать голоса животных и птиц при прослушивании аудиозаписей, по звукоподражаниям, соотносить звуки с животными и птицами (их изображениями, муляжами, игрушками);
- формирование умения называть животных и птиц звукоподражаниями и словами;
- закрепление представлений о способах передвижения птиц и животных (ходят, летают).
Базовые учебные действия:
Познавательные:
- умение соотносить звук с изображением, игрушкой;
- умение находить третий лишний.
Регулятивные:
- соблюдение ритуалов школьного поведения, выполнение задания от начала до конца;
Коммуникативные:
- установление контакта учитель-ученик, ученик-ученик, слышать понимать и выполнять инструкцию педагога;
- формирование указательных жестов (показ себя), формирование умения узнавать и называть свое имя, соотносить себя со своим именем;
- формирование умения выполнять задания, используя вербальные и невербальные средства.
Средства и материалы: аудиозаписи, видеофрагменты, предметные картинки, сюжетные картинки, игровой набор «Домашние животные», маски животных и птиц.
Пособие: Подвижные игры и речевые игры для детей 5-7 лет: развитие мелкой моторики, коррекции координации движений и речи/ сост. А.А. Гуськова. – Волгоград : Учитель, 2012.- 188с.
Примечание:
Тема входит в раздел «Слуховое восприятие. Звуки окружающей действительности». Занятие разработано с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, у которых отсутствует вербальная речь. В коммуникации преобладают жесты и мимика.
Ход занятия:
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся /индивидуальная и дифференцированная работа | Примечания (наглядный материал, особенности организации деятельности и т д) |
Организационный момент. | Педагог просит посмотреть на себя показывая на себя ладонью: - Посмотрите на меня. - Начинаем занятие (сопровождает показом сюжетной картинки на доске). - найдите такую же картинку и покажите мне. - Мы будем заниматься. - Кто у нас на занятии? Педагог называет имена обучающихся и просит показать себя: - Где у нас Саша? - Где у нас Маша? (и т.д.) | Обучающиеся устанавливают зрительный контакт с педагогом. Обучающиеся слушают звонок и садятся за парты. Обучающиеся находят на партах сюжетную картинку и показывают ее. Обучающиеся указывают рукой на себя, по возможности произносят: «Вот я». | сюжетные картинки. Проводится индивидуальная работа: обучающиеся, способные самостоятельно выполнить указательный жест и произнести «Вот я», «Вот Саша» выполняют задание под контролем учителя, с остальными обучающимися задание выполняется сопряженно (учитель встает за спиной ученика, берет его руку, произнося «Вот я» делает указательный жест ладонью (прикладывает ладонь к груди ученика). |
Объявление темы урока | Педагог предлагает найти картинки с изображением ранее изученных птиц и животных. - Покажите собаку (кошку, воробья, ворону). Педагог размещает картинки на доске и объявляет тему. - Сегодня мы вспомним, как говорят эти животные и птицы. | Обучающиеся находят среди нескольких картинки с изображением заданных животных и птиц. | Материалы: предметные картинки. |
Актуализация ранее изученного Динамическая пауза Актуализация ранее изученного (продолжение) Динамическая пауза Систематизация изученного материала Подведение итогов Домашнее задание Оценивание | Педагог показывает предметную картинку на доске и просит показать такую же на парте. - Это кошка. - Это собака. - Покажи, где кошка. - Покажи, где собака. Педагог называет животное и его голос. - Кошка говорит: «Мяу!» - Собака говорит: «Гав-гав!» Педагог просит назвать голоса животных. - Как говорит кошка? - Как говорит собака? Педагог предлагает послушать голоса животных, повторить их, найти игрушку. - Послушайте. - Кто говорит: «Мяу!»? - Кто говорит: «Гав-гав!»? - Как говорит кошка? - Как говорит собака? Педагог предлагает посмотреть видеозапись, сам имитирует движения и голоса, а затем предлагает имитировать движения животных обучающимся. - Посмотрите на экран. - Это маска собаки. Собака ходит, виляет хвостом, лает. - Это маска кошки. Кошка ходит, выгибает спинку, мяукает. Педагог предлагает выполнить пальчиковую гимнастику. - Приготовили пальчики, начали. «Скачет в парке воробей (указательный и средний пальцы прыгают по столу) То правее, то левее, (указательный и средний «прыгают» вправо-влево) То назад, то вперёд. (указательный и средний «прыгают по столу назад-вперед) Всюду зернышки клюет (все пальцы правой руки сложить щепоткой, постучать по столу) А когда свой завтрак съел, Прочь из парка улетел». Педагог показывает предметную картинку на доске и просит показать такую же на парте. - Это воробей. - Это ворона. - Покажи, где воробей. - Покажи, где ворона. Педагог предлагает послушать голоса птиц (воробья, вороны). - Послушайте голоса птиц. - Воробей говорит: «Чик-чирик!»? - Как говорит воробей? - Ворона говорит: «Кар-кар!»? - Как говорит ворона? Педагог предлагает посмотреть видеозапись, сам имитирует движения и голоса, а затем предлагает имитировать движения птиц обучающимся. - Посмотрите на экран. - Это птицы. Они летают, машут крыльями. Педагог имитирует движения птиц. «Среди белых голубей Скачет шустрый воробей. Воробушек-пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей» Педагог предлагает поиграть в игру «Чей голос?» - Послушайте голос. Чей он? - Раскрась его. Обобщающая беседа: - Как передвигаются птицы? Покажите. - Как передвигаются животные? Покажите. - Птицы летают, а животные ходят. Педагог предлагает игру «Третий лишний» (картинки с изображением собаки, кошки, воробья; вороны, воробья, собаки). - Кто здесь лишний? Убери картинку. Педагог подводит итоги. - Покажите животных. Как они говорят (кричат)? - Покажите птиц. Как они говорят (кричат)? - Сегодня мы изучали голоса животных и птиц. Педагог выдает раздаточный материал (пластилиновые заплатки, раскраска). Педагог качественно оценивает обучающихся, хвалит, предлагает показать, какие все молодцы, погладить себя по голове. | Обучающиеся наблюдают за действиями учителя у доски. Обучающиеся показывают нужную картинку (работа за партами). Обучающиеся слушают учителя, повторяют звукоподражания. Обучающиеся слушают аудиозапись с голосом кошки, затем собаки. Соотносят голоса животных с игрушками. Воспроизводят голоса кошки и собаки. Обучающиеся смотрят видеофрагменты. В максах кошки и собаки под музыку выполняют движения. Обучающиеся выполняют пальчиковую гимнастику. Обучающиеся показывают картинки. Обучающиеся слушают учителя, повторяют звукоподражания. Обучающиеся слушают аудиозаписи. Обучающиеся воспроизводят голоса птиц. Обучающиеся смотрят видеофрагмент, встают, имитируют движения птиц. Обучающиеся слушают аудиозаписи по отдельности и соотносят голоса с изученным животным или птицей. Обучающиеся раскрашивают. Обучающиеся показывают карточки по словесной инструкции, имитируют движения. Обучающийся находят третий лишний, показывают, называют звукоподражанием или словом. Обучающиеся показывают картинки и имитируют голоса. Обучающиеся складывают задания в рабочую папку-конверт. Обучающиеся гладят себя по голове. | Предметные картинки с изображением животных: Индивидуальная работа: сопряженные действия. Учитель берет руку ученика и указательным пальцем показывает и проговаривает «Вот кошка. Вот собака». Учитель спрашивает каждого ученика («Где кошка (собака)? Как она говорит?» Учитель старается вызвать звукоподражания. Материалы: Аудиозапись голосов кошки и собаки. Игровой набор «домашние животные». Материалы: https://youtu.be/terKwsHEj08 https://youtu.be/_SrALQEObcU https://youtu.be/_SrALQEObcU Видеофрагменты «Собака виляет хвостом, лает», «Кошка ходит, выгибает спинку, мяукает». Маски животных. Индивидуальная работа: сопряженные действия. Учитель встает сзади, берет руки обучающегося, сопряженно выполняет движения (плавно ходит, раскачивается). Учитель старается вызвать звукоподражания. Материалы: музыкальное сопровождение. Пальчиковая гимнастика выполняется двукратно. В первый раз гимнастика выполняется по показу учителя, в его речевым сопровождением. Во второй раз гимнастика выполняется сопряженно с отдельным обучающимся, остальные ученики выполняют ее самостоятельно. Индивидуальная работа: сопряженные действия. Учитель берет руку ученика и указательным пальцем показывает и проговаривает «Вот воробей. Вот ворона». Учитель спрашивает каждого ученика («Где воробей (ворона)? Как она говорит?» Учитель старается вызвать звукоподражания. Материалы: Аудиозапись голосов воробья и вороны. https://youtu.be/g-qrsuroFxs https://youtu.be/EPI26lfmRLM Предметные картинки. Материалы: видеозапись «Птицы» (голоса птиц, птицы ходят, клюют, летают, машут крыльями). https://youtu.be/_SrALQEObcU Индивидуальная работа: сопряженные действия. Учитель встает сзади, берет руки обучающегося, сопряженно выполняет движения (создает позу «щепоть» из пальцев, имитирует клевание пищи, размахивает руками, имитирует полет). Учитель старается вызвать звукоподражания. Материалы: аудиозаписи, предметные картинки или игрушки, маски. Материалы: картинки. Работа может проводиться как фронтально у доски, так и индивидуально. Индивидуальная помощь. https://youtu.be/g-qrsuroFxs https://youtu.be/EPI26lfmRLM https://youtu.be/_SrALQEObcU https://youtu.be/_SrALQEObcU Материалы: картинки с изображением собаки, кошки, воробья; вороны, воробья, собаки материалы: картинки с изображением собаки, кошки, воробья; вороны, воробья, собаки. Индивидуальная помощь: сопряженные действия учителя и обучающегося со словесным проговариванием: «Это собака, это кошка, это воробей. Воробей лишний, он птица, он летает. А собака и кошка – это животные, они ходят». Задания могут быть предложены вариативно с учетом психофизически особенностей обучающихся. Задание фиксируется в тетради или в дневнике. Пластилиновые заплатки «Покорми птиц». Раскраска. |