12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гайбышева Динара Рафильевна208
Россия, Свердловская обл., Красноуфимск

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми

Составитель: Гайбышева Д.Р., учитель-логопед МАДОУ ЦРР – детский сад ГО Красноуфимск

Тема: «Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях. Путешествие в цирк».

Возрастная группа: дети 7-го года жизни (подготовительная группа).

Технологии и методы совместной деятельности: информационно-коммуникационные, игровые, игры Воскобовича, деятельностные, коррекционно – развивающие.

Форма организации: подгрупповая.

Учебно-методический комплект: Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», Е.А.Ярош «Путешествие по городу Красивой речи», И.Л. Лебедева «Трудный звук, ты наш друг».

Цель: формирование знаний о звуке [Р], подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

- коррекционно-образовательные:

- формировать представления о звуке [Р];

- учить составлять предложение.

2. коррекционно-развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать артикуляционную моторику;

- формировать фонематический слух;

- формировать пространственный гнозис;

- закреплять навыки элементарного звукового анализа;

- развивать грамматический строй речи по теме «Животные»;

- обогащать словарь по теме «Животные»;

- формировать лексическую сторону речи.

3. коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

- воспитывать умения работать в коллективе.

Средства:

Наглядные: картинки: дрессировщик и леопарды, фокусник на арене цирка, клоун на арене цирка, дрессировщик и тигры, зеркала, логопедическое пособие «Звуковые замки», звуковой мальчик – символ звука [Р ], LEGO конструктор с символом звука [Р] и с символами гласных звуков, карты со звуковой схемой, схема для характеристики звука, дом весёлого Язычка и картинки для артикуляционной гимнастики.

Материалы и оборудование: система интерактивного ввода - вывода SMART Table 442 i (интерактивный стол – (далее инт. ст.); интерактивный демонстративный модуль KIDSinteraktive (интерактивный пол – )далее инт. пол); визуализатор цифровой FlexCam 2 (документ - камера); программно – аппаратный комплекс «Bee -Bot» (далее - пчёлки); устройство для синхронизации визуально-слухового восприятия «Говорящие карточки», логико-математическое пособие В. Воскобовича «Волшебная восьмерка», Игровое поле "МиниЛарчик" развивающее пособие В. Воскобовича.

Этапы деятель-ности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый

результат

Мотива-ция к деятель-ности

Цель.

Включение детей в деятель-ность на эмоцио-нальном уровне.

- Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Будем знакомиться? Посмотрите, какой красивый, волшебный клубок ниток у меня есть. Сейчас я назову своё имя, и, оставив конец нити у себя, предам клубок тому, кто рядом, чтобы он назвал своё имя и так далее, пока клубок не вернётся по кругу обратно ко мне. Меня зовут Динара Рафильевна, и я учитель – логопед….. Вот мы и познакомились. Посмотрите, какой сплочённый круг у нас получился, я бы хотела, чтобы мы вот так же дружно и тесно с вами сегодня пообщались. (Слышен сигнал СМС - сообщения). Ребята, это сигнал видео-сообщения, прослушаем его.

(на инт ст. смотрят и слушают видео-сообщение)

Здравствуйте, ребята, это я клоун Шпунтик. Я приглашаю вас в цирк на наше необычное представление, которое вот - вот начнётся. Я хотел предложить вам интересные номера, но наши артисты немного приболели и просят вашей помощи. Помогите нашим артистам. Поторопитесь.

- Ребята, мы поможем артистам цирка? Значит, отправляемся в цирк.

Создаёт приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.

 

Создаёт проблемную ситуацию, мотивирует детей к деятельности.

Предлагает детям отправиться в цирк.

Создаёт ситуацию выбора.

Дети встают в круг, называют своё имя и передают клубок ниток по кругу.

Дети проявляют интерес к заданию.

Проявляет эмоциональную отзывчивость, доброжелатель-ность.

Проявляет любопытство и сопереживание.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру

Поиск, решение задачи, проблемы

Цель.

Создание атмосферы заинтересованности каждого ребёнка в совмест-ной деятель-ности.

- Чтобы красиво говорить и помочь артистам цирка, надо размять наш язычок.

- Ой, что это? (звонок будильника). Так это же будильник у весёлого язычка звенит (стоя, берут в руки зеркала и выполняют арт. гимн.)

Он проснулся, потянулся, влево, вправо посмотрел.

Чистил зубки, причесался, в кухню завтракать пошёл-

И варенье там нашёл. Чай из чашечки попил.

И на представление в цирк сходил.

Видел там он бегемота, тот открыл рот отчего-то,

Обезьянки развлекались и всё время улыбались,

И слонёнка малыша, хобот он тянул слегка.

Барабанщики играли – в барабаны всё стучали,

Тут лошадку увидал и по арене цирка поскакал.

- Но как, же мы доберёмся до цирка? Посмотрите, ребята, вот эта волшебная пчёлка укажет нам путь в цирк (подходят к инт. полу и пчёлке). Задайте пчёлке программу, как добраться до цирка. (3 шага вперёд).

Вот мы и в цирке. А это карту цирка для нас оставил клоун Шпунтик, на карте указана очерёдность выступлений артистов, которым нужна наша помощь (на игровом поле «Мини ларчик» схематически указан порядок выступлений артистов цирка и оставлены билеты в цирк).

Вот наши билеты в цирк, посмотрите, кто будет выступать на этом представлении (на билетах картинки – акробаты, тигры, жонглёры и мартышки). Послушайте, я их перечислю. Какой звук вы слышите в названии каждого циркача? (звук [Р]).

Создаёт игровую ситуацию для выполнения артикуляционной гимнастики.

Проговаривает стихотворение про Весёлого Язычка и контролирует правильность выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.

Создаёт игровую ситуацию.

Способствует тому, чтобы дети определили, звук, который слышится в названии каждого артиста - циркача.

Слушает ответы детей.

Выполняют артикуляционную гимнастику по картинкам, используют зеркала.

Слушают слова и определяют, какой звук слышится в названии каждого циркача.

Развита артикуляцион-ная моторика.

Ребенок проявляет инициативу и самостоятель-ность в выполнении поставленных задач.

Сформирован фонематический слух.

Планиро-вание деятель-ности.

Совмест-ное обсужде-ние решения задачи, проблемы

Цель.

Создание условий для самостоя-тельного планиро-вания и решения детьми поставленных задач.

-Кто же первый выступает и кому нужна наша помощь? (По карте определяют, что первые выступают тигры). Верно, тигры выступают первые (подходят к инт. полу, где изображены тигры и укротитель тигров на арене цирка). Эти тигры, ребята, любят рычать, и любят выполнять задания, когда слышат свой любимый звук Р, а укротитель тигров сегодня без голоса, он простыл и не может порычать. Давайте мы произнесём звук [Р]

Р-Р-Р-Р-Р-Р, ещё громче, чтоб тигры услышали Р-Р-Р-Р, а теперь каждый по отдельности произнесите звук [Р].

Тигры довольны и выполняют все задания, а укротитель тигров нас благодарит. Пусть тигры выступают, а вы скажите, что делают наши губы, когда произносим звук [Р] - открыты, зубы – открыты, язык – кончик языка вибрирует за верхними зубами. Твёрдый или мягкий – твёрдый. Горлышко звенит – да, звенит.

- Дайте характеристику звука [Р]. Он согласный, твёрдый, звонкий. Всё правильно. И где же живёт наш звук[Р] ? (В синем замке.) Вот же он. Покажите, где в звуковом пенале находится символ звука [Р]? (в синей коробочке, с колокольчиком). Посмотрите, как выглядит буква Р. (зрительный образ печатной буквы). Используя волшебные палочки, выложите букву Р. «Волшебная восьмерка» логико-математическое пособие.

Создаёт проблемную ситуацию, побуждает к решению её задачи.

Предлагает детям помочь животным.

Предлагает произнести звук [Р] (громко, по отдельности каждый).

Выслушивает ответы детей.

Используя схему, помогает детям дать характеристику звука.

Используя наглядный материал, предлагает определить замок, в котором живёт звук [Р]. Предлагает определить, где в звуковом пенале находится символ звука [Р]. Выслушивает ответы.

Знакомит с буквой Р.

Предлагает выложить из палочек букву Р.

Вступают в игровое действие.

Проявляют интерес и выполняют задания в общем ритме.

Произносят звук [Р] изолированно.

Дают характеристику звука по схеме. Определяют в каком замке живёт звук [Р].

Находят символ звука [Р].

Знакомятся с буквой Р.

Выкладывают из палочек букву Р.

Проявляет любопытство, заинтересованность.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью , проявляет речевую активность.

Проявляет настойчивость в ходе Автоматизации изолированного звука [Р].

Умеет давать характеристику звука.

У ребенка складываются предпосылки грамотности.

«Откры-тие» ребёнком нового знания, освоения умения, способа деятель-ности

Цель.

Развитие умений выполнять адекват-ные возрасту задачи, опираясь на собствен-ный опыт и новые знания.

-Кто же следующий выступает в цирке, кому нужна наша помощь? (на игровом поле «Мини ларчик» определяют следующего выступающего). Это фокусник. Посмотрите, он уже на арене цирка. (Подходят к инт. полу, там изображён фокусник). Перед каждым выступлением он произносит заклинание, после которого выполняет фокусы, но забыл это заклинание. Оно зашифровано и лежит у нас на столах. Он просит нас выполнить задание и разгадать заклинание: у вас на столах лежит LEGO -конструктор с символом звука [Р] и с символами гласных звуков и карты со схемой.

Возьмите эти карты и соедините звуки согласно схеме (соединяют).

-Какой слог получился? Произнеси, используя «Говорящие карточки», а мы послушаем и проверим (ра-).

-Какой слог получился? Произнеси, используя «Говорящие карточки» (ру-).

-Какой слог получился? Произнеси, используя «Говорящие карточки» (ро-). Всё правильно, ребята.

Фокусник очень признателен нам, пусть он продолжает своё выступление, а мы отправляемся на помощь к следующему артисту, кто же это?

(на игровом поле «Мини ларчик» определяют следующего выступающего). – Это же попугай.

(Подходят к инт. ст.) А вот и попугай, какая же помощь нужна попугаю? Ребята, он должен определить, где находится звук [Р] в этих словах: вначале, в середине или в конце слова? Попугай просит нас выполнить задание. Поможем попугаю? – да. (выполняют задание на инт. ст.). Попугай благодарит вас ребята. А мы отправляемся к следующим выступающим. Кто же это?

(Подходят к игровому полю «Мини ларчик). – Это же леопарды.

(Подходят к инт. полу, там изображёны леопарды, дрессировщик и картинки с продуктами). - Дрессировщик говорит, что звери отказываются выполнять задания, если он их не угощает, а угощение он потерял, выронил, пока собирался на выступление. Ребята, давайте поможем дрессировщику: найдём потерянные продукты и скажем, что же едят леопарды. (Называют продукты, которые видят, соединяют интерактивным пером картинку с дрессировщиком и называют предложение). Леопарды любят рыбу. Леопарды любят мясо.

Мотивирует детей к деятельности.

Вместе с детьми согласно схеме соединяют символ звука [Р] с символами гласных звуков.

Стимулирует детей к выполнению задания.

Способствует тому, чтобы дети самостоятельно выполняли задание.

Выслушивает ответы каждого ребёнка.

Помогает осваивать пользование «Говорящими карточками».

Наблюдает за детьми, во время выполнения задания.

Предоставляет возможность детям самостоятельно выбирать поиск решения задачи.

Использует интерактивное оборудование при выполнении заданий.

Создаёт проблемную ситуацию.

Выслушивает мнения каждого ребёнка.

Нацеливает детей на решение задачи. Использует наглядные средства для активизации деятельности детей.

Даёт время на осмысление задачи.

Выслушивает мнения каждого ребёнка.

Выполняют задание по звуковой схеме.

Принимают активное участие в играх - заданиях.

Учатся через познание нового.

Сосредотачи-вают внимание на работе.

Анализируют, что получилось.

Демонстри-руют результаты.

Произносят получившийся слог.

Оказывают помощь сказочному персонажу.

Высказывают свои мысли.

Определяют место звука в слове.

Оказывают помощь сказочному персонажу.

Пользуются интерактивным пером.

Развита мелкая моторика.

Развиты навыки звукового анализа.

Проявляет, любознатель-ность, самостоятель-ность в деятельности.

Испытывает положительные эмоции от правильно решённых задач.

Умеет ориентироваться на плоскости.

Развиты навыки звукового анализа.

Решает адекватные возрасту задачи.

Испытывает положительные эмоции от правильно решённых задач.

Уверен в своих силах, умеет взаимодейство-вать со сверстниками и взрослыми.

Ребенок владеет устной речью.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в игре.

Рефлек-сия.

Откры-тость.

Самокон-троль

Цель.

Осознание детьми своей деятель-ности, самооцен-ка результа-тов деятель-ности своей и всей группы.

-Ребята, вот мы и помогли всем артистам – циркачам, Сейчас на арене цирка выступает клоун Шпунтик, посмотрите какой он довольный, что представление не сорвалось и что все выступили достойно, он искренне благодарил вас и просил передать вам картинки других артистов – циркачей: медведей, верблюдов, собак, слонов.

-Он предлагает вам раскрасить картинки и вместе с родителями дома узнать, как ухаживают за этими животными в цирке, какие номера они выполняют, как их дрессируют. Вы можете вместе со взрослыми найти эту информацию в интернете, в библиотеке, в журналах, справочниках.

-А я хочу спросить вас, сложно было вам выполнять задания сегодня и при выполнении каких заданий вы испытывали сложности? А может, вам все задания показались легкими? Если сложности были, то приклейте к карте, синий круг, возле той фотографии артиста, чьё задание для вас было сложное, а если было всё легко, то приклейте красный круг возле фотографии Шпунтика. Спасибо большое, мне сегодня с вами было очень интересно. Я рада нашему знакомству и желаю вам удачи.

Задаёт вопросы, даёт возможность выговориться.

Выражает признательность.

Поощряет детей за занятие и обсуждает продолжение работы в совместной деятельности со взрослыми (родителями.)

Проводит анализ затруднений и успехов воспитанников.

Выражают собственные суждения, делятся впечатлениями.

Совместно решают дальнейшую деятельность.

Выражают эмоции, делятся впечатлениями, рассказывают о своих чувствах.

Испытывает положительные эмоции.

Проявляет эмоциональную реакцию, умеет делиться своими впечатлениями.

Ребёнок проявляет самостоятель-ность в выборе дальнейшей деятельности.

Проявляет эмоциональную реакцию, умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями, сверстниками.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Климова Елена Викторовна, 07.04.18 в 22:25 1Ответить Пожаловаться
На мой взгляд в целом занятие вполне удалось, но заметен перегиб в сторону мультимедийных средств в ущерб традиционным дидактическим материалам.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.