Технологическая карта урока информатики на тему «Оценка количественных параметров текстовых документов» (7 класс)

1
0
Материал опубликован 29 April 2020

7 класс. Урок 27. Глава 4. Обработка текстовой информации.


Технологическая карта урока информатики

Класс: 7.

Тема: «Оценка количественных параметров текстовых документов»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений.

Учебник: Босова Л. Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 224 с.: ил.

Тетрадь: Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса: в 2 ч. Ч.2./ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 3-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 80 с.: ил.

Цель: создать условия для развития у обучающихся навыков оценки количественных параметров текстовых документов; способствовать формированию системы новых понятий темы: «Оценка количественных параметров текстовых документов».

Задачи:

Обучающие: рассмотреть основные принципы представления текстовой информации в компьютере (кодовые таблицы; американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов; представление о стандарте Юникод); вычисление информационного объема фрагментов текста.

Развивающие: развивать интерес к конкретной деятельности на уроке, развивать способность применять теоретические знания для решения практических задач, развивать умение анализа информации на примере поставленной задачи.

Воспитательные: убедить обучающихся в практической, жизненной, значимости изучаемой темы, воспитывать уважительное отношение к ответам и к работе одноклассников.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – знание основных принципов представления текстовой информации в компьютере; владение первичными навыками оценки количественных параметров текстовых документов; знание понятий «кодовая таблица», «восьмиразрядный двоичный код», «шестнадцатиразрядный двоичный код», «информационный объём текста».

Метапредметные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации; структурировать свои знания; осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности; выдвигать гипотезу, предлагать пути её решения; вносить коррективы в дополнения в способ своих действий; слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Личностные – понимание необходимости образования, выраженное в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; способность применять теоретические знания для решения практических задач.

Основные понятия:

кодовая таблица (ASCII (Windows), КОИ-8, Unicode-16);

восьмиразрядный двоичный код;

шестнадцатиразрядный двоичный код;

алфавит;

мощность алфавита;

информационный объём текста.

Средства ИКТ, используемы на уроке: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику: презентация «Оценка количественных параметров текстовых документов».

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: тренажер «Интерактивный задачник. Раздел «Представление символьной информации» (119265).

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: информационный, практический и контрольный модули «Представление текста в различных кодировках».

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Мотивация

(2 мин.)

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Приём «Ассоциативный ряд»

Скажите, с какими словами у вас ассоциируется понятие «текстовый документ».


А с какими видами профессиональной деятельности ассоциируется понятие «текстовый документ»?

Действительно, области применения текстовых документов очень разнообразны.

Запишите домашнее задание (сл. №2):

Для всех: параграф 4.6 – повторить (прочитать), РТ: № 208, 209, 217, 222, 239 (стр. 56-70)

Вопросы и задания (с. 188)

Базовый уровень: № 2-5 (письменно).

Повышенный уровень: № 7-10 (письменно с подробным решением).

Дополнительно (по желанию): РТ № 240 (стр.71).

Учащиеся приветствуют учителя, самопроверка готовности к уроку.

Приём «Ассоциативный ряд»

Предполагаемые ответы: слова, буквы, написание, информация, страница, шрифт, статья, предложение, мысль, набор, орфография, заголовок, абзац, текстовый редактор / процессор, книга, письмо, MS Word и т.д.

- адвокат, работники архивов, администраторы, учителя, работники паспортных отделов; различных предприятий; учреждений, и т.д.



Записывают домашнее задание.

К: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


П: умение строить речевое высказывание по теме.


Р: самостоятельно организовывать свое рабочее место; планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; настраивать себя на продуктивную работу;

II. Актуализация и пробное учебное действие

(4 мин.)

Прием «Верно Не верно»

Учитель раздаёт карточки с предложениями.

Вам нужно зафиксировать ответ с помощью знаков «+» или «–» (Приложение 1).

А теперь давайте вспомним, как в компьютере представляется информация любого вида.

Приём «Верно – Не верно»

Работают с таблицей:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

+

+

+

+



- информация любого вида представляется в компьютере в виде двоичного кода – последовательностей нулей и единиц.

П: умение строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез; классификация объектов.

Р: планирование своих действий; внесение необходимых корректив в действие.

III. Выявление места и причины затруднения

(2 мин.)

Каждый кодируемый вид информации отличается лишь принципом кодирования. Каким образом кодируется текстовая информация?

Попробуем закодировать число 255. Для этого переведём его в двоичную систему счисления.

Какое количество единиц потребовалось?

Как вы думаете, хватит ли 8 разрядов (нулей/единиц) для кодирования числа 256?

При кодировании текстовой информации используется 8, 16 и даже 32 разряда. Как же тогда быть с числом 256?



- при помощи кодовых таблиц.


- t1588171557aa.gif



- 8 единиц.


- t1588171557ab.gif, нет, не хватит, потребуется 7 разрядов.


- высказывают свои предположения.

П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); устанавливать закономерности, строить рассуждения; анализировать, сравнивать; выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их.

К: умение задавать вопросы; формулирование собственного мнения; построение понятных для партнёров высказываний.

IV. Построение плана выхода из затруднения

(2 мин.)

Как кодируется текстовая информация в памяти компьютера, мы с вами сегодня узнаем на уроке.

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Учитель корректирует ответы обучающимся, помогая прийти к правильному ответу)

Какие цели сегодня поставим перед собой? (Учитель так же слушает ответы обучающихся и корректирует их)








Чтобы достичь цели, давайте разработаем план по изучению темы.




- высказывают предположения.




- знать основные принципов представления текстовой информации в компьютере; владеть первичными навыками оценки количественных параметров текстовых документов.

- рассмотрение основных принципов представления текстовой информации в компьютере (кодовые таблицы; американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов; представление о стандарте Юникод); вычисление информационного объема фрагментов текста.

Разрабатывают план совместно с учителем.

План:

1. Познакомиться с основными понятиями темы.

2. Разобраться в принципе кодирования текстовой информации в памяти компьютера.

3. Познакомиться с разрядностью двоичного кода.

4. Узнать, какие основные кодовые таблице используются для кодирования текстовой информации.

5. Научиться определить информационный объём текста (при помощи решения задач).

К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Р: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


V. Реализация построенного проекта

(12-15 мин.)

Запишите в тетради тему урока «Оценка количественных параметров текстовых документов».

Сл. №3. На слайде вы видите основные понятия сегодняшнего урока. Есть ли те, о которых вы слышите впервые? Все ли понятия знакомы?

Сл. №4. Текст состоит из различных символов, при помощи представленного слайда назовите эти символы.

Посмотрите на схему и расскажите, как в компьютер поступает текстовая информация.

t1588171557ac.png

А теперь давайте вспомним, как связана разрядность двоичного кода и количество возможных кодовых комбинаций (сл. №5).

То есть, какое количество символов (кодовых комбинаций) можно закодировать при помощи восьми разрядов?

Соответствия между изображениями символов и кодами символов устанавливается при помощи кодовых таблиц. Сегодня рассмотрим 3 кодовые таблицы – ASCII, КОИ-8 и Unicode (сл. №6).

Посмотрите на таблицу на слайде. Как вы думаете, есть ли что-то общее у кодовых таблиц?




Демонстрация слайдов №7 – №9. Посмотрите, как представлена часть латинского алфавита в кодировочной таблице ASCII (сл. №7). Фрагмент русского алфавита в ASCII и КОИ-8 (сл. №8–9)

Как вы думаете, каким серьёзным ограничением обладают восьмиразрядные кодировки?

Сл. 10. Верно, поэтому был разработан новый стандарт Unicode, в котором каждый код кодируется шестнадцатиразрядным двоичным кодом.

То есть, какое количество символов (кодовых комбинаций) можно закодировать при помощи 16-ти разрядов?

Сл. №11. А теперь давайте вспомним формулу нахождения информационного объёма сообщения.

В зависимости от того, какая таблица кодировки использовалась, информационный вес символа может быть равен 8 битов или 16.






- отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, объясняют значения понятий, которые знают.

- буквы разного алфавита, цифры, знаки препинания, знаки математических операций, специальные символы и т.д.

- когда мы нажимаем на клавишу клавиатуры, в компьютер (системный блок) поступает определённая последовательность в виде цепочки, состоящей из восьми нулей и единиц (двоичного символа). Системный блок передаёт полученный сигнал монитору, и мы уже видим символ, который вначале нажали.




- эти две величины связаны между собой формулой t1588171557ad.gif.


- всего 256 символов (кодовых комбинаций) от 0 до 255.








- да, первые 128 кодов во всех кодовых таблицах соответствуют одним и тем же символам: коды с номерами от 0 до 32 соответствуют управляющим символам, коды с номерами от 33 до 127 соответствуют латинским буквам, знакам препинания, цифрам и т.д.







- количество различных кодов символов в этих кодировках недостаточно велико, таким образом невозможно использование одновременно более двух языков.




- всего можно закодировать 65 536 различных символов от 0 до 65 535.


- t1588171557ae.gif, где:

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации