Технологическая карта урока информатики на тему «Оценка количественных параметров текстовых документов» (7 класс)
7 класс. Урок 27. Глава 4. Обработка текстовой информации.
Технологическая карта урока информатики
Класс: 7.
Тема: «Оценка количественных параметров текстовых документов»
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений.
Учебник: Босова Л. Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 224 с.: ил.
Тетрадь: Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса: в 2 ч. Ч.2./ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 3-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 80 с.: ил.
Цель: создать условия для развития у обучающихся навыков оценки количественных параметров текстовых документов; способствовать формированию системы новых понятий темы: «Оценка количественных параметров текстовых документов».
Задачи:
Обучающие: рассмотреть основные принципы представления текстовой информации в компьютере (кодовые таблицы; американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов; представление о стандарте Юникод); вычисление информационного объема фрагментов текста.
Развивающие: развивать интерес к конкретной деятельности на уроке, развивать способность применять теоретические знания для решения практических задач, развивать умение анализа информации на примере поставленной задачи.
Воспитательные: убедить обучающихся в практической, жизненной, значимости изучаемой темы, воспитывать уважительное отношение к ответам и к работе одноклассников.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – знание основных принципов представления текстовой информации в компьютере; владение первичными навыками оценки количественных параметров текстовых документов; знание понятий «кодовая таблица», «восьмиразрядный двоичный код», «шестнадцатиразрядный двоичный код», «информационный объём текста».
Метапредметные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации; структурировать свои знания; осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности; выдвигать гипотезу, предлагать пути её решения; вносить коррективы в дополнения в способ своих действий; слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Личностные – понимание необходимости образования, выраженное в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; способность применять теоретические знания для решения практических задач.
Основные понятия:
кодовая таблица (ASCII (Windows), КОИ-8, Unicode-16);
восьмиразрядный двоичный код;
шестнадцатиразрядный двоичный код;
алфавит;
мощность алфавита;
информационный объём текста.
Средства ИКТ, используемы на уроке: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику: презентация «Оценка количественных параметров текстовых документов».
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: тренажер «Интерактивный задачник. Раздел «Представление символьной информации» (119265).
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: информационный, практический и контрольный модули «Представление текста в различных кодировках».
Ход урока:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||
I. Мотивация (2 мин.) | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Приём «Ассоциативный ряд» Скажите, с какими словами у вас ассоциируется понятие «текстовый документ». А с какими видами профессиональной деятельности ассоциируется понятие «текстовый документ»? Действительно, области применения текстовых документов очень разнообразны. Запишите домашнее задание (сл. №2): Для всех: параграф 4.6 – повторить (прочитать), РТ: № 208, 209, 217, 222, 239 (стр. 56-70) Вопросы и задания (с. 188) Базовый уровень: № 2-5 (письменно). Повышенный уровень: № 7-10 (письменно с подробным решением). Дополнительно (по желанию): РТ № 240 (стр.71). | Учащиеся приветствуют учителя, самопроверка готовности к уроку. Приём «Ассоциативный ряд» Предполагаемые ответы: слова, буквы, написание, информация, страница, шрифт, статья, предложение, мысль, набор, орфография, заголовок, абзац, текстовый редактор / процессор, книга, письмо, MS Word и т.д. - адвокат, работники архивов, администраторы, учителя, работники паспортных отделов; различных предприятий; учреждений, и т.д. Записывают домашнее задание. | К: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. П: умение строить речевое высказывание по теме. Р: самостоятельно организовывать свое рабочее место; планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; настраивать себя на продуктивную работу; | ||||||||||||||||||
II. Актуализация и пробное учебное действие (4 мин.) | Прием «Верно – Не верно» Учитель раздаёт карточки с предложениями. Вам нужно зафиксировать ответ с помощью знаков «+» или «–» (Приложение 1). А теперь давайте вспомним, как в компьютере представляется информация любого вида. | Приём «Верно – Не верно» Работают с таблицей:
- информация любого вида представляется в компьютере в виде двоичного кода – последовательностей нулей и единиц. | П: умение строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез; классификация объектов. Р: планирование своих действий; внесение необходимых корректив в действие. | ||||||||||||||||||
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин.) | Каждый кодируемый вид информации отличается лишь принципом кодирования. Каким образом кодируется текстовая информация? Попробуем закодировать число 255. Для этого переведём его в двоичную систему счисления. Какое количество единиц потребовалось? Как вы думаете, хватит ли 8 разрядов (нулей/единиц) для кодирования числа 256? При кодировании текстовой информации используется 8, 16 и даже 32 разряда. Как же тогда быть с числом 256? | - при помощи кодовых таблиц. - - 8 единиц. - , нет, не хватит, потребуется 7 разрядов. - высказывают свои предположения. | П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); устанавливать закономерности, строить рассуждения; анализировать, сравнивать; выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их. К: умение задавать вопросы; формулирование собственного мнения; построение понятных для партнёров высказываний. | ||||||||||||||||||
IV. Построение плана выхода из затруднения (2 мин.) | Как кодируется текстовая информация в памяти компьютера, мы с вами сегодня узнаем на уроке. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Учитель корректирует ответы обучающимся, помогая прийти к правильному ответу) Какие цели сегодня поставим перед собой? (Учитель так же слушает ответы обучающихся и корректирует их) Чтобы достичь цели, давайте разработаем план по изучению темы. | - высказывают предположения. - знать основные принципов представления текстовой информации в компьютере; владеть первичными навыками оценки количественных параметров текстовых документов. - рассмотрение основных принципов представления текстовой информации в компьютере (кодовые таблицы; американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов; представление о стандарте Юникод); вычисление информационного объема фрагментов текста. Разрабатывают план совместно с учителем. План: 1. Познакомиться с основными понятиями темы. 2. Разобраться в принципе кодирования текстовой информации в памяти компьютера. 3. Познакомиться с разрядностью двоичного кода. 4. Узнать, какие основные кодовые таблице используются для кодирования текстовой информации. 5. Научиться определить информационный объём текста (при помощи решения задач). | К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Р: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | ||||||||||||||||||
V. Реализация построенного проекта (12-15 мин.) | Запишите в тетради тему урока «Оценка количественных параметров текстовых документов». Сл. №3. На слайде вы видите основные понятия сегодняшнего урока. Есть ли те, о которых вы слышите впервые? Все ли понятия знакомы? Сл. №4. Текст состоит из различных символов, при помощи представленного слайда назовите эти символы. Посмотрите на схему и расскажите, как в компьютер поступает текстовая информация. А теперь давайте вспомним, как связана разрядность двоичного кода и количество возможных кодовых комбинаций (сл. №5). То есть, какое количество символов (кодовых комбинаций) можно закодировать при помощи восьми разрядов? Соответствия между изображениями символов и кодами символов устанавливается при помощи кодовых таблиц. Сегодня рассмотрим 3 кодовые таблицы – ASCII, КОИ-8 и Unicode (сл. №6). Посмотрите на таблицу на слайде. Как вы думаете, есть ли что-то общее у кодовых таблиц? Демонстрация слайдов №7 – №9. Посмотрите, как представлена часть латинского алфавита в кодировочной таблице ASCII (сл. №7). Фрагмент русского алфавита в ASCII и КОИ-8 (сл. №8–9) Как вы думаете, каким серьёзным ограничением обладают восьмиразрядные кодировки? Сл. 10. Верно, поэтому был разработан новый стандарт Unicode, в котором каждый код кодируется шестнадцатиразрядным двоичным кодом. То есть, какое количество символов (кодовых комбинаций) можно закодировать при помощи 16-ти разрядов? Сл. №11. А теперь давайте вспомним формулу нахождения информационного объёма сообщения. В зависимости от того, какая таблица кодировки использовалась, информационный вес символа может быть равен 8 битов или 16. | - отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, объясняют значения понятий, которые знают. - буквы разного алфавита, цифры, знаки препинания, знаки математических операций, специальные символы и т.д. - когда мы нажимаем на клавишу клавиатуры, в компьютер (системный блок) поступает определённая последовательность в виде цепочки, состоящей из восьми нулей и единиц (двоичного символа). Системный блок передаёт полученный сигнал монитору, и мы уже видим символ, который вначале нажали. - эти две величины связаны между собой формулой . - всего 256 символов (кодовых комбинаций) от 0 до 255. - да, первые 128 кодов во всех кодовых таблицах соответствуют одним и тем же символам: коды с номерами от 0 до 32 соответствуют управляющим символам, коды с номерами от 33 до 127 соответствуют латинским буквам, знакам препинания, цифрам и т.д. - количество различных кодов символов в этих кодировках недостаточно велико, таким образом невозможно использование одновременно более двух языков. - всего можно закодировать 65 536 различных символов от 0 до 65 535. - , где:
Похожие публикации |