Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме «Связь действий умножения и деления»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ
Ф.И.О.: Балашова Анастасия Павловна
Тема урока: «Связь действий умножения и деления»
Класс: 2 «Б»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: Раскрытие связи между компонентами и результатом умножения.
Задачи урока:
Дидактические: формировать умение находить множители на основе взаимосвязи умножения и деления; совершенствовать вычислительные навыки и навыки устного счета.
Развивающие: развивать умение устанавливать последовательность действий при выполнении поставленных задач; развивать внимание и логическое мышление.
Воспитательные: формировать мотивацию к решению познавательных задач; воспитывать усидчивость, трудолюбие, интерес к предмету через содержание учебного материала.
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | Личностные | |||||||
Этап мотивации | Настроить обучающихся на рабочий лад. | Словесный метод Приём: вводная беседа | - Здравствуйте, ребята! Ну, теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? - Сядьте правильно, чтоб спинка всегда была прямой и красивой. | - Здравствуйте! Садятся на свои места, проверяют свою готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. | Ф | - | - | Р (саморегуляция к образовательной деятельности) | - |
Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном материале | Повторение пройденного материала | Словесный, наглядный и практический методы Приёмы: пояснение, выполнение заданий устно и письменно, наглядности (на экране) | - Открываем тетради, записываем число и классная работа. Каллиграфическая минутка. - Пропишите с новой строчки до конца строки числа, которые вы видите на доске. 90 90 90 90 90 100 100 100 100 - Теперь давайте порешаем устно. 1. Ребусы. 3* + 4 = 42 *7 + 24 = 51 6* – 7 = 58 7* – 3 = 6* 2. Из суммы чисел 29 и 11 вычтите число 15. К разности чисел 30 и 12 прибавьте число 8. Прибавляйте к четырём по 4 до 40. Вычитайте из 40 по 4 до нуля. 3. Задачи. • В букете было 35 цветков: ромашки и васильки. На сколько больше было васильков, если ромашек было 15? • В двух книгах 96 страниц. В одной из них 64 страницы. Сколько страниц во второй книге? | Открывают тетради, записывают. Прописывают числа. Решают задачи, которые видят на экране. 38. 27. 65. 72 и 69, 71 и 68, 70 и 67. 25. 26. Прибавляют и вычитают по цепочке. На 5. (35-15=20, 20-15=5) 32. | Ф | Презентация, меловая доска | Формирование математических навыков вычисления | К (строить монологические высказывание, формулировать ответы на вопросы, вникать в смысл того, о чем говорит учитель, собеседник) Р (контролировать – сравнивать ответ, данный одноклассником, со своим результатом; корректировать - исправлять допущенные ошибки) | - |
Этап выявления места и причин затруднения | | | | | | | | | |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Подведение обучающихся к изучению нового материала | Словесный, наглядный, практический методы. Приёмы: диалог, объяснение, решение примеров, наглядности на презентации. | - Как математики называют результат умножения? - А числа, которые умножаем? - Рассмотрим рисунок. - Посчитаем количество машинок в таблице. - А сколько таких столбцов? Значит, 4 ∙ 3 = 12. Запишем это. 4 – первый множитель, 3 – второй множитель, 12 – произведение. - Посмотрим на другой рисунок. - На нем видим те же 12 машинок. Они разделены на 4 группы. В каждой группе по 3 машинки. Как мы это запишем? - Сравните эти два равенства. Произведение разделили на первый множитель, и получили второй множитель. - На следующем рисунке 12 машинок разделили на 3 группы. В каждой группе по 4 машинки. Теперь как запишем? - Сравним это равенство с первым. Произведение разделили на второй множитель, и получили первый множитель. - Связаны ли эти равенства между собой? А какие действия в них представлены? Значит, что мы можем сказать? Какие действия связаны между собой? - Верно! Это и есть тема нашего урока. Мы с вами поговорим о связи умножения и деления, узнаем, как связан каждый множитель с произведением. | -Произведение. - Множители. - В одном столбце 4 машинки. 3.
12 : 4 = 3 12 : 3 = 4 - Да. - Умножение и деление. - Умножение и деление связаны между собой. | Ф | Презентация | Формирование умения описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи | П (выделение и формулирование темы и познавательной цели с помощью вопросов учителя) Р (целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно) К (активно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание) | Сотрудничать с учителем и сверстниками на основе взаимодействия |
Этап реализации построенного проекта | Осмысление темы урока | Словесный, наглядный, практический методы. Приёмы: диалог, объяснение, показ трудовых приёмов, решение примеров, составление «таблицы» | - Ребята, чтобы узнать, чему равен первый множитель, что нужно сделать? Что мы делали? - А чтобы найти наоборот, второй множитель? - Разберём примеры на с. 72 под таблицей с кружочками. - Таким образом, мы можем сделать вывод: чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель. Давайте прочитаем правило в учебнике. Откройте учебники на с. 72. Выполняем №1. 8*4=32 32:8=4 32:4=8 9*2=18 18:9=2 18:2=9 10*4=40 40:10=4 40:4=10 | - Нужно произведение разделить на второй множитель. - Нужно произведение разделить на первый множитель. Рассуждают устно, как и в предыдущей задаче с машинками. Каждый столбик 1 ученик выполняет у доски. | Ф | Магнитно- меловая доска, учебник, презентация | Сформировать умение использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления. | П (подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков) Р (планировать своё высказывание, саморегуляция, контроль своего поведения) К (активно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание) | Сотрудничать с учителем и сверстниками на основе взаимодействия |
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи | Первичное закрепление изучаемого материала | Словесный и практический методы Приёмы: пояснение, обсуждение, выполнение заданий из учебника | №3 Решаем задачу. Составляем 2 задачи, обратные данной и тоже решаем их. 5*3=15(р.) – стоят булочки. Ответ: 15 рублей. Обратные задачи: Три булочки стоят 15р. Сколько стоит одна булочка? 15:3=5 (р.) – стоит одна булочка. Ответ: 5 рублей. За несколько булочек заплатили 15р. Сколько купили булочек, если одна булочка стоит 5 рублей? 15:5=3 (б.) – купили. Ответ: 3 булочки. | 1 ученик у доски. | Ф | Магнитно-меловая доска, учебник | Формирование умения фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме | П (структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Р (понимать и принимать учебную задачу) К (активно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание) | Сотрудничать с учителем и сверстниками на основе взаимодействия |
Этап самопроверки по эталону или в паре | Самопроверка усвоения новых знаний | Словесный и практический методы Приёмы: пояснение, обсуждение, выполнение практического задания | - Ребята, в №5 прочитайте задание. Нужно вместо пропуска подставить такие числа, чтобы потом можно было решить уравнение. В первом уравнении нам нужно подставить число больше или меньше 14? (* - х = 14) А во втором? (* +х=100) - Это задание вы выполняете самостоятельно. 1 вариант решает 1 уравнение , 2 вариант – 2-ое. -Все решили? Ну а теперь давайте проверять. (Решают каждый пример вместе с учителем) - Напротив правильного ответа ставим «+», если вы решили неверно, то напротив ответа ставим «-». - Кто не допустил ни 1 ошибки? Умнички! - Кто допустил одну ошибку? Хорошо, но будьте внимательнее в следующий раз. - Ну и кто допустил 2-3 ошибки? Что ж, ребята, результат неудовлетворительный, но я уверена, что в следующий раз у вас обязательно всё получится! | Выполняют задание самостоятельно. - Больше. - Меньше. | И Ф | Учебник | Формирование вычислительных навыков | Р (понимать и принимать учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей) | - |
Этап включения в систему знаний, повторение. | Вторичное закрепление изучаемого материала | Словесный и практический методы Приёмы: пояснение, обсуждение, выполнение практического задания | №2 мы решим устно. (Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель) | (7*2):7=2 (9*3):3=9 (2*9):2=9 | Ф | Магнитно-меловая доска, учебник | Р (понимать и принимать учебную задачу, оценивать правильность выполнения задания) К (включаться в коллективное обсуждение вопросов) | - | |
Рефлексия | Подведение итогов урока | Словесный метод Приём: итоговая беседа | - Ребята, наш урок подходит к концу. - Какая была тема нашего урока? – Что нового узнали сегодня на уроке? – Всё ли вам было понятно? – Как вы сегодня работали? - Попробуйте оценить свои достижения, дополнив предложения: Я понял(-а) … Я научился (-ась) … - Молодцы! Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы учителя. | Ф | - | Систематизация знаний | Р (контроль, коррекция, оценка) | Самооценка на основе критериев успешности |