Технологическая карта урока математики в 5 классе «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
| ФИО (полностью) | Чеботарева Ирина Вячеславовна |
| Место работы | МКОУ «Мужичанская СОШ» |
| Должность | Учитель |
| Предмет | Математика |
| Класс | 5 |
| Тема урока | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. |
| Предметная программа и её автор | Математика 5 класс, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир |
| Цели урока | Предметные: закрепить навыки складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, решать уравнения и текстовые задачи, в которых используется сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Личностные: развивать готовность к самообразованию, формировать умение объективно оценивать свой труд. Метапредметные: формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. |
| Тип урока | урок закрепления знаний. |
| Технологии | ИКТ, групповая, проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая |
| Методы и формы | Поисковые, словесные, наглядные, самостоятельная работа, фронтальная, индивидуальная, устная, письменная. |
| Необходимое оборудование | ПК учителя, проектор, презентация, карточки. |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Название используемых ЭОР |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент (ИКТ, здоровьесберегающие технологии) | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Доброе утро, ребятки! Я рада приветствовать вас на нашем уроке математики. Я вижу, что у всех на парте порядок. К уроку все готовы. У вас на парте лежит лист самооценивания. Подпишите его. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу. За верно выполненные задания вы будете себе ставить плюсики, а в конце урока это позволит оценить вашу работу. Предварительную оценку за урок каждый выставит себе сам, исходя из суммы количества «+», набранных на всех этапах урока. Окончательную оценку за работу на уроке поставлю я, учитывая мою оценку знаний каждого из вас и оценку выставленную вами. Итак, начнём! Есть на нашей планете | Слушают учителя, включаются в ритм урока. | Слайд 2 |
2 | Актуализация знаний и умений (ИКТ, здоровьесберегающие технологии) | Воспроизведение пройденного материала, Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока, Развитие навыков самостоятельной работы. | В некотором царстве, в некотором государстве, в глухой деревушке стоит избушка, на избе труба, а в избе три брата живут небогато. А мимо избы глашатый идёт, глашатый идёт речь такую ведёт: - Государева дочь больна, день и ночь рыдает она. Наплакала речку, наплакала море. Царь и царица в огромном горе. Того, кто вылечит, ожидает награда, большие почести и всё, что надо. Заспорили братья, кому царевну лечить надо. Старший брат да средний брат решили вместе идти в столицу царевну смешить, а младший – Емеля, дома остался. Вот пошёл Емеля по воду, опустил он ведро в прорубь. Глядь, а в ведре щука. Говорит ему щука человеческим голосом: « Отпусти ты меня, Емеля».Емеля говорит: « Плыви щука к детишкам своим». А щука говорит ему: «Захочешь чего, скажи только «по щучьему веленью, по моему хотенью…» - и всё исполнится. Сидит Емеля на берегу и думает, чего бы ему пожелать? В тридевятом царстве побывать? Не хочется, на печи лучше. На Марье – царевне жениться, да уж больно она плаксивая. Думал, думал и придумал: «Вот бы попасть туда, не знаю куда и увидеть то, не знаю что. «По щучьему велению, по моему хотению» пусть моё желание исполнится. Не успел Емеля и глазом моргнуть, как очутился в королевстве невидимом. Дворцы – не дворцы, дома – не дома ( «Королевство математики»). - Ребята, я вижу какие – то числа, что это? А какие действия мы научились над дробями выполнять? Кто скажет, какая тема сегодняшнего урока, её цель? - Откройте тетради, запишите число, тему урока. А мы продолжаем урок. - Ну и попал, - подумал Емеля, направился он к воротам, а навстречу ему существо невиданное. - Здравствуй, Емеля. Я мальчик Нолик из Математического королевства. Наша королева Математика очень строгая, но справедливая. Она установила строгие правила в нашем королевстве. Просто так ты к нам не пройдёшь, выдержишь испытание – будешь гостем, а не выдержишь испытание – отправляйся туда откуда пришёл. Вот тебе входные билеты в наше королевство. Тебе надо ответить на вопросы. Не оробел Емеля, отвернулся от Нулика и шепчет «по щучьему велению, по моему хотению пусть мне помогут ученики 5 класса». 1. Какая дробь называется обыкновенной? 2. Как складываются и вычитаются дроби с одинаковыми знаменателями? 3. Какую дробь называют правильной? неправильной? 4. Сравните: а) правильную дробь и неправильную; б) правильную дробь и 1; и) 1 и неправильную дробь. 5) Как найти неизвестное слагаемое? Неизвестное уменьшаемое? Неизвестное вычитаемое? - Устный счёт. Стоит, радуется, что за него ребята отвечают, что обманул он хитрого Нолика, пришлось ведь ему пустить Емелю в королевство математики. Только сделал Емеля первый шаг, как навстречу ему Кубик – Рубика выбегает. – Я тебя дальше не пущу, пока мои задачки не решишь. - Ну и королевство, - думает Емеля, а сам потихоньку шепчет «по щучьему велению, по моему хотению пусть за меня задачки ребята решат». (работа в парах) 1.Ученики решили отремонтировать 36 парт. За неделю они отремонтировали всего количества. Сколько парт отремонтировали ученики? 2.В посёлке построили 27 домов, 3 из них – многоэтажные. Какую часть составляют многоэтажные дома? 3.Электричка проехала 160 км, это всего пути. Найдите весь путь. 4) Одна дробь равна , что на больше второй. На сколько одна дробь меньше другой? | Ребята отвечают. Отвечают на вопросы учителя Ученики решают | Слайд №3 Слайд № 4 Слайд 5 Слайды 6, 7 Слайд 8 |
3 | здоровьесберегающие технологии | | Вы хорошо потрудились, можно и отдохнуть Физкультминутка: | | Слайды 9 - 18 |
4 | Целеполагание и мотивация (проблемно-диалогического обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии) | Включение учащихся в активную деятельность, развитие навыков самоконтроля Дифференциальный подход. Выявление пробелов в знаниях учащихся. Коррекция выявленных пробелов. | - Наконец – то отделался, - думает Емеля, а глядь, Нолик к нему снова подходит. - Ну Емеля, ты – молодец. Вот последнее задание тебе. Надо выполнить самостоятельную работу. Как решишь её – сразу видно будет: подружился ли ты с математикой или нет. Емеля шепчет « по щучьему велению, по моему хотению решите ребята сами». Самостоятельная работа (Тест) Карточка 1. ( 1 уровень) 1.В книге 100 страниц. Люба прочитала всей книги. Сколько страниц прочитала Люба? 1) 20; 2) 50; 3) 500. 2. Витя съел 7 конфет, что составило того, что ему подарили. Сколько конфет подарили Вите? 1) 10; 2) 21; 3) 4. 3.Выполните действие: 1) - ; А) ; Б) ; В) 2) + ; А) ; Б) ; В) . 4. Решите уравнение: - х = А) , Б) , В) Карточка 2. ( 2 уровень) 1. Ширина прямоугольника м, что на м меньше, чем длина. Найдите периметр прямоугольника. А) , Б) ; В) . 2. Кирилл прочитал 60 страниц, что составляет всей книги. Сколько страниц в книге? Во сколько раз больше страниц было прочитано, чем не прочитано? А) 90; 2; Б) 90; 3; В) 30; 2. 3.Выполните действие: 1) + - . А), Б) , В) . 4. Решите уравнение: + ( - х) = А) , Б) , В) . | Выполняют задание самостоятельно | Слайд 19 |
| /data/files/x1605819367.ppt (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)/data/files/y1605819415.docx (Лист самооценки)Итог урока (здоровьесберегающие технология) | Повторить правила сложения и вычитания дробей, дать оценку работы в группах. Формировать способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. | Организует беседу, связывая результаты урока с его целями, подводит итог урока. Организует самооценку учебной деятельности. Объявляет отметки, полученные на уроке. - Ну и королевство, думает Емеля – пора бы мне в свою сказку уходить. Спасибо тебе, Нолик, за знакомство с королевством. Я тоже научился дроби складывать и вычитать. Вот посмотри, если к прибавить , то получим . Правильно? Как нет? Ну ребята, выручайте … Вот спасибо вам большое. Без вас я совсем сегодня пропал бы. Закончилось наше путешествие по королевству математики. Подведём итоги. Поставьте свою самооценку за сегодняшний урок. Подсчитайте общее количество плюсов на вашем оценочном листе и запишите напротив итого. Если вы набрали 13 - 12 плюсов, то за урок вы получаете отметку «5»; 11 - 9 – получаете «4»; 8 – 6 – получаете «3». Сдайте мне, пожалуйста ваши оценочные листы и тетради. Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу! | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Выставляют полученные отметки в дневник. | |
5 | Подача домашнего задания (здоровьесберегающие технология) | Обеспечение понимания выполнения домашнего задания | Я вас отблагодарю сейчас. По щучьему велению, по моему хотению домашнее задание у обучающихся 5 класса Мужичанской школы сегодня будет в виде творческого задания: «Составить ребус, чтобы получилось слово «ДРОБЬ», а я в своей деревне окажусь. Только и успел лишь крикнуть Емеля «До свидание, ребята», как очутился около своего дома. | Внимательно слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание в дневники. | Слайд 20 |
6 | Рефлексия | Соотнесение результатов | Учащиеся высказывают свои мысли | Учащиеся продолжают предложения, написанные на экране | Слайд 21 |
I. Ответить на вопросы. ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Какая дробь называется обыкновенной?
2. Как складываются и вычитаются дроби с одинаковыми знаменателями?
3. Какую дробь называют правильной? неправильной?
4. Сравните: а) правильную дробь и неправильную; б) правильную дробь и 1; и) 1 и неправильную дробь.
5) Как найти неизвестное слагаемое? Неизвестное уменьшаемое? Неизвестное вычитаемое?
II. Устный счёт.
III. Решаем задачки.
1.Ученики решили отремонтировать 36 парт. За неделю они отремонтировали всего количества. Сколько парт отремонтировали ученики?
2.В посёлке построили 27 домов, 3 из них – многоэтажные. Какую часть составляют многоэтажные дома?
3.Электричка проехала 160 км, это всего пути. Найдите весь путь.
4) Одна дробь равна , что на больше второй. На сколько одна дробь меньше другой?
IV. Физкультминутка:
V. Самостоятельная работа (тест)
Карточка 1. ( 1 уровень)
1.В книге 100 страниц. Люба прочитала всей книги. Сколько страниц прочитала Люба?
1) 20; 2) 50; 3) 500.
2. Витя съел 7 конфет, что составило того, что ему подарили. Сколько конфет подарили Вите?
1) 10; 2) 21; 3) 4.
3.Выполните действие: 1) - ; А) ; Б) ; В)
2) + ; А) ; Б) ; В) .
4. Решите уравнение: - х = А) , Б) , В)
Карточка 2. ( 2 уровень)
1. Ширина прямоугольника м, что на м меньше, чем длина. Найдите периметр прямоугольника.
А) , Б) ; В) .
2. Кирилл прочитал 60 страниц, что составляет всей книги. Сколько страниц в книге? Во сколько раз больше страниц было прочитано, чем не прочитано?
А) 90; 2; Б) 90; 3; В) 30; 2.
3.Выполните действие:
1) + - . А), Б) , В) .
4. Решите уравнение: + ( - х) = А) , Б) , В) .
https://stihi.ru/2014/11/03/3994
https://kinderbox.ru/wp- content/uploads/2017/03/Po-shhuchemu-velenyu.jpg
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=самостоятельная+работа&pos=40&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Ffsd.videouroki.net%2Fhtml%2F2018%2F01%2F25%2Fv_5a69738994073%2F99707590_4.jpeg&from=tabbar
https://yandex.ru/images/search?pos=7&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0aec%2F00094633-f993273d%2Fimg19.jpg&text=рефлексия+картинки&rpt=simage
математика 5 кл