Технологическая карта урока музыки «Расскажи сказку» (2 класс)
Технологическая карта открытого урока по предмету «Музыка» составила Андреева Анна Павловна, учитель музыки, МХК, ОДНК
Предмет: музыка
Класс: 2-б
Кол-во детей----
Автор УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагиной.
Тема урока: «Расскажи сказку»
Тип урока: комбинированный. Урок-сказка.
Проблема урока: О чём рассказали в своих музыкальных сказках П.И. Чайковский и С.С. Прокофьев.
Пед.цели: способствовать ознакомлению с произведениями «Сказочка» С. Прокофьева и «Нянина сказка» П. Чайковского, содействовать развитию умения сравнивать и сопоставлять музыкальное развитие и содержание пьес из двух фортепианных альбомов для детей, слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью, способствовать воспитанию музыкального вкуса. Коррекционные задачи: -коррекция личностных качеств; коррекция познавательных возможностей; формирование и развитие коммуникативной функции речи; коррекция сенсорных и двигательных недостатков; коррекция сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития; коррекция общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики; коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности.
Пед.методы,приемы и технологии: прием мотивации, прием включения в целеполагание, прием включения в планирование, дифференцированный подход, работа у доски, наглядный метод, печатно-словестный метод, практический, интерактивный метод, метод анализа и сравнения, метод проблемного обучения, обращение к житейскому опыту; ИКТ, здоровьесберегающие технологии, прием сотрудничества ,прием организации деятельности учащихся: вокальная работа, музицирование, сказка, реконструкция алгоритма, прием соотнесения цели и задач результата, прием самооценивания.
Планируемые результаты (предметные) | Узнают: о назначении муз.терминов –мелодия, аккомпанемент, вступление, о сказочных образах в музыке. Научатся: называть изученные произведения и их авторов; находить сходство и различие музыкальных сказок («Нянина сказка»- П. Чайковский, «Сказочка» С. Прокофьев), рисовать, то, что услышали, и сочинять сказку к своему к своему рисунку; определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движение, игре на музыкальных элементарных инструментах. Получат возможность научиться: наблюдать за использованием музыки в жизни человека; выявлять различные по смыслу интонации,; эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое впечатление; определять жизненную основу музыкальных произведений; сочинять сказку. |
Личностные результаты | Осуществлять логические операции (ассоциативно-образное мышление); имею позитивную самооценку своих музыкально-творческих способностей; проявляют этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
Метапредметные универсальные учебные действия. | Регулятивные: понимают и принимают учебную задачу; используют речь для регуляции своего действия, предвидят возможности получения конкретного результата при решении задач. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения поставленных задач, рисуют услышанное. Коммуникативные: ставят вопросы, учитывают настроение других людей, их эмоциональное восприятие музыки |
Цель урока: Создать условия для усвоения ребёнком социально-культурного опыта посредством знакомства учащихся со сказочными образами в музыке.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с языком музыки на примере музыкальных образов сказочных героев, повторить и закрепить полученные знания о средствах музыкальной выразительности
Воспитательные: умение работать в коллективе; на примере художественных образов, запечатлённых в сказках, формировать понимание “вечных тем” жизни и искусства: хорошо и плохо, добро и зло; желание делать добро, воспитание любви к музыке, умения слушать, исполнять и понимать музыку.
Развивающие: знакомить учащихся с новыми произведениями музыкального искусства, вовлекать их в музыкально – творческую деятельность, развивать умение анализировать и пользоваться знаниями и умениями, развивать фантазию, творческое воображение, умение слушать музыку и размышлять о ней.
Оборудование: компьютер, проектор, фонограммы к используемым на уроке песням, шумовые инструменты, учебник “Музыка” для 2 класса . авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М, : Просвещение, 2015 г.
Этап урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Организация работы с детьми с ОВЗ | Формируемые универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности. Орг. момент. Муз приветствие. 3 мин. | Организация и включение учащихся в учебную деятельность. . -проверь, дружок, готов ли ты начать урок, все ли в порядке, есть ручка, есть тетрадка?. Проверили? Садитесь. С усердием трудитесь. У нас сегодня гости, давайте мы все вместе поздороваемся с ними! Молодцы! | Готовят рабочее место. Поют вместе, по рядам. . | готовят рабочее место. Поют все вместе | Личностные: Проявляют эмоциональную отзывчивость. |
2. Актуализация знаний и фиксирование и затруднения в пробном учебном действии. 3 мин. | А сегодня мы с вами отправимся путешествовать в необычную страну «СТРАНА «КОМПОЗИТОРИЯ» Посмотрите вот и страна «Композитория», интересно что же там за этими дверями? Послушайте музыкальную загадку: звучит фонограмма песни “Сказка будет впереди” (1 куплет) Внимание на экран.(кто догадается первым поднимает руку) Учитель: Ребята, вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Учитель. Мы будем говорить о сказках и сказочных героях. Посмотрите на следующий слайд, что мы там видим - “Сказки», а вы знаете эти сказки . Вы наверное все любите сказки, и читаете их уже сами, а раньше кто вам рассказывал сказки? Конечно мамы и бабушки. Давайте вспомним с вами песню, которую начали учить на прошлом уроке. «Бабушкина сказка» Вы думаете, сказки только читают? ??? В волшебной стране «КОМПОЗИТОРИИ» композиторы сочиняют музыкальные сказки, в которых герои не только говорят, но и поют… Можно обычную сказку озвучить с помощью музыкальных инструментов … а можно написать музыкальную пьесу, в которой средствами музыки рассказать сказочную историю. И мы сегодня попробуем тоже рассказать сказку. И тема нашего урока «Расскажи сказку» | Коммуникативные: высказывание своей точки зрения . | ||
Принимают условие. Отгадывают: о сказках. Смотрят на картинки и угадывают из каких сказок персонажи, как называются сказки отвечают четко проговаривают слова песни., поют. Затрудняются ответить. | (получают задание собрать пазлы-сказку) Слушают, смотрят видеозагадку. Называют персонажей из сказок. Отвечают. Вспоминают слова используя картинки подсказки. | |||
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, наобходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные :приобретают умение осознанного построения речевого высказывания. | ||||
3. Постановка учебной задачи. 2 мин | Давайте вместе поставим для себя задачи нашего урока. (чтобы рассказать свою сказку, нам надо узнать какие сказки писали в стране «композитория» композиторы) Задачи: 1.Познакомиться с муз. сказками. 2.Сравнить муз. сказки 3. Рассказать самим сказку. (вывесить на доску) Ну а в конце урока мы вместе проверим со всеми ли задачами мы справились. Хорошо? Отправляемся в волшебную страну «Композиторию». | Делают предположения | Беседа по вопросам, соответсвующим уровню развития детей. Постановка задач (с опорой на наглядность) | Регулятивные: понимают и принимают учебную задачу, умениют формулировать учебную задачи на основе соотнесения того, что уже известно, или при помощи наводящих вопросов. |
4. Открытие нового знания. Слушание музыки. 5 мин | Вот мы и попали в страну «композиторию» Посмотрите нас встречают П. Чайковский и С. Прокофьев Давайте послушаем, какие сказки расскажут нам композиторы П.И. Чайковский и С. Прокофьев. И ответим на вопрос- О чём рассказали в своих музыкальных сказках П.И. Чайковский и С.С. Прокофьев С. 30. Работа с учебником. Откройте учебник и скажите, как называются пьесы, которые мы будем слушать на уроке (Нянина сказка и Сказочка) П.И. Чайковский.(50сек) У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать её сказки. А когда он стал композитором, он эти сказки рассказал с помощью звуков и музыкальных пьес. “Нянина сказка” Какие музыкальные краски использовал композитор? (темп, динамика, настроение) Каков характер мелодии? Слушание “Сказочки” С. Прокофьева.(2мин30сек) Задание: провести анализ музыки и ответить на вопросы: 1. Каков характер мелодии? 2. Какие музыкальные краски использовал композитор? | Открывают учебник Учащиеся: “Сказочка” С. Прокофьева и “Нянина сказка” П.И. Чайковского. Дети слушают и отвечают на вопросы | Помощь в работе с учебником. Работа с конвертом «музыкальные краски» | Познавательные: Смысловое чтение, умение воспринять источник информации Познавательные: Структурирование знаний. Личностные: нравственно- этическое оценивание. |
5. Первичное закрепление. 5 мин | -- Так о чём же рассказали в своих сказках композиторы?( О разных чудесных событиях, о борьбе добра со злом.) | О разных чудесных событиях, о борьбе добра со злом. | Работа над усвоением нового материала. | Познавательные: умение строить высказывание, анализировать и сравнивать предложенный материал. Личностные: самоопределение |
-- Oдинаковые это сказки или разные? В чем различие. | Разные. | |||
А теперь поиграем в игру (работают в парах) “Проверь себя”: у вас на партах лежат конвертики в которых находятся “музыкальные краски”, а вы распределите, к какому из изученных музыкальных произведений они относятся: Медленно С движением Тихо Активно | Соотносят музыкальный термин и название произведения | Проверка работы с конвертом «музыкальные краски» | ||
Музыкальная зарядка для детей. 3 мин. | Ребята, вы большие молодцы, ну а к нам пришла в гости одна сказочная героиня (танец – игра «Бабка-Ежка»). | Делают движения под музыку и поют | ||
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение 8 мин | Ребята скажите, а П.И. Чайковский и С. С Прокофьев, кто? Исполнители, слушатели или композиторы. Давайте и мы побудем немножко композиторами. Расскажем сказку «ТЕРЕМОК», при помощи муз. инструментов. (вызвать 6 детей) Каждый из вас выберет муз. Инструмент для озвучивания своего персонажа.( мышка лягушка,зайчик, лиса, волк, медведь.- выбрать 6 ч-к для озвучивания сказки). Когда вы услышите своего героя вы будете озвучить его своим инструментом. (потренироваться) Озвучивание сказки “Теремок” Учитель – (раздаются маски гл. героев сказки) объясняет правила инсценирования сказки и выступает в роли рассказчика - рассказывает текст сказки. Для озвучивания используются шумовые инструменты: треугольники, колокольчики, бубенчики, трещотки, ложки, бубны и т.д. Каждый персонаж сказки озвучивается своим инструментом и задача учащихся вовремя сориентироваться и при упоминании героя сказки – издать соответствующий звук. | Дети отвечают, сами распределяют роли и выбирают музыкальные инструменты. Озвучивают сказку. (по желанию) | Регулятивные: планирование работы в паре. Познавательные: Умение найти герою сказки соответствующее музыкальное воплощение. Коммуникативные: умение управлять поведением партнёра. | |
1 мин. | Окончание сказки- И стали они дружно жить в новом теремке петь плясать, да на муз.инструментах играть. Ребята , давайте мы станем с вами исполнителями. такие исполнители?) Исполняем на муз.инструментах ритмяшку _»Курочка ряба»_____________________ Замечательно, вы все справились с заданием на отлично. | играют на шумовых инструментах остальные дети хлопают в ладоши. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: Нравственно этическое оценивание. | |
Доп. Задание(опережающее дом.задание) - если позволит время – 2-3 мин | Учитель: ребята , у вас на дом было задание – нарисовать и сочить свою сказку, давайте послушаем, что же у вас получилось, но главное условие было сказка небольшая и поучительная. | Дети рассказывают сочиненные сказки и показывают рисунки. | По желанию и готовности | Личностные: умение реализовать свой творческий потенциал |
8. Подведение итога урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 2 мин. | Учитель: итак наше путешествие подошло к концу и пора подвести итоги все ли мы сделали, что наметили в начале урока (на доске отмечаем сделанную работу )) С какими произведениями мы сегодня познакомились? Кто их написал? Какую сказку мы рассказали на музыкальных инструментах? Ну а теперь настало время оценить свою работу на уроке. Кто работал сегодня на уроке активно, выполнил все задания, все понял показывают солнышко, Кто не все понял на уроке и работал не очень активно показывают тучку. Я вижу , что большинство справились с нашими сказочными заданиями хорошо. Спасибо вам за урок. Прозвенел звонок, закончился урок! До свидания! | Отвечают(Нянина сказка и Сказочка, П. И. Чайковский и С.С. Прокофьев) ТЕРЕМОК. | Отвечают опираясь на дидактический материал на доске. | Познавательные: анализ Личностные: самоопределение, сомооценивание |
Поднимают солнышки, тучки. |