Технологическая карта урока музыки «Рондо-интересная музыкальная форма» (3 класс)
Технологическая карта урока музыки по теме:
«Рондо – интересная музыкальная форма»
Выполнила:
Черепанова Елена Анатольевна
учитель музыки
Технологическая карта урока.
Предмет: Музыка
Класс: 3
Тема: «Рондо – интересная музыкальная форма»
Цель урока: Формирование представления у обучающихся о форме рондо и её отличительными чертами.
Задачи урока:
Образовательные:
рассмотреть понятие «рондо» как музыкальная форма и её особенности;
прослушать произведения, написанные в форме рондо;
Воспитательные:
приобщить детей к сокровищам музыкальной классики;
создать эмоционально – положительную, творческую атмосферу на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
развивать умения слушать и анализировать музыкальные фрагменты;
развивать вокально-хоровые навыки;
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование:
- компьютер
- интерактивная доска
- звукоусиливающая аппаратура (колонки)
Материалы:
- слайдовая презентация
Планируемые результаты |
||
Предметные: формирование умения эмоционально откликаться на музыку, выражая свое отношение. |
Метапредметные: установление ассоциативных связей. |
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
Ход урока |
||
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
УУД |
1.Организационный этап |
||
Музыкальное приветствие. |
Подготовка к работе, эмоционально-образный настрой обучающихся на урок. |
Личностные: самоопределение. |
2. Активизация внимания. Актуализация знаний. |
||
Знаем все мы: форма - это Если есть щитки и шлем, Форма учит нас порядку, (полотёр - работник, натирающий полы) С понятием форма мы встречаемся в повседневной жизни: форма одежды - рабочая, спортивная, школьная; геометрические формы - круг, квадрат, прямоугольник. А как форма может быть связана с музыкой? |
Сотрудничают с учителем. Отвечают на вопросы. |
Познавательные: учатся ориентироваться в информационном материале. |
3. Введение в тему урока. |
||
Композитора можно сравнить с архитектором. Прежде чем построить здание, архитектор создаёт его план - форму - конструкцию. Композитор тоже выстраивает план будущего музыкального произведения. Для этого каждый композитор использует свои приёмы построения музыкальных произведений. Скажите, пожалуйста, что такое «Музыкальная форма»? Чтобы проверить ваши варианты ответов, мы воспользуемся учебником. Музыкальный словарь стр. 144 Вы уже знакомы с видами музыкальных форм? Форму, с которой мы сегодня с вами познакомимся, вам поможет определить ребус (Приложение 1). |
Ответы учащихся Работают с учебником Музыкальная форма – строение музыкального произведения, которое отражает его внутреннее содержание. Ответы учащихся (одночастная, двухчастная, трехчастная). |
Познавательные: учатся ориентироваться в информационном материале. Регулятивные: учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. |
4. Изучение нового материала |
||
Организация творческого сотрудничества. Тема урока нам известна, давайте определим цель нашего урока. Каким задачам мы будем следовать? Сегодня, мы с вами постараемся узнать о форме РОНДО. Нашим помощником будет учебник. Стр. 128 «Зачем нам выстроили дом?» (муз. Д. Кабалевского, стихи В. Викторова). Какой музыкальный фрагмент (№1, №2,№3) повторяется несколько раз? Этот фрагмент называет – РЕФРЕН. В нем заключена главная мысль: «всё самое интересное – за окном». Обратимся к музыкальному словарю стр. 144 Второй фрагмент называется ЭПИЗОДОМ. Давайте попробуем назвать составляющие формы рондо? Так что же такое РОНДО? Стр. 144 Музыкальный словарь. По-французски «круг» - «рондо». Родиной рондо считается Франция. Здесь в старину был популярен народный танец с пением. Танец назывался рондо», что и означает круг, хоровод. Форма рондо - музыкальная форма, которая построена на повторности. Эта форма основана на многократном (не менее трёх раз) повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания. Форма с рефреном (рондо) А–В–А–С–А Форма рондо, в силу своей выразительности, имеет обширную область применения в музыкальном искусстве. Очень часто его использование связано с образами шутливого, юмористического характера. |
Сотрудничают с учителем, называют тему урока. Цель: познакомиться с формой рондо. Задачи: - узнать что такое рондо - рассмотреть особенности формы рондо Работают с учебником. Прослушивают песню. Следят по нотам за исполнением Работают с учебником Рефрен – основная тема в форме рондо, повторяющаяся не менее трёх раз Форме рондо есть главная тема – рефрен, который повторяется несколько раз. И есть музыкальные темы – эпизоды, которые звучат между рефренами. Работают с учебником. Рондо (круг) – музыкальная форма, состоящая из рефрена, который повторяется не менее трех раз, и разных эпизодов между рефренами. Рондо начинается и заканчивается рефреном. |
Регулятивные: учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Познавательные: учатся ориентироваться в информационном материале. Коммуникативные: планирование своей деятельности совместно с учителем и со сверстниками. |
5. Первичное закрепление. |
||
В форме рондо написаны такие известные музыкальные произведения, как Рондо в турецком стиле В. А. Моцарта, Мелодия, которую вы сейчас услышите, любима многими людьми. Она очень известна и популярна во всем мире. ♪- Вольфганг Амадей Моцарт. «Рондо в турецком стиле» Прослушивание фрагмента. В этом произведении В. А. Моцарт изобразил удары большого турецкого барабана, неизвестного в те времена в Европе. «Турецкое рондо» («Rondo alla turca»). Попробуем изобразить форму рондо в рисунке (Приложение 2.) |
Анализируют музыкальный фрагмент. Определяют форму Выполняют задание |
Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Ясное выражение своих мыслей. Личностные: выражение собственных чувств и эмоций как отклик на услышанное музыкальное произведение |
6. Вокально-хоровая работа. |
||
Разучивание песни и работа над вокально-хоровыми навыками учащихся. |
Коллективно-исполнительская деятельность |
Коммуникативные: формирование исполнительских навыков. Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости. |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) |
||
Подведение итогов урока. Организация обсуждения: - Достигнута ли цель урока? - Каких результатов достигли? Рефлексия. Карточка самооценивания своей работы. (Приложение 3.) Спасибо большое за урок! |
Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность. На уроке: Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение… |
Познавательные: контроль и оценка процесса результатов деятельности. Личностные: самооценка на основе критерия успешности. Регулятивные: открытость учащихся в осмыслении своих действий. Коммуникативные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания, воспринимать мнение других. |
Список литературы:
1. Челышева Т. В., Кузнецова В. В. Музыка 3 класс.: учебник - 2-е издание, – М.: Академкнига/ Учебник, 2013. – 160 с.
Сайты сети интернет: