Скрыть поздравление
Посмотреть все поздравления
Лукашевич Галина Ивановна
Уважаемые милые женщины коллеги!Поздравляю Вас с праздником Весны! Желаю здоровья, женского счастья, любви, удачи, терпения и конечно настроения!
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Волкова Надежда Павловна561
Россия, Ярославская обл.



Пояснительная записка
DOCX / 16.44 Кб

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей русского языка и литературы

на лучшую методическую разработку «Технологическая карта урока по ФГОС»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Предмет: родной язык (русский)

Тема: «Образность русской речи: метафора, олицетворение»

Тип урока: урок – диалог

Цель урока: актуализировать знания учащихся о метафоре и олицетворении как средствах выразительности, научить правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения.

Наименование образовательной программы: рабочая программа к учебному предмету «Русский родной язык» 5 класс, О.М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю.Н. Гостева и др. Под редакцией О.М. Александровой. – М.: Учебная литература, 2018

Прогнозируемые результаты:


Личностные

Метапредметные

Предметные

Воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры.



Регулятивные:

Выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания; составлять алгоритм выполнения задания.

Познавательные:

Использовать приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме; преобразовывать полученную информацию для выполнения задания.

Коммуникативные:

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения.

Понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных

метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения.




Время: 45 минут

Опорные понятия, термины: образность русской речи, метафора, олицетворение, троп, загадка, переносное значение.

Инструментарий учителя: учебник для 5 класса «Русский родной язык». Авторы: О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая и др. Москва «Просвещение» 2019 г., § 6 стр. 40 – 49, упр. 37, 42, 43, 44, 46, 47, рубрики «Диалог культур», «Моя Россия», «Толковый словарь».

Домашнее задание (выполняется на выбор): 1) упр. 48; 2) выписать из художественных произведений 5 предложений с метафорами и олицетворениями.

Методическое обеспечение:

1. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

2. Александрова О. М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5–9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020. – 147 с.

3. Русский родной язык. 5 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] Под ред. О.М. Александровой. – М.: Учебная литература, 2018.

4. Русский родной язык: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2018.

Оборудование:

Компьютерная техника с доступом к Интернету.

Мультимедийные средства обучения.


Этап

Время

Педагогический инструментарий

Содержание педагогического взаимодействия

Прогнозируемый результат

деятельность

педагога

деятельность

детей

1. Ценно-

стно – эмоцио-нальный


9 мин.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.


Методы и приёмы работы:

беседа, фронтальный опрос,

наблюдение,

работа с текстом, игра «Найди пару».


Учитель начинает урок (создаёт эмоциональный настрой):

- Если ты её подаришь,

То счастливей каплю станешь.

Она мигом обернется,

И к тебе скорей вернется.

Грусть она прогонит махом,

Словно фея крыльев взмахом.

На нее ты не скупись,

С каждым ею поделись.

И на праздник на большой

Поважней она любой

Хоть конфетки, хоть открытки.

Говорим мы об ..... (улыбке!)

- Здравствуйте, ребята! Молодцы! Вы правильно отгадали загадку! Давайте улыбнемся друг другу, чтобы с позитивным настроением начать наш урок.

- Любите ли вы загадки?

- Что больше любите: отгадывать или загадывать?

- Кто хочет загадать загадку?

- Молодцы, ребята. А теперь я хочу предложить вам игру.

Предлагает учащимся игру «Найди пару». (На основе упр. 37). Используется ресурс https://learningapps.org/

- Прочитайте загадки и соотнесите каждую из них с отгадкой.

Организует работу с теоретической статьей учебника.

- Как вы думаете, что означает слово «загадать»?

- Какие образы используются в загадках для того, чтобы намекнуть на загаданное слово?

- Как каждая из загадок «засекречивает» задуманный предмет? С помощью каких выразительных средств?

- Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю исследовать учебник и найти ответы в статье на странице 41-42.

- Как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний урок? Как его можно назвать?

- Что нам сегодня предстоит сделать на уроке?

Когда тема урока и цели урока определены, учитель знакомит учащихся с термином «тропы».

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
















Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.




Загадывают загадки и отгадывают их.




Переходят по ссылке и выполняют задание «Найди пару».

Ссылка на игру

Приложение 1



Исследуют статью в учебнике, находят ответы на вопросы, выделяют важную информацию о языковых выразительных средствах: метафоре, олицетворении.


Обдумывают ответы на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока, определяют для себя цели, при необходимости – с помощью учителя.

Смогут выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения заданий.





























Смогут работать с сервисом https://learningapps.org/




















Смогут определять цель учебной деятельности и способы достижения цели.



2. Ценно-

стно – познава-

тельный

24 мин.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная,

парная,

групповая

Методы и приёмы работы:

беседа,

фронтальный опрос,

наблюдение,

работа с текстом,

работа с рубрикой,

работа с иллюстрацией, работа с электронными ресурсами,

самооценка,

взаимооценка,

кластер.

Организует работу с теоретическим материалом учебника.

- Внимательно прочитайте теоретические сведения. Подумайте, как вы представите информацию для других учащихся.

- Чтобы рассказ был максимально информативным, продумайте, как включить в него материалы рубрики «Диалог культур» на стр.42, 46 (для 1-ого варианта), материалы рубрики «Моя Россия» на стр. 48 (для 2-ого варианта).


Организует работу с репродукцией картины А.И. Куинджи «Берёзовая роща» 1879. (Репродукция помещена в рубрику «Моя Россия»).

- Что изобразил художник на картине? Как ему удалось передать красоту березовой рощи? Каким настроением проникнута картина? Каким чувством? Какое поэтическое слово-символ вы можете назвать?

Прокомментируйте ответы одноклассников, отметьте, чьи выступления были удачными, соответствовали задаче высказывания, построены логично, связно, грамотно.

Формулирует задание, предлагает работать в группах.

- Ребята, давайте приведем в систему ваши знания, полученные в ходе выполнения предыдущего задания, и составим кластер. Примеры тропов можно привести из теоретических статей и упражнений учебника.(Например, упражнение 44, 46).

Корректирует выполнение заданий.

Проводит физкультминутку.

- А сейчас ненадолго прервемся, чтобы отдохнуть.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.


- Какой троп используется в стихотворении?


Организует работу в парах, формулирует задание, корректирует его выполнение.


- Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите тему. (Упражнение 43).

- При работе с текстом обращайтесь к рубрике «Толковый словарь».

- Если в тексте встретятся незнакомые слова и выражения, обратитесь к электронному словарю.



- Прочитайте текст ещё раз и найдите в нём ответы на вопросы из упражнения 42. Какая часть текста не отражена в предложенном вопросном плане? Запишите вопрос к этому фрагменту текста.

- Опираясь на содержание текста, расскажите об особенностях значения слов ласточка и утка в русском и английском языках.


- Прокомментируйте ответы одноклассников, отметьте, чьи выступления были удачными, соответствовали задаче высказывания, построены логично, связно, грамотно.

Ученики работают с теоретическим материалом учебника по вариантам. Страница 41-42 (1 вар-т), страница 47 (2 вар-т).




















Отвечают на вопросы.








Готовят связные высказывания, выступают. Оценивают свои ответы, ответы одноклассников, используют памятку. Приложение 2.






Работают в группах, составляют кластер.












Выполняют движения:


Туловище вправо, влево.

Туловище вперед, назад.

Руки вверх, потянуться.

Руки вверх, вправо, влево.

Находят в стихотворении, используемом для проведения физкультминутки, изученное выразительное средство языка.









Работают с учебником, высказывают свои предположения в паре, записывают вопрос, отвечают на вопросы.

Работают с электронным словарем.
















Готовят связные высказывания, выступают. Оценивают свои ответы, ответы одноклассников, используют памятку. Приложение 2.

Смогут анализировать информацию, находить и формулировать ответ на поставленный вопрос, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.











Смогут понимать национальное своеобразие народных и поэтических слов-символов.






Смогут с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Смогут создавать устные монологические высказывания и оценивать их.









Смогут структурировать учебный материал и отображать информацию в схематическом виде.






















Смогут осуществлять сотрудничество в паре и группе.

















Смогут понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных

метафор.


3. Ценно-

стно – рефлексив-ный

12 мин.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.


Методы и приёмы работы:

беседа,

фронтальный опрос,

наблюдение,

работа с текстом,

интерактивное задание.


Даёт задание учащимся. (Упражнение 47).

- Прочитайте стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина. Какое впечатление оно на вас произвело? Какое время года изображено в стихотворении?

- В  чём особенность созданных в стихотворении образов? Обратите внимание на «одежды» каждого времени года.

Организует деятельность по применению полученных знаний.

- Отметьте языковые выразительные средства, с помощью которых поэт рисует картину поздней осени.

Устанавливает осознанность восприятия учениками учебного материала.

- Выполните интерактивное задание, найдите изученные тропы.

Подводит учащихся к обобщению полученных на уроке знаний.


Организует заключительную беседу с целью выхода на новую тему.

- Ребята, сегодня мы начали урок с загадок. Давайте и в конце урока вновь к ним вернемся.

- К какому разделу литературы относятся загадки? (К устному народному творчеству).

- Как по-другому называется устное народное творчество? (Фольклор).

- Какие ещё произведения устного народного творчества вы знаете? (Сказки, былины, народные песни и др.)

- Вот об этих фольклорных произведениях у нас и пойдет речь на следующем уроке.

(Примечание: следующий параграф – § 7 Живое слово русского фольклора).

Задаёт домашнее задание и даёт комментарий к его выполнению.

Домашнее задание: упр. 48 или выписать 5 предложений с метаформи и олицетворениями из худ. литературы.

Работают с упражнением учебника.


Отвечают на вопросы учителя.















Находят средства выразительности.









Выполняют интерактивное задание.

Ссылка на задание Приложение 3.



В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, формулируют конечный результат своей работы на уроке.





























Записывают домашнее задание.

Смогут полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения.



























Смогут работать с сервисом

https://onlinetestpad.com/

находить и правильно определять изобразительно – выразительные средства языка.


Смогут правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения.




Список учебно-методической литературы

1. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

http://wiki.iro.yar.ru/images/7/70/%D0%A0%D0%A0%D0%AF_%D0%9E%D0%9E%D0%9E_%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0.pdf

2. Александрова О. М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5–9 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020. – 147 с.

http://wiki.iro.yar.ru/images/c/c2/%D0%A0%D0%A0%D0%AF_%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B_5-9_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81.pdf

3. Русский родной язык. 5 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] Под ред. О.М. Александровой. – М.: Учебная литература, 2018 г.

http://wiki.iro.yar.ru/images/

4. Русский родной язык: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2019

http://school4nmsk.narod.ru/ANEW325/5_klass.pdf


Используемые источники и приложения.

1. Приложение 1. Ссылка на игру «Найди пару» https://learningapps.org/display?v=poxvv83v320

2. Приложение 2. Памятка для анализа ответа одноклассника

- Соответствует ли ответ задаче высказывания?

- Последовательно ли отвечал ученик?

- Можно ли считать его ответ полным и убедительным?

- Были ли приведены примеры, факты для подтверждения изложенного материала?

- Была ли речь правильной и выразительной?

3. Приложение 3. Ссылка на интерактивное задание https://onlinetestpad.com/hm435ywzrn5di

4. Словари. ру - Электронная библиотека словарей русского языка.

Словари. ру - Электронная библиотека словарей русского языка.     

5. Загадка про улыбку https://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-ulybku

6. К. Д. Бальмонт «Осень» https://www.stihi-rus.ru/1/Balmont/59.htm

7. А.А. Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям» https://www.culture.ru/poems/10348/smuglyi-otrok-brodil-po-alleyam

8. А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила» https://www.culture.ru/poems/12323/el-rukavom-mne-tropinku-zavesila

9. А.А. Пушкин «Зимняя дорога» https://www.culture.ru/poems/4426/zimnyaya-doroga

10. С.А. Есенин «Еду. Тихо. Слышны звоны» https://www.culture.ru/poems/43732/edu-tikho-slyshny-zvony

11. Н.М. Рубцов «В горнице моей светло» https://www.culture.ru/poems/40951/v-gornice-moei-svetlo

12. М.Ю. Лермонтов «Три пальмы» https://www.culture.ru/poems/36633/tri-palmy

13. А.Л. Барто «Встали девочки в кружок» https://www.culture.ru/poems/5/vstali-devochki-v-kruzhok

14. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится» http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/bp/111.html

15. К.Г. Паустовский «Мещёрская сторона» https://nukadeti.ru/rasskazy/meshherskaya-storona

Пример кластера

t1610466480aa.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 13.01.21 в 04:28 1 Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Волкова Надежда Павловна, 13.01.21 в 07:38 0 Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, большое спасибо за отзыв!
Бобкова Наталия Георгиевна, 15.01.21 в 15:37 1 Ответить Пожаловаться
Очень интересно, спасибо большое!
Волкова Надежда Павловна, 15.01.21 в 17:01 0 Ответить Пожаловаться
Наталия Георгиевна, благодарю за позитивный отзыв!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 09.02.21 в 17:12 1 Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе, Надежда Павловна!!! Почин есть! Новых побед впереди!

Отредактировано 09-02-2021 17:13

Волкова Надежда Павловна, 09.02.21 в 17:28 1 Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна, искреннее спасибо Вам за поздравление и пожелание!))
Галина Владимировна, 09.02.21 в 17:32 1 Ответить Пожаловаться
Надежда Павловна!

Волкова Надежда Павловна, 09.02.21 в 17:38 1 Ответить Пожаловаться
Галина Владимировна!

Гагаринова Ирина Викторовна, 16.02.21 в 13:38 1 Ответить Пожаловаться
Надежда Павловна, поздравляю вас с победой! Успехов в следующих конкурсах!!!
Волкова Надежда Павловна, 16.02.21 в 17:32 0 Ответить Пожаловаться
Ирина Викторовна, огромное спасибо за поздравление и пожелание!))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.