Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Образность русской речи: метафора, олицетворение»
Пояснительная записка
DOCX / 16.44 Кб
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей русского языка и литературы
на лучшую методическую разработку «Технологическая карта урока по ФГОС»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Предмет: родной язык (русский)
Тема: «Образность русской речи: метафора, олицетворение»
Тип урока: урок – диалог
Цель урока: актуализировать знания учащихся о метафоре и олицетворении как средствах выразительности, научить правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения.
Наименование образовательной программы: рабочая программа к учебному предмету «Русский родной язык» 5 класс, О.М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю.Н. Гостева и др. Под редакцией О.М. Александровой. – М.: Учебная литература, 2018
Прогнозируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры. | Регулятивные: Выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания; составлять алгоритм выполнения задания. Познавательные: Использовать приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме; преобразовывать полученную информацию для выполнения задания. Коммуникативные: Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения. | Понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения. |
Время: 45 минут
Опорные понятия, термины: образность русской речи, метафора, олицетворение, троп, загадка, переносное значение.
Инструментарий учителя: учебник для 5 класса «Русский родной язык». Авторы: О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая и др. Москва «Просвещение» 2019 г., § 6 стр. 40 – 49, упр. 37, 42, 43, 44, 46, 47, рубрики «Диалог культур», «Моя Россия», «Толковый словарь».
Домашнее задание (выполняется на выбор): 1) упр. 48; 2) выписать из художественных произведений 5 предложений с метафорами и олицетворениями.
Методическое обеспечение:
1. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
2. Александрова О. М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5–9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020. – 147 с.
3. Русский родной язык. 5 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] Под ред. О.М. Александровой. – М.: Учебная литература, 2018.
4. Русский родной язык: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2018.
Оборудование:
Компьютерная техника с доступом к Интернету.
Мультимедийные средства обучения.
Этап | Время | Педагогический инструментарий | Содержание педагогического взаимодействия | Прогнозируемый результат | |
деятельность педагога | деятельность детей | ||||
1. Ценно- стно – эмоцио-нальный | 9 мин. | Форма организации учебной деятельности: фронтальная. Методы и приёмы работы: беседа, фронтальный опрос, наблюдение, работа с текстом, игра «Найди пару». | Учитель начинает урок (создаёт эмоциональный настрой): - Если ты её подаришь, То счастливей каплю станешь. Она мигом обернется, И к тебе скорей вернется. Грусть она прогонит махом, Словно фея крыльев взмахом. На нее ты не скупись, С каждым ею поделись. И на праздник на большой Поважней она любой Хоть конфетки, хоть открытки. Говорим мы об ..... (улыбке!) - Здравствуйте, ребята! Молодцы! Вы правильно отгадали загадку! Давайте улыбнемся друг другу, чтобы с позитивным настроением начать наш урок. - Любите ли вы загадки? - Что больше любите: отгадывать или загадывать? - Кто хочет загадать загадку? - Молодцы, ребята. А теперь я хочу предложить вам игру. Предлагает учащимся игру «Найди пару». (На основе упр. 37). Используется ресурс https://learningapps.org/ - Прочитайте загадки и соотнесите каждую из них с отгадкой. Организует работу с теоретической статьей учебника. - Как вы думаете, что означает слово «загадать»? - Какие образы используются в загадках для того, чтобы намекнуть на загаданное слово? - Как каждая из загадок «засекречивает» задуманный предмет? С помощью каких выразительных средств? - Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю исследовать учебник и найти ответы в статье на странице 41-42. - Как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний урок? Как его можно назвать? - Что нам сегодня предстоит сделать на уроке? Когда тема урока и цели урока определены, учитель знакомит учащихся с термином «тропы». | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Загадывают загадки и отгадывают их. Переходят по ссылке и выполняют задание «Найди пару». Ссылка на игру Приложение 1 Исследуют статью в учебнике, находят ответы на вопросы, выделяют важную информацию о языковых выразительных средствах: метафоре, олицетворении. Обдумывают ответы на вопросы. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, определяют для себя цели, при необходимости – с помощью учителя. | Смогут выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения заданий. Смогут работать с сервисом https://learningapps.org/ Смогут определять цель учебной деятельности и способы достижения цели. |
2. Ценно- стно – познава- тельный | 24 мин. | Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая Методы и приёмы работы: беседа, фронтальный опрос, наблюдение, работа с текстом, работа с рубрикой, работа с иллюстрацией, работа с электронными ресурсами, самооценка, взаимооценка, кластер. | Организует работу с теоретическим материалом учебника. - Внимательно прочитайте теоретические сведения. Подумайте, как вы представите информацию для других учащихся. - Чтобы рассказ был максимально информативным, продумайте, как включить в него материалы рубрики «Диалог культур» на стр.42, 46 (для 1-ого варианта), материалы рубрики «Моя Россия» на стр. 48 (для 2-ого варианта). Организует работу с репродукцией картины А.И. Куинджи «Берёзовая роща» 1879. (Репродукция помещена в рубрику «Моя Россия»). - Что изобразил художник на картине? Как ему удалось передать красоту березовой рощи? Каким настроением проникнута картина? Каким чувством? Какое поэтическое слово-символ вы можете назвать? Прокомментируйте ответы одноклассников, отметьте, чьи выступления были удачными, соответствовали задаче высказывания, построены логично, связно, грамотно. Формулирует задание, предлагает работать в группах. - Ребята, давайте приведем в систему ваши знания, полученные в ходе выполнения предыдущего задания, и составим кластер. Примеры тропов можно привести из теоретических статей и упражнений учебника.(Например, упражнение 44, 46). Корректирует выполнение заданий. Проводит физкультминутку. - А сейчас ненадолго прервемся, чтобы отдохнуть. Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. - Какой троп используется в стихотворении? Организует работу в парах, формулирует задание, корректирует его выполнение. - Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите тему. (Упражнение 43). - При работе с текстом обращайтесь к рубрике «Толковый словарь». - Если в тексте встретятся незнакомые слова и выражения, обратитесь к электронному словарю. - Прочитайте текст ещё раз и найдите в нём ответы на вопросы из упражнения 42. Какая часть текста не отражена в предложенном вопросном плане? Запишите вопрос к этому фрагменту текста. - Опираясь на содержание текста, расскажите об особенностях значения слов ласточка и утка в русском и английском языках. - Прокомментируйте ответы одноклассников, отметьте, чьи выступления были удачными, соответствовали задаче высказывания, построены логично, связно, грамотно. | Ученики работают с теоретическим материалом учебника по вариантам. Страница 41-42 (1 вар-т), страница 47 (2 вар-т). Отвечают на вопросы. Готовят связные высказывания, выступают. Оценивают свои ответы, ответы одноклассников, используют памятку. Приложение 2. Работают в группах, составляют кластер. Выполняют движения: Туловище вправо, влево. Туловище вперед, назад. Руки вверх, потянуться. Руки вверх, вправо, влево. Находят в стихотворении, используемом для проведения физкультминутки, изученное выразительное средство языка. Работают с учебником, высказывают свои предположения в паре, записывают вопрос, отвечают на вопросы. Работают с электронным словарем. Готовят связные высказывания, выступают. Оценивают свои ответы, ответы одноклассников, используют памятку. Приложение 2. | Смогут анализировать информацию, находить и формулировать ответ на поставленный вопрос, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Смогут понимать национальное своеобразие народных и поэтических слов-символов. Смогут с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Смогут создавать устные монологические высказывания и оценивать их. Смогут структурировать учебный материал и отображать информацию в схематическом виде. Смогут осуществлять сотрудничество в паре и группе. Смогут понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор. |
3. Ценно- стно – рефлексив-ный | 12 мин. | Форма организации учебной деятельности: фронтальная. Методы и приёмы работы: беседа, фронтальный опрос, наблюдение, работа с текстом, интерактивное задание. | Даёт задание учащимся. (Упражнение 47). - Прочитайте стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина. Какое впечатление оно на вас произвело? Какое время года изображено в стихотворении? - В чём особенность созданных в стихотворении образов? Обратите внимание на «одежды» каждого времени года. Организует деятельность по применению полученных знаний. - Отметьте языковые выразительные средства, с помощью которых поэт рисует картину поздней осени. Устанавливает осознанность восприятия учениками учебного материала. - Выполните интерактивное задание, найдите изученные тропы. Подводит учащихся к обобщению полученных на уроке знаний. Организует заключительную беседу с целью выхода на новую тему. - Ребята, сегодня мы начали урок с загадок. Давайте и в конце урока вновь к ним вернемся. - К какому разделу литературы относятся загадки? (К устному народному творчеству). - Как по-другому называется устное народное творчество? (Фольклор). - Какие ещё произведения устного народного творчества вы знаете? (Сказки, былины, народные песни и др.) - Вот об этих фольклорных произведениях у нас и пойдет речь на следующем уроке. (Примечание: следующий параграф – § 7 Живое слово русского фольклора). Задаёт домашнее задание и даёт комментарий к его выполнению. Домашнее задание: упр. 48 или выписать 5 предложений с метаформи и олицетворениями из худ. литературы. | Работают с упражнением учебника. Отвечают на вопросы учителя. Находят средства выразительности. Выполняют интерактивное задание. Ссылка на задание Приложение 3. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, формулируют конечный результат своей работы на уроке. Записывают домашнее задание. | Смогут полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения. Смогут работать с сервисом находить и правильно определять изобразительно – выразительные средства языка. Смогут правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения. |
Список учебно-методической литературы
1. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
2. Александрова О. М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5–9 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020. – 147 с.
3. Русский родной язык. 5 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] Под ред. О.М. Александровой. – М.: Учебная литература, 2018 г.
http://wiki.iro.yar.ru/images/
4. Русский родной язык: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2019
http://school4nmsk.narod.ru/ANEW325/5_klass.pdf
Используемые источники и приложения.
1. Приложение 1. Ссылка на игру «Найди пару» https://learningapps.org/display?v=poxvv83v320
2. Приложение 2. Памятка для анализа ответа одноклассника
- Соответствует ли ответ задаче высказывания?
- Последовательно ли отвечал ученик?
- Можно ли считать его ответ полным и убедительным?
- Были ли приведены примеры, факты для подтверждения изложенного материала?
- Была ли речь правильной и выразительной?
3. Приложение 3. Ссылка на интерактивное задание https://onlinetestpad.com/hm435ywzrn5di
4. Словари. ру - Электронная библиотека словарей русского языка.
Словари. ру - Электронная библиотека словарей русского языка.
5. Загадка про улыбку https://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-ulybku
6. К. Д. Бальмонт «Осень» https://www.stihi-rus.ru/1/Balmont/59.htm
7. А.А. Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям» https://www.culture.ru/poems/10348/smuglyi-otrok-brodil-po-alleyam
8. А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила» https://www.culture.ru/poems/12323/el-rukavom-mne-tropinku-zavesila
9. А.А. Пушкин «Зимняя дорога» https://www.culture.ru/poems/4426/zimnyaya-doroga
10. С.А. Есенин «Еду. Тихо. Слышны звоны» https://www.culture.ru/poems/43732/edu-tikho-slyshny-zvony
11. Н.М. Рубцов «В горнице моей светло» https://www.culture.ru/poems/40951/v-gornice-moei-svetlo
12. М.Ю. Лермонтов «Три пальмы» https://www.culture.ru/poems/36633/tri-palmy
13. А.Л. Барто «Встали девочки в кружок» https://www.culture.ru/poems/5/vstali-devochki-v-kruzhok
14. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится» http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/bp/111.html
15. К.Г. Паустовский «Мещёрская сторона» https://nukadeti.ru/rasskazy/meshherskaya-storona
Пример кластера
Горбачёва Марина Юрьевна
Волкова Надежда Павловна
Бобкова Наталия Георгиевна
Волкова Надежда Павловна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Волкова Надежда Павловна
Галина Владимировна
Волкова Надежда Павловна
Гагаринова Ирина Викторовна
Волкова Надежда Павловна
Селиванова Галина Геннадьевна
Волкова Надежда Павловна