12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Красильникова Ирина Сергеевна4291
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе « Учителю истории и обществознания»

Место урока в учебном процессе: 4 урок по теме «Монгольское нашествие и борьба Руси за свою независимость»

Аудитория: 6 класс

Цель: сформировать представление об историческом выборе Александра Невского, борьбе Руси против экспансии с Запада и великих сражениях середины XIII века.

Задачи:

Образовательная – познакомить обучающихся с личностью Александра Невского, причинами причисления его к лику святых, Невской битвой и Ледовым побоищем.

Развивающая – развивать умение самостоятельно находить информацию в различных исторических источниках, анализировать и обобщать её, решать поставленную проблему, работать индивидуально и в группе, развивать коммуникативные навыки, память, мышление и логику, объективно оценивать результаты индивидуальной и групповой деятельности.

Воспитательная – воспитывать любовь к Родине, уважение к многонациональной культуре России, формировать интерес к истории родной страны.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, ТРКМ.

Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Образовательные ресурсы: учебник «История России с древнейших времен до XVI века» А.Ф. Киселев, В.П. Попов. – М.: Дрофа, 2012; индивидуальные карточки, репродукции картин, фотографии скульптур и Ордена Александра Невского, кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский»

Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор

 

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы контроля

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

Организационный этап (1 мин)

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку

Приветствие учителя

 

 

 

эмоциональный настрой на урок 

Актуализация знаний (10 мин)

Организация фронтального опроса.

Вопросы:

Какую территорию занимала Золотая Орда?

Каково было государственное устройство Золотой Орды?

Какие причины обусловили бурное строительство городов в Золотой Орде?

Какое княжество Руси первым подверглось нападению монголо-татар?

Какой город монголо-татары назвали «злым»?

При каком сражении погиб князь Юрий Всеволодович?

Какие территории захватил Батый?

Каковы причины поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами?

Учитель: Беда не приходит одна. И Русь оказалась перед новой страшной опасностью со стороны северо-запада. Исходя из этого, попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока.

Организация использования приёма «Дерево предсказаний».

На доске — изображение дерева (ствол – тема урока). Его ветви — это направления размышлений (начинаются со слов «вероятно», «возможно» и т.д.). Листья — мнения и предположения учащихся.

Ответы на вопросы учителя, формулировка цели урока, заполнение «Дерева предсказаний»

Фронтальный опрос

повторение пройденного, проявление интереса к новому материалу

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимоконтроль определение и формулирование цели с помощью учителя; планирование деятельности.

осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений и роль личности в истории

Изучение нового материала (17 мин)

Рассказ учителя о вторжении шведов и немцев в Прибалтику с использованием карты (Приложение 1).

Организация работы в 2 группах, которые, используя исторические источники (летописи), схемы (Приложение 2) и текст учебника должны будут выступить со схематичной диаграммой в форме рыбьего скелета («фишбоун») о Невской битве (первая группа) и Ледовом побоище (вторая группа). В первом блоке (голова) должна быть записана тема, во втором (верхние косточки) – причины нападения, в третьем (нижние косточки) – причины победы, в четвертом (хвост) – значение и итоги сражения.

Учитель: В этом году исполнилось 777 лет со дня Ледового побоища. Из поколения в поколение передаётся память об этом сражении и великом полководце Александре Невском. Навсегда они увековечены и прославлены они не только в истории, но и в литературе и искусстве.

Демонстрация картин и скульптур, посвященных Александру Невскому и Ледовому побоищу, прочтение отрывка из стихотворения К. Симонова «Ледовое побоище», рассказ об Ордене Александра Невского и Александро-Невской Лавре, прослушивание кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» (Приложение 3)

Работа в группах, просмотр видео о Ледовом побоище

Выполнение групповых заданий

Уметь работать с картой; рассказывать о военных действиях; раскрывать причинно-следственные связи побед и поражений

высказывание своей точки зрения, приводить аргументы для ее подтверждения; преобразовывать информацию в схемы; систематизировать полученные знания.

Формирование гражданской позиции на примере героизма русского народа

Закрепление материала (10 мин)

Организация выполнения заданий «6 шляп мышления» по теме урока. Белая шляпа рассказывает только факты, жёлтая – положительные моменты, чёрная – отрицательные, красная шляпа должна выразить свои эмоции без объяснения причин, зелёная – ответить на вопрос: «Какое будущее ждало Русь, если бы Александр Невский потерпел поражение в сражениях?»; синяя – определить значение и важность сражений, причины победы, а также ответить на вопрос: «Почему Александр Невский пошёл на сотрудничество с Ордой, а западным государствам дал отпор?»

Выполнение задания в группах

Работа в группах

систематизация и обобщение знаний по теме 

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; строить логическое рассуждение, делать выводы и объяснять свое мнение.

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений и роль личности в истории

Рефлексия (5 мин)

Организация выполнения задания «Телеграмма»: необходимо написать телеграмму соседу по парте, в которой нужно указать самое главное, усвоенное на уроке, и свои пожелания, а затем отправить адресату (обменяться).

Выполнение задания

Самоконтроль

оценка уровня усвоения изучаемого материала  

Умение формулировать свои мысли учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимоконтроль

повышение внутренней мотивации.

Информация о домашнем задании (2 мин)

Инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего задания:

§ 19, пересказ

Доклад на тему «Биография Александра Невского»

Эссе на тему «Роль и место Александра Невского в истории моей страны»

Выбор и запись домашнего задания

 

оценка уровня усвоения изучаемого материала  

 

 

 

Приложение 1

Приложение 2

А) Невская битва – текст учебника на стр. 142-143, 146-147 Б) Ледовое побоище – текст учебника на стр. 143- 145

Текст летописи о Ледовом побоище

В 1242 году пришел великий князь Александр Ярославич в Новгород и скоро пошел с новгородцами, ладожанами, с корелою и с ижерянами на город Копорье и разрушил крепость до основания, а самих немцев перебил, а иных с собою привел в Новгород, а остальных помиловал в отпустил, потому что был свыше меры милостив, а изменников вожан и чудьев повесил и пошел в Переяславль. Немцы же собрались с другой стороны в зимнее время, пришли на Псков и победили псковские полки и наместников своих посадили в Пскове. Услышав об этом, великий князь Александр пожалел о крови христианской и нимало не помедлив, но разгоревшись духом своим и преданностью к святой троице и святой Софии, взяв с собой брата своего Андрея и все свое войско, пришел к Новгороду…

И пошел с братом Андреем и с новгородцами и с суздальцами на Немецкую землю с великой силой, чтобы немцы не хвалились, говоря: «унизим Словенский, язык».

Уже город Псков был взят, и тиуны их [немецкие] посажены в городе. Великий же князь Александр занял все пути ко Пскову и взял внезапно город, и захватил немцев и чудь и наместников немецких,. и в оковах отправил в Новгород, а город Псков освободил от плит, и землю Немецкую повоевал и пожог, и взял много пленных, а иных перебил. Они же собрались, говоря с гордостью: «Пойдем на Александра и победив возьмем его в плен. Когда немцы приблизились, тогда стража великого князя Александра удивилась силе немецкой и ужаснулась… Князь же великий Александр, помолившись в церкви святой троицы, пошел на землю Немецкую, желая отомстить за кровь христианскую. Была зима в то время, и [Александр] распустил все свои полки за добычей, как только пришли в землю Немецкую, а Домаш Твердиславич и Кербет были в набеге; и тут убили Домаша, брата посадника, мужа доброго, и других многих перебили вместе с ним, а иных взяли в плен, а другие прибежали к великому князю в полки. Услышав об этом, магистр пошел против них со всеми своими епископами и со воем множеством их народа и силы их, какая только ни была в их области вместе с королевскою помощью; и сошли на озеро, именуемое Чудским. Великий же князь Александр отступил назад. Немцы же и чюдь пошли за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Измени у Воронья камня и, укрепившись силою крестною и приготовившись к бою, пошел против них. [Войска] сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, и было у Александра множество храбрых, сильных и крепких, и все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: «княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя»…

Был же тогда день субботний, и, на восходе солнца, сошлись оба войска. И немцы и чудь пробились клином сквозь полки. И была тут злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск от ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего тогда там.

И обратились враги в бегство и гнали их с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать; и били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна, а другие убежали тяжело ранеными. Был же этот бой 5 апреля

Приложение 3

О. С. Маслов.  В.Л. Попов
«Не в силе Бог, но в Правде. Александр Невский» Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища

Д. Костылев «Александр Невский. Ледовое побоище» В. Попов "Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища"

Памятник А. Невскому в Санкт-Петербурге Памятник русской дружине Александра Невского  во Пскове

Памятник Александру Невскому в Чите Троице-Сергиева Александро-Невская Лавра

Опубликовано в группе « Учителю истории и обществознания»


Комментарии (15)

сменить сортировку
Аладышева Татьяна Петровна, 27.06.19 в 00:06 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Сергеевна! Интересные технологические приёмы Вы применяете. В частности, приём "Дерево предсказаний". Продумано использование источников и иллюстративного материала. Прекрасная разработка урока!
Красильникова Ирина Сергеевна, 27.06.19 в 16:19 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Татьяна Петровна! Для меня очень важен Ваш отзыв!
Панагушина Елена Аркадьевна, 27.06.19 в 06:22 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Сергеевна! Прекрасный урок.
Красильникова Ирина Сергеевна, 27.06.19 в 16:19 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Елена Аркадьевна, за оценку материала!
Елена Вениаминовна Чурина, 27.06.19 в 08:38 2Ответить Пожаловаться
Отличный урок! Спасибо!
Красильникова Ирина Сергеевна, 27.06.19 в 16:20 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Елена Вениаминовна, за Ваш комментарий!
Горбачёва Марина Юрьевна, 28.06.19 в 17:24 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный качественный ресурс!
Красильникова Ирина Сергеевна, 28.06.19 в 18:18 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Марина Юрьевна, за внимание к работе!
Воробьева Оксана Павловна, 10.07.19 в 20:28 3Ответить Пожаловаться
Ирина Сергеевна, поздравляю с наградой 2 место в номинации "Лучший урок месяца"! Дальнейших успехов!

Красильникова Ирина Сергеевна, 11.07.19 в 16:05 3Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Оксана Павловна!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.