Технологическая карта урока истории в 6 классе «Оборона северо-западных рубежей русской земли»

15
15
Материал опубликован 26 June 2019 в группе

Место урока в учебном процессе: 4 урок по теме «Монгольское нашествие и борьба Руси за свою независимость»

Аудитория: 6 класс

Цель: сформировать представление об историческом выборе Александра Невского, борьбе Руси против экспансии с Запада и великих сражениях середины XIII века.

Задачи:

Образовательная – познакомить обучающихся с личностью Александра Невского, причинами причисления его к лику святых, Невской битвой и Ледовым побоищем.

Развивающая – развивать умение самостоятельно находить информацию в различных исторических источниках, анализировать и обобщать её, решать поставленную проблему, работать индивидуально и в группе, развивать коммуникативные навыки, память, мышление и логику, объективно оценивать результаты индивидуальной и групповой деятельности.

Воспитательная – воспитывать любовь к Родине, уважение к многонациональной культуре России, формировать интерес к истории родной страны.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, ТРКМ.

Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Образовательные ресурсы: учебник «История России с древнейших времен до XVI века» А.Ф. Киселев, В.П. Попов. – М.: Дрофа, 2012; индивидуальные карточки, репродукции картин, фотографии скульптур и Ордена Александра Невского, кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский»

Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор

 

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы контроля

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

Организационный этап (1 мин)

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку

Приветствие учителя

 

 

 

эмоциональный настрой на урок 

Актуализация знаний (10 мин)

Организация фронтального опроса.

Вопросы:

Какую территорию занимала Золотая Орда?

Каково было государственное устройство Золотой Орды?

Какие причины обусловили бурное строительство городов в Золотой Орде?

Какое княжество Руси первым подверглось нападению монголо-татар?

Какой город монголо-татары назвали «злым»?

При каком сражении погиб князь Юрий Всеволодович?

Какие территории захватил Батый?

Каковы причины поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами?

Учитель: Беда не приходит одна. И Русь оказалась перед новой страшной опасностью со стороны северо-запада. Исходя из этого, попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока.

Организация использования приёма «Дерево предсказаний».

На доске — изображение дерева (ствол – тема урока). Его ветви — это направления размышлений (начинаются со слов «вероятно», «возможно» и т.д.). Листья — мнения и предположения учащихся.

Ответы на вопросы учителя, формулировка цели урока, заполнение «Дерева предсказаний»

Фронтальный опрос

повторение пройденного, проявление интереса к новому материалу

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимоконтроль определение и формулирование цели с помощью учителя; планирование деятельности.

осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений и роль личности в истории

Изучение нового материала (17 мин)

Рассказ учителя о вторжении шведов и немцев в Прибалтику с использованием карты (Приложение 1).

Организация работы в 2 группах, которые, используя исторические источники (летописи), схемы (Приложение 2) и текст учебника должны будут выступить со схематичной диаграммой в форме рыбьего скелета («фишбоун») о Невской битве (первая группа) и Ледовом побоище (вторая группа). В первом блоке (голова) должна быть записана тема, во втором (верхние косточки) – причины нападения, в третьем (нижние косточки) – причины победы, в четвертом (хвост) – значение и итоги сражения.

Учитель: В этом году исполнилось 777 лет со дня Ледового побоища. Из поколения в поколение передаётся память об этом сражении и великом полководце Александре Невском. Навсегда они увековечены и прославлены они не только в истории, но и в литературе и искусстве.

Демонстрация картин и скульптур, посвященных Александру Невскому и Ледовому побоищу, прочтение отрывка из стихотворения К. Симонова «Ледовое побоище», рассказ об Ордене Александра Невского и Александро-Невской Лавре, прослушивание кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» (Приложение 3)

Работа в группах, просмотр видео о Ледовом побоище

Выполнение групповых заданий

Уметь работать с картой; рассказывать о военных действиях; раскрывать причинно-следственные связи побед и поражений

высказывание своей точки зрения, приводить аргументы для ее подтверждения; преобразовывать информацию в схемы; систематизировать полученные знания.

Формирование гражданской позиции на примере героизма русского народа

Закрепление материала (10 мин)

Организация выполнения заданий «6 шляп мышления» по теме урока. Белая шляпа рассказывает только факты, жёлтая – положительные моменты, чёрная – отрицательные, красная шляпа должна выразить свои эмоции без объяснения причин, зелёная – ответить на вопрос: «Какое будущее ждало Русь, если бы Александр Невский потерпел поражение в сражениях?»; синяя – определить значение и важность сражений, причины победы, а также ответить на вопрос: «Почему Александр Невский пошёл на сотрудничество с Ордой, а западным государствам дал отпор?»

Выполнение задания в группах

Работа в группах

систематизация и обобщение знаний по теме 

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; строить логическое рассуждение, делать выводы и объяснять свое мнение.

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений и роль личности в истории

Рефлексия (5 мин)

Организация выполнения задания «Телеграмма»: необходимо написать телеграмму соседу по парте, в которой нужно указать самое главное, усвоенное на уроке, и свои пожелания, а затем отправить адресату (обменяться).

Выполнение задания

Самоконтроль

оценка уровня усвоения изучаемого материала  

Умение формулировать свои мысли учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимоконтроль

повышение внутренней мотивации.

Информация о домашнем задании (2 мин)

Инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего задания:

§ 19, пересказ

Доклад на тему «Биография Александра Невского»

Эссе на тему «Роль и место Александра Невского в истории моей страны»

Выбор и запись домашнего задания

 

оценка уровня усвоения изучаемого материала  

 

 

 

Приложение 1

Приложение 2

А) Невская битва – текст учебника на стр. 142-143, 146-147 Б) Ледовое побоище – текст учебника на стр. 143- 145

Текст летописи о Ледовом побоище

В 1242 году пришел великий князь Александр Ярославич в Новгород и скоро пошел с новгородцами, ладожанами, с корелою и с ижерянами на город Копорье и разрушил крепость до основания, а самих немцев перебил, а иных с собою привел в Новгород, а остальных помиловал в отпустил, потому что был свыше меры милостив, а изменников вожан и чудьев повесил и пошел в Переяславль. Немцы же собрались с другой стороны в зимнее время, пришли на Псков и победили псковские полки и наместников своих посадили в Пскове. Услышав об этом, великий князь Александр пожалел о крови христианской и нимало не помедлив, но разгоревшись духом своим и преданностью к святой троице и святой Софии, взяв с собой брата своего Андрея и все свое войско, пришел к Новгороду…

И пошел с братом Андреем и с новгородцами и с суздальцами на Немецкую землю с великой силой, чтобы немцы не хвалились, говоря: «унизим Словенский, язык».

Уже город Псков был взят, и тиуны их [немецкие] посажены в городе. Великий же князь Александр занял все пути ко Пскову и взял внезапно город, и захватил немцев и чудь и наместников немецких,. и в оковах отправил в Новгород, а город Псков освободил от плит, и землю Немецкую повоевал и пожог, и взял много пленных, а иных перебил. Они же собрались, говоря с гордостью: «Пойдем на Александра и победив возьмем его в плен. Когда немцы приблизились, тогда стража великого князя Александра удивилась силе немецкой и ужаснулась… Князь же великий Александр, помолившись в церкви святой троицы, пошел на землю Немецкую, желая отомстить за кровь христианскую. Была зима в то время, и [Александр] распустил все свои полки за добычей, как только пришли в землю Немецкую, а Домаш Твердиславич и Кербет были в набеге; и тут убили Домаша, брата посадника, мужа доброго, и других многих перебили вместе с ним, а иных взяли в плен, а другие прибежали к великому князю в полки. Услышав об этом, магистр пошел против них со всеми своими епископами и со воем множеством их народа и силы их, какая только ни была в их области вместе с королевскою помощью; и сошли на озеро, именуемое Чудским. Великий же князь Александр отступил назад. Немцы же и чюдь пошли за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Измени у Воронья камня и, укрепившись силою крестною и приготовившись к бою, пошел против них. [Войска] сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, и было у Александра множество храбрых, сильных и крепких, и все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: «княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя»…

Был же тогда день субботний, и, на восходе солнца, сошлись оба войска. И немцы и чудь пробились клином сквозь полки. И была тут злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск от ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего тогда там.

И обратились враги в бегство и гнали их с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать; и били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна, а другие убежали тяжело ранеными. Был же этот бой 5 апреля

Приложение 3

О. С. Маслов.  В.Л. Попов
«Не в силе Бог, но в Правде. Александр Невский» Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища

Д. Костылев «Александр Невский. Ледовое побоище» В. Попов "Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища"

Памятник А. Невскому в Санкт-Петербурге Памятник русской дружине Александра Невского  во Пскове

Памятник Александру Невскому в Чите Троице-Сергиева Александро-Невская Лавра

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Ирина Сергеевна! Интересные технологические приёмы Вы применяете. В частности, приём "Дерево предсказаний". Продумано использование источников и иллюстративного материала. Прекрасная разработка урока!

27 June 2019

Спасибо большое, Татьяна Петровна! Для меня очень важен Ваш отзыв!

27 June 2019

Спасибо, Ирина Сергеевна! Прекрасный урок.

27 June 2019

Спасибо большое, Елена Аркадьевна, за оценку материала!

27 June 2019

Отличный урок! Спасибо!

27 June 2019

Спасибо большое, Елена Вениаминовна, за Ваш комментарий!

27 June 2019

Благодарю за интересный качественный ресурс!

28 June 2019

Спасибо большое, Марина Юрьевна, за внимание к работе!

28 June 2019

Ирина Сергеевна, поздравляю с наградой 2 место в номинации "Лучший урок месяца"! Дальнейших успехов!

10 July 2019

Спасибо большое, Оксана Павловна!

11 July 2019

ОТЛИЧНАЯ РАБОТА!!!!!!!!!!!!!!!! С ПОБЕДОЙ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!От всей души поздравляю со 2 местом в номинации "Лучший урок месяца"! УДАЧИ!!!!!!!!!!!!!НОВЫХ ПОБЕД!!!!!!!!

10 July 2019

Спасибо большое, Ирина Михайловна!

11 July 2019

Ой! С победой я и не поздравила! Лучше поздно,чем никогда! Рада за вас ,Ирина Сергеевна! Новых побед и достижений желаю!

22 July 2019

Спасибо большое, Марина Юрьевна! Мне очень приятно!

22 July 2019

В гости заходите, Мимо не проходите!

22 July 2019

Похожие публикации