Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс

1
0
Материал опубликован 30 May в группе

Технологическая карта пробного урока

Предмет: Литературное чтение

Ф.И.О. учителя:

Класс, вид: 3а, общеобразовательный

Дата:

Тема урока: «Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина!..»»

Ресурсы: компьютер, презентация, тексты произведений.

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: познакомить учащихся с основными сведениями биографии и творчества А. В. Жигулина и новым произведением

Задачи:

Дидактические:

- учить выделять главную мысль текста;

- обучать выразительному чтению стихотворений;

- обучать проводить полный анализ произведения;

Развивающие:

- развивать внимание, память, мышление;

- развивать правильную речь;

- развивать умение высказывать свое мнение;

- развивать интерес к предмету;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине;

- воспитывать чувство патриотизма.

Результаты:

Личностные:

- расширение познавательных интересов;

- уметь преодолевать трудности;

- ценят и уважают поэта, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово;

- любят свою большую и малую Родину;

- чтят память солдат, павших за своё Отечество;

- понимают социальную значимость урока;

Предметные:

- уметь работать с учебником;

- уметь читать вслух и про себя;

- уметь анализировать текст произведения;

- уметь находить в тексте средства выразительности;

- уметь воспринимать на слух литературное произведение;

Метапредметные:

Познавательные:

- уметь анализировать лирический текст;

- уметь находить опорные слова и средства художественной выразительности;

- видеть картины Родины;

Регулятивные:

- уметь формулировать учебную задачу урока, принимать и сохранять её на протяжении всего урока;

- уметь читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно);

- уметь проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу деятельности;

Коммуникативные:

- уметь формулировать собственное мнение и аргументировать его.






















п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Деятельность учителя

(содержание учебного материала, методы и приемы работы)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Время: 2 мин

Ф

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Вы готовы начать урок?

Звенит звонок,

Зовет нас на урок

Урок сейчас пойдет,

В мир знаний поведет.

Улыбнитесь друг другу, улыбка - хороший настрой на работу.


Приветствуют учителя


- Даа!


Слушают учителя


Настраиваются на работу

- уметь переключаться на учебную деятельность,

- уметь слушать учителя

- уметь настроиться на работу

Актуализация опорных знаний. Пробное действие.

Цель: повторение ранее изученного материала (уточнить в соответствии с темой). Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения.

Время: 7 мин

Ф

- Сейчас я предлагаю вам прочитать стихотворение Е. Синицина, и вспомнить, какой раздел произведений мы изучаем.


Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.

Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечной ей быть
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию, нет России другой.



- Итак, скажите, пожалуйста, про что данное стихотворение? (про Родину, Россию)


Слушают учителя






Читают стихотворение
















Отвечают на вопрос учителя

- уметь определить проблему;

- знать, как сформулировать ответ

- уметь понимать социальную значимость урока

- уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения, правильность своего высказывания;

- уметь анализировать, обобщать знания

- уметь читать с осознанием цели чтения

- знать понятие «текст», «заголовок»;

- знать и уметь применять правила орфографии

- уметь читать вслух

Постановка учебной задачи.

Цель: выявление места затруднения, создание проблемной ситуации Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование темы урока и цели деятельности учащихся, составление совместного плана действий.

Время: 6 мин

Ф

- Отлично, посмотрите на экран, прочитайте тему урока.

- Теперь давайте определим цель нашего урока.

(Познакомиться с биографией А.В. Жигулина и его произведением)

- Теперь определим задачи, на экране шаблон, давайте прочитаем и определим.

Мы познакомимся с ...

Мы узнаем.......

Мы вспомним....

Мы сможем поразмышлять ....

- – Да, сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А. В. Жигулина и его произведением “О, родина!..”

- Отлично, задачи составили, теперь начинаем работать

Смотрят презентацию


Определяют цель




Ставят задачи по очереди





Слушают учителя








- уметь определить тему и цель урока


- уметь излагать свое мнение, строить устное высказывание

- уметь формулировать учебную задачу урока

- уметь работать с текстом

- ценят и уважают поэта

- расширение познавательных интересов


Открытие нового знания.

Цель: Реализация выбранного плана по разрешению затруднения (построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

Время: 18 мин

Ф

- Итак, сейчас я расскажу вам немного об авторе. Внимание на экран

(просмотр презентации)

- Отлично, теперь мы познакомились с автором произведения, которое мы будем изучать сегодня на уроке, теперь перейдем к самому произведению. У вас на столах тексты, посмотрите на них.

- Я предлагаю вам послушать выразительное чтение этого стихотворения.

(Учитель читает)

- Скажите, какие эмоции вы испытывали во время прослушивания произведения?

- О чем данное стихотворение?

- Теперь давайте прочитаем значение слов, которые вы могли не понять или не знать. Посмотрите на экран


Трепетный - взволнованный, выражающий трепет.

Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.

Жнивьё - солома, оставшаяся на корню после жатвы; поле, на котором сжата рожь, пшеница или другие зерновые.


- Хорошо, теперь давайте проанализируем стихотворение.

- Прочитайте первую строфу. К кому обращается автор? (к Родине)

- Как вы об этом догадались?

- Что любит автор? Найдите в первой строфе (просёлки, перелески)

- Найдите первую строчку. Как понимаете выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте.

- Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом)

- Что автор подразумевает под словом «трепетным»? (волнующим)

- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).

- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).

- Читаем второе четверостишие. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе?  (в ней говорится о том, что  любит автор)

- Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)

- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)

- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)

- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)

- Что ещё волнует автора? (Ржавый крест над колокольней)

- Почему ржавый крест(Церковь старая, заброшенная)

- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)

Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше)

- Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.

- Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны?

- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?

- А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)

- Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему? (Утешение – т.е. поэт успокаивается, и исцеление – т.е. душевное излечение)

- Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.

Чем является Родина для автора этого стихотворения?


- Итак, давайте разомнемся, и продолжим дальше работать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо, все садись.

- Отлично, размялись, теперь продолжаем работу

- Посмотрите на экран

(На экране слова: Родина, исцеление, утешение.)

В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).


Слушают учителя
Смотрят презентацию


Слушают учителя





Слушают чтение стихотворения




Отвечают на вопросы учителя


О Родине


Смотрят презентацию



Читают слова и объясняют их значение








Слушают учителя





Анализируют стихотворение



Отвечают на вопросы учителя











































Отвечают на вопросы учителя

















Проводят физкультминутку



Слушают учителя





Смотрят на экран



Отвечают на вопрос учителя





- уметь высказывать свое мнение, создавать устное высказывание, участвовать в диалоге

- любят свою большую и малую Родину

- чтят память солдат, павших за свое Отечество

- уметь слушать и уважительно относится к одноклассникам;

- уметь себя дисциплинировать и отвечать по поднятой руке

- уметь высказывать свою точку зрения, подкрепляя ее аргументами

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь анализировать литературное произведение

- уметь читать вслух и про себя

- уметь воспринимать текст произведения на слух

Закрепление и систематизация знаний и способов действий.

Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач. обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов.

Время: 6 мин

Ф

И

- Отлично, теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно, ответьте на вопрос

Как поэту удаётся подчеркнуть, что он любит свою родину без громких слов? То есть вы должны найти средства выразительности, попрошу вас найти эпитеты.

(Эпитеты: белоствольные рощи, синий дым, пустой дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск.

- Отлично, найдите сравнение в этом стихотворении

Сравнение: “обиды и прощенья сгорят, как старое жнивьё”.)

Почему автор использует такое сравнение? (Автору необходимо было показать, как быстро проходят чувства обиды и прощенья)

- А теперь на слайде появятся картины, я попрошу вас сказать, подходят ли они к произведению, которое мы только что изучили, вы можете смотреть в текст стихотворения «О, Родина» и отвечать подходят эти картины к стихотворению или нет.

(на слайдах картины)

- Скажите, пожалуйста, какие чувства вы испытываете при просмотре картин, соответствующих стихотворению?

Работают с текстом самостоятельно










Отвечают на вопросы учителя







Слушают учителя


Работают по презентации

- уметь находить информацию самостоятельно;

- уметь анализировать;

- уметь работать самостоятельно

- уметь вести беседу/обсуждение;

- уметь выразить свое мнение

- знать средства выразительности

- уметь находить средства выраительности в тексте

- уметь аналиировать литературное произведение

Рефлексия деятельности.

Цель: оценивание обучающимися учебной деятельности, самоанализ и рефлексия чувств и эмоций.

Обсуждение и запись дифференцированного домашнего задания (комментарии).

Время: 6 мин

Ф

И

- Отлично, вы хорошо усвоили материал урока.

- Скажите, пожалуйста, мы достигли цели урока? Давайте повторим цель.

- Отлично, теперь я предлагаю вам по очереди сказать (на экране)

Я узнал …..

Я запомнил …..

- Я рада, что вам понравился урок и вы проанализировали свою работу

- Спасибо вам большое за урок, мне было интересно с вами работать, до свидания!


Слушают учителя


Отвечают на вопросы учителя



Анализируют деятельность на уроке





- До свидания

- уметь правильно и разумно оценивать свою деятельность на уроке

- уметь делать выводы;

- уметь оценивать полученные результаты

- уметь правильно подобрать оценку своей деятельности;

- уметь выявить причины успеха/ неуспеха


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей