| Актуализация опорных знаний. Пробное действие. Цель: повторение ранее изученного материала (уточнить в соответствии с темой). Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения. Время: 7 мин | Ф | - Сейчас я предлагаю вам прочитать стихотворение Е. Синицина, и вспомнить, какой раздел произведений мы изучаем.
Берегите Россию, нет России другой. Берегите её тишину и покой, Это небо и солнце, этот хлеб на столе И родное оконце в позабытом селе. Берегите Россию, чтобы сильной была, Чтобы нас от беды в трудный час сберегла. Ей неведомы страхи, и крепка её сталь. И последней рубахи ей для друга не жаль. Берегите Россию, без неё нам не жить. Берегите её, чтобы вечной ей быть Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой. Берегите Россию, нет России другой.
- Итак, скажите, пожалуйста, про что данное стихотворение? (про Родину, Россию)
| Слушают учителя
Читают стихотворение
Отвечают на вопрос учителя | - уметь определить проблему; - знать, как сформулировать ответ - уметь понимать социальную значимость урока | - уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения, правильность своего высказывания; - уметь анализировать, обобщать знания - уметь читать с осознанием цели чтения | - знать понятие «текст», «заголовок»; - знать и уметь применять правила орфографии - уметь читать вслух |
| Постановка учебной задачи. Цель: выявление места затруднения, создание проблемной ситуации Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование темы урока и цели деятельности учащихся, составление совместного плана действий. Время: 6 мин | Ф | - Отлично, посмотрите на экран, прочитайте тему урока. - Теперь давайте определим цель нашего урока. (Познакомиться с биографией А.В. Жигулина и его произведением) - Теперь определим задачи, на экране шаблон, давайте прочитаем и определим. Мы познакомимся с ... Мы узнаем....... Мы вспомним.... Мы сможем поразмышлять .... - – Да, сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А. В. Жигулина и его произведением “О, родина!..” - Отлично, задачи составили, теперь начинаем работать | Смотрят презентацию
Определяют цель
Ставят задачи по очереди
Слушают учителя
| - уметь определить тему и цель урока
| - уметь излагать свое мнение, строить устное высказывание - уметь формулировать учебную задачу урока | - уметь работать с текстом - ценят и уважают поэта - расширение познавательных интересов
|
| Открытие нового знания. Цель: Реализация выбранного плана по разрешению затруднения (построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. Время: 18 мин | Ф | - Итак, сейчас я расскажу вам немного об авторе. Внимание на экран (просмотр презентации) - Отлично, теперь мы познакомились с автором произведения, которое мы будем изучать сегодня на уроке, теперь перейдем к самому произведению. У вас на столах тексты, посмотрите на них. - Я предлагаю вам послушать выразительное чтение этого стихотворения. (Учитель читает) - Скажите, какие эмоции вы испытывали во время прослушивания произведения? - О чем данное стихотворение? - Теперь давайте прочитаем значение слов, которые вы могли не понять или не знать. Посмотрите на экран
Трепетный - взволнованный, выражающий трепет. Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами. Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков. Жнивьё - солома, оставшаяся на корню после жатвы; поле, на котором сжата рожь, пшеница или другие зерновые.
- Хорошо, теперь давайте проанализируем стихотворение. - Прочитайте первую строфу. К кому обращается автор? (к Родине) - Как вы об этом догадались? - Что любит автор? Найдите в первой строфе (просёлки, перелески) - Найдите первую строчку. Как понимаете выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте. - Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом) - Что автор подразумевает под словом «трепетным»? (волнующим) - Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно). - Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине). - Читаем второе четверостишие. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе? (в ней говорится о том, что любит автор) - Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной) - О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой) - О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу) - Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане) - Что ещё волнует автора? (Ржавый крест над колокольней) - Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная) - Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата) – Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше) - Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору. - Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? - Как вы понимаете первые две строчки этой строфы? - А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине) - Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему? (Утешение – т.е. поэт успокаивается, и исцеление – т.е. душевное излечение) - Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения. Чем является Родина для автора этого стихотворения?
- Итак, давайте разомнемся, и продолжим дальше работать. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Тихо все, ребята, встали, Руки дружно все подняли, Развели их в стороны, Посмотрели, ровно ли, Опустили разом вниз, Тихо, тихо, все садись. - Отлично, размялись, теперь продолжаем работу - Посмотрите на экран (На экране слова: Родина, исцеление, утешение.) – В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).
| Слушают учителя Смотрят презентацию
Слушают учителя
Слушают чтение стихотворения
Отвечают на вопросы учителя
О Родине
Смотрят презентацию
Читают слова и объясняют их значение
Слушают учителя
Анализируют стихотворение
Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя
Проводят физкультминутку
Слушают учителя
Смотрят на экран
Отвечают на вопрос учителя
| - уметь высказывать свое мнение, создавать устное высказывание, участвовать в диалоге - любят свою большую и малую Родину - чтят память солдат, павших за свое Отечество | - уметь слушать и уважительно относится к одноклассникам; - уметь себя дисциплинировать и отвечать по поднятой руке - уметь высказывать свою точку зрения, подкрепляя ее аргументами | - уметь определять главную мысль текста; - уметь анализировать литературное произведение - уметь читать вслух и про себя - уметь воспринимать текст произведения на слух |
| Закрепление и систематизация знаний и способов действий. Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач. обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов. Время: 6 мин | Ф И | - Отлично, теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно, ответьте на вопрос – Как поэту удаётся подчеркнуть, что он любит свою родину без громких слов? То есть вы должны найти средства выразительности, попрошу вас найти эпитеты. (Эпитеты: белоствольные рощи, синий дым, пустой дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск. - Отлично, найдите сравнение в этом стихотворении Сравнение: “обиды и прощенья сгорят, как старое жнивьё”.) – Почему автор использует такое сравнение? (Автору необходимо было показать, как быстро проходят чувства обиды и прощенья) - А теперь на слайде появятся картины, я попрошу вас сказать, подходят ли они к произведению, которое мы только что изучили, вы можете смотреть в текст стихотворения «О, Родина» и отвечать подходят эти картины к стихотворению или нет. (на слайдах картины) - Скажите, пожалуйста, какие чувства вы испытываете при просмотре картин, соответствующих стихотворению? | Работают с текстом самостоятельно
Отвечают на вопросы учителя
Слушают учителя
Работают по презентации | - уметь находить информацию самостоятельно; - уметь анализировать; - уметь работать самостоятельно | - уметь вести беседу/обсуждение; - уметь выразить свое мнение | - знать средства выразительности - уметь находить средства выраительности в тексте - уметь аналиировать литературное произведение |
| Рефлексия деятельности. Цель: оценивание обучающимися учебной деятельности, самоанализ и рефлексия чувств и эмоций. Обсуждение и запись дифференцированного домашнего задания (комментарии). Время: 6 мин | Ф И | - Отлично, вы хорошо усвоили материал урока. - Скажите, пожалуйста, мы достигли цели урока? Давайте повторим цель. - Отлично, теперь я предлагаю вам по очереди сказать (на экране) Я узнал ….. Я запомнил ….. - Я рада, что вам понравился урок и вы проанализировали свою работу - Спасибо вам большое за урок, мне было интересно с вами работать, до свидания!
| Слушают учителя
Отвечают на вопросы учителя
Анализируют деятельность на уроке
- До свидания | - уметь правильно и разумно оценивать свою деятельность на уроке | - уметь делать выводы; - уметь оценивать полученные результаты | - уметь правильно подобрать оценку своей деятельности; - уметь выявить причины успеха/ неуспеха |