Технологическая карта урока по математике в 5 классе «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Технологическая карта урока открытия нового знания
Учебный предмет: математика
Класс: 5
Автор УМК: Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др
Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие схематичного мышления
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – изучение сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||
Общеобразовательная программа | Адаптированная программа для детей с ЗПР | ||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности(2 мин) | |||||||||||
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Учитель просит объяснить как обучающиеся понимают цитату древнеримского философа, поэта, оратора Цицерона (Слайд 1) « Без знания дробей никто не может признаваться знающим арифметику» | Включаются в деловой ритм урока, отвечают на вопросы - Как вы понимаете эти слова? - Действительно, без дробей в математике не обойтись. - С какими дробями познакомились в 5 классе? (с обыкновенными) - Какие дроби называются обыкновенными? - Что показывает знаменатель дроби? - Что показывает числитель дроби? - Какие действия с дробями научились выполнять? (сравнение) | Слушают одноклассников. Выполняют самые простые задания | Личностные: самоопределение. Регулятивные: самоопределяются и настраиваются на урок Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: структурирование собственных знаний. | |||||||
| 2. Актуализация знаний и умений (4 мин) | ||||||||||
Цель этапа: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | Устная работа по теме «Обыкновенные дроби» (Слайды 1-3) Есть ли среди этих дробей правильные? Почему вы так решили? Какие дроби называются правильными? Какие из этих дробей неправильные? Почему? Какие дроби называются неправильными? | Учащиеся выполняют задания а) Проверка быстроты реакции.
в) Логическое мышление.
| Слушают одноклассников. Выполняют самые простые задания по карточкам - памяткам | Личностные: оценивание усваиваемого материала. Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Познавательные: структурирование собственных знаний. | |||||||
3.Выявление места и причины затруднения ( 1 мин) | |||||||||||
Основная цель этапа- организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений | Постановка проблемы: Решите задачу: «В первый день туристы прошли всего намеченного пути, а во второй день всего пути. Какую часть всего пути прошли туристы за два дня? В какой день они прошли больше: в первый или во второй? На сколько? -Какие цели стоят перед нами? Слайд4 | Ребята предполагают, что надо научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач | Слушают одноклассников | Личностные: формирование готовности к самообразованию. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи Коммуникативные:. Способность действовать с учетом позиции других. Познавательные: Анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения к новому правилу сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. | |||||||
4. Реализация построенного проекта(4 мин) | |||||||||||
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого типа . | Дает практическое задание на формулировку правила сложения дробей. На доске записать правило с помощью букв
(Слайд 5) Сформулируйте правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Прочтите как эти правила сформулированы в учебнике Вернемся к нашей задаче о туристах и ответим на поставленные в ней вопросы. -Какую часть всего пути прошли туристы за два дня?( Слайд 6) - В какой день они прошли больше: в первый или во второй? На сколько? | Учащиеся с помощью своих моделей (круги, разрезанные на доли), работая в парах, «открывают» правило сложения и вычитания дробей. Работа с учебником По учебнику находят правило Учащиеся решают проблемную задачу о туристах += всего пути прошли туристы за два дня -=Во второй день туристы прошли на больше намеченного пути | Слушают одноклассников, работают с учебником. Проговаривают правила. Учитель создает условия для развития памяти учащегося с ЗПР через повторение правил. Записывают правила с доски в буквенной форме | Личностные: формирование готовности к самообразованию. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи Коммуникативные:. Работа в группах. Способность действовать с учетом позиции других. Познавательные: Анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения к новому правилу сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
| |||||||
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи(10 мин) | |||||||||||
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Учитель предлагает выполнить 1.устную работу. (слайд№ 7), 2.решить №1011 | 1.Учащиеся проговаривают ответы 2. Два человека работают у доски самостоятельно по вариантам. Затем все проверяют правильность выполнения. | Слушают и повторяют алгоритмы по карточкам – памяткам и за одноклассниками. Рассматривают решённые примеры на доске и записывают их в тетрадь | Познавательные: - умение ориентироваться в системе своих знаний, Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | |||||||
| 6.Физкультминутка (1 мин) | ||||||||||
Цель: сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся | Учитель предлагает выполнить упражнения для глаз Слайд 8 | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | Повторяют движения за учителем | | |||||||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин) | |||||||||||
Цель: достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях | Учитель просит самостоятельно выполнить задания (слайд№9 ) Выполните задание 1)Есть 3 числа: . Из них надо составить некоторое числовое выражение, чтобы его значение было равно . Какое это числовое выражение? 2.Петя Иванов – отличный хоккеист. Недавно он принял участие в турнире. Игра продолжалась 2 периода по 30 минут. Третью часть матча Петя подбирал себе коньки, клюшку, одевался в хоккейную форму. Две трети матча он сидел на скамейке запасных. Остальное время он играл. Сколько шайб он забросил? 3. Примеры с размазанными цифрами | Работают самостоятельно в тетрадях, Выполняют задания. Самопроверка по слайду. | Учащиеся находятся в состоянии необходимости выбрать задание определённого уровня. Учитель помогает им в этом. Работают по карточкам – образцам, учитель оказывает помощь при выполнении задания | Познавательные: - умение ориентироваться в системе своих знаний, Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | |||||||
8. Включение в систему знаний и повторение (10 мин) | |||||||||||
Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и включение нового способа действий в систему знаний. | Фронтальная работа с уч-ся. (Слайд 10) 1.Стр. 217, №980. Какова масса помидоров? Какова масса огурцов? Как найти массу салата? Решите. -Прочитайте ответ. 2. Стр. 217, №981. Чему равна масса станка? Чему равна масса упаковки? Как найти массу станка с упаковкой? Решите. -Прочитайте ответ. 3. Стр. 217, №983. -Какую массу гвоздей получила первая бригада? - На сколько тонн меньше получила вторая бригада? -Сколько тонн гвоздей получила вторая бригада? | Решают задания №980 №981 №983 из учебника | Работают письменно в паре с учителем, проговаривая правила. При необходимости пользуются карточкой – памяткой и карточкой – образцом. Проверяют по ключу. | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные:; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. | |||||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин) | |||||||||||
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | 1.Подводит итоги урока: "Какие открытия вы сделали сегодня на уроке» Что научились делать, что узнали? Как вы себя оценили? Совпала ли ваша окончательная оценка с той, которую вы определили себе в начале урока? Где еще может применяться сложение и вычитание дробей? ( при решении уравнений). домашнее задание. 3. Выставляет оценки за урок. Слайды 11-12 | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание в дневник | С помощью учителя оценивают свою работу. Записывают домашнее задание под руководством учителя. | Познавательные: - умение ориентироваться в системе своих знаний, Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |