Технологическая карта урока по обучению грамоте «Предложение и слово» (1 класс)

17
6
Материал опубликован 18 July 2022 в группе

Технологическая карта урока по обучению грамоте.

Тема: «Предложение и слово»   

Азбука, 1 класс 1 часть, УМК - «Школа России»

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Цель: сформировать у обучающихся знание того, что предложения состоят из слов; учить различать по количеству слов и составлять схемы предложения.

Задачи:

1.Заинтересовать в получении новых знаний, знакомить с содержанием учебника по заданной теме.

2.Научить детей составлять предложения из одного, двух и более слов, пользоваться схемой для графического изображения предложения.

3. Познакомить со знаками препинания и умением интонационно и голосом их выделять.

4. Формировать умение работать самостоятельно, по инструкции.

Планируемый результат:

Предметные – Отличать предложение от слова, знать их систему условных обозначений на письме; называть и показывать элементы.

Метапредметные - Понимать и принимать цели и задачи учебной деятельности; оценивать собственную деятельность на основе совместно выработанных критериев.

Личностные - Проявлять интерес к знаниям и учебному материалу урока; осваивать роль ученика на основе выполнения правил работы на уроке.

Оборудование: учебник Азбука; изображения героев сказки «Теремок»; индивидуальные наборы схем –шаблонов; карточки с изображение точки, восклицательного и вопросительного знака; шаблон цветка (наглядное обозначение точки в конце предложения).

Ход урока:

1. Организационный момент

(цель: психологически настроить на урок)

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.


Дети проверяют готовность к уроку.

2. Мотивация к учебной деятельности:

(цель: заинтересовать)

Артикуляционная разминка голоса (игровой момент)

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

Ребята откройте учебник на стр. 6. Мы видим иллюстрацию к сказке. Кто может сказать, как она называется?

Правильно, это сюжет из сказки «Теремок»

Приятно встретить старых знакомых?

Назовите героев сказки «Теремок».

Давайте вспомним какие звуки произносит:

Мышка,

Лягушка,

Петушок,

Произнесем отдельно

Ёжик, фырчит.

Покажите, как двигает ушками Зайка, приложите руки к головке и подвигайте

«ушками». Молодцы.




Дети открывают учебник. Рассматривают иллюстрацию и проводят анализ увиденного.

- Сказка «Теремок»

Да!

Ответы детей.


Пи-пи-пи

Ква –ква –ква

Кукареку!

Ку-ка-ре-ку

Ф- ф-ф

Повторяют движение за учителем.

3. Актуализация опорных знаний:

(цель: закрепить полученные знания на предыдущем уроке)

Не все герои сказки изображены на иллюстрации.

Каких вы не видите?

Какие новые герои?


Давайте вспомним сказку, но только до момента, когда в теремок постучался Зайка.

Я начну, а вы продолжите.

Стоит в поле теремок – он не низок ни высок. Бежит мышка- норушка, остановилась и спрашивает…

Коллективная работа над текстом

(Приложение 1) (проводится по рядам, учитель предлагает каждому ряду по очереди говорить предложения из сказки).

- Вы произносили предложения и у нас получился рассказ. Давайте вспомним как называется речь, когда мы говорим.

А когда мы читаем сказку в книжке, мы используем какую речь?


Волка, лису, медведя

Ёжик, петух.


Короткий пересказ сказки детьми.



Дети произносят предложения.





Устная речь.


Письменную речь.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий:

определение темы и цели урока .

Тема урока «Предложение и слово»

Мы сегодня будем учиться составлять предложения из слов. Работать со схемами. Достаньте свои схемы и положите перед собой на парту.

Любая речь состоит из предложений.

А предложения состоят из слов.

На стр. 7 учебника вы видите схему предложения из 2 слов.

Составим предложения для этой схемы. Вы можете использовать рисунки из учебника

(работа с классом.)

Вернёмся к иллюстрации. Все герои что-то делают, кто чем занят?

Под ней изображены две схемы – в чём разница?

Давайте составим предложения по схемам под иллюстрацией, используя новые знания.

Вывод: Предложения могут состоять из двух, трёх слов и более.

Составьте предложения самостоятельно и выложите их на парте используя схемы. Не забудьте в конце схемы положить цветочек.

Что мы им покажем?

(Проводится выборочная проверка выполнения задания).

Берись дружно – не будет трудно.

Почему мы можем так сказать?

Мы с вами все вместе, дружно потрудились, давайте немного отдохнём.

На доске написана тема урока.

Дети достают схемы из пенала и кладут перед собой.




Дети составляют предложения из двух слов.



Ответы детей. Заяц подметает. Ёжик сидит на скамейке.

Первая схема предложения из двух слов, вторая – из трёх.

Самостоятельная работа с шаблонами схем.




Что предложение закончилось.




Ответы детей.

5. Физкультминутка.

Учитель предлагает ребятам встать и повторить за ним.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели — встали, сели — встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз — два, раз — два
Заниматься нам пора!

6. Проблемная ситуация. Построение проекта выхода из затруднения.

Посмотрите на свои схемы.

Цветок показывает нам что предложение закончилось и надо поставить точку.

В конце предложения обязательно ставиться знак – он называются -

знак препинания.

Знак может быть точкой, восклицательным или вопросительным знаком. (Учитель показывает карточки с изображение знаков препинания и размещает их на доске).

Дети выполняют просьбу.

7. Реализация построенного проекта.

Чтобы узнать какой знак препинания надо поставить в конце предложения мы будем пользоваться интонацией.

Интонацию выражают голосом.

Давайте потренируемся!

Произношу спокойно и утвердительно

У меня есть инструменты.

Хочу высказать радость-

У меня много инструментов!

Хочу задать вопрос-

Какие инструменты изображены? (стр. 6)

Как назвать одним словом предметы?






- Ставим точку.


- восклицательный знак


- вопросительный знак

- Инструменты.

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Найдите иллюстрации на стр. 7 учебника к сказке Репка.

Составим предложения по рисункам и расставим знаки препинания.

Посадил дед репку – какой знак препинания поставим?

Правильно, я сказала спокойно.

(работа с картинками по учебнику)

Предложение к последнему рисунку составляется вместе с учителем.

Вытянули репку! В конце предложения стоит восклицательный знак – он показывает, что все рады результату. Репка выросла большая, сладкая и они дружно все вместе смогли её вытянуть.

Как надо произнести последнее предложение?


Дети открывают учебник и составляют предложения используя свои шаблоны схем.

точку.

Ребята самостоятельно составляют схемы и ставят знак препинания (цветочек)






Радостно, громко.

10. Итог урока. Устная рефлексия.

Давайте вспомним что мы узнали сегодня на уроке о предложениях:

Сказки, рассказы. Тексты состоят из предложений.

Предложения состоят из слов.

В предложении может быть одно, два, три и более слов.

В конце предложения всегда ставиться знак препинания!

Показывать какой знак надо поставить мы будем голосом, интонацией.

Вы сегодня большие молодцы! Справились со всеми упражнениями и заданиями.

Хочу всех похвалить за правильное составление схем предложений!

Спасибо за урок!














       Во внеурочной деятельности можно предложить ребятам придумать продолжение сказки «Теремок» с новыми героями – ёжиком и петушком.

(Картинки для раскрашивания прилагаются)

Приложение 1

Русская народная сказка «Теремок» отрывок.

Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Я, мышка-норушка! А ты кто?

А я лягушка-квакушка.

Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Я, мышка-норушка!

Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

А я зайчик-побегайчик.

Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.


Изображения героев сказок для творческой деятельности.


200 t1658129825ab.jpg



t1658129825ac.pngt1658129825ad.jpg


t1658129825ae.jpgt1658129825af.jpg


t1658129825ag.jpg t1658129825ah.jpg



t1658129825ai.jpgt1658129825aj.jpg



Приложение 2

Карточки с цветами (обозначение знака препинания)


t1658129825ak.jpgt1658129825ak.jpgt1658129825ak.jpg

Карточки знаков препинания.

t1658129825al.pngt1658129825am.pngt1658129825an.png​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, грамотный и яркий урок!

18 July 2022

Благодарю вас Вера Сергеевна! Ценю все ваши комментарии! Рада, что вы знакомитесь с моими публикациями!

19 July 2022

Спасибо огромное Раиса Поликарповна за вашу оценку!

19 July 2022

Результат работы великолепный!

18 July 2022

Спасибо большое Галина Владимировна за вашу оценку!

19 July 2022

Похожие публикации