Технологическая карта урока по обучению грамоте «Предложение и слово» (1 класс)
Технологическая карта урока по обучению грамоте.
Тема: «Предложение и слово»
Азбука, 1 класс 1 часть, УМК - «Школа России»
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цель: сформировать у обучающихся знание того, что предложения состоят из слов; учить различать по количеству слов и составлять схемы предложения.
Задачи:
1.Заинтересовать в получении новых знаний, знакомить с содержанием учебника по заданной теме.
2.Научить детей составлять предложения из одного, двух и более слов, пользоваться схемой для графического изображения предложения.
3. Познакомить со знаками препинания и умением интонационно и голосом их выделять.
4. Формировать умение работать самостоятельно, по инструкции.
Планируемый результат:
Предметные – Отличать предложение от слова, знать их систему условных обозначений на письме; называть и показывать элементы.
Метапредметные - Понимать и принимать цели и задачи учебной деятельности; оценивать собственную деятельность на основе совместно выработанных критериев.
Личностные - Проявлять интерес к знаниям и учебному материалу урока; осваивать роль ученика на основе выполнения правил работы на уроке.
Оборудование: учебник Азбука; изображения героев сказки «Теремок»; индивидуальные наборы схем –шаблонов; карточки с изображение точки, восклицательного и вопросительного знака; шаблон цветка (наглядное обозначение точки в конце предложения).
Ход урока:
1. Организационный момент (цель: психологически настроить на урок) | |
Отдых наш кончается, | Дети проверяют готовность к уроку. |
2. Мотивация к учебной деятельности: (цель: заинтересовать) Артикуляционная разминка голоса (игровой момент) | |
Добрую сказку помню я с детства, Ребята откройте учебник на стр. 6. Мы видим иллюстрацию к сказке. Кто может сказать, как она называется? Правильно, это сюжет из сказки «Теремок» Приятно встретить старых знакомых? Назовите героев сказки «Теремок». Давайте вспомним какие звуки произносит: Мышка, Лягушка, Петушок, Произнесем отдельно Ёжик, фырчит. Покажите, как двигает ушками Зайка, приложите руки к головке и подвигайте «ушками». Молодцы. | Дети открывают учебник. Рассматривают иллюстрацию и проводят анализ увиденного. - Сказка «Теремок» Да! Ответы детей. Пи-пи-пи Ква –ква –ква Кукареку! Ку-ка-ре-ку Ф- ф-ф Повторяют движение за учителем. |
3. Актуализация опорных знаний: (цель: закрепить полученные знания на предыдущем уроке)
| |
Не все герои сказки изображены на иллюстрации. Каких вы не видите? Какие новые герои? Давайте вспомним сказку, но только до момента, когда в теремок постучался Зайка. Я начну, а вы продолжите. Стоит в поле теремок – он не низок ни высок. Бежит мышка- норушка, остановилась и спрашивает… Коллективная работа над текстом (Приложение 1) (проводится по рядам, учитель предлагает каждому ряду по очереди говорить предложения из сказки). - Вы произносили предложения и у нас получился рассказ. Давайте вспомним как называется речь, когда мы говорим. А когда мы читаем сказку в книжке, мы используем какую речь? | Волка, лису, медведя Ёжик, петух. Короткий пересказ сказки детьми. Дети произносят предложения. Устная речь. Письменную речь. |
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий: определение темы и цели урока . | |
Тема урока «Предложение и слово» Мы сегодня будем учиться составлять предложения из слов. Работать со схемами. Достаньте свои схемы и положите перед собой на парту. Любая речь состоит из предложений. А предложения состоят из слов. На стр. 7 учебника вы видите схему предложения из 2 слов. Составим предложения для этой схемы. Вы можете использовать рисунки из учебника (работа с классом.) Вернёмся к иллюстрации. Все герои что-то делают, кто чем занят? Под ней изображены две схемы – в чём разница? Давайте составим предложения по схемам под иллюстрацией, используя новые знания. Вывод: Предложения могут состоять из двух, трёх слов и более. Составьте предложения самостоятельно и выложите их на парте используя схемы. Не забудьте в конце схемы положить цветочек. Что мы им покажем? (Проводится выборочная проверка выполнения задания). Берись дружно – не будет трудно. Почему мы можем так сказать? Мы с вами все вместе, дружно потрудились, давайте немного отдохнём. | На доске написана тема урока. Дети достают схемы из пенала и кладут перед собой. Дети составляют предложения из двух слов. Ответы детей. Заяц подметает. Ёжик сидит на скамейке. Первая схема предложения из двух слов, вторая – из трёх. Самостоятельная работа с шаблонами схем. Что предложение закончилось. Ответы детей. |
5. Физкультминутка. | |
Учитель предлагает ребятам встать и повторить за ним. Мы ногами топ-топ, | |
6. Проблемная ситуация. Построение проекта выхода из затруднения. | |
Посмотрите на свои схемы. Цветок показывает нам что предложение закончилось и надо поставить точку. В конце предложения обязательно ставиться знак – он называются - знак препинания. Знак может быть точкой, восклицательным или вопросительным знаком. (Учитель показывает карточки с изображение знаков препинания и размещает их на доске). | Дети выполняют просьбу. |
7. Реализация построенного проекта. | |
Чтобы узнать какой знак препинания надо поставить в конце предложения мы будем пользоваться интонацией. Интонацию выражают голосом. Давайте потренируемся! Произношу спокойно и утвердительно У меня есть инструменты. Хочу высказать радость- У меня много инструментов! Хочу задать вопрос- Какие инструменты изображены? (стр. 6) Как назвать одним словом предметы? | - Ставим точку. - восклицательный знак - вопросительный знак - Инструменты. |
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: | |
Найдите иллюстрации на стр. 7 учебника к сказке Репка. Составим предложения по рисункам и расставим знаки препинания. Посадил дед репку – какой знак препинания поставим? Правильно, я сказала спокойно. (работа с картинками по учебнику) Предложение к последнему рисунку составляется вместе с учителем. Вытянули репку! В конце предложения стоит восклицательный знак – он показывает, что все рады результату. Репка выросла большая, сладкая и они дружно все вместе смогли её вытянуть. Как надо произнести последнее предложение? | Дети открывают учебник и составляют предложения используя свои шаблоны схем. точку. Ребята самостоятельно составляют схемы и ставят знак препинания (цветочек) Радостно, громко. |
10. Итог урока. Устная рефлексия. | |
Давайте вспомним что мы узнали сегодня на уроке о предложениях: Сказки, рассказы. Тексты состоят из предложений. Предложения состоят из слов. В предложении может быть одно, два, три и более слов. В конце предложения всегда ставиться знак препинания! Показывать какой знак надо поставить мы будем голосом, интонацией. Вы сегодня большие молодцы! Справились со всеми упражнениями и заданиями. Хочу всех похвалить за правильное составление схем предложений! Спасибо за урок! | |
Во внеурочной деятельности можно предложить ребятам придумать продолжение сказки «Теремок» с новыми героями – ёжиком и петушком.
(Картинки для раскрашивания прилагаются)
Приложение 1
Русская народная сказка «Теремок» отрывок.
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
Изображения героев сказок для творческой деятельности.
Приложение 2
Карточки с цветами (обозначение знака препинания)
Карточки знаков препинания.
Легоцкая Вера Сергеевна
Дурнева Светлана
Трефилова Раиса Поликарповна
Дурнева Светлана
Галина Владимировна
Дурнева Светлана