12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дурнева Светлана1030
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
17

Технологическая карта урока по обучению грамоте. Тема: «Предложение и слово» Азбука, 1 класс 1 часть, УМК - «Школа России»

Технологическая карта урока по обучению грамоте.

Тема: «Предложение и слово»   

Азбука, 1 класс 1 часть, УМК - «Школа России»

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Цель: сформировать у обучающихся знание того, что предложения состоят из слов; учить различать по количеству слов и составлять схемы предложения.

Задачи:

1.Заинтересовать в получении новых знаний, знакомить с содержанием учебника по заданной теме.

2.Научить детей составлять предложения из одного, двух и более слов, пользоваться схемой для графического изображения предложения.

3. Познакомить со знаками препинания и умением интонационно и голосом их выделять.

4. Формировать умение работать самостоятельно, по инструкции.

Планируемый результат:

Предметные – Отличать предложение от слова, знать их систему условных обозначений на письме; называть и показывать элементы.

Метапредметные - Понимать и принимать цели и задачи учебной деятельности; оценивать собственную деятельность на основе совместно выработанных критериев.

Личностные - Проявлять интерес к знаниям и учебному материалу урока; осваивать роль ученика на основе выполнения правил работы на уроке.

Оборудование: учебник Азбука; изображения героев сказки «Теремок»; индивидуальные наборы схем –шаблонов; карточки с изображение точки, восклицательного и вопросительного знака; шаблон цветка (наглядное обозначение точки в конце предложения).

Ход урока:

1. Организационный момент

(цель: психологически настроить на урок)

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.


Дети проверяют готовность к уроку.

2. Мотивация к учебной деятельности:

(цель: заинтересовать)

Артикуляционная разминка голоса (игровой момент)

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

Ребята откройте учебник на стр. 6. Мы видим иллюстрацию к сказке. Кто может сказать, как она называется?

Правильно, это сюжет из сказки «Теремок»

Приятно встретить старых знакомых?

Назовите героев сказки «Теремок».

Давайте вспомним какие звуки произносит:

Мышка,

Лягушка,

Петушок,

Произнесем отдельно

Ёжик, фырчит.

Покажите, как двигает ушками Зайка, приложите руки к головке и подвигайте

«ушками». Молодцы.




Дети открывают учебник. Рассматривают иллюстрацию и проводят анализ увиденного.

- Сказка «Теремок»

Да!

Ответы детей.


Пи-пи-пи

Ква –ква –ква

Кукареку!

Ку-ка-ре-ку

Ф- ф-ф

Повторяют движение за учителем.

3. Актуализация опорных знаний:

(цель: закрепить полученные знания на предыдущем уроке)

Не все герои сказки изображены на иллюстрации.

Каких вы не видите?

Какие новые герои?


Давайте вспомним сказку, но только до момента, когда в теремок постучался Зайка.

Я начну, а вы продолжите.

Стоит в поле теремок – он не низок ни высок. Бежит мышка- норушка, остановилась и спрашивает…

Коллективная работа над текстом

(Приложение 1) (проводится по рядам, учитель предлагает каждому ряду по очереди говорить предложения из сказки).

- Вы произносили предложения и у нас получился рассказ. Давайте вспомним как называется речь, когда мы говорим.

А когда мы читаем сказку в книжке, мы используем какую речь?


Волка, лису, медведя

Ёжик, петух.


Короткий пересказ сказки детьми.



Дети произносят предложения.





Устная речь.


Письменную речь.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий:

определение темы и цели урока .

Тема урока «Предложение и слово»

Мы сегодня будем учиться составлять предложения из слов. Работать со схемами. Достаньте свои схемы и положите перед собой на парту.

Любая речь состоит из предложений.

А предложения состоят из слов.

На стр. 7 учебника вы видите схему предложения из 2 слов.

Составим предложения для этой схемы. Вы можете использовать рисунки из учебника

(работа с классом.)

Вернёмся к иллюстрации. Все герои что-то делают, кто чем занят?

Под ней изображены две схемы – в чём разница?

Давайте составим предложения по схемам под иллюстрацией, используя новые знания.

Вывод: Предложения могут состоять из двух, трёх слов и более.

Составьте предложения самостоятельно и выложите их на парте используя схемы. Не забудьте в конце схемы положить цветочек.

Что мы им покажем?

(Проводится выборочная проверка выполнения задания).

Берись дружно – не будет трудно.

Почему мы можем так сказать?

Мы с вами все вместе, дружно потрудились, давайте немного отдохнём.

На доске написана тема урока.

Дети достают схемы из пенала и кладут перед собой.




Дети составляют предложения из двух слов.



Ответы детей. Заяц подметает. Ёжик сидит на скамейке.

Первая схема предложения из двух слов, вторая – из трёх.

Самостоятельная работа с шаблонами схем.




Что предложение закончилось.




Ответы детей.

5. Физкультминутка.

Учитель предлагает ребятам встать и повторить за ним.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели — встали, сели — встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз — два, раз — два
Заниматься нам пора!

6. Проблемная ситуация. Построение проекта выхода из затруднения.

Посмотрите на свои схемы.

Цветок показывает нам что предложение закончилось и надо поставить точку.

В конце предложения обязательно ставиться знак – он называются -

знак препинания.

Знак может быть точкой, восклицательным или вопросительным знаком. (Учитель показывает карточки с изображение знаков препинания и размещает их на доске).

Дети выполняют просьбу.

7. Реализация построенного проекта.

Чтобы узнать какой знак препинания надо поставить в конце предложения мы будем пользоваться интонацией.

Интонацию выражают голосом.

Давайте потренируемся!

Произношу спокойно и утвердительно

У меня есть инструменты.

Хочу высказать радость-

У меня много инструментов!

Хочу задать вопрос-

Какие инструменты изображены? (стр. 6)

Как назвать одним словом предметы?






- Ставим точку.


- восклицательный знак


- вопросительный знак

- Инструменты.

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Найдите иллюстрации на стр. 7 учебника к сказке Репка.

Составим предложения по рисункам и расставим знаки препинания.

Посадил дед репку – какой знак препинания поставим?

Правильно, я сказала спокойно.

(работа с картинками по учебнику)

Предложение к последнему рисунку составляется вместе с учителем.

Вытянули репку! В конце предложения стоит восклицательный знак – он показывает, что все рады результату. Репка выросла большая, сладкая и они дружно все вместе смогли её вытянуть.

Как надо произнести последнее предложение?


Дети открывают учебник и составляют предложения используя свои шаблоны схем.

точку.

Ребята самостоятельно составляют схемы и ставят знак препинания (цветочек)






Радостно, громко.

10. Итог урока. Устная рефлексия.

Давайте вспомним что мы узнали сегодня на уроке о предложениях:

Сказки, рассказы. Тексты состоят из предложений.

Предложения состоят из слов.

В предложении может быть одно, два, три и более слов.

В конце предложения всегда ставиться знак препинания!

Показывать какой знак надо поставить мы будем голосом, интонацией.

Вы сегодня большие молодцы! Справились со всеми упражнениями и заданиями.

Хочу всех похвалить за правильное составление схем предложений!

Спасибо за урок!














       Во внеурочной деятельности можно предложить ребятам придумать продолжение сказки «Теремок» с новыми героями – ёжиком и петушком.

(Картинки для раскрашивания прилагаются)

Приложение 1

Русская народная сказка «Теремок» отрывок.

Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Я, мышка-норушка! А ты кто?

А я лягушка-квакушка.

Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Я, мышка-норушка!

Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

А я зайчик-побегайчик.

Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.


Изображения героев сказок для творческой деятельности.


200 t1658129825ab.jpg



t1658129825ac.pngt1658129825ad.jpg


t1658129825ae.jpgt1658129825af.jpg


t1658129825ag.jpg t1658129825ah.jpg



t1658129825ai.jpgt1658129825aj.jpg



Приложение 2

Карточки с цветами (обозначение знака препинания)


t1658129825ak.jpgt1658129825ak.jpgt1658129825ak.jpg

Карточки знаков препинания.

t1658129825al.pngt1658129825am.pngt1658129825an.png​​​​​​​

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Легоцкая Вера Сергеевна, 18.07.22 в 11:51 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, грамотный и яркий урок!
Дурнева Светлана, 19.07.22 в 06:33 1Ответить Пожаловаться
Благодарю вас Вера Сергеевна! Ценю все ваши комментарии! Рада, что вы знакомитесь с моими публикациями!
Дурнева Светлана, 19.07.22 в 06:35 1Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное Раиса Поликарповна за вашу оценку!
Галина Владимировна, 18.07.22 в 18:05 0Ответить Пожаловаться
Результат работы великолепный!
Дурнева Светлана, 19.07.22 в 06:37 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое Галина Владимировна за вашу оценку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.