Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс "Карта наш- экскурсовод"
Урок окружающего мира на тему «Карта наш-экскурсовод»
УМК
Перспектива
Предмет
Окружающий мир
Учитель: Бортнийчук О.В.
Тема
Карта наш - экскурсовод
Класс: 4
Используемое оборудование
Учебник, контурная карта, карточки,
Минимальное требование к программе
Учебник «Окружающий мир часть 1», 4 класс, авторы: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Л.А., Москва «Просвещение» 2014 года
Место урока в образовательном процессе
Раздел «По родным просторам», 1 урок в разделе
Тип урока Усвоения новых знаний
Цель урока Сформировать представление о физической карте, условных обозначениях
Задачи урока
- формировать умение работать с картой;
- Развивать память, мышление, внимание, творчество;
- Воспитывать чувства дружбы и взаимоуважения, совершенствовать навыки коллективной работы.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- развитие позитивной учебной мотивации
- уважение чужого мнения и право на ошибку
- корректность
- формирование учения адекватно определять свою активность и своё участие в групповом процессе
- самостоятельно определяют и высказывают самые простые, общие для всех людей правила поведения.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- сравнивать физическую и контурную карты, объяснять разницу;
- ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания - находят ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
- формулировать тему урока;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
- учатся работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД:
- оформляют свою мысль в устной речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания;
Предметные результаты:
- умение пользоваться физической картой, находить природные объекты с помощью условных обозначений, работать с текстом учебника, обозначать на контурной карте изученные условные обозначения.
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Методы обучения: продуктивный
Используемые виды оценивания
Самооценка уровня сформированности умений по теме урока
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||||||||||||||||||
Организацион-ный этап
1-2 минуты
| - Приветствие друг друга стоя, проверка готовности к уроку, - Отмечает отсутствующих; (староста); - Присаживайтесь. Проверим все ли унас есть для урока. Учебник, рабочая тетрадь, дневник. | | | ||||||||||||||||||||
Актуализация знаний и мотивация 5 минут | Повторение пройденной темы: - Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках, какой раздел закончили? - Хорошо, как называется наше отечество? - Какой главный город нашего государства? - Какие государственные символы вы знаете? - Какой государственный язык в России? - Кто является главой нашего государства? И что является основным законом нашей страны? - На уроках мы много путешествовали, какие народы проживают в РОССИИ? - Ребята вы бы хотели узнать больше о нашей любимой родине? Тогда собираемся в путешествие. На стр. 49 прочитаем и узнаем, чему мы будем учиться путешествуя. | - Мы граждане единого ОТЕЧЕСТВА; - ФЛАГ, ГЕРБ, ГИМН - РУССКИЙ - Президент, Конституция - Татары, удмурты, башкиры, чуваши, чукчи. -Да - читают | | ||||||||||||||||||||
Постановка целей к уроку. 5 МИНУТ | -Молодцы, а теперь отгадайте загадку: МОРЯ ЕСТЬ – ПЛАВАТЬ НЕЛЬЗЯ ДОРОГИ ЕСТЬ- ЕХАТЬ НЕЛЬЗЯ ЗЕМЛЯ ЕСТЬ- ПАХАТЬ НЕЛЬЗЯ - Ребята, тема нашего сегодняшнего урока сегодня «Карта – наш экскурсовод». - Что такое карта? - Какие бывают карты? Цель нашего урока: СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТЕ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЯХ | - Карта -Уменьшенное изображение земной поверхности - Политические, физические, карта полушарий, полезные ископаемые, дорог, климата. | | ||||||||||||||||||||
Первичное усвоение новых знаний 20 минут |
- Итак, ребята, мы уже узнали с вам, что карта – это чертеж какой-либо части земли, моря, неба. - а как вы думаете, карта может быть вашим помощником и помогать нам узнавать что-то новое? - Кто такой экскурсовод? Что он делает? - А как же карта может быть экскурсоводом? - Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Карта – наш экскурсовод» стр.50. - Ребята, сейчас самое время посмотреть на карту. (карта в учебнике стр. 50-51.) - Перед вами физическая карта России. На ней изображены природные объекты. Какие это объекты? - Какие у вас есть предположения? С помощью чего рассказывает и показывает карта о природных объектах? А теперь давайте вы прочитаете текст на слайде, и мы проверим, правы вы были или нет? - Вы были правы? Отлично! - Условные обозначения на карте. Как по-другому называются? - Где обычно помещаются легенда карты? Для чего необходимо их знать? Хорошо. - Это не всё, что вы узнали из текста. - А на каком материке находится Россия? - Как обозначаются на карте равнины, горы? -Назовите самое глубокое озеро в мире, расположенное в России. -Давайте поработаем с условными обозначениями. Что мы обозначаем зеленым цветом (Коричневым, голубым, жёлтым)? - Расскажите по карте. -Давайте сделаем вывод. Работая в парах, определите, какие еще условные обозначения есть на карте. - Какие условные обозначения вы здесь увидели? - Давайте вместе найдем их на карте. -Обратите внимание, что на карте есть ещё обозначения полезных ископаемых, таких как каменный уголь, торф и тд. - Покажите их на карте. - Молодцы! Работая с картой в учебнике. - Север на картах всегда обозначается вверху, юг находится снизу, запад – слева, а восток – справа. - А теперь найдите на карте в учебнике и покажите на карте: Города: Москву, Курск, Екатеринбург, Читу, Магадан; Реки: Дон, Колыму, Лену, Обь; Горы: Уральские, Алтайские; Болота Западно-Сибирской равнины, границу нашей страны; -А кто знает, что такое равнины? - Отлично. Работа в рабочей тетради Самостоятельная работа. - А сейчас мы с вами начнем работу в рабочих тетрадях. Откройте страницу 28. - Перед вами контурные карты России. _ Чем похожи и чем различаются контурная карта от физической? _-Теперь поработайте самостоятельно, обозначьте границу России и укажите столицу РФ. - Когда закончите, внимание на меня. - А теперь давайте проверим ваше задание. - Молодцы. - А теперь, мы с вами сделаем самостоятельную работу. Поднимите листочки и приступите к заданию(карточка1.) - Посмотрите на слайд, поставьте себе плюсики там, где вы сделали правильно. - Поднимите руки, кто сделал всё правильно. Сдаем листочки с последних парт. Работа по группам, работа с учебником. - А сейчас мы с вами поработаем в группах. Я вам раздам карточки, и вы при помощи карты заполните их. - А сейчас выберите по одному человеку от команды, который всё нам расскажет и покажет на карте. А теперь давайте вернемся к нашему плану. Всё ли мы с вами сделали? Познакомиться с картой. Выполнить задания для закрепления новых знаний. Сделать выводы по изученной теме - Прочитайте статью «Сделаем вывод» на с.53. - Что такое карта? - Как называется карта, на которой изображаются природные объекты? - О чем нам может рассказать физическая карта? - При помощи чего рассказывает карта? - Что обозначают цвета на карте? - Как обозначена граница России, города? - Как обозначаются на карте полезные ископаемые? Подведение итогов. - Давайте вспомним тему нашего урока? - Вспомним, как звучала цель сегодняшнего занятия и смогли ли мы её достичь? Все ли пункты нашего плана мы выполнили? Познакомиться с картой. Выполнить задания для закрепления новых знаний Сделать выводы по изученной теме. | - да - Экскурсовод – это человек, который рассказыаает, объясняет, показывает. - Горы, равнины, моря, океаны. -Условных знаков. - да - они называются легендой - внизу - их необходимо знать, чтобы читать карту – находить на ней географические объекты, реки и моря, города… - Евразия - Равнины принято обозначать зеленым цветом. Горы обозначаются коричненым, причем его оттенок меняется от светлого к темному в зависимости от высоты гор над уровнем моря. - Байкал - перед нами физическая карта России. На ней изображены природные объекты. Обозначение гор, рек, озер при помощи условных обозначений, которые находятся в низу карты. - Города, границы, отметки высот, полезные ископаемые. Работают с картой в учебнике - Дети показывают – на картах в учебнике - Равнина – это более или менее равный участок земной поверхности. Работают в тетради. Самостоятельная работа. - Схожи контурами, отличаются – нет цвета, нет названий объектов: рек, городов и тд, полезных ископаемых, границ. Работают в тетради. Карта – это чертеж какой-либо части земли, моря, неба Физическая карта – это карта, на которой показаны равнины, горы, моря, реки, озера и другие природные объекты. На каком материке находится Россия – Евразия Каким цветом на физической карте России показаны горы – коричневым Как называется самое глубокое озеро в мире, расположенное в России – Байкал. Каким цветом на физической карте России показаны равнины – зеленым и желтым цв. Работают в группах, с учебником Моря, омывающие нашу страну с севера. Баренцево, Белое, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское и море Лаптевых. Моря, которые омывают Россию с востока. Берингово, Охотское, Японское моря. Моря, находящиеся на юге нашей страны. Каспийское море Моря, находящиеся на западе нашей страны. Балтийское, Черное, Азовское моря. Найдите горы, которые подписаны на карте. Кавказские, Уральские горы, гора Алтай, Саяны. Найдите плоскогорья и равнины на карте. Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье. - Нет, еще нужно сделать выводы. - Карта – это чертеж какой-либо части земли, моря, неба -Физическая карта - О территории, природе, полезных ископаемых - условные обозначения - Красной линией - особыми знаками Ответы на вопросы -Карта – наш экскурсовод. - что такое карта, для чего она нужна и как с ней работать. -Да | | ||||||||||||||||||||
Физкультминутка 1 минутка | Ребятки, мы так славно потрудились, пора нам отдохнуть. | | | ||||||||||||||||||||
| - Ребята, у вас на столах имеется контурная карта, давайте мы ее посмотрим. -Чем отличается контурная карта от физической? - Теперь поработаем в паре обозначим границу России и укажем столицу РФ. | Отвечают | | ||||||||||||||||||||
Рефлексия. Подведение итогов урока. | - На какой вопрос мы искали ответ? - Как называются эти инструменты? - Какие условные знаки запомнили?
– Оцените свою работу на уроке, используя метод парковки Таблица 2.
Домашнее задание: написать рассказ о России по физической карте на с. 50-51 | Ответы детей Вывод детей: С помощью чего условных знаков «рассказывает» и «показывает» карта. Каждый ученик получает такую табличку и заполняет её 1 мин | |
Таблица 1.
ЗНАЮ | ИНТЕРЕСУЮСЬ (ХОЧУ УЗНАТЬ) | УЗНАЛ |
Карта – это … Карты бывают | | |
Карточка 1.
Моря, омывающие нашу страну с севера. Баренцево, Белое, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское и море Лаптевых.
Моря, которые омывают Россию с востока. Берингово, Охотское, Японское моря.
Моря, находящиеся на юге нашей страны. Каспийское море
Моря, находящиеся на западе нашей страны. Балтийское, Черное, Азовское моря.
Найдите горы, которые подписаны на карте. Кавказские, Уральские горы, гора Алтай, Саяны.
Найдите плоскогорья и равнины на карте. Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье.
Таблица 2 Рефлексия урока
Сегодня на уроке я узнал | |
Меня удивило | |
Мне захотелось | |