Технологическая карта урока по теме «Сказуемое» (Русский язык, 5 класс)
Презентация
PPTX / 461.16 Кб
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе
Тема: «Сказуемое»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Цель: Углубить знания учащихся о признаках сказуемого; отработать умения правильно находить сказуемое в предложении.
Задачи урока:
- повторить и углубить изученный в начальной школе материал по теме «Сказуемое»;
- формировать навык определения сказуемого в предложении;
- развить умения применять новые знания в разных ситуациях;
- совершенствовать учебные умения работы в паре, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); уметь объяснить, чем определяется выбор способа выражения сказуемого, находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации.
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения:наблюдение над языком, эвристический метод;фронтальная, индивидуальная.
Учебная литература: Учебник русского языка для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. 5 класс/ Автор-составитель: И.В.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, обучающая презентация, учебник, карточки, листы самооценки.
Ход урока
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формируемые образовательные компетенции | Формы оценивания | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||||
Организационный момент (2 мин.) | Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Создает учебную атмосферу в классе. -Здравствуйте, ребята. Надеюсь, у вас хорошее настроение, и вы готовы получать новые знания! Слайд 1 | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | Регулятивные : умение организовать свою работу. Личностные : мотивация к учебной деятельности. | |||||||||||||
Актуализация опорных знаний (12 мин.) | - Мы с вами уже говорили о том, что любое предложение напоминает рыбу. Как и у рыбы, у предложения есть своеобразный скелет, то, без чего предложение не может существовать. На прошлом занятии вы изучили одну составляющую этого скелета - подлежащее.Слайд 1.2 Что же такое подлежащее?(Подлежащее – это главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком. Подлежащее отвечает на вопросы кто?что? И чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме именительного падежа). Выполните задание(Слайд 2) Задание 1(1 ученик у доски) Запишите предложение. Обозначьте орфограммы в словах с пропусками. Дайте характеристику по цели высказывания, по интонации. На печке (чк/чн) два мальчика сладко (сладок) посапывали после удачной (чк/чн) рыбалки (род.пад.). Назовите подлежащее. Проверьте! (Слайд 3) Какой вывод можем сделать? (Подлежащее может быть выражено не только словом, но и словосочетанием) А какой ещё главный член предложения вы знаете? (Сказуемое)Слайд 4 Тема нашего урока сегодня «Сказуемое». (Слайд 5) | Отвечают на вопросы. Дают определение понятию подлежащее. Выполняют задание в тетрадях, объясняюторфограммы | Регулятивные : умение организовать свою работу. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Устные ответы. Работа в тетрадях и у доски. | ||||||||||||
Создание проблемной ситуации (4 мин.) | Вернёмся к записанным ранее предложениям, найдите сказуемое, подчеркните, какой частью речи они являются (1.Посапывали - глагол). Рассмотрим другие примеры. (Слайд 6) Вам даны карточки.Сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи выражено сказуемое и на какие вопросы оно отвечает.
Можем ли мы выполнить задание сразу? | Отвечают на вопросы. Выполняют задание в тетрадях, объясняют. | Регулятивные : умение организовать свою работу. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Устные ответы. Письменная работа | ||||||||||||
Постановка познавательной задачи (3 мин.) | Как вы думаете, какова цель нашего урока?(Углуби́ть знания о признаках сказуемого; отработать умения правильно находить сказуемое в предложении) Давайте составим устно план нашей работы по изучению новой темы. 1.Познакомиться с теоретическим материалом. 2.Узнать, на какие вопросы отвечает сказуемое. 3Узнать, чем может быть выражено сказуемое. 4.Научиться находить сказуемые в предложении и определять, чем оно выражено 5.Употреблять в речи разные сказуемые. | Отвечают на вопросы, формулируют цель и задачи урока. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | |||||||||||||
Открытие нового знания (7 мин.) | Чтобы справиться с задание, познакомимся с теоретическим материалом, который есть в нашем учебнике на стр. 77. Читает 1 ученик. Вернёмся к таблице (карточка) и заполним её. Проверьте (Слайд 7) Сделайте выводы. | Отвечают на вопросы. Работают с материалами учебника | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Работа с карточками. Устные ответы | ||||||||||||
Физминутка (1 мин.) | Сейчас немного отдохнём и поиграем. Я даю утверждение по изученной теме, а вы, если правильно, поднимаете правую руку, если нет, левую.
| Выполняют упражнения. | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье Регулятивные: владение основами самоконтроля | |||||||||||||
Первичная проверка понимания (12 мин.) | Мы с вами будем работать по определённому алгоритму (Слайд 8): 1. Записываете предложения. 2. Выделяете в предложениях подлежащие. 3. Определяете часть речи каждого подлежащего. 4. Задаёте вопрос от подлежащего к сказуемому: «что делает предмет?» /«каков предмет?» /«кто (что) такой (такие) предмет (предметы)?» 7. Подчёркиваете сказуемое в каждом данном предложении. 8. Определяете, какой частью речи выражено сказуемое. Выполняем упражнение 164 на стр.77 (3 человека у доски) Можно дать дополнительное задание (на карточках) | Выполняют работу в тетрадях. | Личностные:умение работать самостоятельно. Регулятивные : умение организовать свою работу. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное применение полученных знаний. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Письменная работа в тетради | ||||||||||||
Подведение итогов. Оценивание (1 мин.) | Подводит итоги урока. Оценивает работу детей | Отмечают в оценочном листе уровень своей деятельности на уроке, эмоциональное состояние | Регулятивные: оценивают свою работу. | Лист самооценки | ||||||||||||
Рефлексия (2 мин.) | Вопросы: -Что вы узнали нового? - Что было трудным? - Что вызвало интерес? - Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневник диагностики | Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | |||||||||||||
Домашнее задание (1 мин.) | Учитель дает краткий инструктаж. П.33, упр. 166(Слайд 9) | Дети работают по учебнику |
Приложение 1
Карточка
Предложение | Вопрос | Часть речи |
Щука - хищная рыба. | ||
Ваша рыбная уха вкусная. | ||
Акула красива и опасна. |
Карточка для индивидуальной работы
Подчеркните грамматическую основу.укажите, чем она выражена (какими частями речи).
1. Гроза постепенно удалялась.
2. Этот край скромен.
3. Птицы – наши друзья.
Лист самооценки
Я знаю, что такое сказуемое! | |
Я умею определять его в предложении! | |
Я хорошо работал сегодня на уроке! |
Надежда Сергеевна
Ипполитова Дарья Сергеевна
Надежда Сергеевна