12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Азбаева Гульнара Юрьевна500
Личные качества–постоянный поиск, неиссякаемая творческая энергия, самосовершенствование, исследовательский дух, личное обаяние, инициативность, умение находить нестандартное решение в любой ситуации, эрудиция, требовательность к себе.
Россия, Ханты-Мансийский АО, Мегион

Азбаева Гульнара Юрьевна учитель физики МАОУ №5 «Гимназия» г. Мегион, ХМАО-Югра

Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 7 классе

на тему «Забавная машинка»

Тип урока

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Дидактические цели: урок применения знаний и умений (урок закрепления).

Авторы УМК

Пёрышкин А.В.

Цели урока

Систематизировать знания по теме: сила трения, виды трения, способы увеличения и уменьшения силы трения. Показать практическое значение физического явления – трение.

Задачи урока

Общеучебные: повторить понятие силы трения, способы увеличения и уменьшения силы трения.

Обучающие:

- применить знания о способах увеличения и уменьшения силы трения во время проведения практической работы в группах.

- продолжить работу над формированием умений анализировать и обобщить знания способах уменьшения и увеличения силы трения.

-сформировать умения анализировать результаты опытов и на их основе формулировать логические выводы.

Развивающие:

- развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.

- развить приемы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение).

- развить умения использовать полученные знания в повседневной жизни.

Воспитывающие:

- стимулировать познавательный интерес обучающихся (познавательные УУД).

- воспитать уважительное отношение друг к другу при работе в группах (коммуникативные УУД).

- развивать уверенность в собственных силах (личностные УУД).

Метод обучения

Проблемно-поисковый с применением элементов технологий дифференцированного обучения. Системно – деятельностный подход.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: оценивание практического результата.

Предметные: способы увеличения и уменьшения силы трения.

Метапредметные: изготовление забавной машинки, используя необходимые материалы и ресурсы.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации.

Коммуникативные: развитие навыков общения во время проведения практической работы в группах.

Регулятивные: определение темы урока, цели урока, поиск ответа, сравнение и оценивание.

Оборудование

Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, доска, комплект приборов для проведения эксперимента в группах (катушка из-под ниток, пуговица, резинка, спичка, клей).

Средства обучения

катушка из-под ниток, пуговица, резинка, спичка, клей

Образовательные ресурсы

1. Пёрышкин А.В. Физика 7 класс. Москва. Издательский дом «Дрофа», 2013 г

2. Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» «Открытый урок», 2012 г 3. М.М. Балашов «О природе» М.: Просвещение, 1991г.

Требования к знаниям учащихся

Требования к базовому уровню: изготовить «забавную машинку» для изучения способов увеличения и уменьшения силы трения.

Требования к повышенному уровню подготовки: использовать способы увеличения и уменьшения силы трения в конструкции забавной машинки.

Компетенции

учебно-познавательная,

коммуникативная,

социально-трудовая,

ценностно-смысловая.

Принципы обучения

1) Принцип деятельности: ученик добывает знания сам при изготовлении забавной машинки для изучения силы трения.

2) Принцип непрерывности: от простого к сложному.

3) Принцип целостности: значимость понятия сила трения, способы увеличения и уменьшения силы трения в технике.

4) Принцип минимакса: соблюдение требований стандартов образования и расширение области знаний.

5) Принцип психологической комфортности: работа в группах, смена динамической позы, смена вида деятельности, физическая зарядка.

6) Принцип вариативности: выбор учеником вариантов, способов работы.

7) Принцип творчества: творческая работа на уроке.

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) по физике

на тему «Забавная машинка» 7 класс

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

(1 мин)

Здравствуйте, ребята!!! На уроке присутствуют гости! Вспомним заповеди урока:

Приступая к делу! …Соберись с духом!!!

Смотри!!! … В корень!!!

Глядя на мир!!! … Нельзя не удивляться!!!

 

2) Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний (3мин)

- Ребята, продолжим ряд объектом из мира техники

Скорость, пройденный путь, сила тяги, руль, двигатель

- (слайд с колесами) Обратите внимание на слайд. Эти картинки объединяет одно из величайших изобретений человечества.

- Назовите его…

- Есть машина … И колесо машины

- Используя числовой код, сформулируйте тему урока

09

01

02

01

03

15

01

33

14

01

26

10

15

12

01

- Запишите тему урока в рабочей тетради…

- Предлагаю вашему вниманию прослушать аудиозапись: (Звук визга тормозов машины при резком нажатии на педаль)

-Что вы услышали в этом фрагменте?

- (Демонстрация слайда+аудиозаписи …)

- В одной из газет я прочитала о том, что:

- Звуки визга тормозов машины, свиста шин при движении, – одна из основных проблем больших городов. Огромные средства тратятся ежегодно на установку звукопоглощающих барьеров.

-Какая сила возникает при движении автомобиля и его торможении? - Назовите виды трения …

- Какой вид трения имеет место при движении автомобиля по дороге?

- Какой вид силы трения помогает тормозить и начинать движение?

– Ребята, почему возникает неприятный шум при торможении и движении машины?

- По мнению специалистов, шум проезжающих машин может возникать по нескольким причинам: неисправность тормозных колодок колеса автомобиля или отлипание резиновой шины от дороги

- Смоделируем ситуацию (ладони: колесо+тормозные колодки: рабочее состояние-остановка)

- Как меняется сила трения?

- Можно уменьшить вредное проявление трения в работе тормозной системы?

- Отрывок из стихотворения: Ну, а все автомашины, быстро снашивают шины …

- Возникает пробуксовка …

- Как можно увеличить силу сцепления резины с асфальтом?

Автомобиль, машина

Колесо

Забавная машинка

Звук визга тормозов машины

Скрип шин при движении

Сила трения

Качения, скольжения, покоя

Трение качения

Когда в дело вступает сила сцепления резины с асфальтом - сила трения покоя

Увеличивается

Смазка

Шероховатость, специальные материалы

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин)

- Это одно из главных деталей машины - колесо, которое поможет лучше разобраться с трением!!!

- В качестве модели колеса возьмем деревянную катушку из-под ниток!!!

- Вернемся к проблеме: «О чем поют шины?», которые знакомы с трением …

- Запишем цель урока …

- Перед вами список пословиц о трении….

- Выполним задание: «Я беру с собой» пословицу «Как сыр в масле катается» …

- Как изменяется сила трения в этой пословице?

- В тетради записать номера пословиц по общему признаку - уменьшение силы трения …

Как сыр в масле катается

Баба с воза, кобыле легче

Сухая ложка рот дерет

Не подмажешь, не поедешь

Скрипит, как несмазанная телега

Колодезная веревка сруб перетирает

Угря в руке не удержишь

Против шерсти не гладят

Коси коса, пока роса: роса долой, и мы домой

- Назовите основной признак тех пословиц, которые не выбрали …

- Какие способы изменения силы трения можно выделить в последней пословице?

- Как видите, для одного и того же объекта, можно и увеличивать, и уменьшать силу трения!!!

- Вернемся к цели урока…

- Поставим перед собой задачи, возвращаясь к проблеме шума проезжающих авто …

Изготовить забавную машинку, учитывая в ней уменьшение и увеличение силы трения

Уменьшается

1, 2, 4, 7,9

Увеличивается сила трения

3, 5, 6, 8, 9

Сконструировать «забавную машинку», увеличивая и уменьшая силу трения в ее конструкциях

Понять, как поможет уменьшение и увеличение силы трения в машинке, избежать шумы при движении настоящих авто

4) Первичное закрепление

а)  в знакомой ситуации (типовые)

б)  в изменённой ситуации (конструктивные)

(10 мин)

- Инженеры конструкторского бюро города обращаются к вам за профессиональной помощью: при изготовлении забавной машинки учесть способы увеличения и уменьшения силы трения в колесе автомобиля, для устранения свиста шин и скрипа тормозов реальных автомобилей.

- В группе-мастерской есть капитан, он же докладчик, секретарь, хронометрист и лаборанты

- Перед вами набор необходимых ресурсов для изготовления «забавной машинки», учитывая трение, и эскиз ее модели!!!

- Прочитайте задачу:

Задача: Хотите окончательно разобраться с трением, полезным и вредным в технике, сконструируйте «забавную машинку».

Чтобы машинка не прыгала на месте, чтобы не проскальзывали колеса, а рычаг хорошо скользил и по столу, и по катушке, вам придется повозиться, где-то уменьшить трение, где-то увеличить. Потрудитесь. Затем поставьте машинку на стол, она побежит, отталкиваясь от стола рычагом. Устроим креативное соревнование.

1) АРИЗ: Анализ условия …

- Какой объект в задаче основной?

- Из каких частей или элементов он состоит?

- С какими элементами или частями объект взаимодействует?

2) Генерирование идей по увеличению и уменьшению силы трения в знакомой вам ситуации, из быта, спорта (1 мин)

3) Анализ идей (что-то рациональное)

4) Применение идей в конкретной ситуации, используя ресурсы (2-3 мин)

5) Практическое предложение - решение от докладчика (на доске) (2-3 мин)

- Прием «Мозговой штурм».

1 – катушка из-под ниток

2 – петля из резинки

3 – гладкая пуговица

4 – обломок спички, продетый в петлю (можно приклеить к катушке)

5 – рычаг (спичка)

- Секретари зафиксируйте способы увеличения и уменьшения силы трения на самой конструкции машины красным и синим цветом

Выступление докладчиков от групп на доске

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (решение проблемного задания) (15 мин)

- Творческие мастерские! Переходим к следующему пункту:.6) Практической реализации своего решения (лаборанты)

7) Презентация продукта (лаборанты+докладчики)

8) Анализ решения задачи (насколько сложно обошлась реализация идеи, какие использовались ресурсы, нежелательные эффекты, их устранение)

Секретари фиксируйте анализ решения задачи

творческая работа в группах

6) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (презентация продукта)

(10 мин)

Отчет работы в группах по решению ИЗ (на доске): креативное соревнование

- Вернемся к цели урока, задачи…

- Как вы считаете, ваши практические результаты помогут в вопросе уменьшения шума, проезжающих авто?

- Ребята, можно эти способы увеличения и уменьшения силы трения использовать в других областях жизни?

- Как видите, они универсальны!!!

 

7) Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 мин)

Составьте буриме, используя ключевые слова: сила, есть, не счесть, дано, нечетное число)

У всех у нас забот не счесть,

Стремленье их исполнить есть.

И сила нам для этого дана,

Нечетному числу она равна

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин)

Вся наша жизнь - открытая задача.

И от того, насколько успешно ты ее решаешь,

Зависит ваше настоящее и будущее!!!

 

Технологическая карта урока комплексного применения знаний и умений физики

на тему «Забавная машинка» 7 класс

п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на уроке

Действия учителя

Действия учащихся

УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1

Организационный момент урока.

Метод стимулирования установки на обеспечение порядка на рабочем месте

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

УУД оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

оммуникативные вид УУД)

2

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Прием «Ассоциативный ряд»

Демонстрирует словесный и графический ассоциативный ряд на интерактивной доске

Выполняют задания на декодирование информации и установление ассоциативного ряда.

Ученик отвечает на вопрос «Сила трения. Виды трения».

Контроль и самоконтроль (Регулятивные УУД)

3

Мотивация учебной деятельности.

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность

Обращается к учащимся со словами: успехи в любой сфере деятельности определяются умением пользоваться различными приемами и способами организации своего труда. К числу таких приемов относятся приёмы выполнения контрольно-оценочных действий - прием «Возьми меня с собой».

Принимает версии учащихся, отмечает, что они не называют еще один прием, распространенный не только среди учащихся, но и в сфере самых революционных исследований в физике, в частности такой прием, как сверка с результатами одноклассников по работе.

Вызывает интерес у учащихся к этому приему. Помогает сделать предположения, открывающие им путь к самостоятельному обнаружению этого приема.

Высказывают различные точки зрения на роль способностей.

Принимают уточнение учителя, вспоминают, что полученные в таких исследованиях результаты, как правило, передаются в другие исследовательские центры и сверяются с их результатами.

Выражают желание провести какое-нибудь доступное им «революционное исследование», в котором применение этого приема станет очевидным.

УУД ценностного отношения к осваиваемому на уроке приему учебной деятельности.

(Личностные)

4

Целеполагание.

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

Демонстрирует видео- и аудиозаписи вопросы

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока «Забавная машинка».

Соглашаются с необходимостью разделить данную формулировку на тему и цель ее изучения.

УУД постановки новой цели урока.

(Регулятивный вид УУД)

     

Помогает сделать необходимые уточнения формулировки темы и цели УД.

Тема: Забавная машинка.

Цель: использование приёма ТРИЗ-технологии – алгоритм решения изобретательской задачи

А теперь давайте назовем тему нашего урока:

Формулируют тему урока: «Забавная машинка».

Определяют, что предстоит сделать на уроке (цели УД):

- «определить основные действия, составляющие АРИЗ;

-научиться его использовать при выполнении работы в группах;

- уметь объяснять результат работы в группах и формулировать выводы

УУД постановки новой цели урока.

(Регулятивный вид УУД)

5.

Первичное закрепление

а)  в знакомой ситуации (типовые)

б)  в изменённой ситуации (конструктивные)

метод ТРИЗ – технологии: прием мозговой атаки и прием АРИЗ

Задача: Хотите окончательно разобраться с трением, полезным и вредным в технике, сконструируйте «забавную машинку».

Чтобы машинка не прыгала на месте, чтобы не проскальзывали колеса, а рычаг хорошо скользил и по столу, и по катушке, вам придется повозиться, где-то уменьшить трение, где-то увеличить. Потрудитесь. Затем поставьте машинку на стол, она побежит, отталкиваясь от стола рычагом!

1 – катушка из-под ниток

2 – петля из резинки

3 – гладкая пуговица

4 – обломок спички, продетый в петлю (можно приклеить к катушке)

5 – рычаг (спичка)

Прием «Мозговой штурм».

Прием АРИЗ.

1) Анализ условия …

- Какой объект в задаче основной?

- Из каких частей или элементов он состоит?

- С какими элементами или частями объект взаимодействует?

2) Генерирование идей по увеличению и уменьшению силы трения в знакомой вам ситуации, из быта, спорта (1 мин)

3) Анализ идей (что-то рациональное)

4) Применение идей в конкретной ситуации, используя ресурсы (2-3 мин)

5) Практическое предложение - решение от докладчика (на доске) (2-3 мин)

УУД самооценки и контроля.

Освоенный навык сравнения требуемых и достигнутых результатов.

(Регулятивный вид УУД)

Регулятивные УУД:

оценивание степени успешности, как индивидуальной деятельности, так и деятельности каждого члена коллектива;

понимание причины успеха или неуспеха; в случае неуспеха находить способы выхода из ситуации;

оценивание своего психофизического состояния.

Коммуникативные УУД:

работать в коллективе;

с достаточной точностью выражать свои мысли;

аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами;

критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.

6

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (решение проблемного задания).

Метод – «Творческая мастерская»

Организация работы в группах по Практической реализации своего решения

Анализ решения задачи (насколько сложно обошлась реализация идеи, какие использовались ресурсы, нежелательные эффекты, их устранение)

Работа в группах

УУД принятия и координации решений при совместной работе в группах (знакомая учащимся модель работы).

(Коммуникативный вид УУД).

7

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (презентация продукта).

 

Координирует работу

учащихся в группах.

Делает при необходимости

подсказки.

Обращает внимание

учащихся на необходимость

конструктивной (обоснованной) оценки полученных результатов. Вызывает учащихся для отчёта и защиты работы в группах по решению ИЗ

Презентация продукта решения изобретательской задачи по плану

Сравнивают результаты своего экспериментального исследования с результатами товарищей.

Креативное соревнование

УУД принятия и координации решений при совместной работе в паре (знакомая учащимся модель работы). (Коммуникативный вид УУД).

УУД

аргументирования своей точки зрения и отстаивания своей позиции

(правила сравнения содержания обсуждаемого высказывания с результатами исследования и правило выведения следствия из факта или понятия.. (Коммуникативный вид УУД)

УУД дедуктивного умозаключения

используют имеющийся у учащихся навык выведения следствия из факта и навык выполнения действия подведения выявленного факта (объекта) под известное понятие или способ действия. (Регулятивный вид УУД)

8

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Прием: буриме

Составить буриме, используя ключевые слова: сила, есть, не счесть, дано, нечетное число)

Работа в парах по составлению буриме

Регулятивные УУД: использование установленных правил в контроле способа решения

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Прием: синквейн

Вся наша жизнь - открытая задача.

И от того, насколько успешно ты ее решаешь,

Зависит ваше настоящее и будущее!!!

Записывают ключевые слова:

Трение
Полезное и вредное
удерживает, помогает, изнашивает
Без трения нет движения, Благодаря нему мы ходим
Необходимо

Познавательные УУД:

применение полученных знания и умения для решения широкого спектра практических задач в повседневной жизни.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.