Технологическая карта урока русского языка по теме «Фразеологизмы» в 5 классе
Предмет, класс | Русский язык, 5 класс | ||
Учитель | Приходько Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия «Шанс» г.Волгодонска | ||
Тема урока, № урока по теме | «Фразеологизмы», 57 Авторы УМК: Разумовская М.М. и др. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская С.И. Львова. – М.: Дрофа, 2019 | ||
Тип урока | Комбинированный урок | ||
Формы организации учебной деятельности | Урок с элементами интерактивной лекции, исследования. Фронтальная, индивидуальная. | ||
Методы и приемы обучения | Активные методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный. Беседа, анализ языкового материала, наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, анализ и синтез, игровые приемы (интерактивная игра, взаимодействие с персонажами обучающего видео). | ||
Оборудование | Интерактивная доска с подключением к сети (возможно использование мобильных устройств учащихся с подключением к сети) | ||
Актуальность использования средств ИКТ | Эффективное достижение общеобразовательных целей; формирование устойчивой мотивации учащихся. Просмотр обучающего видео на этапе целеполагания и как дополнительный элемент введение нового понятия, интерактивная игра на этапе закрепления изученного. | ||
Цель урока | Создание условий для понимания сущности понятия «фразеологизм» и цели использования фразеологизмов речи, использование фразеологизмов в своей речи. | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
1. Ввести понятия «фразеологизм», «идиома», способствовать пониманию их значения. 2.Создать условия для формирования умения распознавать фразеологизмы в речи, отличать идиомы от сочетаний с прямым значением, уместно употреблять их при создании собственного монологического высказывания 3.Организовать деятельность учащихся по систематизации имеющихся знаний о лексике, содействовать формированию осознания целостности разделов лингвистики. | 1.Развивать навыки исследовательской работы. 2.Развивать коммуникативные навыки. 3.Отрабатывать умение грамотно оформлять собственное монологическое высказывание, давать полный ответ на вопрос. | 1.Прививать интерес к изучению родного языка, создать условия для воспитания аккуратности и внимания, бережного отношения и любви к родному языку. 2. Способствовать воспитанию умения слушать и говорить, участвовать в диалоге. | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | 1)ресурсы сети Интернет: электронное учебное занятие (обучающее видео, занятие); электронный тренажер по теме (сформирован учителем) 2)универсальные (при отсутствии доступа к сети) | ||
Необходимое обеспечение | ПК с подключением к интерактивной доске (возможна работа с проектором) | ||
Образовательные ресурсы Интернет | 1.Образовательный канал «Моя радость». ссылка на ресурс 1: http://radostmoya.ru/video/4963/ ссылка на ресурс2: https://www.youtube.com/watch?v=vY1lcusCd58&feature=emb_logo ссылка на ресурс 3: https://yadi.sk/i/r1R1msEGNI_OwQ 2.Тест по «Фразеологизмам» https://wordwall.net/play/4654/210/279 3. Музыкальное сопровождение физкультразминки: главная тема фильма "Усатый нянь" https://www.youtube.com/watch?v=wa5QaSPs59Q 4. Бланк для этапа рефлексии: https://www.pinterest.ru/pin/469078117438391632/ 5. Заставка для разминки: https://animation.99px.ru/animations/19942/ |
Этап | Форма организации деятельности учащихся | Цель и основные виды деятельности преподавателя Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Время: 2 мин. | Подготовка к уроку. | Приветствие учителя |
Проверка домашнего задания Актуализация знаний Актуализация изученного ранее материала, контроль выполнения домашнего задания Время:5 мин. | Фронтальный опрос Проверка задания по цепочке. | Организация проверки домашнего задания. Фронтальный опрос:
|
Целеполагание Формирование положительного отношения к изучаемому предмету; выяснение актуальности знания основных понятий, явлений, правил решения типовых или творческих задач по теме. Время:5 мин. | 1.Просматривают фрагмент образовательного видео. 2. Отвечают на вопросы (при затруднении-продолжение просмотра до получения ответа) | 1.Организация просмотра обучающего видео. Источник №1 до 1:27минуты обучающего видео Ребята, знакомьтесь – это Василиса Николаевна и ее помощник. Они сегодня наши гости. Встречайте их. Они получили странное письмо. Давайте узнаем, о чем оно. 2. Вопросы по учебному видео:
|
Освоение нового материала Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов, механизмов работы. Время:5 мин. | 1) прослушивают объяснение учителя, формулируют ответы на вопросы учителя 2) запись в тетрадь понятия 2) чтение материала учебника. | Прочитайте объяснение, записанное на доске. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
|
Первичное осмысление. Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия, реализовать знания, применить их на практике, испытать новое действие. Время:5 мин. | 1. Работают с фразеологизмами, объясняют, подбирая синонимы. Один учащийся записывает на доске во второй столбик. 2.Дифференцированное задание трем группам в зависимости от уровня подготовленности. 1.репродуктивный 2.продуктивный 3.творческий | 1.Прочитайте фразеологизмы на доске: Держать в руках – /строго/ Как рукой сняло - /прошло/ На руках носить - /баловать/
Один ученик пойдет работать у доски, после выполнения в тетради. 3.Дифференцированное задание - группа 1 (задание пониженной сложности) Ребята, придумайте словосочетание со словами из второго столбика. - группа 2 (задание средней сложности) Ребята, придумайте словосочетания со словами из первого столбика. - группа 3 (задание повышенной сложности) Ребята, попробуйте вставить фразеологизмы в предложения. 4.Теперь мы можем сделать вывод, что является более образным, эмоциональным? Зачем же нам нужны фразеологизмы? 5. Так что же вы могли бы ответить Карташову Вадиму на его предложение? Давайте поможем Василисе Николаевне ответить на письмо ее зрителя, почему нельзя отказываться от использования фразеологизмов в речи. |
Физкультминутка Соблюдение принципа здоровьесбережения на уроке. Время:2 мин. | Встают, выполняют движения, называемые в стихотворении. Садятся на места. | Организует детей к физкультразминке. Мелодия из фильма «Усатый нянь» https://www.youtube.com/watch?v=wa5QaSPs59Q + Заставка Источник 6 Педагог проговаривает стихотворение, показывает движения. Оглянись-ка ты вокруг, Начерти глазами круг, Помахай руками, И похлопай с нами. |
Закрепление Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия, реализовать знания, применить их на практике, испытать новое действие. Время:7 мин. | 1.А теперь обратимся к нашим хорошим знакомым. Смотрим сюжет. Источник №1 с 1:40 до 6:28 Внимание! Попытайтесь запомнить, как объяснить значение фразеологизма. 2.Проверка внимательности при просмотре: Объясните фразеологизмы:
| |
1Работают с тестом в форме интерактивной игры: сопоставление фразеологизма и его объяснения. ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ: 1)один ученик у доски, остальные помогают с места. 2) при полном оснащении класса ПК: каждый самостоятельно работает со своим устройством, 3) работа с личными мобильными устройствами учеников: ссылка скидывается в ученический чат, где по ней учащиеся переходят к заданию. | Источник №2 Тест в форме игры, созданный в программе «Wordwall» https://wordwall.net/play/4654/210/279 3.Ребята, а теперь мы потренируемся в объяснении некоторых фразеологизмов, которые вы, конечно, знаете. Значение некоторых вам известно, а о смысле некоторых мы догадаемся вместе. Организация работы с игровым тренажером.
Ребята, что объединяет все эти фразеологизмы? | |
Итоги урока. Выявления уровня осознания содержания пройденного материала. | Отвечают на вопросы. |
|
Домашнее задание Формирование навыков и умений самостоятельной деятельности, закрепление изученного материала. Время:3 мин. | Записывают в дневник задание | Напишите небольшое сочинение (3-5 предложений), используйте один из рассмотренных на уроке фразеологизмов. |
Рефлексия Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности. Время:3 мин. Приложение 1:Бланк для этапа рефлексии. Приложение 2: Заставка для разминки. | На подготовленных бланках с изображением телефона делают записи. | Ребята, думаю, вы хотите поделиться с друзьями своими новостями. Возьмите телефоны, которые у вас на столах и напишите своему другу СМС, что на уроке вам запомнилось, что понравилось. Ребята, желаю вам учиться засучив рукава и не вешать нос, если что-то получается из рук вон плохо! |
Ахметшина Наталья Юрьевна
Приходько Наталья Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Приходько Наталья Владимировна
Галина Владимировна
Приходько Наталья Владимировна
Елена Владимировна
Приходько Наталья Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Приходько Наталья Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Приходько Наталья Владимировна
Приходько Наталья Владимировна
Устинова Валентина Ивановна
Приходько Наталья Владимировна