Технологическая карта урока русского языка по теме «Фразеологизмы» в 5 классе

12
16
Материал опубликован 6 November 2020 в группе


Предмет, класс

Русский язык, 5 класс

Учитель

Приходько Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия «Шанс» г.Волгодонска

Тема урока,

№ урока по теме

«Фразеологизмы», 57

Авторы УМК: Разумовская М.М. и др. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская С.И. Львова. – М.: Дрофа, 2019

Тип урока

Комбинированный урок

Формы организации учебной деятельности

Урок с элементами интерактивной лекции, исследования.

Фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы обучения

Активные методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный.

Беседа, анализ языкового материала, наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, анализ и синтез, игровые приемы (интерактивная игра, взаимодействие с персонажами обучающего видео).

Оборудование

Интерактивная доска с подключением к сети (возможно использование мобильных устройств учащихся с подключением к сети)

Актуальность использования средств ИКТ

Эффективное достижение общеобразовательных целей; формирование устойчивой мотивации учащихся.

 Просмотр обучающего видео на этапе целеполагания и как дополнительный элемент введение нового понятия,  интерактивная игра на этапе закрепления изученного.

Цель урока

Создание условий для понимания сущности понятия «фразеологизм» и цели использования фразеологизмов речи, использование фразеологизмов в своей речи.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

1. Ввести понятия «фразеологизм», «идиома», способствовать пониманию их значения.

2.Создать условия для формирования умения распознавать фразеологизмы в речи, отличать идиомы от сочетаний с прямым значением, уместно употреблять их при создании собственного монологического высказывания

3.Организовать деятельность учащихся по систематизации имеющихся знаний о лексике, содействовать формированию осознания целостности разделов лингвистики.

1.Развивать навыки исследовательской работы.

2.Развивать коммуникативные навыки.

3.Отрабатывать умение грамотно оформлять собственное монологическое высказывание, давать полный ответ на вопрос.


1.Прививать интерес к изучению родного языка, создать условия для воспитания аккуратности и внимания, бережного отношения и любви к родному языку.

2. Способствовать воспитанию умения слушать и говорить, участвовать в диалоге.


Вид используемых на уроке средств ИКТ

1)ресурсы  сети  Интернет: электронное учебное занятие (обучающее видео, занятие); электронный тренажер по теме (сформирован учителем)

2)универсальные (при отсутствии доступа  к  сети)

Необходимое обеспечение

ПК с подключением к интерактивной доске (возможна работа с проектором)

Образовательные ресурсы Интернет

1.Образовательный канал «Моя радость».

ссылка на ресурс 1:

http://radostmoya.ru/video/4963/

ссылка на ресурс2: 

https://www.youtube.com/watch?v=vY1lcusCd58&feature=emb_logo

ссылка на ресурс 3:

https://yadi.sk/i/r1R1msEGNI_OwQ

​​​​​​​2.Тест по «Фразеологизмам»   https://wordwall.net/play/4654/210/279

3. Музыкальное сопровождение физкультразминки:

 главная тема  фильма "Усатый нянь" https://www.youtube.com/watch?v=wa5QaSPs59Q

4. Бланк для этапа рефлексии: https://www.pinterest.ru/pin/469078117438391632/

5. Заставка для разминки: https://animation.99px.ru/animations/19942/

Этап

Форма организации деятельности учащихся

Цель и основные виды деятельности преподавателя

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности  к уроку.

Время: 2 мин.

Подготовка к уроку.

Приветствие учителя

Проверка домашнего задания

Актуализация знаний

Актуализация изученного ранее материала, контроль выполнения домашнего задания

Время:5 мин.

Фронтальный опрос

Проверка задания  по цепочке.

Организация проверки домашнего задания.

Фронтальный опрос:

  • Что такое лексика?
  • Что такое лексическое значение слово?
  • Какие значения слов являются прямыми?  Приведите свои примеры.
  • Какие значения слов являются переносными?  Приведите свои примеры. Какие слова называют многозначными? Приведите свои примеры.

Целеполагание

Формирование положительного отношения к изучаемому предмету; выяснение актуальности знания основных понятий, явлений, правил решения типовых или творческих задач по теме.

Время:5 мин.

1.Просматривают фрагмент образовательного видео.



2. Отвечают на вопросы (при затруднении-продолжение просмотра до получения ответа)

1.Организация просмотра обучающего видео. Источник №1  до 1:27минуты обучающего видео

Ребята, знакомьтесь – это Василиса Николаевна и ее помощник. Они сегодня наши гости. Встречайте их. Они получили странное  письмо. Давайте узнаем, о чем оно.

2. Вопросы по учебному видео:

  • Ребята, а как вы думаете, что означает слово, о котором говорится в письме Вадима, что такое идиома?
  • А что такое фразеологизм?
  • Из каких частей состоит это слово?
  • Зачем о фразеологизмах нам говорить на уроке?
  • Согласны ли вы с утверждением Вадима Карташова ? Почему?
  • Как относятся к утверждению в этом письме Василиса Николаевна и ее веселый поисковик?

Освоение  нового материала

Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов, механизмов работы.

Время:5 мин.

1) прослушивают объяснение учителя, формулируют ответы на вопросы учителя

2) запись в тетрадь понятия

2) чтение материала учебника.

Прочитайте объяснение, записанное на доске.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

  • Как вы понимаете выражение “устойчивые сочетания”?
  • Чем их можно заменить?
  • Запишите понятие в тетрадь.  

Первичное осмысление.

Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия, реализовать знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Время:5 мин.


1. Работают с фразеологизмами, объясняют, подбирая синонимы.

Один учащийся записывает на доске во второй столбик.

2.Дифференцированное задание трем группам в зависимости от уровня подготовленности.

1.репродуктивный

2.продуктивный

3.творческий

1.Прочитайте фразеологизмы на доске:

Держать в руках –        /строго/

Как рукой сняло -          /прошло/

На руках носить -        /баловать/


2.Запишите эти сочетания, а затем рядом запишите одним словом их значение.

Один ученик пойдет работать у доски, после выполнения в тетради.

3.Дифференцированное  задание

- группа 1 (задание пониженной сложности) Ребята, придумайте словосочетание со словами из второго столбика.

- группа 2 (задание средней сложности) Ребята, придумайте словосочетания со словами из первого столбика.

- группа 3 (задание повышенной сложности) Ребята, попробуйте вставить фразеологизмы  в предложения.

4.Теперь мы можем сделать вывод, что является более образным, эмоциональным? Зачем же нам нужны фразеологизмы?

5. Так что же вы  могли бы ответить Карташову Вадиму на его предложение?

Давайте поможем  Василисе Николаевне ответить на письмо ее зрителя, почему  нельзя отказываться от использования фразеологизмов в речи.

Физкультминутка

Соблюдение принципа здоровьесбережения на уроке.

Время:2 мин.

Встают, выполняют движения, называемые в стихотворении.

Садятся на места.

Организует детей к физкультразминке. Мелодия  из фильма «Усатый нянь» https://www.youtube.com/watch?v=wa5QaSPs59Q + Заставка Источник 6

Педагог проговаривает стихотворение, показывает движения.

Оглянись-ка ты вокруг,

Начерти глазами круг,

Помахай руками,

И похлопай с нами.

Закрепление

Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия, реализовать знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Время:7 мин.


1.А теперь обратимся к нашим хорошим знакомым. Смотрим сюжет.

Источник №1 с 1:40  до 6:28

Внимание! Попытайтесь запомнить, как объяснить значение фразеологизма.

2.Проверка внимательности при просмотре:

Объясните фразеологизмы:

  • «бить баклуши»,
  • «зайти в тупик»,
  • «сгореть от стыда».

1Работают с тестом в форме интерактивной игры: сопоставление фразеологизма и его объяснения.

ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ:

1)один ученик у доски, остальные помогают с места.

2) при полном оснащении класса ПК: каждый самостоятельно работает со своим устройством,

3) работа с личными мобильными устройствами учеников: ссылка скидывается в ученический чат, где по ней учащиеся переходят к заданию.

Источник №2 Тест в форме игры, созданный  в программе «Wordwall»

https://wordwall.net/play/4654/210/279

3.Ребята, а теперь мы потренируемся в объяснении некоторых фразеологизмов, которые вы, конечно, знаете. Значение некоторых вам известно, а о смысле некоторых мы догадаемся вместе.

Организация работы с игровым тренажером.

  1. Морочить голову
  2. Забивать голову
  3. На свежую голову
  4. С больной головы на здоровую
  5. Перевернуть с ног на голову
  6. Сломать голову над задачей
  7. Сломя голову
  8. Вылетело из головы
  9. Вбить в голову
  10. Не сносить головы
  • запутывать кого-то
  • утруждать себя лишними заботами
  • когда отдохнешь
  • переложить вину на другого
  • противоположно тому, как было, наоборот
  • напряженно обдумывать
  • очень быстро
  • забыл
  • внушить что-то, заставить думать 
  • отвечать за свои поступки

Ребята, что объединяет все эти фразеологизмы?

Итоги урока.

Выявления уровня осознания содержания пройденного материала.

Отвечают на вопросы.




  • Что такое фразеологизмы?
  • Для чего они используются в речи?
  • Как проверить, фразеологизм или сочетание слов?

Домашнее задание

Формирование навыков и умений самостоятельной деятельности, закрепление изученного  материала.

Время:3 мин.

Записывают в дневник задание

Напишите небольшое сочинение (3-5 предложений), используйте один из рассмотренных на уроке фразеологизмов.

Рефлексия

Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.

Время:3 мин.






Приложение 1:Бланк

для этапа рефлексии.


w1604681036.jpg

Приложение 2: Заставка

для разминки.


a1604680733.gif

На подготовленных бланках с изображением телефона делают записи.

Ребята, думаю, вы хотите поделиться с друзьями своими новостями. Возьмите телефоны, которые у вас на столах и напишите своему другу СМС, что на уроке вам запомнилось, что понравилось.


Ребята, желаю вам учиться засучив рукава и не вешать нос, если что-то получается из рук вон плохо!
















Комментарии

Наталья Владимировна, спасибо, интересный урок! Только вот ссылка на канал "Радость моя" выдаёт ошибку 404.

6 November 2020

Очень Вам признательна, Наталья Юрьевна, за ценное замечание. Так бывает: все перепроверишь, и все равно выдает ошибку. Исправила адрес, добавила ссылки на другие источники. Спасибо за оценку разработки!

6 November 2020

Благодарю за интересную работу!

7 November 2020

Уважаемая Марина Юрьевна, благодарю за Ваш интерес к моим разработкам. Очень радуют Ваши слова!

7 November 2020

Содержательный, интересный материал! Наталья Владимировна!

7 November 2020

Благодарю, Галина Владимировна, за Ваш отзыв.

7 November 2020

Отличная разработка! Спасибо за Ваш труд, Наталья Владимировна!

8 November 2020

Елена Владимировна, Ваши слова мне очень приятны. Благодарю за внимание к разработке.

8 November 2020

С Победой вас,Наталья Владимировна!

4 December 2020

Марина Юрьевна, я благодарна Вам за высокую оценку разработки. Ваше внимание к работам всегда очень радует! Победа греет и воодушевляет, спасибо за поздравление.

4 December 2020

Поздравляю Вас с заслуженной победой в конкурсе, Наталья Владимировна! Желаю и в дальнейшем интересных творческих идей и их удачного воплощения в реальность!

4 December 2020

От всей души поздравляю с заслуженной Победой!

4 December 2020

Жанна Владиславовна, я рада не только победе, но и добрым словам уважаемых коллег, признанию моего труда! Спасибо за поздравления!

4 December 2020

Людмила Юрьевна, Вам спасибо! За поздравления, пожелания, за Высокую оценку качества работы и внимание к моему опыту. Поддержка замечательных людей, опытных педагогов, неравнодушных коллег - это так много для учителя в современных условиях.

4 December 2020

Очень понравилась разработка урока. Беру в закладки.

19 April 2021

Благодарю за внимание к работе, Валентина Ивановна.

19 April 2021