Литературный классный час «Темные струны души Эдгара По» (9–11 класс)
Муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Самара «Централизованная система детских библиотек»
Детская библиотека № 9
12+
« Темные струны души Эдгара По»
Круглый стол
Составитель Колесникова Т.Д.,
Библиотекарь 1 категории детской библиотеки № 9
МБУК г.о. Самара «ЦСДБ»
Самара, 2020
Ход мероприятия:
Приветствие, вступительное слово ведущего:
«Здравствуйте дорогие участники, я рада приветствовать вас на круглом столе, который посвящен двум произведениям талантливого писателя Эдгара. По. Это произведения «Колодец и маятник» и «Маска красной смерти». Но сначала я расскажу вам кто такой Эдгар По и как он жил».
( ведущим рассказывается краткая биография автора)
Эдгар был средним ребёнком в семье, у него были старший брат Уильям Генри Леонард (1807-1831) и младшая сестра Розали (1810-1874). Жизнь гастролирующих актёров предполагала постоянные переезды, которые были трудно осуществимы с ребёнком на руках, поэтому маленького Эдгара временно оставили у деда в Балтиморе. Там он провёл первые несколько месяцев своей жизни. Через год после рождения Эдгара отец покинул семью. О его дальнейшей судьбе доподлинно ничего не известно. 8 декабря 1811 от чахотки умерла мать По. Маленький мальчик, оставшийся без опеки родителей, приглянулся жене Джона Аллана, зажиточного торговца из Ричмонда, и вскоре бездетная семья забрала его к себе. Сестра Розали попала в семью Маккензи, которые были соседями и друзьями Алланов, в то время как брат Генри жил у родственников отца в Балтиморе.
Приёмная семья Эдгара По относилась к числу состоятельных и уважаемых в Ричмонде. Джон Аллан был совладельцем компании, которая занималась торговлей табаком, хлопком и другими товарами. Детей у Алланов не было, поэтому мальчик был легко и с радостью принят в семью. Эдгар По рос в атмосфере благосостояния, ему покупали одежду, игрушки, книги, с ним занималась дипломированная учительница на дому.
Эдгар По был одним из первых американских писателей, сделавших новеллу основной формой своего творчества. Он пытался зарабатывать исключительно литературной деятельностью, в результате чего его жизнь и карьера были сопряжены с тяжёлыми финансовыми трудностями, осложнёнными проблемой с алкоголем. За двадцать лет творческой деятельности Эдгар По написал две повести, две поэмы, одну пьесу, около семидесяти рассказов, пятидесяти стихотворений и десяти эссе, печатавшихся в журналах и альманахах, а затем собранных в сборники.
Несмотря на то, что при жизни Эдгар По был известен преимущественно как литературный критик, в дальнейшем его художественные произведения оказали значительное влияние на мировую литературу, а также космологию и. Он был одним из первых американских писателей, чья слава на родине значительно уступала европейской. Особое внимание его творчеству уделяли символисты, почерпнувшие из его поэзии идеи собственной эстетики. Эдгара По высоко оценивали Жюль Верн, Артур Конан Дойл, Говард Филлипс Лавкрафт, признавая за ним роль первопроходца в жанрах, которые они популяризовали.
Выступление докладчиков на тему: «Проблема поиска смысла жизни и страха смерти в рассказе Эдгара По «Колодец и маятник»
В какое время происходит развитие событий в рассказе? (выступление с докладом)
Доклад: Действие происходит в 1808 году, во время Пиренейских войн. Рассказ ведётся от первого лица, пережившего пытки и мучения испанской инквизиции в тюрьме г. Толедо. Герой рассказа был осужден за некое преступление и подвергся пыткам. Суд приговорил его к смертной казни. Хотя в рассказе фигурирует историческое лицо — наполеоновский генерал Ласалль — его «историческая достоверность» близка к нулю. В описываемый период (1808 год) в испанская инквизиция практически не обладала реальной силой, тем более права самостоятельно выносить смертные приговоры. Но даже во времена её могущества, описываемых По изощренных методов казни она никогда не использовала. Некоторые из них, например, сжимающаяся и накаляющаяся железная башня, технически едва ли вообще выполнимы в условиях того времени.
Какой смысл несет произведение? Мнения исследователей – литературоведов. ( Выступление с докладом)
Доклад: Рассказывая о смертной казни, о колодце и маятнике, Эдгар По показывает символику, смысл жизни человека. Герой рассказа, которого Инквизиция приговорила к смертной казни, всё время пытается спастись, избежать смерти. И в эти моменты он начинает ценить свою жизнь. Писатель хочет сказать, что, как и в этом рассказе, так и в жизни человек пытается спасти свою жизнь, даже если она была ничтожная или тяжёлая. Существует интерпретация, что острый маятник символизирует трудности судьбы или опасность жизни. Колодец – неправильный выбор или тупик. Каждый человек проходит через колодец или маятник, выбирая свой путь. Литературоведы утверждают, что Эдгар По описал тяжелый жизненный путь своим рассказом «Колодец и маятник».
Ведущий рассказывает о проблеме поиска смысла жизни и страха смерти в рассказе Эдгара По «Колодец и маятник»
Обсуждение выступления докладчиков.
Вопросы для обсуждения:
«Что могло побудить По написать этот рассказ?»
«Почему в рассказе так тщательно описываются мучения героя?»
«Почему рассказ «Колодец и маятник» считается культовым?
«Какие символы используются в рассказе?»
Мнение экспертного жюри. (Жюри высказывается, каждый по несколько слов)
Выступление докладчиков на тему: проблема страха смерти в рассказе Эдгара По «Маска красной смерти»
Какие символы используются в рассказе и как они трактуются исследователями – литературоведами? (выступление с докладом)
Доклад: В «Маске Красной Смерти» Эдгар По использует множество элементов готической литературы, в том числе описывается готический замок, как место основных событий. Множество одноцветных комнат могут являться отражением человеческого разума, выражением различных типов индивидуальности. Регулярно встречающиеся образы крови и времени также указывают на предметность, символизм. Чума же может представлять собой типичные признаки человеческой смертности. Это означает, что весь рассказ является сплошной аллегорией на бесполезность человеческих попыток предотвратить смерть — данного утверждения придерживается большинство исследователей. Однако, несмотря на это, всё ещё ведутся споры вокруг интерпретации текста рассказа. Некоторые исследователи склонны утверждать, что не следует рассматривать его как аллегорию, в пользу чего свидетельствует отвращение писателя к морализаторству. Если в рассказе и имеется мораль, то По нигде этого не показывает явно.
Что такое «Красная смерть»? Существовала ли она на самом деле? (выступление с докладом).
Доклад: Болезнь, названная Красной Смертью, является вымышленной. Писатель описал её как «острые боли, неожиданное головокружение и кровотечение из всех пор» с последующей смертью менее чем за полчаса. Вероятнее всего описание болезни было вдохновлено туберкулёзом (или чахоткой, как её называли в то время), так как жена По, Вирджиния, страдала от этой болезни и, подобно принцу Просперо, По не желал признавать возможность смерти. Также родственники По — Элиза (родная мать писателя), Уильям (англ.)русск. (брат) и Фрэнсис Аллан (приёмная мать) — также умерли от туберкулёза. С одинаковой долей вероятности описание может относиться и к холере; в 1831 году По засвидетельствовал вспышку эпидемии холеры в Балтиморе. Другие исследователи высказали предположение, что Красная Смерть не что иное как Бубонная чума (Чёрная смерть), что, по их мнению, подтверждается кульминационным моментом в конце истории, где Красная Смерть оказывается в чёрной комнате. Также выдвигалась гипотеза, что Красная Смерть вовсе не является болезнью; её надо понимать как слабость, присущую всем людям (вроде «первородного греха»).
Ведущий рассказывает о проблеме страха смерти в рассказе Эдгара По «Маска красной смерти»
Несмотря на то, что замок Просперо предназначался, чтобы не пустить болезнь, сам по себе он является мрачной и давящей постройкой. Его похожее на лабиринт расположение комнат и коридоров, узкие стрельчатые окна — всё это доходит до абсурда в последней, чёрной, комнате, которая была настолько мрачной и давящей, что «весьма немногие из танцующих заглядывали в эту очарованную комнату»[5]. Кроме того, замок должен был стать полностью изолированной зоной, но, тем не менее, незнакомец в маске сумел прокрасться внутрь, что предполагает намёк на то, что контроль — лишь иллюзия.
Как и многие рассказы писателя, «Маска Красной Смерти» исследовалась с точки зрения автобиографичности. В этом случае, прообразом принца Просперо является сам По - богатый молодой человек из выдающейся семьи Алланов. С этой точки зрения, По ищет убежища от опасностей внешнего мира, но в то же время изображает себя как противостоящего незнакомцу в маске, то есть готовым к неизбежным опасностям своей собственной жизни.
Обсуждение выступления докладчиков.
Вопросы для обсуждения:
« Почему для обозначения комнат, По выбрал именно такие цвета?» (голубом, пурпурном, зелёном, оранжевом, белом и фиолетовом, чёрном).
«Боялись ли герои смерти?»
«Почему Эдгар По дает одному герою жить, а другому нет?»
Ведущий: А сейчас мы попробуем сравнить двух героев произведений с помощью синквейна. На листе ватмана ведущий записывает варианты ответов участников.
Вопросы для обсуждения:
«В чем сходство двух героев?»
«В чем различие?»
Мнение экспертного жюри
Подведение итогов круглого стола (участники, жюри и ведущий делятся впечатлениями о круглом столе)
Список литературы:
Эдгар, А. По Эдгар А. По. Собрание рассказов / Эдгар А. По. - М.: МШК МАДПР, 1992. - 384 c.
Эдгар, Аллан По Эдгар Аллан По. Лирика / Эдгар Аллан По. - Мн.: Харвест, 2002. - 480 c.
Эдгар, Аллан По Эдгар Аллан По. Малое собрание сочинений / Эдгар Аллан По. - М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2010. - 832 c.
Эдгар, Аллан По Эдгар Аллан По. Полное собрание рассказов / Эдгар Аллан По. - Л.: Наука, 1970. - 800 c.
Эдгар, Аллан По Эдгар Аллан По. Полное собрание рассказов в одном томе / Эдгар Аллан По. - М.: Эксмо, 2011. - 864 c.
Эдгар, Аллан По Эдгар Аллан По. Полное собрание стихотворений / Эдгар Аллан По. - М.: Вита Нова, 2012. - 368 c.
Эдгар, Аллан По Эдгар Аллан По. Рассказы. Стихотворения / Эдгар Аллан По. - М.: Эксмо, 2008. - 792 c.