Публикация «Теоретические и методологические проблемы современного образования»

2
0
Материал опубликован 24 November 2021 в группе



Теоретические и методологические проблемы современного образования.

Автор статьи: Рыбчинская Е.В., учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей «Солярис»» г.Саратов

Аннотация

Проблемы современной системы образования являются одними из самых актуальных в наше время. Значимость образования человека имеет как личностный, так и социальный ориентиры. Личностный ориентир основан на стремлении самого человека развиваться, применять свои способности, участвовать в культурной жизни общества, получать необходимые умения для успешной деятельности.

Социальный ориентир подразумевает получение людьми образования в целях и интересах самого государства, его положительное воздействие на социальные процессы, роли в укреплении демократичного общества и правового государства.

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, его приобщения к знаниям, культурным ценностям, социальным нормам. В процессе образования индивид осваивает теоретические основы различных наук, а также практические умения и навыки.

Проблемные вопросы: мотивация обучения, актуализация знаний, применение знаний в реальной жизни, а не только за школьной партой.

Ключевые слова: мотивация, интерес, обучение, рефлексия

Движущая сила любой человеческой деятельности, а значит и учебы, – мотив. Мотив – это побуждение к деятельности, обусловленное желанием удовлетворить какую-либо потребность. «Мотив в обучении – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней» [1, 16]. При организации учебной деятельности используются следующие аспекты: - обучение должно быть научным. Обучение должно отвечать максимально допускаемому теоретическому уровню современной науки. Раскрывать систему изучаемой науки со всеми существующих предметными и межпредметными связями. - обучение должно быть серьезным, трудным, но доступным. В обучении должны соблюдаться принципы посильной трудности. Педагог должен помогать ученику преодолевать трудности и данное сотрудничество и есть педагогический процесс - связь образовательного процесса с социумом, в котором живем. Учащиеся должны понять, что знания данные педагогом имеют для него личностный смысл и пригодятся в жизни. Ученики активно участвуют во всех событиях, происходящими на уроке. Педагог должен искусно направлять их мысли в нужное русло и управлять их познавательной деятельностью. В то же время ученик сам выстраивает свою систему действий, которая поддерживала бы его познавательные интересы, мотивы в рабочем состоянии. И если данные знания будут заложены в опыт ученика, он в перспективе может применить лично в будущем. Для этого важно, чтобы каждый ученик на каждом уроке умел бы посмотреть на себя со стороны, критически отнестись к своей деятельности и осознанно ее контролировать. Превращение учащегося в субъект учения осуществляется за счет обеспечения его включенности, учета возрастных особенностей, опорой на жизненный опыт. Подобное превращение сопровождается включением в процесс обучения элементов творческой деятельности и игры, использованием полифункциональных средств педагогического общения и формированием положительной эмоциональной атмосферы на уроке.

В психологии широко используется классификация мотивации как внутренняя и внешняя. Внутренняя зависит от самого обучаемого, а источником внешней мотивации является ожидание конкретной награды, личной реализации, влияния родителей, школы, общества. На теории, обучаемый получит идеальную комбинацию, когда внутренняя и внешняя мотивация работают в зависимости друг от друга. Факторы влияния на мотивацию к изучению материала. Подготовка учебной деятельности, привлечение внимание обучаемых. Провокация любопытства.

Любопытство является процессом, который проявляется в поведении и активируется характеристиками информации, как новизна, сложность, неожиданность, неясность и переменчивость. Все эти характеристики могли бы быть использованы преподавателями для мотивировки и занятости внимания обучаемых. Выяснения важности задачи.

Второй фактор, который мог бы повлиять на положительную мотивировку обучаемых к изучению материала, это выяснение важности учебного содержания или задач для выполнения. Смысл, который обучаемые придают учебной деятельности, зависит от двух основных факторов:

Во-первых, от степени, до которой они могут поставить задачу в контексте того, что они уже знают. Это возможность, с одной стороны, имеет важное влияние на их интерес к поставленной задаче, а, с другой стороны, и от действий преподавателя.

Во-вторых, от возможности обучаемых оценивать результаты вследствие выполнения поставленной задачи. Провоцирование и поддерживание интереса обучаемых

Термин интерес связан с удерживанием направленного внимания на что-либо – в контексте обучения – объяснения или выполнение задачи. Поддерживание интереса обучаемых во время учебной деятельностью. Задерживание интереса и внимания зависит от любопытства, которое, со своей стороны, связано с инновациями, а также содержит ли она решение интересных проблем и вопросов. Как было уже отмечено выше, любопытство содержит направление внимания некоторым образом на данный феномен. Очевиден тот факт, что для поддержания внимания обучаемых сосредоточенным в данном феномене, необходимо, чтобы оно было привлечено заранее. Несмотря на это, с течением времени наблюдается привыкание, поэтому нужно использовать разнообразные и интересные задачи, с целью поддерживать любопытство обучаемых.

Практические примеры упражнений, для сочетания теории и практики:

1.Упражнение-презентация.

Например: Представление национальной культуры и традиций Японии (любого другого государства).

Задача: Развитие творческого потенциала учеников, умения представлять результаты своей работы, умения рефлексировать и анализировать с целью поиска условий для успешной презентации материала. Время: 45 минут. Заранее готовятся задания по трем направлениям, затем идет их презентация.

Традиции и искусство. Мастер-класс. Оригами – искусство поделок из бумаги. Каллиграфия – роспись по шелку. Икебана – составление букета. Борьба сумо и др.

Национальный костюм. Представление сценического образа. Женское и мужское кимоно.

Национальная кухня. Мастер-класс и дегустация. Церемония чаепития. Приготовление национальных блюд (суши) и др.

Далее следует этап «обратной связи». Участникам предлагается ответить на вопросы:

1) Какие эмоции вы испытали, выполняя это упражнение? (каждый участник выражает свои эмоции одним словом).

2) Для чего преподаватель задал такое упражнение?

3) Почему это упражнение важно?

4) Что было самым трудным?

5) Что оказалось самым простым и приятным?

6) Что получилось?

7) Над чем предстоит еще поработать?

8) Довольны ли вы своими результатами?

9)После обсуждения предлагается сделать выводы, а именно, назвать условия для успешной презентации материала ( Инструментарий (наглядность) и т.д.).

Упражнение - проблема.

Почему Япония, обладающая не выгодным географическим положением, является одной из самых развитых стран мира?

Задача: Развитие умения решать проблемные задания в группах с использованием современных дискуссионных приемов («мозговой штурм и др.). Время: 20 минут. Группам предлагается сначала выделить главные характеристики страны (проблемы географического положения, научно-технические достижения Японии, национальные черты населения и др.), а затем, проанализировав каждую, ответить на предложенный вопрос.

Упражнение - синквейн.

Япония. Задача: Развитие творчества, умения синтезировать полученную информацию. Время: 5 минут.

Синквейн (от фр. пять)- стих в пять строк, возникший в США под влиянием Японской поэзии. Первая строка — 1 слово (тема синквейна). Вторая строка — 2 слова (прилагательные, они дают описание признаков). Третья строка — 3 слова (глаголы, описывающие характерные действия). Четвертая строка — фраза из 4-х слов, выражающая личное отношение автора. Пятая строка —1 слово (резюме, характеризующее суть предмета).

На современном этапе вопрос о межпредметных связях считается важной проблемой дидактики. Считается, что предметная система образования не дает учащимся цельной картины мира, не стимулирует их к системному анализу и видению действительности. Для решения этой проблемы дидактика рекомендует учителю устанавливать межпредметные связи: видеть общие темы; видеть сквозные проблемы; видеть фундаментальные проблемы; строить обучение с опорой на комплекс предметов создавать интегрированные курсы (учебные дисциплины, соединяющие знания из разных научных областей).

В любом учебном процессе важна рефлексия, так как если нет обратной связи, то не понятен эффект самого урока. Методология рефлексии помогает учесть обратную реакцию со стороны обучающихся.

В «Российской педагогической энциклопедии» рефлексия (греч. – обращение назад) – это способность человеческого мышления, направленная на осознание мира и самого себя; самопознание, раскрывающее деятельность души и уникальность духовного мира человека [2, С. 505]. На сегодняшний день выделяют три вида рефлексии:

- прагматическая, приводящая к исследованию деятельности и поступков, размышлений об их нормах и значениях;

- научная, представляющая собой аналитическое исследование теоретических знаний;

- философская, подразумевающая осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом.

С точки зрения Г.П. Щедровицкого рефлексия – это идеальная (теоретическая) деятельность, которая является механизмом развития продуктивной практической деятельности. Автор рассматривал рефлексию с точки зрения «кооперации деятельности». На основании этой идеи строится схема «рефлексивного выхода» за рамки деятельности в случае невозможности ее осуществления. Перейдя к позиции новой деятельности, человек обретает средства «строить смыслы», исходя из которых понимает и описывает прежнюю деятельность, изменяет ее [3, С. 25].

Таким образом, если использовать мотивацию, актуализацию знаний, учитывать рефлексию, возможно найти выход при современном обучении.

Список литературы:

А.К. Маркова. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990

Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: БРЭ, 2008.

Щедровицкий, Г.П. Система педагогических исследований. Педагогика и логика. М. : Касталь, 2003.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации