12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кретинина Юлия Константиновна2661
Стаж работы учителем - логопедом 16 лет. Люблю детей и их удивлять. Моё хобби - вышивание, алмазная вышивка. Детский сад для меня гораздо больше, чем работа, это то место, где в любую погоду меня согреют ребячьи сердца и всегда светит солнце в моей душе.
Россия, Ярославская обл., Ярославль

«Теория и практика дистанционного обучения учащихся с ОВЗ (ТНР)»

Из опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад № 6» г.Ярославль Кретининой(Кузьминой) Юлии Константиновны.

Взаимодействие детского сада с семьей воспитанников всегда являлось актуальной проблемой.   Согласно ФГОС, семейному воспитанию уделяется особое внимание, и Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обязано создать все условия, для того, чтобы родители активно и осознанно участвовали в воспитательно-образовательном процессе. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

Огромное значение имеет эффективное взаимодействие педагога с семьей. Практика показывает, что результаты коррекции во многом зависят от того, насколько удалось вовлечь в этот процесс родителей воспитанника.

Особенно актуальным вопрос эффективного взаимодействия с родителями встал весной на карантине по КОВИДу 2020 года. Участие родителей, в коррекционно-образовательном процессе, стало просто необходимым, поскольку лично встретиться с воспитанником было невозможно.  

Для эффективной организации этой работы необходимо решить несколько задач:

- наладить доверительные партнерские отношения с родителями;

-сформировать мотивацию к участию в коррекционном процессе;

-обучить практическим приемам работы с ребенком по коррекции и развитию речи;

-повышать грамотность в области развития детей, педагогическую и психологическую осведомленность.

-вовлечь родителей в процесс коррекции.

Таким образом, совместная деятельность учителя – логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно – образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей – важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы воспитанников с ТНР.

Происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений главных субъектов образовательного процесса. Сейчас активно разрабатываются и применяются на практике новые эффективные формы сотрудничества дошкольных образовательных организаций с семьей. Особенно актуальны в наши дни интернет-технологии, которые отвечают требованиям современной жизни.

На сегодняшний день и для учителей-логопедов актуальным является вопрос поиска эффективных форм сотрудничества с родителями, направленного на коррекционную, консультативную, информационную помощь. Практический опыт работы в ДОО позволяет сделать вывод, что родителям нужна постоянная методическая помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития детей. Родители часто отстраняются от работы над речевыми проблемами детей, так как не владеют определенными педагогическими знаниями.

Поэтому так важно повышать родительскую компетентность в коррекционном процессе, основные задачи которого – вовлекать родителей в педагогическую деятельность, распространять логопедические знания в среде родителей.

Такой эффективной формой взаимодействия с родителями для меня стало использование интернет-страницы ВКонтаке (https://vk.com/public194164528)Интернет-страница позволяет учителю-логопеду выйти за рамки образовательной организации, установить межпользовательские связи и активно взаимодействовать с родителями. Здесь родители выступают не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые могут принимать участие в групповом обсуждении, выстраивать общение с педагогом. Приобщение к коррекционной работе в сети Интернет помогает родителям яснее увидеть проблему ребенка и убедиться в необходимости закрепления изученного материала дома с родителямипомогает родителю отслеживать, как идет речевое развитие его ребенка (с заключением ТНР); повышает интерес родителей к логопедическим занятиям.

Интернет-ресурс осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

1. Организационно-методическое направление.

Работая в этом направлении, учитель-логопед знакомит с содержанием логопедической работы на неделю, выкладывает домашние задания для закрепления полученных на занятиях с логопедом навыков. Родители выполняют их в форме сюжетных игр с игрушками, игр с картинками и т. д. Домашние задания могут быть выложены в виде файлов в формате Word либо в форме видео-уроков или мастер-классов.

2. Консультативное направление.

Педагог оказывает консультативную помощь родителям в преодолении задержки речевого развития у малышей. Для родителей подбирается материал по привлечению их непосредственно к коррекции речевых нарушений у детей, предоставляется необходимая информационная поддержка.

3. Мотивационное направление.

Учитель-логопед стимулирует мотивационное отношение родителей к коррекционной работе с их детьми. Для этого педагог рассказывает о путях преодоления речевых проблем и необходимости логопедической работы, необходимости родительской помощи, которая может способствовать значительному прогрессу в преодолении задержки речевого развития у малышей как в процессе выполнения домашних заданий в течение года, так и в результате выполнения рекомендаций учителя-логопеда на лето.

4. Информационно-просветительское направление.

Родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить игры с ребенком, выполнять упражнения.Каждый родитель может воспользоваться размещенными на странице материалами, задать вопрос логопеду и получить ответ. На странице педагог выкладывает видеоролики, презентации, записи и фотографии деятельности детей на занятиях с логопедом, видеоуроки для родителей по проведению логопедических игр; объявления, новости, информацию об актуальных событиях.

Результат работы и сотрудничества с родителями в интернет-группе показывает, что возрастает активность родителей в образовательном процессе повышается родительская компетентность в вопросах преодоления задержки речевого развития у детей раннего возрастародители становятся непосредственными участниками коррекционно-образовательной работы. А также создание интернет-страницы способствует повышению авторитета педагогических работников образовательной организации среди родителей.

Хотелось бы поделиться личным опытом по взаимодействию с родителями через такую форму ИКТ, как  создание и ведение  социальной  группы в соц. сети ВКонтакте.

Изначальная цель создания группы – проводить занятия с воспитанниками моей группы, просветительская работа с родителями.

В апреле-мае 2020 года разместила видеозаписи артикуляционных упражнений. Потом на стене группы разместила материал из других групп по разделам, в том числе и новым "Мелкая моторика", "Лексико-грамматические категории",игры и речевой материал для автоматизации звуков, скороговорки. В группе лишь выкладываются общие материалы (описания игр, упражнений, рабочие тетради с речевым материалом, видеоинструкции и т.д.).

Из 54 родителей (это 2 выпускных группы и 1 старшая) - 50 процентов отказались от занятий:

30 процентов – речь нашего ребенка в норме;

10 процентов – не наша работа заниматься с ребенком;

10 процентов – нет интернета.

Занятия длились 10-15 минут, работали в различных мессенджерах – WhatsApp, ВКонтакте, Viber. Но чаще всего проводилась работа ВКонтакте. Подготовка к онлайн занятию имеет большое значение и занимает большее количество времени, чем в офлайн формате. В группе представлены видео с артикуляционными упражнениями. Снимала Кретинина Ю.К. на записи М.В. Кукушкина учителя – логопеды МДОУ «Детский сад № 6».

Я проводила занятия по плану:

Организационный момент;

«Сказка про язычок». Артикуляционные упражнения;

Дыхательные упражнения;

Автоматизация звука (уточнение артикуляции, автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, в предложениях);

Пальчиковая игра;

Игра на развитие внимания и памяти;

Итог занятия, анализ работы.

Занятие дистанционно подходят не всем детям!

- Необходимо хорошее произвольное внимание;

- Ребенок должен понимать плоскостные изображения;

- Дома должна быть развивающая среда (игры, игрушки, пособия);

-Родитель должен владеть педагогическими приёмами, чтобы удержать внимание ребенка. Иногда родителю было трудно усадить ребенка к экрану.

Как удержать педагогу внимание ребенка на онлайн- занятии.

Внешний вид педагога (акцент на яркие детали);

Необходимость использования наглядности (куклы, мультфильмы, картинный материал, презентации)

Высокий темп проведения занятий, переключаемость с одной игры на другую.

Создание мотивационных моментов.

Домашним заданием было вклеить в логопедический альбом картинки, в которых есть определенный звук, выучить стихотворение и прислать видеозапись.

У родителей воспитанников появился интерес к занятиям, на карантине они стали больше внимания уделять детям, стали «следить» за речью ребенка. Играть в развивающие игры.

По итогу работы в онлайн - режиме: все дети идут в школу - с чистой речью. На мой взгляд педагогический коллектив МДОУ «Детский сад № 6» справился с возникшими трудностями, хотя в начале карантина был шок, стресс, но потом все успокоились и решали проблему связи с родителями, организацией занятий и подбор красочного и яркого материала.

Группа "Логоудаленка" существует 10 месяцев и активно поддерживается родителями воспитанников.

Моя группа VK.com(https://vk.com/public194164528) активна по настоящее время, сбрасываю туда интересную информацию для родителей (статьи, игры, ребусы, рекомендации по развитию речи). На первом организационном собрании в начале 2020 – 2021 учебного года  с родителями обсуждалась возможность и технология взаимодействия через интернет. Мной проведено анкетирование, удобна ли форма странички в ВКонтакте для общения и выкладывания домашних упражнений.  Примерно половина родителей   выбирают  форму взаимодействия через интернет, путем общения в соц. сети, такие родители оказываются более активными и заинтересованными, чем те, кто получают  рекомендации для занятий с детьми  по старинке через тетрадь взаимодействия.

Сейчас я активно использую на логопедических занятиях кинезиологические упражнения, поэтому и на стене группы «Логоудалёнка МДОУ д.с.6 «Теремок» есть видео с кинезиологическими упражнениями. Возможности же общения через интернет позволяют предоставить родителям более полную, понятную информацию, подкрепленную  текстовым материалом, фото, аудио  или видеоинструкцией.

Возможности копировать и накапливать материал позволили значительно экономить время. Педагог может посетить ее в любое время дня с компьютера или с телефона. У родителей всегда есть возможность обсудить в личном сообщении волнующие их вопросы, уточнить задание, договориться о посещении занятия или дополнительной консультации, через видеозвонок или личное сообщение.

Группа является закрытой, что позволяет сохранять конфиденциальность персональных данных детей, педагогов и родителей, размещать материалы, раскрывающие тонкости коррекционно-логопедической работы.

Подводя итоги работы, с использованием соц.сети ВКонтакте за период пандемии, я убедилась, что такая работа действительно необходима, достаточно  эффективна и имеет большой  потенциал. Умение общаться на новом уровне – залог успешной работы и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.