12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44116
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
23

У р о к 9. «При солнце тепло, при родителях добро». (По рассказам И.А. Бунина «Снежный бык» и В. И. Белова «Скворцы»)

Родная русская литература. 5 класс

У р о к 9. «При солнце тепло, при родителях добро». (По рассказам И.А. Бунина «Снежный бык» и В. И. Белова «Скворцы»)


Цели: расширить представление пятиклассников о взаимоотношениях родителей, о роли родителей в жизни детей, развивать умение определять тему (узкую и широкую) и основную мысль произведения, выделять элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, в ходе анализа выявлять особенности построения рассказа; воспитывать понимание чувств других людей, развивать умение отбирать и анализировать информацию, характеризовать героев-персонажей, навыки речевого общения.

Планируемые результаты: понимание жанровой специфики рассказа, понимание роли средств выразительности в художественном произведении; владение элементами анализа рассказа; умение составлять план прозаического произведения и делать по плану выборочный пересказ, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.


2. Целеполагание.

Уч-ль: Ребята, прочитайте внимательно тему урока. Как вы понимаете эти слова? В каком значении употребляется слово добро?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке?


3. Подготовка к восприятию.

Сегодня к уроку мы читали два рассказа. Что их, по вашему мнению, объединяет?


4. Анализ рассказа «Снежный бык»: беседа, составление плана, анализ рассказа, словарная работа.

-Вы прочитали рассказ «Снежный бык». Какие чувства вызвало у вас чтение? Почему?

Уч-ся: рассказ наполняет сердце теплом, тихой радостью, счастьем, любовью. Наверно, потому, что в рассказе говорится об отце, который нежно любит сына и заботится о нем.

-Какие слова вам помогли разобраться в чувствах героя?

Уч-ся: уменьшительно-ласковые слова (постелька, личико, сердечко), обращение (дорогой мой).

-Перескажите рассказ. Какие события помогли вам понять его основную мысль?

Уч-ся: поздней ночью Хрущев, отец семейства, не спит, он читает, но его чтение прерывает плач его сына. Хрущев успокаивает малыша, поглядев в окно, понимает, почему ребенок беспокоился: в окно виден снежный бык, снегур, которого слепили днем мальчишки. Хрущев выходит во двор и рушит быка, это событие показывает, как отец защищает своего сына.

-Составьте план рассказа. Просмотрите еще раз текст и запишите ключевые словосочетания или части предложения в таблицу, у вас получится цитатный план.

План рассказа «Снежный бык»

1.

Хрущев читает ночью книгу.

«Как все прекрасно!»

2.

Герой идет в детскую и успокаивает своего плачущего сына.

«Он берет его на колени, покачивает, осторожно целует».

3.

Хрущев понимает, почему ребенок тревожится уже третью ночь.

«Белое чудище, что дети сбили из снега», «снегур и впрямь страшен ночью»

4.

Герой выходит во двор и разрушает снежного быка, который пугал его сына Колю.

«Решительно, с удовольствием ударяет в него ногою».

5.

Герой понимает, как прекрасна жизнь, любовь наполняет его сердце.

«Он с нежностью думает о Коле, думает о том, что в жизни все трогательно, все полно смысла, все значительно».


-Какие слова в рассказе вам показались незнакомыми?

Словарная работа

Стеарин - белое или желтоватое жировое вещество, идущее на изготовление свечей, а также употребляемое в мыловарении и других областях техники.

Глянцевитый -(глянцевый - имеющий глянец, блестящий, лоснящийся)-чуть-чуть глянцевый, т.е. чуть-чуть блестящий.

Зыбь - колебание, непостоянство, неустойчивость; волнение на водной поверхности в отсутствие ветра; лёгкое колебание нетвёрдой поверхности.

Сени - входная часть (прихожая) традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение.

Уч-ль: чему учит рассказ своих читателей?

Уч-ся: рассказ учит искренней любви к близким, умению заботиться. Показаны добрые отношения отцов и детей. Именно такими они и должны быть в семье. Родители должны серьезно относиться к проблемам детей, должны оберегать своих детей от любых невзгод и переживаний.

5. Анализ рассказа «Скворцы»: беседа, составление плана, выборочный пересказ.

-Как вы думаете, для кого написан рассказ -для взрослых или для детей? Почему вы так решили?

Уч-ся: для детей, рассказ о Павлуне, он главный герой, автор рассказывает о его переживаниях, события даны его глазами.

Вы уже знаете о том, что тема любого произведения может быть узкой и широкой. Определите обе.

Уч-ся: узкая тема – рассказ о больном мальчике Павлуне, широкая -доброта, гармония в человеческих отношениях, отношениях между родителями и детьми, забота.

-Составьте план рассказа так, чтобы можно было легко пересказать его по составленному плану.

1. Павлуня болеет, он не встает с постели.

2. У родителей нет денег отвезти ребенка в больницу, но они заботятся о нем.

3. Отец смастерил скворечник, чтобы Павлуня мог видеть и чувствовать приближение весны.

4. Однажды от ветра скворечник упал.

5. Павлуня, преодолев болезнь, отправился на улицу и увидел, что яйца разбились, а скворцы улетели.

6. Павлуня потрясен, он теряет сознание.

7. Отец успокоил сына и отнес домой.

8. Павлуня лежит в жару, но мы понимаем, что он обязательно выздоровеет.

-Перескажите эпизод, который вы считаете наиболее значительным в рассказе. Почему вы так считаете?

Уч-ся: пересказывают, объясняют.

-Какую роль в рассказе играют скворцы? Можно ли сказать, что это символический образ?

Уч-ся: этот образ символический. Скворы-это символ весны, света, радости жизни. Скворцы помогают читателю глубже понять душу героя, его переживания, подчеркивают доброту Павлуни.

-Какова главная мысль прочитанного вами рассказа?

Уч-ся: отношения между родителями и детьми должны быть такими, как у героев рассказа: добрыми, основанными на внимании, заботе, нежности, любви.


6. Подведение итогов урока

Вы прочитали два рассказа. Почему каждый из них так называется, ведь в обоих речь идет о людях и взаимоотношениях между ними. Какой нравственный урок вы извлекли, прочитав рассказы «Снежный бык» и «Скворцы»?

Домашнее задание: прочитать рассказ Ю. Я. Яковлева «Сыновья Пешеходова» и солдатскую сказку К. Г. Паустовского «Похождения жука-носорога».

Использованная литература

1. Виноградова Е.М. Образный строй рассказа И. А. Бунина «Снежный бык» (К 150-летию со дня рождения). Русский язык в школе. 2020;81(6):63-73. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-63-73



Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 01.08.22 в 09:21 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за помощь коллегам,Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 01.08.22 в 09:34 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за спасибо, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.