Урок литературного чтения с рабочим листом «М. Михайлов "Лесные хоромы"» (1 класс)
Предмет | Литературное чтение на родном русском языке. (Литературное чтение) | |
УМК | УМК «Школа России». («Начальная школа 21 века») | |
Класс | 1 класс. | |
Тема | М. Михайлов. Лесные хоромы. Сказка (слушание). | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. | |
Цели урока | Создавать условия для формирования читательских умений: правильно называть произведение, жанр, автора, тему, соотносить прошлую информацию с опытом общения с книгой, развивать речь учащихся. Обогащать их словарный запас. | |
Планируемые результаты | Предметные: научиться определять тему и жанр произведения, называть произведение и автора, уточнить понятия о видах сказок; научиться находить в тексте информацию о героях произведения, понимать содержание прочитанного, выражать свое отношение к положительным и отрицательным поступкам героев, понимать поучительный смысл сказки. Метапредметные: читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Регулятивные: принимают позицию слушателя в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные: умение работать в паре, вступать в диалог с учителем. Личностные: содействовать развитию наблюдательности, памяти, мышления. Способствовать воспитанию таких качеств, как дружелюбие, доброта, умение договариваться, жить в согласии. | |
Оборудование | Сказка М. Михайлова «Лесные хоромы», презентация, рабочий лист. | |
Технология | Технология деятельностного метода. | |
Технологическая карта урока | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Слайд 2 | - Пожелаем друг другу успешной работы. Улыбнитесь в паре друг другу. - Назовите буквы. - Буквы рассыпались. Составьте из них слово. | Настраиваются на урок. Читают буквы. Составляют слово СКАЗКА. |
Этап актуализации знаний | - Вспомните, какие сказки вы читали. Кто их автор? -Кто догадался, с произведением какого жанра познакомимся сегодня на уроке? | Дети перечисляют сказки и называют автора. -Познакомимся со сказкой. |
Этап фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии выявления места и причины затруднения Слайд 3 | - Работать будете в парах (организует работу в паре так, чтобы хотя бы один из учеников знал буквы или умел читать). -Помогать будет рабочий лист. -В задании 1 и 2 прочитайте, кто автор новой сказки и её название. | Большинство ребят испытывают затруднение. Обсуждают в паре. Кто-то из учащихся догадывается, как можно прочитать имя и фамилию автора, заголовок сказки. |
Этап построения проекта выхода из затруднения Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 | -Кто догадался, объясните, как можно прочитать имя и фамилию автора сказки. -Запишите и прочитайте. -В задании 2 кто догадался, объясните, как можно прочитать название сказки. -Итак, зачитайте тему урока. - Определите цели урока. С чем познакомимся на уроке. Рассказ учителя об авторе кратко и доступно. Михайлов Михаил Ларионович – выдающийся писатель (1826 – 1865). Дед его, Михайла, человек недюжинный, был крепостным известного из “Семейной хроники” С.Т. Аксакова – Куроедова и погиб в непосильной борьбе с наследниками Куроедовой, не пожелавшими признать действительность словесной вольной, которой она освободила Михайлушку от рабства. Однако еще при жизни Куроедовой Михайлушка успел вывести в люди своих сыновей, в том числе Лариона Михайлова (отца автора), умершего в должности управляющего Илецкой Соляной Защитой. Михаил Михайлов родился полуслепым; ему сделана была операция век, чем объясняется ненормальный вид его глаз на портретах. Получил тщательное домашнее воспитание. Хорошо изучил языки, которыми владел в совершенстве. Был революционером. Писал разные произведения, в том числе и сказки. | -В задании 1 читать слова надо задом наперед. Записывают и читают в паре МИХАИЛ МИХАЙЛОВ. Объясняют, что в задании 2 читать надо заглавные буквы. Записывают и читают в паре слова ЛЕСНЫЕ ХОРОМЫ. -Познакомимся с творчеством М. Михайлова, со сказкой «Лесные хоромы». |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Слайд 7 | Организует словарную работу до чтения: хоромы, кузовок, перекоряться. Учитель помогает, в случае затруднения. -Послушайте сказку и после прочтения объясните, почему это сказка? Чтение сказки учителем. -Почему это сказка? -Значит, какая это сказка? | Учащиеся, которые умеют читать, зачитывают и объясняют слова. Слушают сказку. -В сказке есть волшебство. Герои-животные разговаривают. -Сказка о животных. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Слайд 8 Слайд 9 | -Выполните на листе в паре задание 3. Составьте из слогов слова-названия героев сказки. -Восстановите последовательность появления героев в сказке. Проверка восприятия. Организует анализ сказки по вопросам. -Откуда в лесу взялся кузовок? -Пользуясь рабочим листом и экраном, перескажите, как герои заселились в кузовок. -Почему такие имена у героев: муха-громотуха, комар-пискун, оса-пеструха, слепень-жигун? - О чём у героев пошли разговоры? - И начали насекомые перекоряться, о чём? -Кто прервал их спор? -Как заканчивается сказка? -Почему героям не удалось выбраться из кузовка? -Посоветуйте героям, как нужно было поступить, чтобы спастись? | Работают в паре. Составляют слова муха, комар, слепень, оса. Зачитывают. Сверка с эталоном (слайд 8). Работая в паре, расставляют цифры от 1 до 4 в той последовательности, в какой герои появлялись в сказке. Зачитывают и сверяются с образцом (слайд 9), при необходимости корректируют. Отвечают на вопросы учителя по содержанию сказки. Пересказывают 4 человека по частям под руководством учителя. Объясняют. Читающие дети могут зачитывать отрывки из сказки. Отвечают на вопросы. Доказывают, делают выводы, что героев сгубила ссора, неумение договориться, жить в дружбе и согласии. |
Этап включения в систему знаний и повторения Слайд 10 | -Поработайте в паре, выполните задание 5. Выберите пословицы, которые подходят к сказке. Учитель зачитывает пословицы. -Чему учит эта сказка? Можно ли героев назвать друзьями? - На какую русскую народную сказку похожа сказка Михаила Михайлова «Лесные хоромы»? -Чем отличается от сказки «Теремок»? | Работают в паре. Зачитывают. Сверяются с экраном, корректируют. Доказывают свою точку зрения. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Слайд 11 | -Продолжите предложения. Сегодня познакомились… Я понял… Было полезно… интересно… -Оцените работу вашей пары. Если довольны работой - похлопайте в ладоши, недовольны – не хлопайте. | Делают выводы. Оценивают работу пары. |
Использованные интернет-ресурсы: 1.https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20насекомых%20для%20детей&stype=image&lr=20024&source=serp 2.https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20кузовок%20для%20детей%20на%20прозрачном%20фоне&lr=20024 3.https://multiurok.ru/files/urok-slushaniie-liesnyie-khoromy.html 4. https://uprostim.com/75-ramochek-dlya-oformleniya-teksta-v-vorde/ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОЧЕГО ЛИСТА. |
1.Лиахим ___________________________
Волйахим___________________________
2.оЛаиЕСиаНоиЫЕи___________________
упХтОнРсОкМЫ _______________________
3.Составь из слогов слова-названия героев сказки:
му са пень ко о ха мар сле
_________________________________________________________________________
4.
5. Какие пословицы подходят к сказке? Отметь +.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Дружба дороже денег.
Без беды друга не узнаешь.
Презентация по чтению
PPTX / 1.74 Мб
Лесные хоромы. М. Л. Михайлов
Шёл лесом прохожий да обронил кузовок. Обронил и не хватился, и остался кузовок у дороги.
Летела муха, увидала, думает: “Дай загляну, нет ли чего съестного”. А в крышке как раз такая дырка, что большой мухе пролезть.
Влезла она, съестного не нашла: кузовок пустой, только на дне хлебных крошек немножко осталось. “Зато хоромы хороши! — подумала муха. — Стану в них жить. Здесь меня ни птица не склюёт, ни дождик не замочит”.
И стала тут муха жить. Живёт день, живёт другой. И вылетать не надо: крошек ещё всех не переела.
Прилетает комар, сел у дырки, спрашивает:
— Кто в хоромах? Кто в высоких?
— Я, муха-громотуха, а ты кто?
— А я комар-пискун. Пусти в гости!
— Что в гости! Пожалуй, хоть живи тут.
Не успел комар пробраться в кузов, а уж у дверей оса сидит:
— Кто в хоромах?
Те отвечают:
— Двое нас: муха-громотуха да комар-пискун, а ты кто?
— А я оса-пеструха. Будет мне место?
— Место-то будет, да как в дверь пройдёшь?
— Мне только крылышки сложить: а я не толста, везде пройду.
— Ну, добро пожаловать!
Она — в кузов, а у двери уж опять спрашивают:
— Кто в хоромах? Кто в высоких?
— Муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, а ты кто?
— А я слепень-жигун.
— Зачем?
— Да к вам побывать.
— Милости просим! Да пролезешь ли?
— Как не пролезть! Только немножко бока подтяну.
Пролез и слепень в кузовок.
Пошли у них разговоры. Муха говорит:
— Я муха не простая, а большая. Порода наша важная, ведёт род исстари. Везде нам вход открытый. В любой дворец прилетай — обед готов. Чего только я не ела! Где только я не была! Не знаю, есть ли кто знатнее меня!
— Кажется, и мы не из простых! — говорит оса. — Уж не передо мною бы хвастаться! Я всем взяла: и красотой, и голосом, и нарядиться, и спеть мастерица. Все цветы меня в гости зовут, поят-кормят. Не знаю, есть ли кто на свете наряднее да голосистее! Посмотрела бы я!
— А меня не пережужжишь, — сказал слепень.
— Да у тебя приятности в голосе нет. У меня голос тонкий, — говорит оса.
— А у меня и тоньше и звонче! — пискнул комар.
И пошли они перекоряться.
Только слышат, опять кто-то у дверки возится.
— Кто там? — спрашивают.
Никто не отзывается.
— Кто у терема? Кто у высокого?
Опять ответа нет.
— Кто нас тут беспокоит? Мы здесь не сброд какой-нибудь, а муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, да слепень-жигун.
Сверху не отвечают.
— Надо бы взлететь да посмотреть! — крикнули все в один голос.
— Я первая не полечу, я всех знатнее, — говорит муха.
— Я первый не полечу, я всех голосистее, — говорит комар.
— Я первая не полечу, я всех наряднее, — говорит оса.
— Я первый не полечу, я всех сильнее, — говорит слепень.
И пошёл у них спор: никто лететь смотреть не хочет. Вдруг в хоромах стало будто темнее.
— Что это за невежа нам свет заслоняет? — крикнули все.
— Да ведь это, никак, паук свою сеть заплёл, — сказал комар.
— Ах, и в самом деле! — загудели все. — Как нам быть? Что делать? Надо поскорее выбираться! Покамест ещё сеть не крепка, прорвёмся.
— Мне первой, — кричит муха, — я всех знатнее!
— Мне первой, — жужжит оса, — я всех наряднее!
— Мне первому, — пищит комар, — я всех голосистее!
— Мне первому, — гудит слепень, — я всех сильнее!
И пошёл у них опять спор. Чуть до драки не доходило. Покуда они спорили и вздорили, паук плёл да плёл свою паутину. А как согласились, кому за кем лететь, все в ней и засели.
Пермякова Ольга Анатольевна
Нехлюдова Ирина Анатольевна