12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нехлюдова Ирина Анатольевна1657
Россия, Кировская обл., Луза
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Предмет

Литературное чтение на родном русском языке. (Литературное чтение)

УМК

УМК «Школа России». («Начальная школа 21 века»)

Класс

1 класс.

Тема

М. Михайлов. Лесные хоромы. Сказка (слушание).

Тип урока 

Урок открытия новых знаний.

Цели урока

Создавать условия для формирования читательских умений: правильно называть произведение, жанр, автора, тему, соотносить прошлую информацию с опытом общения с книгой, развивать речь учащихся. Обогащать их словарный запас.

Планируемые результаты

Предметные: научиться определять тему и жанр произведения, называть произведение и автора, уточнить понятия о видах сказок; научиться находить в тексте информацию о героях произведения, понимать содержание прочитанного, выражать свое отношение к положительным и отрицательным поступкам героев, понимать поучительный смысл сказки.

Метапредметные:  читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями  художественного текста.

Регулятивные: принимают позицию слушателя в соответствии с учебной задачей. 

Коммуникативные: умение работать в паре, вступать в диалог с учителем.

Личностные: содействовать развитию наблюдательности, памяти, мышления. Способствовать воспитанию таких качеств, как дружелюбие, доброта, умение договариваться, жить в согласии.

Оборудование

Сказка М. Михайлова «Лесные хоромы», презентация, рабочий лист.

Технология

Технология деятельностного метода.


Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Слайд 2

- Пожелаем друг другу успешной работы. Улыбнитесь в паре друг другу.

- Назовите буквы.

- Буквы рассыпались. Составьте из них слово.

Настраиваются на урок.



Читают буквы.

Составляют слово СКАЗКА.

Этап актуализации знаний


- Вспомните, какие сказки вы читали. Кто их автор?

-Кто догадался, с произведением какого жанра познакомимся сегодня на уроке?

Дети перечисляют сказки и называют автора.

-Познакомимся со сказкой.

Этап фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии выявления места и причины затруднения


Слайд 3

- Работать будете в парах (организует работу в паре так, чтобы хотя бы один из учеников знал буквы или умел читать).

-Помогать будет рабочий лист.

задании 1 и 2 прочитайте, кто автор новой сказки и её название.





Большинство ребят испытывают затруднение.

Обсуждают в паре.

Кто-то из учащихся догадывается, как можно прочитать имя и фамилию автора, заголовок сказки.

Этап построения проекта выхода из затруднения



Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6

-Кто догадался, объясните, как можно прочитать имя и фамилию автора сказки.

-Запишите и прочитайте.

задании 2 кто догадался, объясните, как можно прочитать название сказки.

-Итак, зачитайте тему урока.

- Определите цели урока. С чем познакомимся на уроке.

Рассказ учителя об авторе кратко и доступно.

Михайлов Михаил Ларионович – выдающийся писатель (1826 – 1865). Дед его, Михайла, человек недюжинный, был крепостным известного из “Семейной хроники” С.Т. Аксакова – Куроедова и погиб в непосильной борьбе с наследниками Куроедовой, не пожелавшими признать действительность словесной вольной, которой она освободила Михайлушку от рабства. Однако еще при жизни Куроедовой Михайлушка успел вывести в люди своих сыновей, в том числе Лариона Михайлова (отца автора), умершего в должности управляющего Илецкой Соляной Защитой. Михаил Михайлов родился полуслепым; ему сделана была операция век, чем объясняется ненормальный вид его глаз на портретах. Получил тщательное домашнее воспитание. Хорошо изучил языки, которыми владел в совершенстве. Был революционером. Писал разные произведения, в том числе и сказки.

-В задании 1 читать слова надо задом наперед.

Записывают и читают в паре МИХАИЛ МИХАЙЛОВ.

Объясняют, что в задании 2 читать надо заглавные буквы. Записывают и читают в паре слова ЛЕСНЫЕ ХОРОМЫ.

-Познакомимся с творчеством М. Михайлова, со сказкой «Лесные хоромы».

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Слайд 7

Организует словарную работу до чтения: хоромы, кузовок, перекоряться.

Учитель помогает, в случае затруднения.

-Послушайте сказку и после прочтения объясните, почему это сказка?

Чтение сказки учителем.

-Почему это сказка?


-Значит, какая это сказка?

Учащиеся, которые умеют читать, зачитывают и объясняют слова.







Слушают сказку.

-В сказке есть волшебство. Герои-животные разговаривают.

-Сказка о животных.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Слайд 8


Слайд 9

-Выполните на листе в паре задание 3.

Составьте из слогов слова-названия героев сказки.


-Восстановите последовательность появления героев в сказке.



Проверка восприятия.

Организует анализ сказки по вопросам.

-Откуда в лесу взялся кузовок?

-Пользуясь рабочим листом и экраном, перескажите, как герои заселились в кузовок.

-Почему такие имена у героев: муха-громотуха, комар-пискун, оса-пеструха, слепень-жигун?

- О чём у героев пошли разговоры?

- И начали насекомые перекоряться, о чём?

-Кто прервал их спор?

-Как заканчивается сказка?

-Почему героям не удалось выбраться из кузовка?

-Посоветуйте героям, как нужно было поступить, чтобы спастись?

Работают в паре.

Составляют слова муха, комар, слепень, оса. Зачитывают. Сверка с эталоном (слайд 8).

Работая в паре, расставляют цифры от 1 до 4 в той последовательности, в какой герои появлялись в сказке.

Зачитывают и сверяются с образцом (слайд 9), при необходимости корректируют.


Отвечают на вопросы учителя по содержанию сказки.


Пересказывают 4 человека по частям под руководством учителя.


Объясняют.



Читающие дети могут зачитывать отрывки из сказки.


Отвечают на вопросы. Доказывают, делают выводы, что героев сгубила ссора, неумение договориться, жить в дружбе и согласии.

Этап включения в систему знаний и повторения


Слайд 10

-Поработайте в паре, выполните задание 5.

Выберите пословицы, которые подходят к сказке.

Учитель зачитывает пословицы.

-Чему учит эта сказка? Можно ли героев назвать друзьями?

- На какую русскую народную сказку похожа сказка Михаила Михайлова «Лесные хоромы»?

-Чем отличается от сказки «Теремок»?



Работают в паре. Зачитывают. Сверяются с экраном, корректируют. Доказывают свою точку зрения.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Слайд 11


-Продолжите предложения.

Сегодня познакомились…

Я понял…

Было полезно… интересно…

-Оцените работу вашей пары.

Если довольны работой - похлопайте в ладоши, недовольны – не хлопайте.

Делают выводы.




Оценивают работу пары.


Использованные интернет-ресурсы:


1.https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20насекомых%20для%20детей&stype=image&lr=20024&source=serp

2.https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20кузовок%20для%20детей%20на%20прозрачном%20фоне&lr=20024

3.https://multiurok.ru/files/urok-slushaniie-liesnyie-khoromy.html

4. https://uprostim.com/75-ramochek-dlya-oformleniya-teksta-v-vorde /

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОЧЕГО ЛИСТА.

1.Лиахим ___________________________

   Волйахим___________________________

2.оЛаиЕСиаНоиЫЕи___________________

   упХтОнРсОкМЫ _______________________

3.Составь из слогов слова-названия героев сказки:

му са пень ко о ха мар сле

_________________________________________________________________________

4.t1668943843ab.gift1668943843ac.gift1668943843ad.gift1668943843ae.gif

                     t1668943843af.gif                   t1668943843ag.gif                      t1668943843ag.gif                 t1668943843ag.gif

5. Какие пословицы подходят к сказке?  Отметь +.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Дружба дороже денег.

Без беды друга не узнаешь.


Рабочий лист
PUB / 986.5 Кб


Презентация по чтению
PPTX / 1.74 Мб

Лесные хоромы. М. Л. Михайлов

    Шёл лесом прохожий да обронил кузовок. Обронил и не хватился, и остался кузовок у дороги.
Летела муха, увидала, думает: “Дай загляну, нет ли чего съестного”. А в крышке как раз такая дырка, что большой мухе пролезть.
Влезла она, съестного не нашла: кузовок пустой, только на дне хлебных крошек немножко осталось. “Зато хоромы хороши! — подумала муха. — Стану в них жить. Здесь меня ни птица не склюёт, ни дождик не замочит”.
И стала тут муха жить. Живёт день, живёт другой. И вылетать не надо: крошек ещё всех не переела.
Прилетает комар, сел у дырки, спрашивает:
— Кто в хоромах? Кто в высоких?
— Я, муха-громотуха, а ты кто?
— А я комар-пискун. Пусти в гости!
— Что в гости! Пожалуй, хоть живи тут.
Не успел комар пробраться в кузов, а уж у дверей оса сидит:
— Кто в хоромах?
Те отвечают:
— Двое нас: муха-громотуха да комар-пискун, а ты кто?
— А я оса-пеструха. Будет мне место?
— Место-то будет, да как в дверь пройдёшь?
— Мне только крылышки сложить: а я не толста, везде пройду.
— Ну, добро пожаловать!
Она — в кузов, а у двери уж опять спрашивают:
— Кто в хоромах? Кто в высоких?
— Муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, а ты кто?
— А я слепень-жигун.
— Зачем?
— Да к вам побывать.
— Милости просим! Да пролезешь ли?
— Как не пролезть! Только немножко бока подтяну.
Пролез и слепень в кузовок.
Пошли у них разговоры. Муха говорит:
— Я муха не простая, а большая. Порода наша важная, ведёт род исстари. Везде нам вход открытый. В любой дворец прилетай — обед готов. Чего только я не ела! Где только я не была! Не знаю, есть ли кто знатнее меня!
— Кажется, и мы не из простых! — говорит оса. — Уж не передо мною бы хвастаться! Я всем взяла: и красотой, и голосом, и нарядиться, и спеть мастерица. Все цветы меня в гости зовут, поят-кормят. Не знаю, есть ли кто на свете наряднее да голосистее! Посмотрела бы я!
— А меня не пережужжишь, — сказал слепень.
— Да у тебя приятности в голосе нет. У меня голос тонкий, — говорит оса.
— А у меня и тоньше и звонче! — пискнул комар.
И пошли они перекоряться.
Только слышат, опять кто-то у дверки возится.
— Кто там? — спрашивают.
Никто не отзывается.
— Кто у терема? Кто у высокого?
Опять ответа нет.
— Кто нас тут беспокоит? Мы здесь не сброд какой-нибудь, а муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, да слепень-жигун.
Сверху не отвечают.
— Надо бы взлететь да посмотреть! — крикнули все в один голос.
— Я первая не полечу, я всех знатнее, — говорит муха.
— Я первый не полечу, я всех голосистее, — говорит комар.
— Я первая не полечу, я всех наряднее, — говорит оса.
— Я первый не полечу, я всех сильнее, — говорит слепень.
И пошёл у них спор: никто лететь смотреть не хочет. Вдруг в хоромах стало будто темнее.
— Что это за невежа нам свет заслоняет? — крикнули все.
— Да ведь это, никак, паук свою сеть заплёл, — сказал комар.
— Ах, и в самом деле! — загудели все. — Как нам быть? Что делать? Надо поскорее выбираться! Покамест ещё сеть не крепка, прорвёмся.
— Мне первой, — кричит муха, — я всех знатнее!
— Мне первой, — жужжит оса, — я всех наряднее!
— Мне первому, — пищит комар, — я всех голосистее!
— Мне первому, — гудит слепень, — я всех сильнее!
И пошёл у них опять спор. Чуть до драки не доходило. Покуда они спорили и вздорили, паук плёл да плёл свою паутину. А как согласились, кому за кем лететь, все в ней и засели.





Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Пермякова Ольга Анатольевна, 25.07.23 в 07:22 0Ответить Пожаловаться
Ирина Анатольевна, спасибо за интересную разработку урока, понравились приёмы работы, которые Вы используете!
Нехлюдова Ирина Анатольевна, 02.08.23 в 20:57 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Анатольевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.