Урок математики в 5 классе "Деление десятичных дробей" план конспект урока

Пояснительная записка к презентации
Тема: Деление десятичных дробей
Класс: 5б
Учитель: Сентякова Н.Я.
Цель урока: повторить правило деление десятичных дробей, закрепить знания и умения по данной теме.
Задачи:
Образовательные: закрепить навыки деления десятичных дробей;
Развивающие: развивать активную познавательную деятельность учащихся, мотивацию практической значимости данной темы, умение работать самостоятельно;
Воспитательные: продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля учащихся, коммуникативных навыков, культуры умственного труда, воспитать внимательность и аккуратность.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Ход урока
Организационный этап
Дети встали, приготовились к уроку. Здраствуйте, дети. Садитесь. У нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствуют сегодня гости.
Этап мотивации и самоопределения к учебной деятельности
Начнем урок со стихотворения. Послушайте, пожалуйста.
(Учащиеся выходят к доске и рассказывают стихотворение В. Лившица «Три десятых»)
О чем речь в этом стихотворении? Какое число здесь упоминается? (Дети отвечают: три десятых,десятичная дробь)
Тема урока сегодня : «Деление десятичных дробей»
Запишите в тетради число,классная работа и тему урока.
Этап постановки целей и задач урока
Давайте поставим цель, которую нам нужно достичь на уроке. Я буду говорить действие, а вы продолжите
Повторить-(правила деления десятичных дробей)
Обобщить-(полученные знания)
Закрепить -умение делить десятичные дроби
Этап актуализации знаний
Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться.
Например, “Казнить, нельзя помиловать” и “Казнить нельзя, помиловать”.
В математике от положения запятой зависит верность или неверность ответа.
Папа Карло отправил Буратино в школу учиться грамоте, правильно решать задачи, и правильно расставлять запятые, а по дороге Буратино упал, и тетрадь попала в лужу и все запятые стёрлись.
Помогите Буратино расставить в следующих равенствах запятые:
32 + 18 = 5 | 63 – 27 = 603 |
Историческая справка Интересно, когда вообще появилась запятая в числах?(ученик рассказывает)
Десятичные дроби используются чаще, чем обыкновенные. Правила вычисления с десятичными дробями описал знаменитый учёный средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде.
Записывал аль-Каши десятичные дроби так же как и мы. Но он не пользовался запятой, а дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
В Европе об этом не знали и только спустя 150 лет Симоном Стевином были заново изобретены десятичные дроби. Стевин записывал десятичные дроби очень сложно.
В Англии в качестве знака отделяющего целую часть от дробной, была введена точка, которая до сих пор сохраняется в этой роли в США и Англии.
Запятая была введена в 1616-1617 г знаменитым английским математиком Джоном Непером.
В России учение о десятичных дробях было описано в 1703 году в первом учебнике математики « Арифметика, сиречь наука числительная». У вас на партах конверт с заданием и карточки.С помощью этого задания вы сейчас узнаете фамилию автора первого учебника математики в России (Магницкий)
Начало начал математического образования в России, учебник, по которому учился М.В. Ломоносов.
«Вратами своей учености» считал «Арифметику Магницкого» М. В. Ломоносов.
Итак, вспомним правило деления на десятичную дробь:
Перенести запятую на столько цифр, сколько после запятой в делителе (чтобы получилось деление на натуральное число)
Примеры:
1)0,6:0,5
2)9,28:2,9
3)742:0,14
2. Выполнить деление на натуральное число ( три человека у доски выполняют деление, а остальные в тетради)
Деление на 0,1;0,01;0,001 и т.д.(№6.332)или презентация
Физкультминутка: нейрогимнастика
Этап обобщения и систематизации знаний
Работа с учебником №6.333
Ученики читают задачу (1-2мин) и попросить одного или нескольких пересказать условие задачи.
Прием: составление краткой записи задачи ( детям выдаются карточки с таблицей)
Трубы | Время, ч | Скорость, т/ч | Масса,т | |
1 труба | 0,3 | ? | ? | 20,45т |
2 труба | 0,7 | 21,2 | ? |
Решение:
1)21,2*0,7=14,84(т)- подала 2 труба
2)20,45-14,84=5,61(т)-подала 1 труба
3)5,61:0,3=56,1:3=18,7(т/ч)-скорость подачи 1 трубы
Ответ: 18,7 т/ч скорость подачи муки первой трубой.
Этап контроля усвоения, обсуждения и коррекции допущенных ошибок
Самостоятельная работа с проверкой по эталону ( раздать листочки и копирку)
Вариант 1 | Вариант 2 |
Выполнить деление: 53,4 : 1,5 16,94 : 2,8 75 : 1,25 0,1242 : 0,069 23,46 : 0,1 3,6 : 0,0001 | Выполнить деление: 34,3 : 1,4 14,58 : 3,6 72 : 2,25 0,1387 : 0,073 3,2 : 0,001 2,481 : 0,1 |
Ответы: 35,6; 6,05; 6; 1,8; 234,6 36000 | Ответы: 24,5; 4,05 32; 1,9; 3200 24,81 |
7.Этап анализа и содержания итогов работы, формирования выводов по изученному материалу
1) Я узнал…….
2) Я научился….
3) Мне понравилось….
4) Я затруднялся….
5) Мое настроение….
8. Этап рефлексии
9. Домашнее задание: составить рассказ или сказку о десятичной дроби
3,5:0,1 | 45,6:0,01 | 0,07:0,01 | 86,1:0,001 | 10:0,1 | 35:0,5 | 48:0,8 | 12,3:0,3 | 46,6:100 |
35 М | 4560 А | 7 Г | 86100 Н | 100 И | 70 Ц | 60 К | 41 И | 0,466 Й |
3,5 К | 456 О | 0,7 Л | 861 Ю | 1 Ч | 7 П | 80 Р | 4,1 С | 4,66 Т |