Урок математики в 5 классе по теме «Деление с остатком»
Предмет | Математика |
Тема урока | «Деление с остатком» |
Учебник | С.М. Никольский, М.К. Потапов и др. «Математика 5 класс» |
Учитель | Тябина Елена Николаевна |
Тип урока | Урок актуализации знаний и умений |
Цель урока | Организация деятельности учащихся на закрепление умений находить неизвестные компоненты деления с остатком. |
Задачи урока | Образовательные(формирование познавательных УУД): закрепить умения выполнять деление с остатком, находить неизвестные компоненты деления с остатком через решение упражнений и задач. Развивающие (формирование регулятивных и коммуникативных УУД): учить формулировать цель деятельности, выражать мысли в устной речи, делать выводы, подводить итог, формировать навыки самоконтроля и контроля. Воспитательные (формирование личностных УУД): воспитывать умение высказывать своё мнение, воспитывать умение участвовать в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству. |
Планируемые результаты | Предметные: закрепить знания по теме «Деление с остатком»; выполнять проверку правильности выполнения деления с остатком; находить и исправлять ошибки в действии деления с остатком. Метапредметные: Личностные УУД: 1) Уважение к личности и ее достоинству, 2) доброжелательное отношение к окружающим 3) устойчивый познавательный интерес 4) умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия Регулятивные: 1). Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в образовательную; 2). Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; а также: прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Познавательные УУД: 1). находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий; 2). давать определение понятиям. Коммуникативные УУД: 1) использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; 2) формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности; |
Необходимое оборудование и программное обеспечение | Доска, экран, проектор, компьютер, карточки для самостоятельной работы и работы в парах., телефон с приложением QR Code Reader. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||
Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя. | ||||||||||||||||
Мотивация учебной деятельности учащихся | - Ребята! Я предлагаю начать наш урок с игры «Добрый день». Я буду говорить слова «Добрый день», а те, кого это касается помашут мне рукой. Добрый день всем, у кого сейчас хорошее настроение. Добрый день всем, у кого день рождения зимой или весной. Добрый день всем, кто родился летом или осенью. | Машут рукой. | ||||||||||||||||
Постановка цели и задач урока | А сейчас у нас устный счёт. 230 : 23 61 : 61 400 : 10 105 : 5 56 : 7 84 : 6 77 : 1 48 : 6 125 : 5 480 : 4 594 : 2 34 : 5 Как записать данный пример? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Давайте сформулируем цели урока. Для этого вам помогут в этом слова – «целевые опоры», выберите необходимые и предложите свою цель. Узнать …… Освоить……. Закрепить……. Проверить……. Оценить…… - Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока. - Итак, сегодня на уроке мы с вами вспомним, как выполнять деление с остатком и будем упражняться при решении заданий. - Вспомним компоненты при делении с остатком. - Когда выполняем деление с остатком, что мы должны помнить? | Вычисляют. Последний пример с остатком. Один из учащихся записывает на доске 34 : 5 = 6 (ост. 4) Формулируют тему урока. Формулируют цели урока. Записывают число, классная работа, тему урока. Делимое, делитель, неполное частное, остаток Остаток всегда должен быть меньше делителя. | ||||||||||||||||
Актуализация знаний | 1) Не выполняя действий, укажите примеры с ошибкой: а) 713 : 6 = 118 (ост. 5) б) 422 : 42 = 1 (ост 2) в) 515 : 10 = 50 (ост.15) 2) Выполните деление с остатком: 678 : 24 = 28 (ост.6) 976 : 41 = 23 (ост. 33) 882 : 40 = 22 (ост.2) 1586 : 15 = 105 (ост.11) 13320 : 64 = 208 (ост.8) 22222 : 213 = 104 (ост.70) | Верно Неверно, в неполном частном должно быть 2 цифры. Неверно, так как остаток больше делителя. Двое учащихся работают у доски, остальные в тетради. Проверяют свои вычисления. | ||||||||||||||||
Физкультминутка | - Сейчас я буду называть вам выражения, если деление выполняется нацело, то вы хлопаете в ладоши над головой, если с остатком, то разводите руки в стороны: 25 : 5, 38 : 3, 45 : 7, 32 : 8, 12 : 5, 26 : 3, 33 : 4, 16 : 2, 27 : 9, 28 : 4. | Выполняют команды по результатам вычислений. | ||||||||||||||||
Закрепление. | А сейчас вы будете работать в парах. Нужно заполнить таблицу, найти неизвестные компоненты при делении с остатком.
| Работают в парах. Находят неизвестные компоненты. Заполняют таблицу. Поверяют по эталону (на слайде). | ||||||||||||||||
Проверка понимания | - А сейчас мы выполним с вами самостоятельную работу по вариантам. У вас на столах карточки с заданиями. Нужно выполнить задания и выбрать правильный ответ. Вариант 1. 1.Найдите остаток от деления числа 7505 на 15. а) 5; б)18; в)15; г) 4 2.В гостинице свободны только трёхместные номера. Сколько их потребуется для размещения 212 туристов? а) 70; б)71; в)69; г)66. 3.Сырок стоит 15 рублей. Сколько сырков можно купить на 77 рублей? а) 7; б)5; в)6; г)4.
Вариант 2 1.Найдите остаток от деления числа 1189 на 12. а)20; б)8; в)1; г)5. 2. В каждой загоне можно разместить не более 6 поросят. Сколько загонов требуется для 349 поросят? а) 59; б) 57; в)58; г)60 3. Пирожное стоит 22 рубля. Сколько пирожных можно купить на 91 рубль? а) 5; б) 4; в) 7; в)6. (критерии оценки) «0» ошибок – 3 балла «1» ошибка – 2 балла «2» ошибки – 1 балл «3 - 0 баллов - Обменяйтесь тетрадями выполните проверку, сверив ответы с QR- кодом. Проставьте баллы на полях: Вариант 1 Вариант 2 | Выполняют задания по карточкам. Выбирают правильный ответ. Обмениваются тетрадями. Сканируют QR- код с помощью приложения на телефоне и проверяю работы соседа по парте. Ставят оценки. | ||||||||||||||||
Рефлексия (подведение итогов урока) | - А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. На своих рабочих местах вы видите рефлексивные листы(см. Приложение). Заполните их. | Заполняют листы рефлексии. | ||||||||||||||||
Информация о домашнем задании. | - Домашнее задание определяете сами, проанализировав рефлексивный лист. Необходимо выбрать в зависимости от своих умений не менее 2-х номеров: № 247, 248, 249, 250. - Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание, выбирают себе номера в зависимости от своих умений. |
Приложение (лист рефлексии)
Знания | Знаю/не знаю | Умения | Умею/не умею |
Буквенная запись деления с остатком | | Находить неизвестный делитель | |
Правило соотношения делителя и остатка | | Находить неизвестное делимое | |
Правило нахождения неизвестного делимого | | Находить неполное частное | |
Правило нахождения неизвестного делителя | | Выполнять деление с остатком | |
Правило нахождения неполного частного | | | |