12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колышкина Елена Владимировна11364
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск


Пояснительная записка к уроку
DOCX / 17.99 Кб

Урок – практикум

Географическая карта и план

6 класс


Автор:

Колышкина Елена Владимировна

учитель географии высшей

квалификационной категории

МБОУ СОШ №179

Новосибирск


Урок – практикум по теме «Географическая карта и план»

Цель:

Систематизация, обобщение и коррекция знаний и умений по теме «Географическая карта и план».

Задачи урока:

Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Географическая карта и план».

Проверить умение использовать полученные знания на практике.

Продолжить формировать понимание о том, что карта - это язык географии.

Закрепить у обучающихся умение делать выводы и обобщения.

Развить чувство товарищества и коммуникативные способности при работе в группе, дисциплинированность, ответственность и самостоятельность.

Развивать посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Основная образовательная идея:

картографические изображения земной поверхности — величайшие изобретения человечества.

картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.

план, карта, глобус — точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач.

географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.

Метапредметные умения:

умение самостоятельно определять цели обучения, формулировать задачи, определять действия в соответствии с учебной задачей.

уметь организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

оценивать свою деятельность, принимать решение и нести за него ответственность.

выслушивать и объективно оценивать другого;

выстраивать логическую цепочку, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, объяснять, строить доказательство.

умение организовать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем.

способность к волевому усилию и преодолению препятствий, т.е. саморегуляция.

Предметные умения:

Умение объяснять:

свойства географической карты и плана местности;

специфику способов картографического изображения;

отличия видов условных знаков;

отличия видов масштаба;

значение планов и карт в практической деятельности человека.

Умение определять:

существенные признаки плана и карты;

классифицировать по заданным признакам карту;

расстояния по карте;

азимут по карте;

абсолютную и относительную высоты;

читать условные знаки;

масштаб карты.

Личностные результаты:

умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности, применять умения и навыки работы с картой в различных жизненных ситуациях.

смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

доброжелательное отношение к другому человеку, способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

освоенность социальных норм и правил поведения в группах и сообществах.

Оборудование: физическая карта мира, 6 папок с конвертами разного цвета, в которых находятся карточки-задания и раздаточный материал для каждой команды, атласы, оценочные листы, листы самооценки, компьютер.

Технологии: игровые, групповые, здоровьесберегающие, ИКТ, личностно-ориентированные.

Методы: преобладает частично-поисковый метод обучения, используются коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности, деятельностный подход.

Урок содержит большое количество практических заданий, которые требуют как применение знаний и умений по образцу, так и применение их в новой ситуации. Урок имеет интегративную основу. Используются как внутрипредметные, так и межпредметные связи с математикой (вопросы, связанные с масштабом). Краеведческий принцип применяется фрагментарно (определение расстояний от Новосибирска до заданного объекта, собрать карту НСО и по ней определить направление на заданный объект). Различные виды деятельности, методы, средства обучения активизируют учащихся, создают благоприятный эмоциональный настрой, способствуют развитию творческих способностей учеников. Подведение итогов урока и рефлексия способствуют развитию анализа и синтеза мыслительной деятельности учащихся и самооценки.

Ход урока

Класс заранее разделен на 6 групп, выбраны командиры, которые будут руководить работой команд, и определять, кто будет отвечать от команды.

Со звонком на урок команды занимают свои рабочие места.

Учитель: Здравствуйте ребята и гости нашего урока. Сегодня мы проводим урок-практикум по теме …, а, впрочем, я предлагаю вам самим определить тему занятия. Для этого возьмите розовый конверт и отгадайте загадку (команды вскрывают конверт, читаю загадку, и дают ответ – географическая карта).

Учитель: Ответ верный, сегодня мы с вами должны вспомнить некоторые теоретические знания по теме «Географическая карта и план» и выполнить ряд практических заданий и упражнений для закрепления навыков работы с картой и планом. Это цель нашего урока.

У каждой команды на столе лежит папка с заданиями и раздаточным материалом. Вы берете только тот конверт, который я укажу, и работаете над заданием строго отведенное время. После чего мы проверяем выполнение работы и заносим результат в оценочный лист команды (2 балла за правильный ответ, 1 балл за частично правильный ответ, 0 баллов за неправильный ответ). Также на столе у вас лежит лист самооценки, в котором командир поставит каждому ученику своей группы оценку за работу на уроке.

В начале урока вы сможете заработать за свои ответы первоначальный капитал (денежная единица ГЕО), который можно расходовать в ходе урока следующим образом:

если команда не может сама выполнить задание, то она имеет право попросить помощь у другой команды, отдав за это 1 гео.

или проконсультироваться с учителем, отдав за это 3 гео

Максимально за свои ответы в разминке вы можете набрать 3 гео.

Разминка: 1 часть

что такое географическая карта?

что называется масштабом карты?

какие бывают виды карт по масштабу?

назовите виды карт по охвату территории

какие бывают карты по содержанию?

что такое условные знаки?

Разминка: 2 часть

Показываем рекордные объекты на физической карте:

самый большой океан (Тихий)

самый большой полуостров (Аравийский)

самые протяженные горы России (Уральские)

самый широкий пролив (Дрейка)

самое соленое море (Красное)

самое глубокое озеро (Байкал)

Разминка: 3 часть

Каждой команде привести по 1 примеру, кому нужны знания о планах и картах (геологи, метеорологи, военные, археологи, строители, водители, моряки...).

Учитель: Молодцы, все набрали первоначальный капитал и теперь переходим к выполнению практических заданий. Ребята, взяли игру геолото. На игровое поле с названиями условных знаков положите изображение этого знака (знаков больше, чем надо для лото). Время 2 мин. У каждой команды разные условные знаки. Проверка: капитаны подошли к соседней команде по часовой стрелке и проверили выполнение задания и выставили баллы в оценочный лист.

Учитель: А теперь взяли топографическую игру. Прочитать предложенный рассказ и по нему составить план местности. Быть готовым ответить на вопрос: в каком квадрате ребята сделали привал? Командам выдан одинаковый рассказ, игровое поле, разделенное на квадраты и условные знаки в большем количестве, чем нужно для игры. Время работы 5мин.

Рассказ: от школы (квадрат 17) отряд двинулся по тропинке на север. Западнее тропинки виднелись заросли кустарников, а восточнее – луг. Севернее тропинки находился родник. От него ребята свернули на северо-восток, и попали во фруктовый сад. От сада они двинулись на юго-восток по грунтовой дороге через деревянный мост, и вышли к озеру, где сделали привал.

Проверка: команды называют квадрат №15 (использовано 8 знаков).

Пока команды работают над заданием, капитаны по очереди выполняют тест на компьютере. Результаты тестирования (сколько правильных ответов, сколько не правильных ответов и оценка за работу) выводятся на монитор компьютера. Если оценка капитану - «5», то он заработал для команды капитал в 1 гео.

Учитель: Команды, взяли конверт «Способы изображения объектов на карте». Вам необходимо:

собрать из нарезанных слов определение термину.

по карте определить хотя бы один способ изображения объектов (карта прилагается). Время 3 мин.

У команд разные варианты задания.

Проверка: капитаны подошли к соседней команде по часовой стрелке и проверили выполнение задания и выставили баллы в оценочный лист.

Учитель: Далее берем конверт с зеленой маркировкой и играем в игру геодомино. Дан фрагмент карты, нужно определить, что это за объект и сопоставить с названием его на другой карточке. Время 3 мин. У команд разные варианты задания. Проверка: капитаны подошли к соседней команде по часовой стрелке и проверили выполнение задания и выставили баллы в оценочный лист.

Учитель: Молодцы, ребята. Все команды хорошо поработали и прежде, чем мы продолжим работу, объявляется геопауза под названием «Хлопаем в ладоши»: я называю географические объекты, вы внимательно слушаете и если услышите название объекта, находящегося в России, то делаете 3 хлопка в ладоши, если не в России, но на материке Евразия, то 2 хлопка, если на другом материке – 1 хлопок: Килиманджаро, Ключевская Сопка, Амазонка, Альпы, Обь, Тибет, Камчатка, Крым, Скандинавский полуостров, Алтай, Гималаи, Кордильеры, Эльбрус. Молодцы! Продолжаем выполнять практические задания.

Учитель: Ребята, открываем коричневый конверт и определяем по географическим координатам объект, а потом показываем его на карте.

Время 3мин. У команд разные варианты задания. Проверку географических координат проводят капитаны соседних команд.

Учитель: А теперь берем конверт с синей маркировкой, и выполняем задание:

собрать карту.

определить по собранной карте направление на заданный объект.

перевернуть все части карты от себя и прочитать высказывание о географической карте известных людей.

Время 5 мин. У команд разные варианты задания. Проверка выполненного задания.

Учитель: Пришло время выполнить задание в красном конверте. По карте атласа стр.16 определить расстояние от Новосибирска до заданного города в километрах. Время 2 мин. У команд разные варианты задания. Проверка выполненного задания.

Учитель: А сейчас работаем с контурной картой. Вам необходимо обозначить на контурной карте предложенные объекты. Время 3 мин. У команд разные варианты задания. Проверка: капитаны подошли к соседней команде по часовой стрелке и проверили выполнение задания и выставили баллы в оценочный лист.

Учитель: Капитаны, взяли конверт с игрой геопочта. Задание: адрес, куда надо отправить объекты, зашифрован на конверте в виде силуэта. Отберите только те названия объектов, которые относятся к данному адресу, а все остальные отложите в сторону. Время 2 мин. У команд разные адреса для отправки геопочты. Проверка: капитаны подошли к соседней команде по часовой стрелке и проверили выполнение задания и выставили баллы в оценочный лист.

Учитель: Ребята, подошло время подвести итоги урока:

Командирам команд на листе самооценки за работу на уроке выставить оценки каждому участнику команды и сдать листы учителю.

Определяем команду – лидера по оценочному листу (суммируем баллы).

Рефлексия:

Достигли мы цели урока?

Какие задания были наиболее сложными?

Так почему карту называют языком географии?

Всем спасибо за урок.  

Литература:

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география 6 класс. М., Русское слово, 2010

Атлас с комплектом к/карт 6 класс. Роскартография, 2010

Баженов А.А. Шаблон интерактивного теста

Куприн А.М. Занимательная картография. М, Просвещение, 1989

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 класс. М, Вако, 2007

Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М, Просвещение, 1990

https://www.google.ru/search Фрагменты карт, контурные карты

http://festival.1september.ru/ Высказывания о географической карте

https://sites.google.com Высказывания о географической карте

http://www.zanimatika.narod.ru/ Загадки о географической карте

http://riddle-middle.ru/zagadki Загадки о географической карте

http://ped-kopilka.ru/ Загадки о географической карте

Приложение к уроку

(приведены некоторые примеры заданий)

Загадки.

-У меня в столе хранится

Шар земной на сто страницах. Что это?

-Ее с собой берет геолог,

Турист, водитель, археолог. Что это?

-В географии чертеж

На большой ковер похож.

А на нем наша страна

Из конца в конец видна. Что это?

-Государства и моря –

Все на стенке у меня. Что это?

-Страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

Моря без воды. Что это?

-Я ходил по разным странам.

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шел отважно

На одном листе бумажном. Что это?

-Он на лист бумаги похож,

Нашей Земли очень умный чертеж.

Горы, равнины, моря, океаны,

И города ест на нем, и страны. Что это?

2. Высказывания о карте известных людей.

Карта есть альфа и омега географии. Н. Н. Баранский

Карта… всегда сумеет дать богатую пищу уму. Р. Стивенсон

Карта - язык географии. А. М. Берлянт

Карта важнее текста, т.к. говорит гораздо ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста. П.П. Семенов – Тянь-Шанский

Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… По карте можно странствовать так же, как и по Земле. К. Паустовский

Древнегреческий математик и географ Эратосфен составил первую карту населенной части Земли с учетом ее шарообразной формы.

3. Термины

Изогипсы – линии на карте, соединяющие точки с равным значением абсолютной высоты.

Изобары – это линии на карте, соединяющие точки с равным значением атмосферного давления.

Изотермы – это линии на карте, соединяющие точки с равным значением температуры.

Изогиеты – это линии на карте, соединяющие точки с равным значением осадков.

Изобаты – это линии на карте, соединяющие точки с равным значением глубины.

Легенда карты – это система условных знаков, используемая на карте.

4. Задания на контурную карту

обозначить на к/карте:

влк. Ключевская Сопка

г. Гималаи

Восточно-Европейская равнина

р. Волга

о. Верхнее

обозначить на к/карте:

влк. Везувий

г. Скандинавские

Амазонская низменность

р. Конго

о. Байкал

обозначить на к/карте:

влк. Орисаба

г. Уральские

Бразильское плоскогорье

р. Нил

о. Чад

обозначить на к/карте:

влк. Фудзияма

г. Анды

Западно-Сибирская равнина

р. Миссисипи

о. Виктория

обозначить на к/карте:

влк. Килиманджаро

г. Кавказ

Прикаспийская низменность

р. Обь

о. Эйр-Норт

обозначить на к/карте:

влк. Котопахи

г. Кордильеры

Среднесибирское плоскогорье

р. Амазонка

о. Ладожское

5. Задание по атласу на определение объекта.

По атласу стр. 16-17 определить, что это за объект и показать его на карте России:

550 сш 830 вд

По атласу стр. 16-17 определить, что это за объект и показать его на карте России:

560 сш 380 вд

По атласу стр. 16-17 определить, что это за объект и показать его на карте России:

450 сш 350 вд

По атласу стр. 16-17 определить, что это за объект и показать его на карте России:

660 сш 1710 вд

По атласу стр. 16-17 определить, что это за объект и показать его на карте России:

750 сш 570 вд

По атласу стр. 16-17 определить, что это за объект и показать его на карте России:

500 сш 860 вд

6. Геолото (один вариант)

image.png

7. Фото денежной единицы ГЕО, используемой на уроке географии.

t1610856272aj.jpg

8. Геодомино (один вариант): карточки разрезаются и перемешиваются.

image%281%29.png

Фотографии с открытого урока–практикума «Географическая карта и план»

t1610856272al.jpg

t1610856272am.jpg

t1610856272an.jpg

t1610856272ao.jpg

t1610856272ap.jpg

Опубликовано


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 23.01.21 в 14:21 2Ответить Пожаловаться
Интересно! Детям нравится,а это ГЛАВНОЕ!!!!
Колышкина Елена Владимировна, 24.01.21 в 12:20 2Ответить Пожаловаться
Это фотографии с открытого урока и по отзывам детей - им очень понравилось!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.