12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сопова Елена Григорьевна384
Россия, Смоленская обл., Сафоново

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Сафоново Смоленской области





Урок словесности «Экспрессивная роль глагола»

(Урок – исследование на материале художественных текстов Н.И. Сладкова)

5 класс







Учитель русского языка и литературы:

Сопова Елена Григорьевна,

высшая категория







г. Сафоново

2021 год

Предмет: русский язык

Тема урока: «Экспрессивная роль глагола»

Тип урока: урок-исследование

Деятельностная цель: обобщение знаний о глаголе; формирование способности обучающихся находить глаголы в тексте, развивать навыки практической направленности глагола и раскрывать его экспрессивные возможности.

Образовательная цель: углубление обучающихся в художественную «ткань» текста; расширение знаний об олицетворении; начальное представление об аллитерации; раскрытие смысловой роли глаголов.

Формирование УУД:

Личностные действия: воспитание «чувства Родины», любви к родной природе и родному краю, уважения к мастерам художественного слова.

Регулятивные: умение ставить цели, контролировать и корректировать свои действия.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; смысловое осмысление чтения; извлечение необходимой информации из художественных текстов; определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи с учётом современных норм русского языка.

Оборудование:

Тексты Н.И. Сладкова «Май» (для каждого учащегося)

«Октябрь» (для 1-ой группы)

«Страшный невидимка» (для 2-ой группы)

«Февраль» (для 3-ей группы)

«Апрель» (для 4-ой группы)

«Поющее дерево» (для 5-ой группы)

Портрет Н.И. Сладкова

Сладков Н.И. Медовый дождь: Рассказы и сказки. - : Детская литература, 1984. – 287 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка.

Музыкальные произведения П.И. Чайковского «Времена года»

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, - 2001. – 448 с.

Ход урока

В лес принято ходить за чем-то: по грибы, по ягоды, на охоту.

А можно ходить и по загадки. Загадки в лесу всюду: над головой, под ногами, по сторонам.

А можно и так ходить – ни за чем. И тогда – и только тогда! – откроется тебе настоящая красота леса.

Всё у тебя есть: ноги, чтобы идти; глаза, чтобы видеть; уши, чтобы слышать. И голова, чтобы всё понять.

Н. Сладков

Организационный момент

Мотивация учебной деятельности

Учитель: Сегодня у нас урок словесности. Мы продолжим изучать глагол и откроем тайны этой языковой единицы. А поможет нам в этом Николай Сладков, Мастер слова, человек думающий, неравнодушный к загадкам природы. (Чтение эпиграфа к уроку)

Как вы понимаете строки Н. Сладкова?

Какова цель нашего урока?

Наша задача – находить глаголы в тексте и раскрывать их экспрессивные возможности.

Что значит экспрессивный?

Найдите определение этого слова в словаре и запишите в «Грамматическую тетрадь» в раздел «Пиши правильно».

Экспрессивный – выразительный, отражающий эмоциональное состояние.

Актуализация опорных знаний

Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока. Чтение и анализ текста Н. Сладкова «Май» (текст распечатан)

Грянул весёлый майский гром – всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу май!

Зазвучало всё, что может звучать.

Полон лес криков, свистов, стуков и песен.

Одни песенки прилетели в лес вместе с перелётными птицами из дальних стран. Другие родились здесь же в лесу. Встретились песенки после долгой разлуки и от радости звенят от зари до зари.

Сердито бубнит ручей, золотые ивы загляделись в воду, черёмуха перекинула с берега на берег белые мосты. Белые бубенчики первых ландышей прозвучали чуть слышно. Скрюченные листья ожили: шмыгают и шуршат по земле, как мыши.

Гремит по земле май!

Подчеркните глаголы. По каким признакам вы определяли?

Вывод: глагол – это часть речи, которая обозначает действие (состояние, процесс речи и мысли, проявление и изменение признака, взаимодействия людей, движение, различные звуковые явления) предмета.

Что произойдёт с текстом, если изъять все глаголы? Какова роль этой части речи в тексте?

Глаголы делают речь яркой, экспрессивной. С помощью них мы не только слышим звуки речи, но и ощущаем радость наступления весны, когда всё оживает, приходит в движение. Изъять глаголы из текста – значит «развалить» его, лишить динамики, внутреннего напряжения, развития мысли.

Какова главная мысль текста?

Передать радость пробуждения, радость жизни. И главная роль в раскрытии главной мысли принадлежит, конечно же, глаголу.

Выпишите глаголы вместе с теми словами, к которым они относятся.

Грянул гром, развязал

хлынули потоки, затопили

зазвучало всё

песенки прилетели, родились

встретились песенки, звенят

бубнит ручей

ивы загляделись

черёмуха перекинула

бубенчики прозвучали

листья ожили, шмыгают и шуршат

гремит май

Какое средство образной речи вы выписали?

Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Они используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать, обретая реальный человеческий облик.

Проанализируйте согласные звуки в глаголах. Какую роль выполняют они?

С помощью повторяющихся сонорных звуков и звонких согласных г, р, н, л, м мы слышим звуки грома – звуки радости, торжества пробуждения природы. С помощью шипящих ж, ш создаётся ощущение движения листьев по земле. Да, действительно, каждый звук несёт определённую информацию. А создание образа через повторение одинаковых или сходных согласных называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ.

(Учащиеся записывают термин в грамматическую тетрадь)

Предложение, подчёркнутое в тексте, выпишите и произведите синтаксический разбор.

Как вы понимаете метафору «черёмуха перекинула с берега на берег белые мосты»?

Работа над темой урока

Творческая работа по группам. Класс делю на 5 групп. Под музыку П.И. Чайковского «Времена года» учащиеся в течение 10-15 минут работают с текстами Н.И. Сладкова:

1 группа – « Страшный невидимка»

2 группа – « Октябрь»

3 группа – «Апрель»

4 группа – «Февраль»

5 группа – «Поющее дерево»

Предлагаемые тексты, задания к ним и выступления учащихся (в момент выступления тексты поочерёдно появляются на экране, чтобы ученики могли увидеть каждый текст и включиться в работу, высказывая свою точку зрения)

1 группа («Страшный невидимка»)

О каком невидимке говорится в этом тексте-загадке? Как глаголы помогают в решении этой задачи?

Страшный невидимка объявился в лесу. Жуткие дела стали твориться там. Кто-то безжалостно содрал с деревьев листья. Кто-то примял, перепутал и положил травы.

Невидимка бродит по лесам и полям, гнёт деревья, свистит, волны на берега выплёскивает. То землю дождём размочит. То морозцем закуёт. Все дороги, мосты поломал, канавы водой залил. И никто с ним ничего поделать не может: не видно его, невидимка он.

Н. Сладков

Ответы учащихся: Невидимка – это и ветер («безжалостно содрал листья», «примял, перепутал и положил травы», «бродит по лесам, гнёт деревья, свистит, волны на берег выплёскивает»), и дождь (землю размочит», «канавы водой залил»), и мороз («то морозцем закуёт») – одним словом, ноябрь, последний месяц осени, который «все дороги, мосты поломал.» Так, с помощью глаголов Николай Сладков показал силу, мощь осенней стихии, преобразующей всё вокруг.





2 группа («Октябрь»)

Найдите в тексте глаголы и подчеркните их. Каково настроение данного текста? Какую роль играют глаголы в раскрытии главной мысли и настроения?

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми.

Налились, отяжелели – и потекли.

Полетели иволги по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь…

Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

Н. Сладков

Ответы учащихся: В этом тексте грустное и одновременно торжественное настроение, потому что прошло лето и наступила осень – удивительная, золотая пора. Автор показал грусть расставания с тёплым летом, прощание с солнцем, теплом и красоту «золотого дождя». Главная мысль раскрывается через глаголы-олицетворения: «листья налились, отяжелели, потекли, запрыгали, понеслись», «дождь зашумел», «листья шуршат, скачут, плывут, качаются», - заставляющие нас удивиться и улыбнуться.



3 группа («Апрель»)

Найдите в тексте глаголы и подчеркните их. Каково настроение данного текста? Какую роль играют глаголы в раскрытии главной мысли и настроения?

На всех снежных полях рыжие пятна – проталины. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

Чёрные пласты оттаявшей пашни пахнут землёй и ветром. Запахи сочатся отовсюду. Струйки стекают с клейких листочков берёз, капают вместе с берёзовым соком.

По невидимым пахучим тропинкам торопятся к цветам первые пчёлы и мчатся первые бабочки. Зайчишки так и шмыгают носами – чуют зелёную травку.

Быстрые лесные ручьи впитали в себя запахи мхов, старой травы, лежалых листьев, тяжёлых берёзовых капель – и понесли по земле.

Н. Сладков

Ответы учащихся: В рассказе Н. Сладкова «Апрель» повествуется о начале весны: тает снег; просыпаются насекомые; появляется первая травка, аромат которой благоухает повсюду; просыпаются ручьи, радующие своим журчанием всех лесных жителей. Настроение данного текста радостное, ведь пчёлы и бабочки счастливы, веселы и довольны, перелетая с цветка на цветок. Глаголы помогают раскрыть главную мысль и передать настроение: с приходом весны всё живое пробуждается, жизнь продолжается!



4 группа («Февраль»)

Определите главную мысль текста. Подчеркните глаголы. Определите их роль в раскрытии главной мысли.

Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах!

Гонятся вихри за санями, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги.

Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги.

Зевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.

Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.

Н. Сладков

Ответы учащихся: Главная мысль текста заключается в том, чтобы показать: февраль – это самый снежный, вьюжный месяц с сильными ветрами. Именно в феврале пробуждаются яростные метели и вьюги, которые засыпают снежной пеленой всё вокруг. Стремительные ветры гонят снежную круговерть на дорогах, и мы становимся свидетелями ожесточённой борьбы за власть зимы быть полновластной хозяйкой в мире природы. Глаголы, выполняющие роль олицетворений, красочно, живо, образно описывают все действия, происходящие в этот последний месяц зимы.



5 группа («Поющее дерево»)

Что передают глаголы в данном тексте? Какова их роль в раскрытии главной мысли (определите главную мысль)?

Проснулся я не от шума, а от тишины. Ветер утих, замолчало дерево, и стало слышно, как падают с ёлки сухие хвоинки.

И вдруг дерево запело! Сперва тихо и робко, а потом всё смелее и громче. Запело живым голосом, и звуки неслись не с ветвей, а изнутри ствола, из самой древесной сердцевины. Дерево верещало, стрекотало, что-то выкрикивало – дерево пело!

Может, вот так когда-то и родился в лесу живой голос?..

Н. Сладков

Ответы учащихся: В тексте Н. Сладкова глаголы передают падение «сухих хвоинок» и звуки одинокого дерева, из которых «родился в лесу живой голос». Он родился от отчаяния, безысходности, одиночества… Глаголы-олицетворения очеловечивают природу, а эпитеты («запело тихо, робко…потом смелее и громче», «живой голос») приглашают читателя поразмышлять о неразрывной связи между человеком и природой, являющейся мудрым учителем, философом. Именно природа помогает человеку заглянуть в себя, найти ответы на многие вопросы.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Эвристическая беседа.

Что нового вы узнали о глаголе?

Какова их роль в тексте?

Чем понравился урок?

Обобщающее слово учителя

Из всех частей речи глагол выделяется лингвистами как самая сложная и самая ёмкая языковая единица: глагол экспрессивен, обладает широкими возможностями описания жизни в её развитии, движении. А.Н. Толстой писал: «Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».

В художественных произведениях всё, о чём рассказывает автор, лишь тогда «оживает», когда события, люди, мотивы их поступков, свойства характеров представлены в динамике, в действии.

Домашнее задание:

используя выразительные глаголы, написать сочинение-миниатюру на тему «Звуки весеннего леса».



Творческие работы учащихся



Дыхание весны

Наступила весна, за окном май. Я решаю отправиться в лес.

Иду по дороге и уже замечаю его прекрасную «шевелюру». Зелёный храм всё ближе и ближе.

Я уже на месте. Слышу звуки пробудившегося леса, который так напоминает родную деревню! Кукушка садится на веточку дерева и давай свою песенку петь. Радостно заливаются соловьи. И не скажешь, что здесь скучно. Даже маленькие птенчики поют весёлые песенки.

Ветер тоже решил добавить звуков. Он шелестит листьями деревьев, а ветви бьются друг о друга. Внезапно сошлись тучи – и загремел гром. Его раскаты пугают меня, а яростная молния заставляет сжаться в пружину. Дождь бьёт по земле, барабанит по листьям. Чувствую дыхание весны…

Глащенков Кирилл



Ликование мая

Май… Природа пробуждается от долгого сна. Весенний лес переполнен звуками.

Все радуются маю. Вернулись птицы из жарких стран и весело вьют гнёзда-домики: жизнь продолжается! Поют свои трели соловьи, озорной ветер играет молодой листвой. Рыженькие белочки резво прыгают с ветки на ветку. Попробуй – догони их! Тихо колышутся побеги сочной, молодой травы. Среди берёзовой листвы натужно гудят майские жуки. Повсюду слышен тягучий писк комаров.

Рождаются звуки природы, которые разлетаются по весеннему лесу радостными, весёлыми песнями. Каждая травинка, каждый листик почувствовал восторг пробуждения.

Природа ликует! Мишкин Всеволод

А жизнь кипит

Я люблю гулять по лесу, особенно весною. Вот начался тёплый майский дождь, загремел гром-барабанщик. Воздух наполнился свежестью первой зелени.

Звонко по стволу какого-то дерева неустанно стучит пёстрый дятел. Вот тетерев, тяжело взмахнув крыльями, шумно пролетел сквозь веточки деревьев. А колючий ёжик с мокрыми после дождя иголочками зашуршал по скользкой тропинке. Где-то вдали медленно, не спеша кукует кукушка, как будто специально, чтобы я успел посчитать. Мимо меня тяжело пролетел бархатный шмель…

Да, в лесу особенные звуки. Вроде и тихо, но, с другой стороны, слышно, как кипит жизнь!

Зайцев Савелий

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Этника27, 15.04.21 в 04:09 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересный, насыщенный урок получился!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.