Урок "Типы химических реакций"

0
0
Материал опубликован 28 January в группе

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Медведевская гимназияим. Н. Д. Хорошаева»














Открытый урок химиив8 классе по теме:

«Типы химических реакций».

(Учебник:Химия. 8 класс; Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман)











Автор: Шукшанова Альбина Николаевна, учитель химии







Технологическая карта урокахимии

Учитель

Шукшанова Альбина Николаевна

Образовательное учреждение

муниципальное автономное образовательное учреждение « Медведевская гимназия им. Н. Д. Хорошаева»

Предмет

химия

Класс

8

Автор УМК

Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман

Тема урока

Типы химических реакций

Тип урока

ОНЗ (Открытие нового знания)

Цель

образовательная:

сформировать понятияо скорости химических реакций и факторах, влияющих на скорость реакций

Цель

деятельностная:

формировать уменияопределять изменения скорости реакции от изменения условий ее проведения.

Задачи:

- образовательные:

способствовать формулированию определения понятий: «реакция соединения», «реакция разложения», «реакция замещения»;

создавать условия для развития умений использовать химическую символику при составлении формул веществ и уравнений химических реакций.

- развивающие:

содействовать развитию у учащихся логического мышления;

способствовать развитию познавательного интереса и учебной мотивации;

развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;

способствовать формированию правильной химической речи;

создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль учебной деятельности.

- воспитательные:

формировать химическую культуру;

активизировать поисковую деятельность учащихся;

воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи.

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

- уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений;

- самостоятельно выделять и

формулировать познавательной цели;

- уметь анализировать, систематизировать информацию и делать выводы;

- уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- уметь проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя.






- уметь выявлять и формулировать учебную проблему;

- уметь ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы;

- уметь определять последовательность действий с учетом конечного результата;

- уметь осуществлять волевуюсаморегуляцию в достижении цели.







- уметь работать в паре: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, учитывать мнение партнера;

- уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли;

- соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе;

- участвовать в коллективном обсуждении, уметь слушать и вступать в диалог.


- следовать в поведении моральным нормам

и этическим требованиям;

- самоопределение и смыслообразование важности изучения учебного материала;

- проявлять активность и познавательную инициативу, трудолюбие, аккуратность.




Основные понятия

типы химических реакций, реакция соединения, реакция разложения, реакция замещения, реакция обмена

Междисциплинарные связи

математика

Оборудование и материалы к уроку

Для учителя: презентация

Для учащихся: растворы: сульфата меди (II), гидроскида натрия; медная проволока, металлические скрепки; штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, пробиркодержатель.

Раздаточный материал: рабочие листы, тесты, бланки для ответов.







Этап урока

и его цель

ФормируемыеУУД на данном этапе урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

I.

Организационный этап

Цель: организовать деловой настрой учащихся

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.

Приветствует учащихся, настраивает на открытый урок, желает плодотворной работы на уроке.


Николай Дмитриевич Зелинский, российский и советский химик-органик, который вам может быть известен как создатель первого угольного противогаза, писал: «Химия озаряла меня величайшим наслаждением познания ещё неразгаданных тайн природы…». И я желаю вам сегодня ощутить те же эмоции. А для этого вы должны в полной мере погрузиться в урок и быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.И ничего не бояться. Вместе мы справимся со всеми трудностями!

Успехов всем нам на сегодняшнем уроке!


Настраиваются на успешную работу и включаются в учебную деятельность

II.Этап постановки проблемы, формулирования темы и цели урока

Цель: способствовать возникновению проблемы по формулированию темы и задач урока.


Познавательные:

выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно выделять и

формулировать познавательной цели.

Регулятивные: определять задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, уметь слушать и вступать в диалог.

Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.


Предлагает учащимся расставить коэффициенты в полученных уравнениях реакций. К доске вызывает трех учеников для выполнения подобных заданий.

Задания для учащихся:

В верхней части листа записаны уравнения химических реакций, в нижней – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в выше написанных уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно, с помощью маркеров, соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами.


Организует проверку результатов учащихся в рабочих листах и работавших у доски.







Предлагает объединить все реакции, которые записаны на доске в группы.

Выслушивает предложения. Подводит учащихся к выводу, что нужно знать классификацию химических реакций.

Предлагает учащимся сформулировать тему и задачи урока.

Выполняют задания в рабочих листах и на доске.













Ученики класса сообщают свои результаты. Три человека проверяют результаты одноклассников, работавших у доски.


Предлагают группы реакций


Выдвигают проблему

Предлагают тему урока и задачи.




III.

Этап «открытия» нового знания

Цель: создавать условия для освоения новых знаний по теме.




















Познавательные:

- уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя.

Регулятивные:

определять последовательность действий с учетом конечного результата;

осуществлять волевуюсаморегуляцию в достижении цели.

Коммуникативные:

-уметь работать в паре;

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, учитывать различные мнения партнера;

уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли;

- соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе.

Личностные УУД: осознавать ответственность за порученное дело.





Предлагает учащимся расставить коэффициенты для определенной группы уравнений химических реакций.Одного из учеников вызывает к доске.

N2 + H2→NH3

CaCO3 + CO2+ H2O→ Ca(HCO3)2

H2O + P2O5H3PO4


Организует по составленным уравнениям реакциям беседу, в которой учащиеся сравнивают реакции и выводят определение реакций соединенияи выбирают схему.


Предлагает учащимся расставить коэффициенты для следующей группы уравнений химических реакций.Одного из учеников вызывает к доске.

KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2

HgO Hg + O2

NaNO3NaNO2+O2


Организует по составленным уравнениям реакциям беседу, в которой учащиеся сравнивают реакции и выводят определение реакций разложения и выбирают схему.


Предлагает учащимся расставить коэффициенты для ещё одной группы уравнений химических реакций.Одного из учеников вызывает к доске.

NaI + Cl2 → NaCl + I2

Fe + HCl → FeCl2 + H2

Al2O3 + CAl + CO2


Организует по составленным уравнениям реакциям беседу, в которой учащиеся сравнивают реакции и выводят определение реакций замещения и выбирают схему.


Осуществляет переход к лабораторной работе.

М. В. Ломоносов сказал: «Химии ни коим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». Поэтому мы сейчас приступим к лабораторным опытам.

Организует проведение лабораторных опытов.

Для этого проводит беседу по технике безопасности, инструктаж по проведению опытов.

Контролирует выполнение учащимися опытов. Консультирует по мере необходимости.


Учащиеся в рабочих листах расставляют коэффициенты в предложенных уравнениях.

По одному ученику на каждый тип реакции выходят к доске и выполняют аналогичное задние.



Сравнивают химические реакции между собой и в ходе беседы формулируют определение типа химической реакции.


Записывают формулировку определения и схему в рабочий лист.




















Выслушивают учителя





В парах проводят лабораторные опыт по инструктивным картам. Заполняют необходимую информацию по лабораторным опытам в рабочих листах.

IV.

Этап контроля и самооценки знаний

Цель:

проверить усвоение материала

по теме урока.




















Познавательные:

- уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений;

- уметь анализировать,проводить аналогии и делать выводы.

Регулятивные:

определять последовательность действий с учетом конечного результата;

осуществлять волевуюсаморегуляцию в случае затруднений;

осуществлять контроль и самооценку знаний и умений.

Личностные:

следовать в поведении моральным нормам

и этическим требованиям.


Предлагает выполнить тест, ответы занести в специальные бланки.

Предлагает проверить правильность выполнения заданияи оценить себя. Знакомит с системой оценивания.

Зачитывает правильные ответы.


Выполняют тест.

Проверяют правильность выполнения задания. Оценивают себя.

V.

Домашнее задание




§21, выполнить задания в прикрепленном файле.

Сумма чисел, соответствующих правильным ответам, будет равна относительной молекулярной массе воды.

Характеристика реакций

Реакции разложения

Реакции соединения

1) Получается одно новое вещество

1

2

2) Одно исходное вещество

3

4

3) Получается несколько новых веществ

5

6

4) Несколько исходных веществ

7

8




Записывают в дневник

VI.

Подведение итогов урока

Цель –формулирование вывода, выделение актуальных знаний.


Познавательные:

уметь анализировать, обобщать.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной

полнотой и точностью.

Просит выделить основные моменты урока и сформулировать определения изученным типам химических реакций.

Дают определение изученным типам химических реакций

VII.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Познавательные:

анализировать, обобщать.

Регулятивные:

осуществлять контроль,

оценку результатов

деятельности.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной

полнотой и точностью.

Личностные: осуществлять самооценку и самоанализ своей деятельности; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


Использует прием «Три «М»».

Предлагает учащимся назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


Благодарит учащихся за их работу на уроке.


Осуществляют самоанализ и самооценку своей деятельности на уроке.


ПрезентацияPPTX / 1.92 Мб


рабочий листPDF / 371.67 Кб


ТестPDF / 121.38 Кб


Бланк ответовPDF / 147.46 Кб


задания для работы у доскиPDF / 129.2 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.