Внимательное и бережное отношение к миру. М. Пришвин «Разговор деревьев»
Внимательное и бережное отношение писателя к миру.
М. Пришвин «Разговор деревьев»
Урок литературного чтения, 3 класс
Тип урока – урок деятельностного типа
Цели урока:
- обучающая: формирование умения анализировать рассказ через наблюдение за его образными, интонационными, конструктивными особенностями;
- развивающая: развитие целостного, системного представления о мире на основе анализа рассказа как особого жанра литературы;
- воспитательная: воспитание чуткого и бережного отношения к природе.
Планируемые результаты обучения:
- личностные:
- проявлять интерес к содержанию и форме художественного произведения;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к прочитанному;
- метапредметные:
- принимать и удерживать учебную задачу, контролировать ее выполнение и оценивать результаты работы;
- слушать и использовать в работе другую точку зрения
-создать условия для развития у учащихся
- навыков фиксировать информацию, полученную путем анализа текста;
- умения строить устные высказывания и формулировать собственное мнение;
- умения работать в паре и в группе.
- предметные:
- осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер;
- овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;
- понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста;
- уметь анализировать средства выразительности, позволившие создать поэтические образы в прозаическом тексте;
- высказывать собственные оценочные суждения.
Технология развивающего обучения.
Ресурсы:
- Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, компьютер, презентация SMART Notebook, карточки желтого цвета (для работы в парах), карточки голубого цвета (для составления плана) по количеству учеников, конверты и задания (для каждой группы), вырезанный из зеленой бумаги березовый лист, выставка книг М. Пришвина, буквы О, Ч, Е, Р, К (в процессе урока прикрепляются на доску).
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Закройте глаза и послушайте.
Включаю «Звуки леса».
- Что вы представили себе, слушая эти звуки?
- Назовите одним словом то, что вы перечислили.
= природа
- Как вы думаете, какое отношение природа имеет к сегодняшнему уроку чтения?
= наверно, будем читать произведение о природе
2. Этап проблематизации и актуализации знаний.
1) разгадывание фамилии автора
- Кто же автор того произведения, с которым мы познакомимся? Разгадайте запись на экране.
= Пришвин
2)чтение учителем высказывания об авторе
- «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина», - считал писатель Константин Паустовский. По его мнению, Пришвин — «один из своеобразных писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе».
3) разгадывание названия произведения
- Название произведения Пришвина спряталось здесь (на экране):
= Разговор деревьев
3.Этап целеполагания и планирования
1) формулирование темы
- Назовите тему урока.
= М. Пришвин «Разговор деревьев»
- Я хочу уточнить тему (появляется запись на экране): «Внимательное и бережное отношение писателя к миру. М. М. Пришвин «Разговор деревьев». На примере этого литературного произведения мы попробуем доказать, что писатель действительно относится к природе внимательно и бережно.
2) постановка первой части цели
- Сформулируйте цель урока: познакомиться…
= познакомиться с произведением М. Пришвина «Разговор деревьев»
3) словарная работа в парах
- Положите перед собой карточки желтого цвета. Вам предстоит поработать в парах. Михаил Пришвин писал в разных жанрах. Определения некоторых из них записаны в таблице. А что это за жанры?
- самостоятельная работа в парах (не более 2 минут)
Жанр |
Определение |
… |
Повествовательное произведение устного народного творчества или литературы о вымышленных лицах или событиях. |
… |
Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе. |
… |
Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо. |
- фронтальная проверка – дети читают определение и называют жанр (сказка, рассказ, последний неизвестен)
4) постановка второй части цели
- Сформулируйте вторую часть цели: узнать, …
= узнать, в каком жанре написано изучаемое произведение
4.Этап основного содержания
- планирование деятельности
- индивидуальная самостоятельная работа
- Положите перед собой карточку голубого цвета. Определите верную последовательность плана, по которому мы будем работать. Пронумеруйте в первом столбце.
Оценка работы на уроке |
||
Анализ произведения |
||
Обмен впечатлениями |
||
Слушание произведения |
||
Знакомство с особенностями творчества писателя |
- фронтальная проверка – один ребенок определяет верную последовательность на экране
- Каждый выполненный пункт плана мы будем отмечать знаком «+», а я буду показывать вам букву названия жанра.
- биография Пришвина
- Посмотрите на фотографии. На них изображен (делаю паузу) … Пришвин.
- Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на эти фотографии? Что он любил? О чем любил писать?
- обсуждение в группах (2 минуты)
- высказывание мнений детей
- комментирование учителя
Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954) родился в Орловской губернии. О своем детстве он рассказывает в романе «Кащеева цепь». Жилось семье трудно — мать осталась вдовой с пятью детьми. Всякое бывало в жизни будущего писателя. Однажды он даже убежал из первого класса гимназии в «золотую страну Азию», но его вернули обратно.
В немецком городе Лейпциге Пришвин окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, даже писал агрономические книги, но к тридцати годам твердо решил стать писателем.
Пришвин внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом:
«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда, и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался. Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные».
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору — принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи!»
А еще писатель увлекался фотографией: сам снимал и сам печатал.
Особенно нравилась Михаилу Михайловичу Пришвину природа средней полосы России. Дом, где жил писатель в последние свои годы, — в деревне Дунино, недалеко от Звенигорода, — давно стал музеем. Вы можете самостоятельно познакомиться с этим музеем в Интернете, у него есть свой сайт http://prishvin.ru/ .
(Открываю ссылку)
Отмечаем выполненный пункт плана, выставляю букву Р.
- слушание произведения
- установка на слушание, высказывание предположения
- Попробуем предположить, о чем могут разговаривать деревья и как они делают?
- чтение текста учителем (с. 133 – 134), учебник у детей закрыт.
- обмен впечатлениями
- Поделитесь впечатлением об услышанном.
- Приходилось ли вам бывать в такой обстановке и чувствовать то же, что почувствовал Пришвин?
- Подтвердились ли наши предположения?
Отмечаем выполненные пункты плана, выставляю букву К, Ч.
- анализ произведения
- Откройте учебник с. 133 – 134.
- Посмотрите еще раз на фотографии тех деревьев, которые я показывала вам в начале урока.
- Какого дерева, упомянутого в произведении Пришвина, здесь нет?
= тополя
Показываю иллюстрацию тополя.
- Какое время года описывает писатель? Докажите цитатой из текста.
= «Почки раскрываются», «черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками».
- Какие воспоминания вызывает весенний лес у писателя?
= воспоминания детства
- Перечислите художественные приемы, которые автор использовал в своем произведении.
- выбор с помощью интерактивного задания художественного приема (сравнение, олицетворение, эпитеты), примеры которого нужно найти в тексте (работа в группах)
- каждой группе выдается два конверта: в первом дано определение выбранного художественного приема, во втором – карточка – подсказка. Учитель предупреждает, что на работу дается 3 минуты, а воспользоваться подсказками можно только в крайнем случае
Сравнение.
Конверт 1. Что это такое?
Художественный приём, основанный на сопоставлении явления с другим явлением с целью выделить какой – либо особо важный в художественном отношении признак. Сравнение вводится с помощью слов «как», «словно», «будто».
Конверт 2. Подсказка.
Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится об осинке.
Какой образ почек создаётся с помощью слов «хвостик», «клювик»? Как называется такое сравнение?
Эпитет.
Конверт 1. Что это такое?
Образное красочное прилагательное, которое даёт художественную характеристику явлению или предмету. Не всякое прилагательное является эпитетом.
Конверт 2. Подсказка.
Выполнить задание вам помогут следующие слова: почки, ягоды, берёзка, осинка.
Олицетворение.
Конверт 1. Что это такое?
Художественный приём, когда о неодушевлённых предметах говорится как о живых.
Конверт 2. Подсказка.
Найдите и прочитайте третий абзац. Что говорится о неодушевлённых предметах?
- самостоятельная работа в группах (3 минуты)
- поинтересоваться, какие группы не воспользовались подсказкой
- проверка (выступают три группы, остальные три работают на дополнение)
Ответы
Сравнение: осинка, как зеленая свечка; метафора – клювик и хвостик, как у птички (показываю иллюстрацию набухшей почки).
Эпитет: почки шоколадные, ягоды черно-лаковые, березка белая, осинка молодая.
Олицетворение: деревья начинают шептаться между собой, береза белая с другой березой издали перекликаются, осинка молодая вышла на поляну и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой, черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.
- вывод
- С какой целью в этом небольшом произведении писатель использует такое обилие художественных средств?
= чтобы точнее передать красоту природы, показать, что она живая, и относиться к ней нужно бережно, автор любит природу и стремится передать частичку своей любви читателю.
- Что помогло писателю услышать шепот леса?
- С помощью чего деревья в лесу переговариваются? Докажите цитатой из текста.
- Как вы думаете, важнее узнать, о чем говорят деревья, или научиться воспринимать их как живых?
Отмечаем выполненный пункт плана, выставляю букву О.
5.Этап рефлексии.
- Остался последний пункт плана.
- Вернемся к теме урока. Удалось ли нам доказать, что писатель внимательно и бережно относится к природе?
- Сумели ли мы достичь поставленных целей?
= нет, мы не узнали название жанра
Выставляю букву Е и прошу составить слово (очерк). Еще раз акцентируем внимание на определении жанра.
Беру зеленый бумажный листочек и объясняю, что передам листок кому-нибудь из ребят, а тот должен ответить на вопрос, появившийся на экране. Ученик отвечает и передает листок следующему.
Вопросы (появляются при нажатии на цифру)
*Что тебе сегодня удалось?
*Что тебя сегодня удивило?
*Что тебе сегодня понравилось при работе в паре?
*Чей ответ тебе сегодня особенно запомнился?
*Кому ты хочешь сказать спасибо?
- Поднимите руку, кому захотелось познакомиться с другими произведениями М. М. Пришвина.
Обращаю внимание на выставку книг.
- Какое домашнее задание вы хотели бы получить?
Выбираю один из вариантов, предложенных детьми.
Приложения
/data/files/r1524320510.mp3 (Звуковой файл для начала урока)
/data/files/h1524320465.rar (Раздаточный материал к уроку)
/data/files/h1524320420.notebook (М. Пришвин "Разговор деревьев")
Ольга Чечулина
Лариса Александровна Шешукова
Артеменко Елена Николаевна
Лариса Александровна Шешукова