Внутренняя и внешняя мотивация на обучение: способы формирования и модели внедрения (на примере преподавания английского языка студентам 1 курса спортивного колледжа)

0
0
Материал опубликован 13 January в группе

В современное время в сфере образования все большее значение приобретает развитие мотивации студентов, особенно в условиях профессионально-ориентированного обучения. В спортивных колледжах, где обучение часто сопровождается физической нагрузкой, мотивация на изучение английского языка становится дополнительным фактором успешности.
Итак, в первую очередь рассмотрим, какие существуют виды мотивации.

1. Внутренняя мотивация — это побуждение к действию, которое исходит от самого человека и связано с удовольствием или интересом к самому процессу деятельности, а не к внешним результатам [4]. Это стремление выполнять действия ради самого процесса деятельности, а не для получения какого-либо внешнего вознаграждения или избежания наказания. Характерными эмоциональными состояниями, сопровождающими выполнение деятельности при доминировании внутренней мотивации, являются позитивные эмоции, удовольствие, ощущение быстро течения времени. Непосредственные следствия для деятельности — это высокая вовлеченность, готовность работать настойчиво, самостоятельно, преодолевать трудности, что в долговременной перспективе приводит к достижению высоких результатов. Внутренняя мотивация способствует актуализации творческого и логического мышления, решению сложных задач, она преобладает у людей с высоким личностным потенциалом [2]. Учитывая ее роль в эффективности деятельности и психологическом благополучии, следует поддерживать позитивные эмоции учащегося от процесса познания, преодоления трудностей, ощущения собственной компетентности и роста.

При обучении английскому языку студентов 1 курса спортивного колледжа можно выделить следующие основные виды внутренней мотивации:

Познавательная - интерес к самому процессу изучения языка. Например, студент увлеченно изучает новые слова и грамматические конструкции, чтобы лучше понимать англоязычные спортивные трансляции.

Коммуникативная - желание общаться на английском языке. Студент стремится практиковать разговорный английский, чтобы в будущем свободно общаться с иностранными спортсменами.

Профессиональная - понимание важности английского для будущей карьеры в спорте. Студент осознает, что знание английского поможет ему участвовать в международных соревнованиях.

2. Внешняя мотивация — это побуждение к действию, которое обусловлено внешними по отношению к человеку факторами, такими как вознаграждение, наказание, социальное давление или другие внешние стимулы. Человек сам задает себе цель, а выбранная деятельность является средством ее достижения. Для студентов можно привести следующие примеры внешней мотивации:

Мотив достижения - стремление получать хорошие оценки. Студент усердно готовится к тестам по английскому, чтобы иметь высокий средний балл.

Социальные мотивы - желание соответствовать ожиданиям окружающих, стремление к признанию и достижению определенного социального статуса. Студент старается хорошо учиться, чтобы не подвести тренера и родителей.

Прагматические мотивы - необходимость сдать зачет/экзамен. Студент учит английский, чтобы успешно пройти промежуточную аттестацию, продолжить обучение в колледже и получать стипендию.

Однако, если внешняя мотивация задается в условиях отношений человека с окружающим его социумом, когда последний пытается регулировать его деятельность посредством контроля, давления и манипуляций, что достаточно часто встречается в современных школах, то, как правило, такая деятельность носит ситуативный и непродолжительный характер, а результаты ее невысоки. Она вызывает негативные эмоции, тревогу предпочтение более простых заданий и неблагоприятно сказывается на творческих видах деятельности. При этом она приводит к обману, лжи и другим негативным поведенческим стратегиям, служащим достижению внешних целей [1]. Учитывая негативные следствия такой мотивации для эффективности деятельности и психологического благополучия человека, желательно избегать ее применения. Следует не проявлять авторитарность, не выдвигать необоснованных требований, не критиковать личность, а комментировать только результаты ее деятельности.

Если же заинтересовывать человека деятельностью, развивать ощущение компетенции в ней, подбирать уровень трудности выполняемой задачи с учетом текущих возможностей обучающегося, предлагать выбор, объяснять смысл требований, то все это приведет к развитию внутренней мотивации.

Для повышения успеваемости студентов-спортсменов для студентов 1 и последующих курсов в изучении английского языка можно использовать следующие способы формирования мотивации и модели внедрения:

 Связь с профессиональной сферой или модель "Английский через спорт": использование спортивной тематики в учебных материалах. Например, чтение, прослушивание и обсуждение текстов о знаменитых спортсменах, олимпийских играх, англоязычных спортивных новостей.

Интерактивные методы обучения или модель "Английский клуб»: моделирование ситуаций общения на английском в контексте спорта. Например, разыгрывание диалогов между спортсменом и тренером, интервью после соревнований, проведение пресс-конференций, тренировок, разборы матчей; организация разговорных клубов, просмотров фильмов на английском; проведение тематических игр, квизов.

Использование современных технологий или модель "Цифровая среда": применение мобильных приложений и онлайн-ресурсов для изучения английского. Использование спортивных терминологических словарей, программ для тренировки произношения; просмотр спортивных видео на английском языке и анализ техники выполнения упражнений, тактики игры.

Создание ситуации успеха или модель "Индивидуальные траектории" подбор упражнений разной сложности с учетом разного уровня подготовки студентов; поощрение даже небольших достижений - похвала за правильные ответы, прогресс в освоении материала; проведение олимпиад, викторин на спортивную тематику. Создание возможности дистанционного обучения во время сборов и соревнований; учет спортивной специализации при подборе материалов.

Акцент на практическом применении или модель "Международное сотрудничество": демонстрация возможностей использования английского в спортивной карьере - обсуждение спортивных карьер успешных спортсменов-полиглотов; участие в международных спортивных сборах и стажировках; волонтерство на международных соревнованиях; проведение виртуальных тренировок, соревнований с иностранными студентами.

При правильном подходе внешняя мотивация может трансформироваться во внутреннюю. Внедрение этих моделей и использование разнообразных способов формирования мотивации позволит повысить интерес студентов-спортсменов к изучению английского языка, сделать процесс обучения более эффективным и практико-ориентированным.


Список литературы:

1. Гижицкий В.В. Учебный обман как стратегия псевдоадаптивного поведения у старшеклассников // Уч. зап. Орловского гос. ун-та. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2(58). С. 293—299.

2. Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 642—667.

3. Колягин Ю.А. «Инновационные подходы в образовании». Казань: Фолиант, 2020. – 178 с.

4. Чирков В.И. Внешняя и внутренняя мотивация: https://www.psychology-online.net/articles/doc-897.html




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.