12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина754
Россия, Свердловская обл., Новоуральск
5

Взаимопроникающая интеграция содержания и технологий основного и дополнительного как условие достижения благоприятного психологического климата в классе

Взаимопроникающая интеграция содержания и технологий основного и дополнительного как условие достижения благоприятного психологического климата в классе


Сегодня задача школы: направить образование не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, которая проявляется при создании благоприятной атмосферы в классе. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт коллективной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие качество содержания образования [1].

Эффективность подобных преобразований может быть усилена за счет интеграции основного и дополнительного образования. Главной целью интеграции массовой общеобразовательной школы и образовательного учреждения дополнительно образования является создание психологического комфорта не только для взаимодействия учащихся, но и гармоничное развитие личности ребенка и достижением им индивидуальных и коллективных успехов. Процесс, позволяющий решать важнейшую задачу сохранения и развития единого воспитательного пространства, в условиях которого формируется высокая степень готовности личности учащегося к самореализации, творческой деятельности, актуализируются позиции компетентностного подхода.

Основная идея дополнительного образования направлена на повышение личностной активности к саморазвитию детей и подростков с помощью взаимодействия организационно-управленческих институтов. Именно поэтому сегодня приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности.

Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства [2].

Современная система общего образования, основанная на реализации Федерального государственного образовательного стандарта, предусматривает индивидуализацию, ориентацию на развитие практических навыков и фундаментальных умений. В этом случае необходимо рассматривать «образование как процесс» выстраивания и применения эффективных образовательно-воспитательных технологий: уход от традиционного подхода к организации урока, отождествленного только с обучением, к инновационному - с использованием технологий взаимопроникающих процессов воспитания, обучения, развития в их единстве и целостности. Где активность и работоспособность каждого ученика будет зависеть от создания благоприятного психологического климата среди обучающихся и педагога.

Интеграция основного и дополнительного образования имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личность и доказывает, что без внешней мотивации, стимулирования коллективного взаимодействия, субъектных отношений невозможно осуществить реформирование, модернизацию образовательной системы и преобразование её в средства создания благоприятной психологической атмосферы. Интегративный подход предполагает, прежде всего, многомерность и единство образования, одновременное и равновесное функционирование трех его элементов: воспитания коллективом, обучения, психологического развития личности в их взаимосвязи.

Интеграционная модель основного и дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с учреждением дополнительного образования детей. В рамках сотрудничества МАОУ "СОШ № 45" и МАУ ДО "Центр внешкольной работы" был созданы курсы "Сочинение на лингвистическую тему" для учащихся 9-го класса и «Сложные вопросы сочинения» для учащихся 11-го класса, где ведение урока осуществляют учитель русского языка и литературы и педагог дополнительного образования.

Гармоничное сочетание дополнительного и основного образования проходит за счет распределения функционального распределения. Деятельность учителя, в первую очередь, нацелено на достижение предметных результатов и в основе заложена сущность предмета "русский язык". В свою очередь, педагог дополнительного образования добивается метапредметных и личностных результатов беря за необходимость использования технологий взаимопроникаемого процесса.

В данном случае интеграция общего и дополнительного образования осуществляется по содержанию учителем по организационным формам педагог ДО. Предметная программа составляют базис, на котором выстраивается синтетическая программа дополнительного образования и освоение практикой социокультруных коллективных дел. Проектная, творческая, конкурсная деятельность опираются на знания, полученные в учебном процессе. Работа по развитию ключевых компетенций, подготовленных в блоке дополнительного образования позволяет быть успешным в учебном процессе. Например, организации групповой работы ученик может научиться выстраивать коммуникативные связи с помощью умения отстаивать собственную точку зрения, что позволяет ему четко, логично и аргументировано анализировать литературное произведение.

Интегративный характер урока создает условия не столько для совершенствование предметных знаний, сколько дает возможность развития «стартовых» возможностей каждого ребенка, чутко реагирует на быстро меняющиеся потребности детей и родителей, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым детям, формирует ключевые компетентности обучающихся в различных сферах коллективной деятельности: познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой. Например, дети с повышенной мотивацией к учебной деятельности становятся авторами исследовательских работ, победителями творческих конкурсов и участниками фестивалей гуманитарной направленности.

При возникшей необходимости обеспечения подрастающего поколения новым образовательным качеством позволяется возможность выстроить функциональную модель с равноправным, взаимопроникающими и взаимодополняемыми друг друга компонентами основного и дополнительного образования, создавая единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (и не только интеллектуального) развития каждого ребенка. Например, во время урока детям создаются «критические условия», такие как ограничения во времени, тишина, требования и критериальность выполняемого задания, это позволяет работать над личностным развитием посредствам коллектива, создавая благоприятную психологическую атмосферу. Рефлексия результатов и причин достижения успеха или неудачи позволяет обратить внимание на умение работать в имеющихся условиях с помощью мобилизации внутренних ресурсов. То есть на ряду с предметной подготовкой ребенка осуществляется и психологическая составляющая, способствующая предъявлению высоких результатов предметного, метапредметного, личностного характера и универсальных учебных действий.

Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на ФГОС, так как приводит к качественно новому результату, недостижимому без нее, который может быть зафиксирован с помощью системы критериев, вырабатываемых внутри интегрированного комплекса.

Интегративный подход основного и дополнительного образования к уроку позволяет сохранить, развивать и повысить педагогический потенциал образования, которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка. Это связано с тем, что во данная модель взаимопроникновения удовлетворяются не только образовательные, но и иные социальные потребности детей.

      Литература:

Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года / Приказ Министерства образования от 11.02.2002 N 393 // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.edu.ru /

Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р // [Электронный ресурс]/ Режим доступа:

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.