12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Марина754 Россия, Свердловская обл., Новоуральск Материал размещён в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей» |
Взаимопроникающая интеграция содержания и технологий основного и дополнительного как условие достижения благоприятного психологического климата в классе
Взаимопроникающая интеграция содержания и технологий основного и дополнительного как условие достижения благоприятного психологического климата в классе
Сегодня задача школы: направить образование не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, которая проявляется при создании благоприятной атмосферы в классе. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт коллективной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие качество содержания образования [1].
Эффективность подобных преобразований может быть усилена за счет интеграции основного и дополнительного образования. Главной целью интеграции массовой общеобразовательной школы и образовательного учреждения дополнительно образования является создание психологического комфорта не только для взаимодействия учащихся, но и гармоничное развитие личности ребенка и достижением им индивидуальных и коллективных успехов. Процесс, позволяющий решать важнейшую задачу сохранения и развития единого воспитательного пространства, в условиях которого формируется высокая степень готовности личности учащегося к самореализации, творческой деятельности, актуализируются позиции компетентностного подхода.
Основная идея дополнительного образования направлена на повышение личностной активности к саморазвитию детей и подростков с помощью взаимодействия организационно-управленческих институтов. Именно поэтому сегодня приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности.
Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства [2].
Современная система общего образования, основанная на реализации Федерального государственного образовательного стандарта, предусматривает индивидуализацию, ориентацию на развитие практических навыков и фундаментальных умений. В этом случае необходимо рассматривать «образование как процесс» выстраивания и применения эффективных образовательно-воспитательных технологий: уход от традиционного подхода к организации урока, отождествленного только с обучением, к инновационному - с использованием технологий взаимопроникающих процессов воспитания, обучения, развития в их единстве и целостности. Где активность и работоспособность каждого ученика будет зависеть от создания благоприятного психологического климата среди обучающихся и педагога.
Интеграция основного и дополнительного образования имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личность и доказывает, что без внешней мотивации, стимулирования коллективного взаимодействия, субъектных отношений невозможно осуществить реформирование, модернизацию образовательной системы и преобразование её в средства создания благоприятной психологической атмосферы. Интегративный подход предполагает, прежде всего, многомерность и единство образования, одновременное и равновесное функционирование трех его элементов: воспитания коллективом, обучения, психологического развития личности в их взаимосвязи.
Интеграционная модель основного и дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с учреждением дополнительного образования детей. В рамках сотрудничества МАОУ "СОШ № 45" и МАУ ДО "Центр внешкольной работы" был созданы курсы "Сочинение на лингвистическую тему" для учащихся 9-го класса и «Сложные вопросы сочинения» для учащихся 11-го класса, где ведение урока осуществляют учитель русского языка и литературы и педагог дополнительного образования.
Гармоничное сочетание дополнительного и основного образования проходит за счет распределения функционального распределения. Деятельность учителя, в первую очередь, нацелено на достижение предметных результатов и в основе заложена сущность предмета "русский язык". В свою очередь, педагог дополнительного образования добивается метапредметных и личностных результатов беря за необходимость использования технологий взаимопроникаемого процесса.
В данном случае интеграция общего и дополнительного образования осуществляется по содержанию учителем по организационным формам педагог ДО. Предметная программа составляют базис, на котором выстраивается синтетическая программа дополнительного образования и освоение практикой социокультруных коллективных дел. Проектная, творческая, конкурсная деятельность опираются на знания, полученные в учебном процессе. Работа по развитию ключевых компетенций, подготовленных в блоке дополнительного образования позволяет быть успешным в учебном процессе. Например, организации групповой работы ученик может научиться выстраивать коммуникативные связи с помощью умения отстаивать собственную точку зрения, что позволяет ему четко, логично и аргументировано анализировать литературное произведение.
Интегративный характер урока создает условия не столько для совершенствование предметных знаний, сколько дает возможность развития «стартовых» возможностей каждого ребенка, чутко реагирует на быстро меняющиеся потребности детей и родителей, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым детям, формирует ключевые компетентности обучающихся в различных сферах коллективной деятельности: познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой. Например, дети с повышенной мотивацией к учебной деятельности становятся авторами исследовательских работ, победителями творческих конкурсов и участниками фестивалей гуманитарной направленности.
Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на ФГОС, так как приводит к качественно новому результату, недостижимому без нее, который может быть зафиксирован с помощью системы критериев, вырабатываемых внутри интегрированного комплекса.
Интегративный подход основного и дополнительного образования к уроку позволяет сохранить, развивать и повысить педагогический потенциал образования, которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка. Это связано с тем, что во данная модель взаимопроникновения удовлетворяются не только образовательные, но и иные социальные потребности детей.
Литература:
Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: