Взаимосвязь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста

2
0
Материал опубликован 15 December 2024

Сомова Наталья Николаевна

​​​​​​​педагог-психолог

МДОУ детский сад комбинированного вида № 9 «Березка»,

г.Углич, Ярославская область


Взаимосвязь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста


Существование взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и коммуникативной компетентностью детей старшего дошкольного возраста – это одна из актуальных и требующих внимания проблем дошкольного образования.

В статье подчеркивается, что эффективное взаимодействие с другими людьми, основанное на эмоциональных связях, и эффективное управление своими собственными эмоциями позволяет человеку реализовать себя, достигать поставленных целей и быть успешным в различных сферах человеческой жизнедеятельности.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, коммуникативная компетентность, эмоции, дошкольник.

Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и управлять эмоциями, которая может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т.е. установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека; может идентифицировать эмоцию, то есть установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Коммуникативная компетентность - это способность человека к общению в одном, нескольких или всех видах речевой деятельности; приобретенная в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения; особое свойство речевой личности. Коммуникативная компетентность дошкольника – это его способность применять различные средства взаимодействия с другими людьми и конструктивные способы для общения. Посредством этого решаются различные бытовые, игровые или творческие задачи.

Основы формирования эмоциональной культуры закладываются с самого раннего детства. Успешность человека во взрослой жизни во многом зависит от его эмоционального образования, полученного в дошкольные и школьные годы. Эмоциональный опыт, приобретенный в детстве, ложится в основу эмоционального интеллекта.

Актуальность статьи представляется в том, что в современном обществе увеличивается количество детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении и развитии эмоционального интеллекта. Дети не умеют понимать чувства других, свое настроение и внутреннее состояние других людей. У многих детей появляется напряженность, занижена самооценка, дети становятся тревожными, возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Муковникова А.А. и Паничева В.В. отмечают: «Гармоничные отношения с другими детьми являются необходимым условием для психологического и эмоционального развития ребенка. Однако зачастую у детей возникают сложности в общении со сверстниками, и дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования готовности к разрешению противоречий». Кроме того, если во время не обратить внимание на нарушения эмоциональной сферы, которые возникают у детей, то это может перерасти в психосоматическое заболевание, число которых увеличивается в последние годы.

Эмоциональный интеллект традиционно связывают со способностью устанавливать контакты с другими людьми, взаимодействовать с ними, адекватно проявлять свои эмоции, в связи с этим можно предположить, что эмоциональный интеллект и коммуникативная компетентность связаны между собой. Эмпирическое исследование, проведенное в МДОУ д/с № 9 «Березка» в общеразвивающей группе среди детей семи лет, показало, что, у тех испытуемых, у которых по наблюдению воспитателей группы возникают трудности в общении со сверстниками, отмечается низкий уровень развития эмоционального интеллекта.

t1734283114aa.jpgТаблица 1. Сводные данные по методике исследования «Мимический экспрессивный тест для учащихся 7-11 лет» ( К.Э. Изард, модификация).


Данная методика является модификацией теста К. Изарда и направлена на оценку уровня развития эмпатии как составляющей когнитивного компонента (социального интеллекта) социальной креативности ребенка. Оценка уровня эмпатии проводится по адекватности определения испытуемым эмоционального состояния человека по его изображению на фотографии. Возможность использования данной методики с целью диагностики уровня развития эмпатии основана на том, что эмпатия, как важнейший аспект социальной креативности, зачастую является реакцией на экспрессивные признаки лица.

t1734283114ab.jpgТаблица 2. Сводные данные по методике исследования «Определи свои эмоции» для детей 4-7 лет (А.А. Ошкина, И.Г. Цыганкова, модификация).


Используемая для исследования методика является модификацией диагностических заданий А.А. Ошкиной, И.Г. Цыганковой «Определи свои эмоции» и направлена на оценку уровня осознание детьми собственных эмоций, причин их возникновения, понимание действий, совершаемых ими в определенном эмоциональном состоянии. Методика состоит их трех частей. Первая часть направлена на то, чтобы выявить осознание детьми собственных эмоций, причин их возникновения, понимание действий, совершаемых ими в определенном эмоциональном состоянии. Вторая часть - на выявление у детей умение осуществлять идентификацию собственных эмоциональных состояний в конкретных эмоциогенных ситуациях. Цель третьей части: выявить у детей умение осуществлять интерпретацию собственных эмоциональных состояний в различных ситуациях (рефлексию своих поступков и анализ их мотивов, причин и последствий).

Таким образом, коммуникативная компетентность тесно взаимосвязана с эмоциональным интеллектом, поскольку для эффективной коммуникации, умения ориентироваться в ситуации общения, необходимы определенные личностные качества, такие как: умение воспринимать и понимать собеседника (перцептивная сторона общения); умение предвосхищать действия оппонентов и их поведение; умение воздействовать на оппонентов, влиять на отношения, оценки, мотивы. Данные качества и умения коммуникативной компетентности будут эффективны только в том случае, если имеется достаточно высокий уровень эмоциональной компетентности. Именно компоненты эмоционального интеллекта способствуют более продуктивной коммуникации.


Список использованных источников


Верхотурова Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте [Текст] / Н.Ю. Верхотурова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 8. – С. 264-273.

Григорьева Н. Развитие эмоциональной сферы / Н. Григорьева // Дошкольное воспитание. – 2010. – N 2. – С. 67-71.

Довгая Н. Проблема осознания и вербализации эмоций в дошкольном возрасте [Текст] / Н. Довгая, О. Македонская // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3. – С. 15-20.

Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1.: учеб.-метод. пособие : в 2 ч. [Текст] / Н.С. Ежкова. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 127 с.

Максимихина Е.В. Роль эмоциональной сферы в формировании психологического здоровья старших дошкольников Детский сад: теория и практика [Текст] / Е. В. Максимихина, И. А. Сергеева // Детский сад: теория и практика. –2013. – № 5 – С. 60-66.

Муковникова А.А., Паничева В.В. Проблемы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками (теоретический аспект). Научная статья по специальности «Психологические науки» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obscheniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-so-sverstnikami-teoreticheskiy-aspekt/viewer (Дата обращения 26.07.2023)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации