Занятие по познавательному развитию (математическим представлениям) в средней группе «Путешествие в Страну сказок»
1.Симонова Светлана Геннадьевна
2.Воспитательль в дошкольном образовании
3.МБДОУ «Советский детский сад №2 «Берёзка»
4.Республика Крым, посёлок Советский
Занятие по познавательному развитию (математическим представлениям) в средней группе «Путешествие в Страну сказок».
Данное занятие предназначено для детей средней группы. В этом занятии все задания выполняются в игровой форме. Дети закрепят знания о геометрических фигурах, научатся различать левую и правую руки, правильно определять пространственные направления и обозначать их словами: слева, справа, вверху, внизу. Закрепят навыки порядкового счета. Закрепят умение отвечать на вопросы: «Какой по счету?», «На каком месте?»; научатся правильно определять местоположение предмета: между, впереди, сзади. Закрепят умение уравнивать группы предметов двумя способами. Закрепят умение сравнивать предметы способом наложения и приложения.
Познавательное развитие
(Математические представления).
Тема: Путешествие в Страну сказок.(П).
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в форме игры – путешествия.
Задачи. Образовательные: закрепить знания детей о геометрических фигурах. Упражнять в умении различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: слева, справа, вверху, внизу. Закреплять навыки порядкового счета. Закреплять умение отвечать на вопросы: «Какой по счету?», «На каком месте?», закреплять умение определять местоположение предмета: между, впереди, сзади. Закреплять умение детей уравнивать группы предметов двумя способами. Закреплять умение сравнивать предметы способом наложения и приложения.
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, речь, цветовое восприятие, мелкую моторику рук, глазомер, память.
Воспитательные: воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе. Воспитывать желание помогать героям сказки.
Методические приемы: словесные, наглядные, практические, игровые; проблемные вопросы
Планируемые результаты-целевые ориентиры дошкольного образования: знают геометрические фигуры. Различают левую и правую руки и определяют пространственные направления, обозначают их словами: слева, справа, вверху, внизу. Правильно отвечают на вопросы: «Какой по счету?», «На каком месте?». Правильно уравнивают группы предметов двумя способами. Умеют сравнивать длину предметов способом наложения и приложения.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал. Ковёр-самолёт, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; картинки с изображением сказок: «Гуси-Лебеди», «Красная Шапочка»; герои сказки «Репка»; 5 красных яблок, 5 зелёных яблок; 2 полоски разной длины;
Раздаточный материал. ковры-самолёты по количеству детей, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (на каждого ребёнка); две полоски разной длины; герои сказки «Репка» (на каждого ребёнка); двухполосные карточки, 5 яблок красного цвета; 5 яблок зелёного цвета (на каждого ребёнка).
Словарь: слева, справа, вверху, внизу, длинная, короткая.
Содержание организованной деятельности детей.
1.Организационный момент.
Ребята, а вы любите сказки? Сегодня мы отправимся с вами путешествовать в Страну сказок и
поможем выполнить задания сказочным героям. Вот и ковер – самолет. Но чтобы наш ковер - самолет полетел надо правильно расположить геометрические фигуры (1 ребёнок работает у доски так, чтобы остальные дети не видели).
Слушаем задания:
1.Положите круг в правом верхнем углу.
2.В нижнем левом углу положите квадрат.
3.Треугольник положите в правом нижнем углу.
4.В левом верхнем углу положите прямоугольник.
Ребята, как называются эти фигуры? (геометрические)
Молодцы, готовы лететь в Страну сказок? Тогда занимайте места на волшебном ковре-самолёте. Закрывайте глаза.
2.Основная часть.
С вами мы уже в полёте. На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится, что же с нами приключится?
Сядем мы вот в этом месте - будет очень интересно!
Всё ближе и ближе сказочная страна. Ковёр-самолёт медленно опускается на землю. Мы прилетели в сказку, а как она называется, угадайте.
1)У Аленушки - сестрицы унесли братишку птицы.
Высоко они летят. Далеко они глядят. («Гуси-Лебеди»)
На доске выставляется картинка сказки «Гуси – лебеди».
Машенька, говорит, что яблонька скажет, куда братца унесли, если она задание выполнит. А задание такое сложное оказалось, что Машенька не знает как его выполнить. Поможем? (ответы детей)
А вот задание (один ребёнок работает у доски):
На тарелке у вас лежит много красных и зеленых яблок. Возьмите 5 красных яблок и положите на верхнюю полоску. Теперь возьмите 4 зелёных яблока и положите на нижнюю полоску.
Вопросы:
Каких яблок больше? (красных)
На сколько больше? (на одно)
Как скажем, каких яблок больше, а каких меньше? (красных яблок больше, чем зеленых, а зеленых яблок меньше, чем красных)
Как сделать, чтобы их стало поровну (добавить зеленое яблоко или убрать красное)
Давайте сделаем так, чтобы красных и зелёных яблок стало поровну по 5 штук (дети выполняют)
Теперь красных и зелёных яблок у нас…..? (поровну или одинаково)
Молодцы! Вы справились с этим заданием. Давайте полетим в следующую сказку. Закрываем глаза.
С вами мы опять в полёте.
На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится, что же с нами приключится?
Сядем в сказке в этом месте- будет очень интересно!
Ковёр-самолёт медленно опускается на землю. Мы прилетели в сказку, а как она называется, угадайте.
2)Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все, кого он попросил. («Репка»)
На доске выставляется репка.
Посмотрите, у деда все помощники разбежались. Помогите деду расставить их по порядку. (На столах разложены фигуры героев сказки «Репка». Дети расставляют их в правильном порядке. Ребенок, который справится первый, выходит работать у доски.)
Вопросы: Кто первый (второй и т.д) стоит по счёту?
На каком месте по счёту стоит бабка?
Кто стоит между внучкой и кошкой?
Кто стоит перед мышкой?
Кто стоит за дедом?
Молодцы! Весело и быстро справились с заданием! А теперь немного отдохнём.
Физминутка
Мы садимся на ковёр-самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» ковёр-самолет, встают)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо)
Приземляться нам пора! (Приседают)
Быстрее занимайте свои места, отправляемся с вами дальше.
С вами мы опять в полёте. На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится, что же с нами приключится?
Сядем в сказке в этом месте- будет очень интересно!
Ковёр-самолёт медленно опускается на землю. Мы прилетели в сказку, а как она называется, угадайте.
3)Я серого волка в лесу повстречала.
И бабушкин домик ему показала.
Случилась беда;
Волк обманщиком был
И бедную бабушку он проглотил. («Красная шапочка»)
На доску выставляется картинка сказки «Красная шапочка».
Ребята, посмотрите, узнали сказку? Красная шапочка, говорит, что ее волк все время обманывает и отправляет ее по длинной дороге, а сам бежит по короткой. Ребята, поможем Красной шапочке найти короткую дорогу?
Посмотрите, у вас на столах лежат дорожки, какого они цвета? (красная и синяя).
Как нам узнать, какая дорожка короткая, а какая длинная? (приложить одну полоску к другой или наложить сверху одну полоску на другую)
Приложили? Какая дорожка длиннее, а какая короче (красная дорожка длиннее, чем синяя, а синяя дорожка короче, чем красная).
Так по какой дорожке надо бежать Красной Шапочке? (по синей).
Молодцы какие, вот и Красной Шапочке помогли.
3.Итог занятия.
Ребята, вы молодцы! Со всеми заданиями справились, в беде никого не оставили. А теперь нам пора возвращать в группу.
Занимаем места на ковре – самолете!
С вами мы опять в полёте, на ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится – должен в группе приземлится.
Вот мы с вами вернулись в группу.
Ребята, где мы с вами были? В каких сказках побывали? Каким героям помогли?
Литература: Помораева И.А. Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: средняя группа.- М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.