12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Daniel Mukhabovich Kapov8564
Методист. Практикующий психолог. к.психол. н.,высш.кат. Врачеватель душ человеческих. В своей работе пользуюсь авторскими методиками. Область интересов и исследований - психология масс, дивергентное мышление.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»

 

Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный»









Занятие

школы вожатского мастерства

«Решение проблемных ситуаций»

(из серии занятий Программы развития профессиональных компетенций)





















Автор:

Капов Даниэль Мухабович

педагог-психолог СОМР УВО








Представленное занятие предполагают работу с педагогическими кадрами.

Занятие могут проводить квалифицированные методисты, психологи, специалисты по воспитательной работе.


Вне контекста комплексного обучения, данное занятие может быть использовано как вспомогательный инструмент работы с педагогическими кадрами.


Пояснительная записка:

  Стремительное развитие системы образовательного процесса требует постоянного внедрения новых образовательных технологий, способствующих развитию не только самого образовательного процесса, но и профессиональных компетенций педагога.

С этой точки зрения, рациональным считается использование метода проблемных ситуаций, который гармонично дополняют традиционные методы обучения.

Метод проблемных ситуаций, как один из методов активного бучения, строится на сотрудничестве как обучающихся (вне зависимости о того, дети это или педагоги), так и обучающих.

Одной из наиболее популярных методов решения проблемных ситуаций, является метод кейсов, или метод решения ситуаций практической деятельности педагога.

Весь процесс обучения можно рассматривать как непрерывную цепь взаимопорождающих, взаимосвязанных и взаимопродолжающих ситуаций, решение которых влияет на исход ситуаций.

.Структура проблемной ситуации внешне носит простой и не глубокий характер, но на самом деле ее смысловая нагрузка куда более сложна, так как она (ситуация)
  имеет проявление в двух сложных реальностях: реальности педагога и реальности обучающегося.

Каждая педагогическая ситуация- это проблема. Каждая педагогическая проблема – это объективный вопрос, возникающий в процессе педагогической деятельности, предполагающий проектирование его решения, что в свою очередь делает сам образовательный процесс более активным, продуктивным, интересным.

Анализ проблемы проходит в несколько этапов:

Писание самой проблемной ситуации;

Определение первостепенной задачи конкретной ситуации;

Моделирование и формулировка противоречий;

Построение модели решения задачи;

Определение ресурсов, необходимых для решения конкретной задачи;

Определение вспомогательных техник и механизмов реализации предполагаемого решения;

Повторение цепочки, с целью выявления новых противоречий;

Анализ.


Использование данной технологии обучения в системе ШВМ (школа вожатского мастерства), позволяет активизировать личностные ресурсы педагога (в данном случае вожатого), способствующие его личностному и профессиональному развитию.

Цель: развитие профессиональных компетенций личности педагога (вожатого, воспитателя).

Задачи:

Обучающие

Обучение приемам использования личностных ресурсов;

Развитие навыков оценки альтернативных вариантов решения ситуаций, в конкретно заданных условиях;

Развивающие:

Развитие навыков анализа и критического мышления;

Развитие эмоционально-коммуникативной гибкости;

Личностные:

Отработка коммуникативных навыков;

Формирование устойчивых навыков рационального поведения в нестабильных условиях объективной реальности.


Контингент участников: педагогический состав учебно-воспитательного отдела

Продолжительность 1 занятия- 1,5 часа.

Комплексность занятия: Данное занятие является одним из 8-ми занятий Программы развития профессиональных компетенций.


Предполагаемые результаты:

Предметные:

Участники занятий продуктивно использую в своей деятельности собственные ресурсы;

В решении различных ситуаций, участниками занятия, рассматриваются альтернативные варианты действий, ведущих к оптимальному решению ситуации.

Метапредметные:

Педагогические ситуации воспринимаются, демонстрируются и анализируются с различных точек зрения;

Развит навык стабильного эмоционально-коммуникативного отражения не только конкретной ситуации, но и других подобных.

Личностные:

Развиты навыки построения продуктивных коммуникативных связей и аргументированных решений.

Выработана уверенность в себе и сформированы устойчивые навыки рационального поведения в нестабильных ситуациях.


Этапы занятия:

Данное занятие проводится в 3 этапа:

Приветствие, погружение в тему занятия (свободный формат, в зависимости от предполагаемой динамики);

Решение проблемных ситуаций;

Рефлексия или анализ продуктов деятельности (свободный формат).


Вспомогательные материалы:

Канцелярские принадлежности: листы бумаги формата А4, ручки (по кол-ву участников), маркеры, ватман (для рефлексии).


Предлагаемые варианты проблемных ситуаций:


1. Во время вечернего планирования, Вы с напарником распределяете рабочее время следующего дня. Ваш отряд завтра отвечает за проведение дружинного мероприятия, и вы оба владеете необходимой информацией, которую надо пережать другим вожатым. Вы договариваетесь о том, что: утром вы идете на планерку, и рассказываете другим вожатым о предстоящем мероприятии, а Ваш напарник остается с отрядом, и занимается подготовкой вспомогательного реквизита. Утром же, придя на планерку, вы видите, что Ваш напарник уже пришел на планерку раньше Вас. Как Вы поступите в этой ситуации?

2. Вы с отрядом планируете содержание и концепцию мероприятия, за которое отвечаете. Все дети активно высказывают свои идеи и предложения. И в один момент Вы замечаете что, один из участников не участвует в активном обсуждении, а тихо сидит в стороне. Как Вы поступите в данной ситуации?

3. Идет первая неделя смены. Вы с отрядом уже успели наладить быт, оформили отрядное место, активно и с пользой проводите свободное от мероприятий время, и постоянно заняты разными видами активности. К концу первой недели Вы замечаете, что к Вашему отряду все чаще и чаще приходит мальчик из другого (соседнего отряда), и проводит с вами больше времени, чем со своим отрядом. Какие действия Вы предпримите для решения ситуации?

4. Грядет концерт талантов. Вы с отрядом готовите вступительный массовый номер. Вечером к Вам подходит ребенок из Вашего отряда и говорит о том, что у него есть готовый сольный номер, фонограмма и костюм, и что он хотел бы показать его на концерте. Вы соглашаетесь посмотреть его номер. На предварительной репетиции, Вы понимаете, что номер откровенно «сырой» и не готовы выпускать ребенка на сцену. Как вы попробуете решить данную ситуацию?

5. Вы с отрядом ведете активное обсуждение предстоящей дружинной игры. Продумываете весь алгоритм действий, который поможет вашему отряду стать победителями в игре. Один ребенок выражает явный скепсис. Как Вы поступите?

6. Родитель одного из детей Вашего отряда очень часто звонит Вам с вопросами о самочувствии своего ребенка, тем самым отвлекает вас, и акцентирует Ваше внимание на только своем ребенке. Как Вы будите решать данную ситуацию?

7. Во время заезда смены к Вам обратились родители двух детей, с просьбой поселить их детей в одной комнате, сославшись на то, что они давно дружат семьями. В процессе расселения, дети выразили свое желание о том, что они не хотят жить в одной комнате. Как Вы решите данную ситуацию.

8. Вы хотите организовать проектную деятельность с группой активных подростков. С чего вы начнете?

9. В Вашем детском коллективе заметный возрастной разрыв дети 9-10 лет и 13- 15 лет. Как вы организуете деятельность такой возрастной группы?

10. Методистом смены запланировано вечернее мероприятие, которое не соответствует возрастным особенностям вашего коллектива. Ваш напарник, утверждает, что необходимо идти на данное мероприятие, т.к. оно идет в рамках смены. Вы придерживаетесь другого мнения. Как вы решите данную ситуацию?



Рекомендуемая литература:

Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов . – Ростов н\Дону.: РГУ, 2006.

Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

Галагузов А.Н. Социально-педагогические задачи / А.Н. Галагузов, М.А. Галагузова, И.А. Ларионова. – М.: Владос, 2008.

Кашапов М. М. Психологические основы решения педагогической ситуации. – Ярославль. : ЯрГУ, 1992.

Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие / Авт.-сост. А.К.Быков. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Хохлов С.И. Психология эффективного взаимодействия педагога и учащегося: Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.









Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.