Занятие с элементами тренинга «Мы выбираем дружбу» (5 классы)

5
1
Материал опубликован 26 June 2017 в группе

Занятие с элементами тренинга «Мы выбираем дружбу».

Адресат: учащиеся 5-ых классов

Цели:

-Дать обобщенное представление о дружбе, доброжелательности и уникальности каждого человека;

-Развивать коммуникативные навыки, чувство сплочённости, умение преодолевать трудности сообща;

-Воспитывать доброе отношение к окружающим людям

Оборудование: мяч, картинки с изображением радости и грусти, кубики, цветок с разрывными лепестками

Ход занятия:

1.Вводная часть

1.1.Игра-приветствие «Здравствуйте, это я!» 

Для начала давайте познакомимся - На счет «раз-два-три» вы громко хором называете свое имя. Поняли? - А теперь на счет «раз-два-три» скажите шепотом свое имя. Услышали что-нибудь? - А сейчас я буду называть буквы алфавита, и у кого имя начинается на эту букву, поднимите руку (А,Б, В, О,У, Л, К,С, Т,Н,Ю,З, Р)

1.2. Упражнение 1. «Поменяйтесь местами те, кто...»

- Продолжим знакомство. Я предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу:

-Пересядьте те, у кого есть сестра,

- Пересядьте те, у кого есть брат,

-кто любит мороженное,

-кто сочиняет стихи,

-кто лучше всех ездит на велосипеде,

-кто любит математику,

-кто учится на одни «4» си «5»,

- у кого в одежде есть красный цвет,

-кто соблюдает режим дня,

-кто имеет настоящего друга или подругу,

-кто сам является хорошим другом,

-кто желает другим добра.

2. Основная часть

2.1.Упражнение «Мое настроение»

- Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Сейчас я вам покажу картинки. Что это? (Облака). Посмотрите на облака. Что с ними? (У них разное настроение). А по каким признакам вы определили, что одни облака веселые, а другие грустные? (По улыбкам). Молодцы! Выберите облачко, у которого такое же настроение, как у вас.

- Ребята, как вы думаете, почему мы все такие разные? Да потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности - у нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями, дружили с разными людьми – все это отложило на нас особый отпечаток. Каждый человек уникален и по–своему неповторим. И хотя мы такие разные, нужно научиться сосуществовать, дружить, общаться и терпимо относиться к особенностям характера и внешности других людей. Это важно помнить и в семье, и в обществе.

2.2.Упражнение «Мы разные, но похожие»

- Нас всех что-то объединяет, и мы чем-то отличаемся.

- Сейчас я предлагаю разделиться на команды или выйти 6 желающим и выполнить мои задания.

-Вы можете легко и быстро построиться по росту. А построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного. А теперь в алфавитном порядке по первой букве своего имени, но сделать это надо молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения, полу, цвету глаз и др.)  

-Легко ли Вам было выполнить мои задания?

-А почему? (не понимают друг друга;· не уступают друг другу;· не умеют сдерживаться;

· не принимают чужого мнения;хотят всегда быть главным;· не умеют слушать других; делают назло и т.д.)

Вывод: самое важное при общении с другими людьми - это владеть собой при общении, принимать чужое мнение, уметь слышать других, очень важно сформировать у себя привычку с уважением относиться к мнению других людей, и тогда многих проблем можно избежать.

2.3.Игра "Комплименты".

Цель: повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка.

- А теперь давайте немного разомнемся и поиграем. Вы же все любите, когда вас хвалят и говорят приятные вещи, не так ли? Предлагаю вам игру «Комплименты»!

Дети бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников группы. Имя соседа произносят в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится (Например, «У Леночки красивые длинные волосы», «Настюша прекрасно рисует», «Димочка – хороший друг, он очень добрый»).

1. Что вы испытывали, произнося комплименты?

2. Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?

3. Испытывали ли вы какие-то сложности в ходе придумывания комплиментов? Какие?

- Ребят, вот я услышал комплимент про доброту. А есть ли, на ваш взгляд, разница между словами «добрый» и «добренький»?

(Добренький только кажется добрым. На самом деле он не будет бескорыстно совершать хорошие поступки.)

2.4. Упражнение «Ромашка»

У меня есть необычный цветок, на каждом лепестке есть вопрос. Давайте по очереди, будем отрывать по лепестку и отвечать на вопросы. Пока вы будете отвечать на вопросы, я буду строить дом из кубиков.

1.Что такое дружба?

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. А кто такой друг?

Друг – это человек, который связан с кем- то дружбой.

3. Слово ДРУГ иногда заменяют близкими по значению словами-синонимами - назови такие слова? (приятель, товарищ)

4. Какую пословицу о дружбе вы знаете? Друг познаётся в беде.

5. Кого можно назвать другом? Маму, книгу и т.д.

6. А кто такой настоящий друг?

Настоящий друг – это человек, которому можно доверить все свои проблемы. Настоящий друг становится тебе близким родственником. У меня есть подруги. Мы часто говорим, что вместе мы – сила!

7. Как вы понимаете дружный класс?

Например, у нас дружный класс. Потому что мы помогаем, поддерживаем, не обижаем друг друга. Не ссоримся и защищаем друг друга.

8. Без чего не может существовать дружба? Без уважения.

Уважение – это почтительное отношение, вежливое обращение к человеку. Умение признавать достоинства другого человека.

Вот и у каждого есть теперь часть цветка – лепесток, а вместе они часть целого, как и мы с вами.

Теперь нам с вами нужно вывести Законы дружбы.

Мы с вами строили дом, я попрошу, чтобы один из вас вышел и вытащил кубик.

Почему же дом рухнул. Так и наша дружба: очень хрупкая и легко может сломаться. Выстраивать отношения очень долго, а разрушить можно за одно мгновение. Поэтому берегите дружбу и своих друзей.

2.5.Игра «Мой друг»

-Я буду бросать мяч кому-нибудь из вас и говорить, какой ваш друг. Если вы согласны - повторите мои слова, если нет- скажите по другому, а мячик всегда возвращайте мне.

-Твой друг – плохой? (Нет мой друг хороший)

-Твой друг капризный? (послушный)

-Твой друг жадный?(щедрый)

-Твой друг ленивый? (трудолюбивый)

-Твой друг злой?

-Твой друг глупый? (умный)

-Твой друг грустный? (весёлый)

-Твой друг жестокий (добрый)

-Твой друг грубый? (послушный, хороший)

-Твой друг страшный? (красивый)

-Твой друг надёжный?

-Твой друг умелый?

-Твой друг талантливый?

2.6.Тест “Хороший ли ты друг” (можно оставить в классе для самостоятельного выполнения детьми)

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

Подведем итог.

Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

-Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?

3.Заключительная часть

3.1. Игра «Хлопни в ладоши»

-Я буду называть качества Если этими качествами должен обладать друг- хлопаем в ладоши, если нет- топаем.

Честность, грубость, ложь, доброта, отзывчивость, умение поддерживать в трудную минуту, насмешливость, ответственность, отстаивать в беде, щедрость, капризность, надёжность.

3.2. Уважаемые ребята, впереди вас ждет много всего интересного. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти именно этой дорогой.

Друзья – это редкое богатство!

Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают.

Они готовы всегда выслушать тебя.

Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.

Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.

- Спешите делать добро! Старайтесь каждый день приносить людям пользу!

3.3.Упражнение « Мы выбираем дружбу»

-Все участники встают в круг, берутся за руки, поднимают их вверх и хором говорят: «МЫ ВЫБИРАЕМ ДРУЖБУ!»

- Спасибо за работу. Молодцы!

3.4.Вручение памяток каждому ребёнку «Если хочешь быть хорошим и верным другом».

Памятка «Если хочешь быть хорошим и верным другом»:
1. Делись своими успехами, неудачами и новостями. 

2. Умей слушать. 
3. Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку. 
4. Доверяй другу и будь уверенным в нем. 
5. Сохраняй тайны своего друга. 
6. Не критикуй друга публично. 
7. Не будь назойливым и не поучай. 
8. Не обсуждай друга в его отсутствие. 
9.  Уважай внутренний мир и чувства своего друга. 
10. Радуйся успехам своего друга.

Педагог-психолог

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный материал!

19 August 2017