Статья «Здоровье детей через призму образовательных технологий»

1
3
Материал опубликован 8 December 2020 в группе

Здоровье детей через призму образовательных технологий.


Недева Екатерина Витальевна

Воспитатель, учитель начальных классов и музыки, сурдопедагог-дефектолог


Здоровьем детей интересуются все страны нашей планеты, какие-то более активно, какие-то менее, какие-то занимаются этим на высоком уровне и продвигают наиболее современные и зарекомендовавшие себя методики, а кто-то идет по проторенной дорожке. В России мы еще находимся на стадии разработки новых форм обучения и взгляда на здоровье подрастающего поколения. Я верю и думаю, что в скором времени мы это начнем продвигать в образовательные учреждения более активно, целостно и с большой поддержкой от высшего руководства в виде указов, новых положений и законопроектов страны.

Время шагнуло далеко вперед от разработанных ранее форм проведения занятий, классно-урочной системы и стиля жизни семей и, соответственно, детей. Все это оказывает большое влияние на здоровье наших детей. Время технических разработок, интернета, всевозможных компьютерных игр и детей, с уже совершенно новым мышлением. Несомненно, веяния прошлых разработок и взглядов, прогрессивных умов прошлого столетия, надо пересмотреть и что-то включить в здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии. Такие как, например:

  • Закаливание водными процедурами, например, по системе Порфирия Иванова, несколько облегченного варианта. Известны несколько детских садов в России, активно применяющие данные методики по закаливанию дошкольников и у них удивительные результаты по заболеваемости у детей. Детские сады, у которых в распорядке дня есть хотя бы минимальный временной закаливающий отрезок времени (не берем в расчет прогулки, которые должны быть повсеместно), показывают высокий процент по устойчивости к заболеваниям у детей. Говоря про заболевания, чаще других подразумеваются сезонные, но совсем не обязательно только они.
  • Музыкотерапия. Это поистине уникальный метод развития личности, формирующий и сберегающий здоровье детей и взрослых. По сравнению с первыми закаливающими технологиями, его легко можно применять как в яслях и во всех дошкольных учреждениях (включая обязательно и коррекционные), так и в школах, кружках, секциях, летних лагерях и тд.. Перечислим лишь несколько из результатов воздействия классической музыки на детей:
  • Снимает уровень повышенной тревожности и страхи
  • Гармонизирует процесс возбуждения, которое у школьников чаще преобладает над процессом торможения (бывает и наоборот, гораздо реже, но все же и тут музыка может помочь)
  • Стимулирует мозговую деятельность
  • Развивает коммуникативные навыки, открывает окружающий мир, других людей и осознание себя в этом мире.
  • Повышает уровень морально-нравственных качеств, развивает эмпатию к другим, повышает чувствительность и адекватность воспринимаемой им реальности.

Особенно заметную и значимую роль музыкальная терапия играет в жизни детей с ОВЗ. Часто дети с особенностями развития не осознают своей особенности и, включаясь в образовательные процессы, погружаясь в музыку, начинают ярче проявлять свои способности и таланты. А если ребенок осознает свою особенность, впадает в уныние, депрессию, усугубляя этим уже существующую особенность по здоровью…? Музыкальная терапия первый помощник. Это и просто прослушивание, игра на простейших музыкальных инструментах ( треугольник, металлофон, маракасы, кастаньеты,...), до игры на таких музыкальных инструментах как фортепиано, скрипка, флейта и тд, и пения всевозможных мелодий и фраз.


  • Двигательная активность. Постепенно мы все больше привыкаем “таскать” детей по спортивным кружкам и секциям. Согласна, что некоторые дети нуждается в повышенной активности, но это гораздо меньший процент, как многим представляется. Двигательная активность для детей - это грамотно составленное, продуманное и реализованное время как в различных государственных учреждениях, так и дома. Рассмотрим некоторые временные особенности двигательной активности детей в государственных учреждениях (ясли, детские сады, школы,всевозможные интернаты, колледжи и др.):
  1. Сформированная классно-урочная система в 1538 г. Иоганнесом Штурмом, подтвержденная  и обоснованная чешским известным педагогом-новатором Яном Амосом Каменским  (1592−1679) и, развитая и дополненная в России К. Д. Ушинским  (1824-1870). Обратите внимание на даты, вековая давность данных разработок уже давно не актуальна. Образ жизни  людей, технологии, сами дети появляются давно другие, а мы все топчемся на месте, и менять это надо было еще вчера, но давайте хотя бы сегодня возьмемся за это. На данный момент времени, необходимо признать, что двигательная активность у нас лишь на уроке физической культуры; повезло, у кого 2-3 раза в неделю, кто-то довольствуется 1 разом и ездит на всевозможные доступные секции. На уроках, время от времени, проводятся изредка так называемые физ.минутки, которые давно уже не спасают.
  2. В детских садах обстановка гораздо лучше, дети двигаются играют, есть лишь одно но: группы в детских садах заполнены и часто переполнены, что создает факторы и ограничения пространства, чистого воздуха, и, соответственно, меньшая активность. Известно, возможно не всем, что часто в садах не хватает игрушек на участках и в группах для всех детей, и они просто просиживают время, и/или сотрудники убирают все эти игрушки, чтобы не ломали, не теряли и, “вообще они для проверки”. Очень часто это встречается в различных интернатах и в некоторых садах. Очень много, если не сказать слишком много, все это зависит лишь от одного человека - заведующего детского сада и, порой от воспитателя на группе, которому не очень и хочется, а тот которому хочется бывает часто, что не приглянулся руководству (чаще заведующему), и перспективный сотрудник уходит.

Рассмотрим сейчас двигательную активность детей дома. Наличие продуманного пространства для ребенка, по мере возможности. Ребенок давно уже не занимается каким-либо трудом в помощь своим родителям, быть может лишь немного в весенний период и немного осенний, если повезет. Классно-урочная система, составленная веком назад, подразумевала активность и даже сверхактивность детей дома за хозяйственными делами, а часто дети даже не высыпались и не восстанавливали силы до школы, засыпая на уроках. Все это давно “кануло в лето”. Век интернета и техники, еще более уменьшает двигательную активность детей, на катастрофически- низкий процент. У небольшого процента семей есть небольшой спортивный уголок для ребенка, это частично спасает ситуацию, но и тут необходимо его грамотное расположение.

  • Питание. В большинстве своем нормы питания, определенные для дошкольников и школьников в 1982 году и, пересмотренные в 1991, изменились совсем незначительно. При этом, как известно, продукты питания совсем не улучшаются, а, скорее, наоборот. Генно - модифицированные, всевозможные консерванты, часто не указанные в составе, частые хозяева в продуктах, но у школ и дошкольных государственных учреждений часто не бывает возможности и/или желания искать пути здорового питания для своих подопечных. Лишь некоторые частные детские сады за далеко не всем родителям посильную плату  предоставляют:
  1. Проверенные и качественные продукты.
  2. Индивидуальный подход (вегетарианская семья или нет, есть непереносимость каких-то компонентов или нет, склонный к ожирению булочку уже не получит, скорее это будет фрукт). Нет стандартных порций. В школах дают порции взрослого человека, у подавляющего большинства детей растянуты желудки, быстрым поеданием на время огромной порции. По мнению экспертов “зачастую в школах упор делается не на сбалансированное здоровое питание, а на выпечку, потому что она дешевая, сытная и дети ее охотно едят”.(Президент АНО "Институт отраслевого питания" Владимир Чернигов, передает корреспондент "Росбалта".)


  1. Если ребенок проголодался, у учителя (воспитателя) всегда будет подготовлен полезный фруктовый или овощной перекус. Ребенок в государственном заведении будет терпеть, а когда появятся деньги в кармане (часто уже в начальных классах) после уроков в ближайшем магазине покупает сладости и/или чипсы.

Будем ожидать и в государственной образовательной системе дошкольного, школьного питания существенные преобразования, доступные подавляющему большинству.

В заключение хочется напомнить о том, что дети-будущее страны, Земли, планеты. Какое оно будет, наше будущее, если нас нет в реалиях настоящего? Давайте освободимся от вековых иллюзий каждый внесет свой посильный вклад в изменение настоящего, а значит и будущего.

Комментарии

Прикрепляю статью

8 December 2020

Прикрепляю файл статьи

8 December 2020

Спасибо за статью, Екатерина Витальевна. Актуально.

7 February 2021

Похожие публикации