Женское и мужское воспитание в педагогике А.С. Макаренко

0
0
Материал опубликован 25 October 2024

«Воспитывать в ребенке честность, работоспособность, искренность, привычку к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку… мы тем самым воспитываем его и в половом отношении»

А.С. Макаренко

   Может показаться парадоксальным и даже странным видеть в педагогике А.С. Макаренко следование традиции в половом воспитании детей и подростков. Всего несколько десятилетий назад проявления «полового воспитания» в обществе и в школе не относили к педагогически трудным проблемам. Родители и учителя старшего возраста и их дети средних лет помнят советское время, когда было раздельное обучение мальчиков и девочек, а после «воссоединения полов» не сразу, не быстро, но стали нарастать проблемы «полового воспитания», с которыми не стала справляться семья и школа. Модные прически, косметика, украшения и в том числе курение девочек грозило исключением из школы. Сегодня же сексуально-эротическая тематика преследует человека на каждом шагу с самых ранних лет. Специализированные эротические журналы и газеты с откровенной сексуальной тематикой продаются во всех киосках, заполняют книжные развалы в подземных переходах, и ни один отечественный фильм не обходится без этой тематики. А если добавить рекламные ролики, музыкальные клипы, Интернет, то проблема, как ее называли раньше, в том числе и во времена Макаренко, полового воспитания, становится все более трудной для решения семьей и школой.

 Резкое изменение ценностей, связанных с половой моралью стало носить неуправляемый, деструктивный характер. Педагогика, которая была бесполой, оказалась в состоянии теоретической и практической растерянности. Любое традиционное воспитание, включая половое, предполагает целенаправленное воздействие на субъекты деятельности и общение. И оно обеспечивало достижение поставленных воспитателями целей. Значит, в таком воспитании субъекты являются объектами. Запретительно-репрессивная педагогика тех десятилетий свела половое воспитание к элементарному медико-гигиеническому просвещению. Издание типовых санпросветовских брошюрок: физиология, анатомия, половое созревание, запугивание последствиями ранних половых связей, абортов с красочным их описанием. В педагогике же Макаренко дети изначально были субъектами, однако воспитателем выступал детский коллектив. И с этой точки зрения актуально обращение к опыту Макаренко.

Свою статью «Половое воспитание» он начинает такими словами: «Вопрос о половом воспитании считается одним из самых трудных педагогических вопросов. И действительно, ни в каком вопросе не было столько напутано и столько высказано неправильных мнений. А между тем практически этот вопрос вовсе не так труден и во многих семьях он разрешается очень просто и без мучительных колебаний. Он становится трудным только тогда, когда его рассматривают отдельно и когда ему придают слишком большое значение, выделяя из общей массы других воспитательных вопросов» (1).

Но динамично произошедшие в нашем обществе социокультурные потрясения отразились и на отношении общества и педагогов к проблемам полового воспитания. Сдвиг в сторону «новой» педагогики и комплексного видения проблемы произошел в конце 70-х годов на фоне сексуальной революции и либерального отношения общества к проблемам пола. Именно в это время в научной литературе стали писать о гендерном воспитании, потребовавшим развести понятие секс и гендер. Однако справедливости ради заметим, что в отечественной литературе их разводили всегда («Пол в человеке и человек в поле», В. В. Зеньковский).

«И если не употреблялось понятие гендер» эксплицитно, это не означает, что имплицитно о нем не писали и не говорили. К числу таких авторов мы относим и Антона Семеновича Макаренко.

Он, касаясь этой проблемы, утверждал: «Вопрос о половом воспитании в семье может быть разрешен правильно только тогда, когда родители хорошо себе представят самую цель, которую они должны преследовать в половом воспитании своих детей. Если эта цель будет для родителей ясна, ясными станут и пути к ее достижению» (1). В этих словах Макаренко, актуальных и для нашего времени, мы видим суть гендерного воспитания. Она связана с воспитанием личности мальчика и девочки, юноши и девушки.

И если на сегодняшний день проблему полового воспитания можно охарактеризовать как «смутное время», то, прежде всего, по этой причине, с одной стороны, действительно увеличился выпуск научно-популярной психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов (В.Е. Каган, И.С. Кон, У. Мастерс и др.). С другой же, «прорвана» плотина цензуры и табу, и на молодежь обрушился поток словесной и визуальной информации. И она оказалась более действенной, потому что, во-первых, в системе народного образования гендерное воспитание остается «белым» пятном, и даже те учебные курсы, в рамках которых можно было бы осуществлять такое воспитание, изъятых из учебных планов большинства школ. Во-вторых, сохранились распространенные типы родительского отношения к вопросам пола – безразличное, паническое и откровенно негативное. К тому же выросли эмоционально-смысловые барьеры между детьми и родителями. В-третьих, эротические и «технологические» тексты и визуальные образы сильнее воздействуют на сознание молодого поколения, чем словесная, идеологизированная информация, содержащаяся в школьных программах и нравоучениях родителей.

Отсутствие гендерного воспитания в семье и школе, дефицит психолого-педагогических консультаций, недостаточность морально-этических регуляторов полового поведения, оставили молодое поколение перед лицом труднейшей проблемы без педагогической поддержки. Отсюда, многие дети, подростки, юноши и девушки характеризуются заниженной самооценкой, своего рода комплексом неполноценности себя как представителя того или иного пола. Они ощущают себя «ущербными», «дефектными», им кажется, что они не интересны для других, что их никто никогда не полюбит. Так становятся пассивными, неуверенными в себе, или наоборот, агрессивными.

Вернувшись к идеям Макаренко, то мы найдем в них четкие жизненные ориентиры: «Каждый родитель, каждый отец и каждая мать должны поставить перед собой такую цель, чтобы будущий гражданин или будущая гражданка, которых они воспитывают, могли быть счастливы только в семейной любви и чтобы только в этой форме они могли искать и радости половой жизни. Когда родители такой цели перед собой не поставили, если они ее не достигнут, их дети будут жить беспорядочной жизнью пола, следовательно, будут жить жизнью, полной всяких драм, несчастья, всякой грязи и общественного вреда» (1).

Иначе говоря, Макаренко связывал воспитание советского человека в гражданских и семейных ценностях. Когда говорим о нашем времени, то нельзя не принимать во внимание, что социальные роли мужчин и женщин значительно сблизились, унифицировался стиль поведения, привычки, одежда, и порой трудно определить «кто есть кто» по полу. Требования, предъявляемые современной жизнью, связаны с возможностью отказаться от традиционного противопоставления «мужских» и «женских» качеств и черт, и даже говорить об андрогинии (англ. androgyny интеграция, сбалансированное сочетание мужских и женских характеристик, личностных черт) – сочетании в личности того и другого, способствующей более успешной социализации, адаптации, интеграции. Установлено, что чем более «мужественным» является мужчина и чем более «женственной» – женщина, тем труднее происходит их адаптация, значит и социализация. Сегодня уже не работают традиционные для педагогики классические идеалы мужественности и женственности. Но это не означает, что устарел нравственный идеал в отношениях между мужчиной и женщиной.

Не об этом ли писал Макаренко: «… общественная нравственность требует, чтобы половая жизнь человека, каждого мужчины и каждой женщины, находилась в постоянном гармоническом отношении к двум областям жизни: к семье и к любви. Она признает нормальной и оправданной нравственно только такую половую жизнь, которая основывается на взаимной любви и которая проявляется в семье, т.е. в открытом гражданском союзе мужчины и женщины, союзе, который преследует две цели: человеческое счастье и рождение, и воспитание детей» (1).

Обсуждаемая нами проблема остра и злободневна, т.к. гендерное воспитание сказывается на нравственно-психологическом, физическом, психическом и социальном здоровье общества. Пути решения данной проблемы очевидны – охватить все возрастные группы от детского сада до высшей школы, использовать профилактические и коррекционные меры. Чем старше становятся дети, тем больше вероятности, что на их пути могут возникнуть неблагоприятные факторы развития личности.

Современная семья, школа и высшие учебные заведения сегодня могут гибко строить свои учебные планы, включать в них факультативные дисциплины, использовать отечественные и зарубежные программы по проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения.

Но должны сказать, что многие педагоги не готовы к подобной работе, уходят от нее. Во многих педагогических вузах нет курсов, включающих методику работы с детьми и подростками в области гендерного и полового воспитания. К тому же, педагогический корпус по составу остается пока почти чисто женским. Большинство родителей не могут компетентно взаимодействовать со своими детьми, особенно в этих вопросах. Однако эти вопросы нужно решать и как можно скорее.


Литература

  1. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей / Под ред. Г.С. Макаренко и В.Н. Колбановского. - М., 1952.
  2. Макаренко, А.С. Проектировать лучшее в человеке…– Мн.: Университетское, 1989.
  3. На пороге зрелости: Беседы с юношеством о вопр. пола/ Протоиерей В. Зеньковский; Рос. открытый ун-т. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.
  4. Словарь иностранных слов современного русского языка /сост. Т.В. Егорова. – М.: «Аделант», 2012.
  5. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. – М.: Политиздат, 1989.
Комментарии
Комментариев пока нет.