Конспект открытого занятия с учащимися 2 класса «Дифференциация гласных Ы – И»
II Всероссийский конкурс для логопедов на лучшую методическую разработку «Дифференциация звуков» «Дифференциация гласных Ы – И»
Открытое занятие с учащимися 2 класса,
имеющими недостатки письма и чтения,
обусловленные общим недоразвитием речи.
(с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий)
учитель-логопед Сахарова Н.А.
Тема: «Дифференциация гласных Ы- И»
Цель занятия: Учить детей различать гласные Ы, И в устной и письменной речи.
Предметные УУД. Создание условий для развития умений различать буквы «И» - «Ы» на материале слогов и слов. Формирование основы системы научных знаний по теме: «Правописание слов с жи и ши».
Метапредметные УУД.
Познавательные:
уточнение артикуляции звуков [И], [Ы], установление сходства и различия;
сопоставление звуков с их графическим изображением;
совершенствование навыка работы с информацией;
нахождение общих схем решения;
совершенствование навыков сравнения, анализа, обобщения, классификации;
совершенствование грамматического строя речи.
Регулятивные:
развитие мелкой моторики и подвижности органов артикуляции;
совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки;
развитие фонематического анализа и синтеза;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие смекалки, мышления;
расширение пассивного и активного словаря;
развитие навыка словоизменения;
развитие связной речи.
Личностные:
● формирование положительной учебной мотивации;
● формирование понимания и определение границы собственного знания и незнания;
● формирование самостоятельной контролирующей деятельности.
Коммуникативные:
● формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность.
Развивающая среда: зеркала (на каждого ребёнка); буквы Ы, И, символические изображения гласных, согласных твердых и мягких звуков; скрепки; фасоль; тетради, зеленые и синие ручки; домики с буквами И, Ы, И Ы; слоговые таблицы; предметные картинки; слова-паронимы (для доски); антистрессовая подушечка; текст стихотворения Сергея Васильевича Погореловского «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; интерактивная доска; презентация; звёздочки для самооценки работы обучающихся.
Учебно-методическая литература:
1. Краузе Е. Логопедия. 3-е изд. СПб: КОРОНА принт, 2006.
2. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум, 1995
3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е изд. М.: Издательство Гном и Д, 2007.
4. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь
для индивидуальных и групповых коррекционных занятий: В 3 тетр.- Тетр.1. Смоленск:
Изд-во «Ассоциация ХХI век», 1998.
5. Черошникова Г.С. Логопедические занятия в начальной школе II часть (учебное пособие). Иркутск, 2001.
Этапы урока |
Ход занятия |
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность учеников |
I. Организа-ционный этап |
|||
1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. Создание положительного настроя на учение. |
Логопед читает стихотворение: Для ребят звенит звонок, Начинается урок. Время даром не теряйте, На вопросы отвечайте, Дружно тему обсуждайте. Не пройдёт ваш даром труд, Знанья пользу принесут. |
Дети внимательно слушают. |
|
2. Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику. |
Ребята, чтобы громко и чётко отвечать на вопросы в ходе занятия, сделаем гимнастику для губ и язычка: - улыбочка - трубочка - лопаточка - блинчик - киска сердится - чистим зубы - качели |
Дети у зеркал выполняют артикуляционную гимнастику. |
|
II. Основной этап |
|||
3. Знакомство с парой гласных на материале стихотворения. Развитие смекалки, мышления. Расширение пассивного и активного словаря. |
Послушайте стихотворение. Что глядишь, корова, строго и сурово? Мишка – лодырь, через А написал КАРОВА, Напишите вы Мишку через Ы Проучите Мишку – превратите в Мышку. Кошка мышку хвать! Будет лодырь знать. Сравните слова МИШКА и МЫШКА по смыслу и написанию, какими звуками и буквами отличаются эти слова? - Мишка слышим гласный звук [И]. Какую букву напишем? - Мышка слышим гласный звук [Ы]. Какую букву напишем? |
Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы логопеда. - В слове мишка гласный [И], а в слове мышка гласный [Ы]. - Букву И. - Букву Ы. |
|
4. Определение темы занятия. |
- Сделаем вывод о теме занятия. - Чему сегодня учимся? - Зачем нам нужно уметь их различать? |
- Различать звуки и буквы И-Ы. - Чтобы правильно писать в словах. |
|
5. Сопоставление звуков с их графическим изображением (мнемонический приём). |
Молоток я раздобыл Из дощечек букву сбил Сколько здесь дощечек? Три? А какая буква? И. А бедняжка Ы Бродит с палочкой увы! |
Дети внимательно рассматривают гласные буквы. |
|
6. Развитие мелкой моторики. Крупотерапия. |
Ребята, выложите из фасоли буквы Ы-И |
Дети выкладывают буквы из фасоли. |
|
7. Закрепление знаний норм артикуляции звуков [И] - [Ы] |
Дайте характеристику звуку [И]. Произнесите перед зеркалом звук [И]. - Как работает наш речевой аппарат? Дайте характеристику звуку [Ы]. Произнесите перед зеркалом звук [Ы]. - Как работает наш речевой аппарат? |
- Гласный. - Губы в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам. Спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). - Гласный. - Губы немного растянуты. Язык глубоко во рту поднялся горкой, он гласный во рту нет преград, он поётся). |
|
8. Работа над новым материалом. Соотнесение звука и буквы на материале игры «Симофор». |
Игра «Симофор» - Внимательно слушайте слоги. - Поднимите букву И если услышите звук [И] - Букву Ы если услышите звук [Ы]. - бы, би, ри, ны, ни, сы, вы, ги, гы, лы. |
Дети внимательно слушают слоги и поднимают соответствующую букву. |
|
9. Развитие фонематического анализа и синтеза через работу со слоговыми таблицами. |
А теперь предлагаю вслух прочитать пары слогов. - Как звучат согласные перед Ы? - Твёрдость согласного как обозначаем на письме? - Как звучат согласные перед И? - Мягкость согласного как обозначаем на письме? |
Дети читают хором. мы-ми вы-ви зы-зи ми-мы ви-вы зи-зы - Твёрдо. - Синим цветом. - Мягко. - Зелёным цветом. |
|
10. Развитие слухового внимания и фонематического анализа на материале упражнения со слогами. |
Открыли тетради. Записали число. - Запишем слоги в две строки. - Каким цветом обозначим твёрдость согласного? Поставим на первой строке синюю точку. Какую букву будем писать после твёрдого согласного? - Каким цветом обозначим мягкость согласного? Поставим на второй строке зелёную точку. - Какую букву будем писать после мягкого согласного звука? Спинки держим ровно. - Слушаем внимательно. Слоги: пи – пы, ты – ти, ры – ри, ми – мы, ни - ны, кы – ки, ви – вы. - Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. - Возвращаем тетради. - Зачитайте слоги 1-й строки. Зачитайте слоги 2-й строки. - Посмотрите, где в слогах спрятались слова? |
- Синим. -Ы - Зелёным. - И. Взаимопроверка. Читают сначала слоги 1 строки, затем второй строки. - Мы, вы, ты. Рядом слоги ки+ви=киви |
|
11.Совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки. Физкультминутка |
Ребята, а сейчас мы с вами можем встать. Давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной движения. Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще Через левое плечо. Буквой «Л» расставим ноги. Точно в танце – руки в боки Поклонились влево, вправо. Получается на славу! |
Ученики смотрят на экран интерактивной доски и повторяют предлагаемые движения за логопедом. |
|
12. Развитие зрительного и слухового внимания на материале игры «Добавь словечко» (слова – Паронимы). |
Игра «Добавь словечко». Подберите подходящее слово, записанное на доске и дополните предложение. - Я в походе … (был). - В барабан я … (бил). - Чем различаются написанные слова?
- Волк в долине … (выл) - Я верёвки … (вил). - Чем различаются написанные слова? - Малыш был очень ... (мил) - Он руки мылом … (мыл). - Чем различаются написанные слова? - Что происходит со словом, если заменить гласный Ы на И? (Замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова).
- Вам известно значение слова мил (привлекательный на вид, хорошенький). - Значение слова вил (плёл, делал). |
- Был. - Бил. - Буквами Ы-И. - По смыслу. - Выл. - Вил. - Буквами Ы-И и по смыслу. - Мил. - Мыл. - В одних словах пишется Ы, в других пишется И. - Согласный перед Ы звучит твёрдо, а перед И мягко. - Замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова. |
|
13. Развитие навыка словоизменения через игру «Один – много» (с перекидыванием мяча). |
Игра «Один-много». Встали из-за парт. - Я кидаю вам подушечка и называю предмет в единственном числе. Вы, возвращая её, называете то же слово во множественном числе и выделяете последний звук – [Ы] или [И]. Образец: стол – столы, конь – кони. Кость – … Стена – … Зуб – … Яблоко – … Зонт – …. Нос – …. Комар - … Книга- … Слива- … Спичка-… - Обратите внимание на место звука [Ы] в словах. - А в предыдущем задании где стоит? -Ы на вид весьма сурова, -Но характером скромна: -Никогда в начале слова -Не становится она. - Звук [Ы] никогда не стоит первым. Поэтому заглавной буквы Ы у нас нет. |
- кости - стены - зубы - яблоки - зонты - носы - комары - книги - сливы - спички - Звук [Ы] находится в конце слова. - В середине слова. |
|
14.Закрепление умения различать звуки [И] и [Ы] на материале игры «Рассели слова». |
Игра «Рассели слова». - Нужно предметы расселить по домикам. Слова со звуком [И] в домик с буквой И, слова со звуком [Ы] в домик с буквой Ы. А также разделите слово на слоги, найдите место буквы Ы или И в нем. Предметы: бусы, шишка, мишка, телевизор, мышка, бык, машина, ласты, корзина, очки, шахматы, волосы, копилка, усы, шина, лыжи, тыква. Какие слова подчиняются правилу? Припомните это правило. - Как звучат в этих словах согласные звуки перед И? - Но писать мы будем после твёрдых Ж и Ш какую гласную? - Почему? |
- Дети по очереди складывают в домики подходящие картинки. - В слове телевизор 4 слога, в середине слышим И, отправляем в домик где живёт И. - В слове бусы 2 слога, в конце слышим Ы, отправляем в домик где живёт Ы. - В слове лыжи 2 слога, 2 гласных звука [Ы]-[И], в 3 домик. Шишка, машина, шина, лыжи ЖИ-ШИ – пиши с гласной И. Твёрдо! -И - Потому, что это правило. |
|
15. Дифференциация звуков в словосочетаниях. |
а) Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите слова, в которых пропущены буквы. Групповая работа. БЕЛЫЕ СНЕЖНКИ ДУШСТЫЕ ЛАНДЫШИ ЛЁГКИЕ ПУШНКИ ДРУЖНЫЕ МАЛШИ ВЕСЁЛЫЕ КАНКУЛЫ б) Работа с перфокартами. Индивидуальная работа. Вставить пропущенные буквы Ы-И: З…мой р…бы ушли на дно реки. Дет… …скали жёлуди. Кур… р…ли грядки. Ночью в…ли волк… |
Ребята исправляют ошибки, вставляя пропущенные буквы. |
|
III . Заключи-тельный этап |
|||
16.Уточнить, проанализировать полученные знания |
- Наше занятие подошло к концу. - Давайте вместе вспомним: - Чему мы учились на уроке? - Скажите, с какими согласными звуками «дружит» гласная И, а с какими Ы. Ребята, чтобы вы очёнь чётко проговаривали эти звуки, предлагаю вам чистоговорку, дома её выучите. – Вы малину мыли ли? – Мыли, но не мылили. |
Учились различать звуки и буквы Ы – И. - Гласная И дружит с мягкими согласными. - Гласная Ы с твёрдыми согласными. |
|
17. Рефлексия |
- Кому, какое задание понравилось? - С каким настроением уходите с урока? - Как бы вы оценили свою работу? - Все работали хорошо, всем спасибо, урок закончен. |
Называют понравившиеся задания. Говорят о настроении. Оценивают свою работу с помощью «пяти звёзд». |